Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Музей истории и культуры старообрядчества > Волкова Т.Ф. Методика проведения опроса населения северных регионов Коми АССР по программе «Духовная культура Севера».

        
Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР

Сыктывкарский государственный университет

имени 50-летия СССР

Кафедра русской литературы

АРХЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Часть 3

Методика проведения опроса населения северных регионов Коми АССР по программе «Духовная культура Севера»

Сыктывкар 1989

-2-

Данные методические указания предназначены для студентов (филологов и историков), проходящих полевую археографическую практику в составе экспедиции. Цель их – помочь студентам найти контакт с информантами и хранителями древнерусской книжности, которыми являются в подавляющем большинстве люди старшего поколения – носители малоизученной старообрядческой культуры, и в ходе опроса собрать материал по истории духовной культуры свернорусского крестьянства исследуемого региона.

В основе методических указаний лежит анкета, включающая основные аспекты духовной жизни и деятельности севернорусского крестьянства в прошлом и настоящем, опубликованная в предшествующем выпуске серии методических указаний по археографической практике (Археографическая практика. Программа и методические указания. Сыктывкар, 1988. Ч.2. Приложения С.3-5).

В данном выпуске методических указаний эта анкета расширена и уточнена. Каждый ее раздел сопровождается рекомендациями по ведению опроса, включающими советы этико-психологического характера и перечень косвенных вопросов, с помощью которых студент может собрать информацию по данному разделу анкеты.

В конце методических указаний прилагается краткая библиография по основным разделам анкеты.

Утверждено на заседании учебно-методической комиссии филологического факультета 09.06.88 г. (протокол №8).

-3-

1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Информация, которую необходимо получить в ходе опроса:

1.1. Фамилия, имя, отчество; адрес постоянного и временного (в зимнее время) проживания.

1.2. Год рождения.

1.3. Состав семьи: родители, братья, сестры, муж (жена), дети – основные сведения о них.

1.4. Происхождение данной семьи, данного рода:

- Предки;

- Где жила семья раньше;

- Географические и межнациональные связи данной семьи (в прошлом и настоящем).

1.5. Социальное положение опрашиваемого:

Профессия, где и кем работал.

1.6.Наличие верующих родственников:

- Где они живут;

- Поддерживается ли с ними связь.

-4-

Рекомендации по ведению опроса.

Первый раздел анкеты охватывает круг вопросов, касающихся биографии данного человека и его ближайшего окружения. Выяснение этих вопросов, как правило, не вызывает особых трудностей. Совсем не обязательно начинать беседу с паспортных данных вашего собеседника: его имени и отчества, возраста. Опыт показывает, что наиболее успешным началом беседы может быть разговор о ближайших родственниках вашего собеседника. Естественным поводом для его начала могут быть фотографии, украшающие интерьер каждого деревенского дома. От ныне здравствующих родственников – детей, внуков, братьев, сестер – следует перейти к разговору об умерших – родственниках старшего поколения. При этом необходимо учитывать, что люди пожилого возраста не всегда сразу могут вспомнить имена, фамилии, отчества давно умерших людей. Им надо в этом помочь. Иногда бывает достаточно высказать гипотезу, произнести вслух два-три случайных имени, чтобы собеседник, по принципу контраста или ассоциации вспомнил настоящее имя своего предка. В ходе этого разговора нетрудно задать вопросы, касающиеся и самого собеседника.

Тот же принцип эффективно работает и при выяснении вопроса о происхождении данной семьи и роде занятий ее членов и вашего собеседника. Высказывая конкретное предложение, отражающее наиболее типичную ситуацию для данной местности и социальной группы, вы либо получаете конкретизированное подтверждение вашей гипотезы, либо ее опровержение. Если собеседник не очень активно идет на диалог, попробуйте переключить его внимание на вашу биографию. Расскажите о своем происхождении, своих родственниках и предках. Этот рассказ создает атмосферу воспоминаний, вызовет доверие к вам вашего собеседника, и ему самому захочется рассказать о себе.

