6-7 сентября 2012 года в г.Торуни (Польша) проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура», организованная Институтом славянской филологии Университета им. Николая Коперника. Конференция была приурочена к 80-летию выдающегося исследователя старообрядчества и 50-летию научной работы профессора Е.Иванца.
Пленарное заседание открылось выступлением профессора С.Гжибовски, который рассказал об Е.Иванце как ученом и как личности. В «Слове о Евгении Иванце», С.Гжибовски отметил: «Лучше почитать его, нежели разговаривать с ним». На это Е.Иванец ответил в своем выступлении: «Может я казался кому-то тяжелым человеком, но я шел своей дорогой, и буду идти ею до самой смерти».
Далее конференция работала в двух секциях: одна секция содержала в основном исторические и этнографические доклады, другая – доклады по филологическим и лингвистическим темам.
Конференция прошла в уютной обстановке под сводами здания Филологического факультета Университета им. Николая Коперника. Благодаря некоторой «камерности» и не слишком большому числу участников были выслушаны все доклады. После каждой группы докладов желающие могли задать вопросы выступающим и поучаствовать в обсуждении.
Несомненно, всем участникам конференции надолго запомнится теплый прием в стенах торуньского Университета и очарование средневекового города.
С.Гжибовски. Слово об Е.Иванце
К.Снарски о научной деятельности Е.Иванца
еп.Аполлинарий (Дубинин) (Курск)
Касаткин Л.Л. (Москва)
Сморгунова Е.М. (Москва)
Н.Морозова (Вильнюс)
Агеева Е.А. (Москва) и Гонобоболева С.Л. (Санкт-Петербург)
Участники конференции
UNIWERSYTET MIKOŁAJA KOPERNIKA
INSTYTUT FILOLOGII SŁOWIAŃSKIEJ INSTITUTE OF SLAVONIC LANGUAGES
УНИВЕРСИТЕТ им. НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА ИНСТИТУТ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
Staroobrzędowcy za granicą
Старообрядцы в зарубежье
6-7 сентября 2012 Торунь, Польша
Четверг, 6 сентября 2012 г.
Пленарное заседание, посвященное Юбилею 80-летия выдающегося исследователя старообрядчества проф. Е. Иванца / Posiedzenie plenarne poświęcone Jubileuszowi 80-lecia zasłużonego badacza staroobrzędowstwa prof. E. Iwańca
1. Проф. С. Гжибовски – Cлово о Евгении Иванце
2. Krzysztof Snarski (Suwałki) – Moje życie – moja pasja. Sylwetka naukowa badacza kultury staroobrzędowców prof. Eugeniusza Iwańca
2. Выступление Е. Иванца
Секция 1 (председатель – Л.Л. Касаткин, Е. Потехина, И.Л. Шевнин, Д. Пасько-Конечняк)
1. Оксана Паликова (Тарту) – «Дальше острова не убежишь»: географическая лексика в говоре старообрядцев острова Пийриссаар (Эстония).
2. Ирина Кюльмоя (Тарту) – Русско-эстонская интерференция в говоре старообрядцев Причудья
3. Дорота Пасько-Конечняк (Toruń) – Колебания в месте ударения в русском говоре старообрядцев, проживающих в Польше
4. Леонид Леонидович Касаткин (Москва) – Говор старообрядцев села Пилипы-Хребтиевские Ново-Ушицкого района Хмельницкой области Украины и его материнские говоры
5. Елена Потехина (Olsztyn) – Издание «Вечной правды» Аввакума Комиссарова из собрания Войновского монастыря: смысл заметок на полях
6. Елена Александровна Подтуркина (Обнинск) – Целостность художественно-образного решения гуслицкой книги
7. Tsukada Tsutomu – Спасовцы в Китае и Америке
8. Hideaki Sakamoto (Tenri) – Деятельность местного БРЭМ (Бюро по делам Российских Эмигрантов в Маньчжурии) в старообрядческом районе Ханьдаохэцзы
9. Иван Леонидович Шевнин (Хабаровск) – ”Почему польское консульство интересуется местными старообрядцами”. Старообрядцы в Маньчжу-Ди-Го к 1939 г.
