В составе артиллерии 33-й армии, в период контрнаступления в битве под Москвой, был 3-й дивизион 590-го гаубичного артиллерийского полка большой мощности. В него входили шесть 203,2-мм гаубиц Б-4 образца 1931 года (1).
Важно, на мой взгляд, что ставится под сомнение распространенное мнение: «после начала Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК были отведены в глубокий тыл. В боевые действия они вступили в конце 1942 года».
203,2-мм гаубица Б-4 была одним из самых мощных отечественных артиллерийских орудий в дни битвы под Москвой.
Разработка 203,2-мм гаубицы была начата конструкторским бюро Арткома ГАУ в 1927 году в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть. Первоначально работу по ее созданию возглавлял конструктор Ф. Ф. Лендер, а после его смерти к работе были подключены конструкторы серийных заводов.
После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «203-мм гаубица образца 1931 года». Она предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей.
Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Он обеспечивал гаубице достаточно высокую проходимость и ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ. Такой стал унифицированным для триплекса орудий большой мощности: 203-мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5.
При транспортировке гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет - лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в неразобранном виде. Транспортировку осуществляли гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.
К гаубице были разработаны выстрелы картузного заряжания с десятью переменными зарядами. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменными зарядами, дающими десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей.
Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый. Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра. Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъемник с ручным приводом. В качестве легкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола.
Орудие в течение длительного времени - до начала 1942 года - находилась в производстве.
203-мм гаубица образца 1931 года оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах.
До конца Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 состояли только в артиллерии РВГК.
В середине 1950-х годов орудие было модернизировано на сталинградском заводе «Баррикады». Модернизация главным образом заключалась в замене гусеничного хода колесным, что позволило значительно увеличить подвижность и маневренность этих орудий, которые получили индекс Б-4М. 203,2-мм гаубица Б-4М состояла на вооружении до начала 90-х годов.
1. Широкорад А.Б. Артиллерия в Великой Отечественной войне/ А. Б. Широкорад.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2010. В этой книге говориться об участии 590-го артиллерийского полка, в сотаве которого и были 203,2-мм гаубицы Б-4. Кроме того, на нескольких сайтах подтверждается вхождение самого полка в состав 33-й армии и Западного фронта.