Восстанавливая биографию вашего собеседника, обратите особое внимание на те периоды его жизни, которые падают на драматические и трагические периоды в истории советского общества – период гражданской и Великой Отечественной войн, время коллективизации, трудный период послевоенного восстановления. Все детали рассказа о преломлении этих событий через личную судьбу вашего собеседника следует как можно более точно записать,

-5-

фиксируя и образную прямую речь участников тех далеких событий в изложении вашего собеседника. Записанные вами рассказы помогут восстановлению истиной картины духовной жизни северной деревни на крутых поворотах истории, еще практически не исследованных.

Чтобы получить ответ на вопрос о наличии у вашего собеседника верующих родственников, следует задавать его не прямо, а с помощью вопросов, переводящих проблему вероисповедования в план культуры: например, можно поинтересоваться тем, имеют ли данные родственники старинные книги, разбираются ли в них, что позволит в дальнейшем затронуть вопросы веры, отношения интересующих вас людей к расколу, принадлежности их к старообрядческой общине или официальной церкви.

Вопрос о ведении переписки с такими родственниками вашего собеседника может дать вам информацию о месте их проживания.

-6-

2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Информация, которую необходимо получить в ходе опроса:

21. Грамотность:

21.1. Светское обучение:

- сколько классов закончил;

- учился ли дальше, где;

- работал ли по специальности.

21.2 Старообрядческое образование:

- где и у кого учился старообрядческому письму; кто учил читать;

- где проходили занятия, в какое время, как часто;

- какие знания конкретно были получены;

- обучался ли пению по крюкам, где, кто обучал.

21.3. Сведения грамотных старообрядческих книжниках прошлого и настоящего:

- как происходил процесс книгописания;

- кто переплетал книги;

- что собеседнику известно об Усть-Цилемских книжниках прошлого и настоящего.

22. Круг чтения.

22.1. Имеются ли личные книги:

- состав библиотеки;

- происхождение составляющих ее книг.

22.2. Книгообмен:

- берет ли Хранитель книги для чтения у односельчан;

- дает ли книги дл чтения другим лицам;

- кто чаще всего берет у него книги для чтения.

22.3. Процесс и интенсивность чтения:

- как часто читаются книги;

- что читается чаще всего.

22.4. Книжная образованность:

- знание памятников основных средневековых литературных жанров:

библейских книг

апокрифов

сочинений отцов церкви

агиографии (житий, патериков)

летописей

воинских повестей

-7-

оригинальной и переводной беллетристики

духовных стихов;

- знание и чтение литературы нового времени (XVIII-XIX вв.);

- знание старообрядческой литературы;

- чтение периодической печати (светской и духовной):

старообрядческого календаря,

общественно-литературных журналов,

газет.

23. Иконография.

23.1. Наличие в доме икон, их разновидность.

23.2. Знание собеседника в области иконографии:

- сюжеты;

- техника изготовления икон;

- местные иконописцы;

- отличия старообрядческих икон от «никонианских».

23.3. Отношение информанта к разного типа иконам

деревянным;

медным.

24. Особенности народного религиозного сознания

24.1. Семантика традиционной деревенской среды. Народные представления о мифологических обитателях человеческого жилья, бани, леса, реки (водоема).

24.11. Символические функции жилища, строительная обрядность, представления о домовом;

24.12. ритуальные функции бани, представления о банном духе;

24.3. перекрестки и колодцы как маргинальные зоны деревенского пространства;

24.14. реальная и символическая топография кладбища. Образ реки в традиционных народных представлениях;

24.15. особенности традиционного народного восприятия леса; представления о лешем;

24.16. местные топонимические легенды.

24.2. Традиционные игры, забавы и развлечения детей северной деревни.

-8-

24.3.Осмысление мировой истории и исторического процесса в свете народного религиозного сознания.

24.31. знания по библейской истории;

24.32. представления о конце мира;

24.33. знания по истории русского государства.

Рекомендации по проведению опроса

Второй раздел анкеты включает круг вопросов, позволяющих составить представление о духовном мире вашего собеседника, об уровне его культуры, ее характере, о типе образованности, степени начитанности в области средневековой книжности, знаниях в области иконографии, о наличии у него и у соседей памятников письменности и древнерусского искусства, представляющих научный интерес. Кроме того, вопросы этого раздела помогут выявить представления о мире, природе, истории, фазах человеческой жизни, сформировавшиеся в крестьянской среде, собрать материал о традиционной обрядности крестьян, записать местные легенды и предания.