9. Нина Юрченкова (Саранск) – Духоборцы вчера и сегодня: интеграция в канадское общество.
10. Stefanie Scherr (Swinburne) – Religious and Migrant Memories in the Australian Diaspora
11. Wojciech Lipiński (Warszawa) –Staroobrzędowcy (Lipowanie) z ukraińskiego Budziaku. Pamięć i tożsamość
1. Елена Александровна Агеева (Москва) – Споры о перстосложении на иконах у современных староверов Орегона.
2. Елена Михайловна Сморгунова (Москва) – Русский протопоп Аввакум и библейский пророк Аввакум.
3. Роман Александрович Майоров (Москва) – Старообрядческий священник Кирилл Иванов в воспоминаниях его литовских прихожан.
4. Александр Дубинин, еп. Аполлинарий (Курск) – Что такое «старообрядческий экуменизм»?
5. Екатерина Быкова (Киров) – Сакральное пространство молитвенного дома старообрядцев поморской церкви.
6. Мари-Лиис Паавер (Таллин) – Творчество иконописца Марка Солнцева: в тени мастера.
7. Дарья Евгеньевна Мальцева (Peccioli) – Старообрядческая икона в собраниях Италии
8. Лидия Гаврюшина (Москва) – Два липованских села в Румынии: особенности быта, устной и письменной традиции.
9. Анна Аркадьевна Плотникова (Москва) – Традиционная народная культура в русских селах Добруджи (Румыния).
10. Lech Kościelak (Warszawa) – Staroobrzędowcy z Mazur w reportażu polskim z lat 30. XX w.
11. Светлана Николаевна Амосова (Москва) – Этнография соседства: образ еврея в рассказах старообрядцев (по материалам экспедиции 2011 – 2012 гг. в г. Прейли, Латвия).
12. Александр Черных (Пермь) – Конфессионимы в русских традициях Пермского Прикамья.
13. Екатерина Анатольевна Архипова (Москва) – Региональные исследования истории старообрядчества: современное состояние и перспективы развития.
Пятница, 7 сентября 2012 г.
Секция 1. (председатель - М. Глушковски, С.Л. Гонобоблева)
1. Magdalena Ziółkowska (Toruń) – Личные имена старообрядцев, проживающих в Польше.
2. Anna Tokarewicz (Olsztyn) – Лексико-сематическая группа «названия кушаний» (на материале словаря Słownik staroobrzędowcow mieszkajacych w Polsce): этнолингвистический аспект.
3. Michał Głuszkowski (Toruń) – Польское или русское. Спорные элементы кода в условиях языкового контакта с точки зрения теории переключения кодов.
4. Ольга Геннадьевна Ровнова (Москва) – О лексическом комментарии к современной старообрядческой рукописи из Южной Америки.
5. Софья Львовна Гонобоблева, Иван Вадимович Григорьев - Номинация в говорах русских староверов Южной Америки.
6. Katarzyna Szpundow, Ewa Kowalewska (Olsztyn,Warszawa) – Asymilacja starowierców na terytorium Polski a potrzeba zachowania ich odrębności językowej, religijnej i kulturowej.
Секция 2. (председатель - Г. Поташенко, А. Пригарин)
1. Евгений Владимирович Акельев (Москва) – Политика российского правительства в отношении зарубежных старообрядческих общин в 20-60-х гг. XVIII в.
2. Надежда Морозова (Вильнюс) – Польский устав 1751 г. в старообрядческой рукописной традиции.
3. Григорий Поташенко (Вильнюс) – Исторические взгляды Василия Золотова (1786 - после 1856) (по материалам «Хронографа Литовского, сиречь Летописца степенного).
4. Александр Пригарин (Одесса) – Старообрядцы и социализм: компаративная опыт в Украине и Румынии.
5. Алена Стороженко (Кызыл) – Роль старообрядцев в миграционных
процессах в Туве в конце XIX – начале XX вв.
6. Stefan Pastuszewski (Bydgoszcz) – Starowiercy łatgalscy kontra Powstanie Styczniowe.
Заседание Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов - председатель Л.Л. Касаткин
С. Гжибовский (Торунь) – Проект статьи «Старообрядцы в Польше» для «Атласа расселения старообрядцев»