Вопросы этого раздела можно сгруппировать в несколько блоков. Рассмотрим особенности проведения опроса по каждому тематическому разделу.

21. Грамотность.

Сведения по теме «Светское обучение» получают, как правило, без особых затруднений. Несколько сложнее получить сведения по вопросам старообрядческого образования. Собеседники часто уклоняются от ответа на прямой вопрос или не понимают его смысла. Лучше всего начать с пересказа какой-нибудь распространенной местной легенды об «учителях» из числа старообрядцев или какого-нибудь конкретного рассказа, почерпнутого в ходе предшествующего опроса. Факты чужой биографии, по аналогии или контрасту, вызовут у вашего собеседника желание сопоставить их с событиями своей жизни. При этом необходимо постараться выяснить как можно больше подробностей об обстоятельствах обучения старообрядческому богослужению и славянской грамоте.

От вопросов о грамотности вашего собеседника легко перейти к беседе о местных «грамотеях», людях, известных своей начитанностью в старообрядческой литературе, хорошо знавших службу, умевших переписывать старинные книги.

-9-

Если экспедиция проходит на территории Низовой Печоры, следует прежде всего назвать вашему собеседнику ряд имен известных печорских книжников конца XIX - нач. XX вв. Начать разговор лучше всего с современников – людей, умерших сравнительно недавно, жизнь которых в ее конкретности еще сохранилась в памяти односельчан и вместе с тем стала доступна обсуждению и оценке. К числу таких людей относятся жители с. Усть-Цильма: Гаврила Васильевич Вокуев, Василий Игнатьевич Лагеев, Степан Афиногенович Носов, Сидор Нилович Антонов, Екатерина Петровна Торопова. Необходимо собрать как можно больше сведений о жизни этих людей – последних хранителей старинной книжной культуры на Печере. Но получить эти сведения можно только избегая общих вопросов: на них, как правило, не находится ответов. Вопросы должны быть конкретными, пробуждающими воспоминания.

Можно начать с вопросов о бытовом укладе жизни данного человека: о его отношении к еде, к ближайшим родственникам, поведении в семье, характере общения с окружающими – родственниками, соседями.

От этих вопросов можно перейти к вопросам о религиозном поведении интересующего вас человека: о постной дисциплине, о строгости и регулярности поведения частного богослужения, о роли его в жизни старообрядческой общины, о способности его вести службу.

Эти вопросы приведут вас к разговору о книгах в жизни данного человека. Постарайтесь получить какие-то сведения о составе его библиотеки, о репертуаре переписывавшихся им книг, об обстановке, в которой работал книжник, о приемах переписывания книг, об орудиях и материалах письма (каким пером пользовался, где брал бумагу, откуда брал чернила, какие краски использовались для украшения рукописей, где брал книги для переписки, давал ли свои книги соседям и т.д.). Поинтересуйтесь, занимался ли данный книгописец и переплетными работами, если да – то каким способом он переплетал книги, какой материал использовал для крышек переплета и их покрытия, каким способом сшивал тетради.

Необходимо расспросить и о судьбе принадлежавших такому книжнику рукописей и старопечатных книг: к кому из родственников или духовных деятелей могла перейти библиотека книгописца или отдельные книги из этого собрания. При этом сами стройте предпо-

-10-

ложения – это очень активизирует собеседника: заведомо невероятные предположения будут разу же отвергнуты, а взамен их, скорее всего, будут предложены другие варианты, более логичные, с точки зрения вашего собеседника. Таким образом, вы получите дополнительный материал для проверки, а возможно, и новое направление поиска.

Перед отъездом в экспедицию обязательно познакомьтесь с материалами полевых дневников и опубликованными археографическими отчетами предшествующих экспедиций в район вашего предполагаемого поиска, чтобы составить себе представление о том, что к моменту вашей работы известно о местных книжниках и переплетчиках, и эти сведения используйте для завязывания беседы. Вместе с тем, не стремитесь выложить вашему собеседнику все, что вам известно об интересующем Вас человеке, иначе у опрашиваемого возникнет предположение, что Вы и без его рассказов достаточно много знаете, и у него пропадет желание напрягать свою память.

Поговорив о «грамотеях», живших сравнительно недавно, обязательно проверьте, что известно вашему собеседнику о книжках прошлого века, или людях, скончавшихся несколько десятилетий назад. Возможно, с их именами связана какая-то местная легенда, которая еще не была зафиксирована. Кроме того, факт знания современным человеком имен книжников прошлого свидетельствует об определенном уровне его культуры, что тоже представляет интерес при исследовании духовной культуры народа.

22. Круг чтения.

Разговор о книжниках и книгах естественно подведет вас к выяснению одного из самых важных аспектов опроса: как относится к старинной книге ваш собеседник, что он читает, где берет интересующие его книги, имеет ли свою библиотеку.

Как правило, здесь наступает перелом в ходе опроса. Очень часто пожилой человек, имеющий в своем доме старинные книги, опасаясь за их судьбу, не решается сказать о своих книжных богатствах малознакомому человеку и уклоняется от ответа на вопрос о наличии в его доме кириллических книг. Опыт археографической работы показывает, что в этом случае не следует продолжать опрос в том же направлении, лучше перевести разговор на ваши взаимо отношения с другими жителями данного села – владельцами старинных книг, наз-

-11-

вать ряд имен, описать с конкретными подробностями, как проходило ваше знакомство с библиотекой такого человека, какие конкретно книги вы у него видели, что читали вместе с ним и – если это соответствует истине – что из своей библиотеке он счел возможным подарить вам. Такие рассказы отчасти снимут напряжение, психологически расслабят вашего собеседника, и он будет более доверять вам, поверит в вашу искреннюю заинтересованность старинной книгой.

В изменившейся психологической ситуации предложите продемонстрировать ваши навыки чтения кириллической книги, как бы забыв о том, что в этом доме, по словам его хозяина, их нет. Часто соблазн послушать вслух любимые тексты берет вех над осторожностью, и хозяин выносит из заветного угла припрятанную книгу. Не следует делать при этом удивленного лица и задавать недоуменные вопросы. Простите вашему собеседнику го лукавство, ведь оно имеет под собой прочную основу – годы варварского отношения к богослужебной книге, в которой видели не памятник книжно культуры, а «рассадник веры», за что она и отбиралась, и физически уничтожалась.

Получив для чтения книгу, непременно соблюдайте важные для старообрядца-книжника правила общения с нею: вымойте руки и осторожно листайте страницы! Только показав уважение к книге, вы заслужите и уважение к себе ее владельца.

Если вы недостаточно хорошо отработали технику чтения вслух кириллического текста, не смущайтесь: объясните владельцу книги, что вы еще находитесь в стадии обучения и просите помочь вам в раскрытии титл и расстановке «сил». Совместное чтение вслух старинной книги – кратчайший путь к сердцу книжника! Добившись его расположения, вы можете продолжать беседу, ориентируясь на разделы 21-23 анкеты.

Особенно важным является выяснение состава книжного собрания, если факт его наличия в доме вами установлен. Если владелец неохотно достает книги или вообще отказывается показать их, хотя и не отрицает, что книги у него имеются, постарайтесь расспросить поподробнее, какие именно рукописные и старопечатные книги входят в эту коллекцию. Как правило, на прямой вопрос о видах книг в собрании, владелец его отве-

-12-

чает с неохотой или вообще уклоняется от ответа, но на конкретные вопросы отвечает достаточно четко. Поэтому лучше всего последовательно назвать все основные книги, богослужебные и четьи, которые традиционно входят в круг чтения старообрядческой семьи. К ним относятся: Псалтырь, Триоди (постная и цветная), Октоих, Минея общая, Минея служебная, Часовник, Устав, Ирмологий, Требник, Канонник, Четьи-Минеи, Пролог, Апостол, «Ефрем Сирин», «Златоуст», «Страсти Христовы», Житие Василия Нового, Апокалипсис (как правило, лицевой), Святцы, Молитвенник, сборники духовных стихов.

Называя эти книги, покажите ваши знания – охарактеризуйте их содержание. Вспомните какие-нибудь случаи из вашей жизни, вязанные с этими книгами и людьми. У которых вы их видели и читали. Все это поможет вам постепенно составить себе представление о характере собрания вашего собеседника, а возможно, и посмотреть хотя бы его часть.

Если вам показали какую-то книгу, внимательно изучите ее, постарайтесь прочесть владельческие и читательские записи, если они имеются, внесите в записную книжку краткое описание книги и текст маргиналий.

Постарайтесь выяснить у владельца книги ее происхождение: досталась ли она ему от родителей или других родственников, получена ли по духовному завещанию после смерти соседа или жителя другой деревни, куплена ли (узнайте – где, у кого и за какую цену, т.к. все эти сведения нужны для книговедческих исследований).

Поинтересуйтесь так же, как и кем используются книги данного собрания: читает ли их только владелец или они используются и другими читателями (узнайте – кто именно регулярно берет книги из этой библиотеки, как часто, на какой срок, какие книги пользуются особым спросом, какие покидают дом редко).

Обязательно узнайте у владельца библиотеки, как часто сам он обращается к своему собранию, какие именно книги и когда читает, какие из книг пользуются у него особой любовью, почему.

Разговор о чтении следует расширить и выяснить, о каких произведениях средневековой литературы ваш собеседник знает: какие из них читал сам, о каких знает в пересказе кого-то из односельчан или других знакомых старообрядцев, о каких только слышал, но никогда не

-13-

держал в руках. Опрос лучше всего вести по жанровому принципу, последовательно выяснив представления собеседника о таких жанрах древнерусской литературы, как жития, патерики, апокрифы, библейские книги, духовные стихи, сочинения отцов церкви, воинские повести, летописи.

Особое внимание уделите при опросе старообрядческой литературе – выясните, в какой степени она знакома вашему собеседнику.

Прежде всего выясните, что он знает о первых расколоучителях (Аввакуме, Дьяконе Федоре, попе Лазаре, Епифании, Иване Неронове, Феодосье Морозовой и др.), затем попытайтесь уяснить, какие из произведений писателей-старообрядцев ему известны, были им прочитаны.

Важным представляется и выяснение вопроса, насколько данный человек начитан в области русской классической литературы XIX-XX вв., что ему известно о светской литературе XVIII В., каких авторов он знает, какие произведения читал, знакомится ли он с газетными и журнальными публикациями; если – да, то какие именно периодические издания читает. Выясните, выписывает ли собеседник старообрядческий календарь, как относится к публикуемым там материалам.

23.Иконография

Одним из сложных разделов опроса является раздел, посвященный иконографии. В доме каждого верующего человека есть иконы. Зачастую среди них оказываются ценные в научном отношении иконы, которые необходимо брать на учет и следить за их судьбой. Кроме того, анализ ответов на вопросы этого раздела анкеты дает важный материал для изучения духовной культуры современного старообрядчества, техники изготовления икон, выявит имена местных иконописцев.

Прежде всего следует описать все иконы, обязательно расспрашивая владельца о их названиях и сюжетах, даже если они вам известны. В ходе расспроса об иконах можно прояснить и уровень знаний вашего собеседника в области иконографии, задать вопросы по технике изготовления икон, спросить о том, кто в данной местности занимался писанием икон. Обязательно надо задавать вопрос об отличии старообрядческих икон от «никонианских» и подробно фиксировать ответ. Поинтересуйтесь также в ходе этого разговора об отношении хо-

-14-

зяина дома к разного типа иконам – деревянным и медным, выясните, какие он считает более почетными.

24. Особенности народного религиозного сознания.

Если предыдущие разделы анкеты содержали вопросы, сформулированные для описания книжной культуры, то раздел 24 «Особенности народного религиозного сознания» преследует цель фиксации некоторых существенных фрагментов традиционных (восходящих иногда к глубокой древности) представлений об устройстве мира, месте в нем коллектива и индивидуума. При этом особое внимание уделяется вопросу о соотношении в традиционной культуре качественно различных элементов, связанных с двумя системами ценностей: языческой и христианской, которой является одной из наиболее важных проблем современной этнографии и ряда смежных наук.

Актуальность предлагаемому в данной разработке комплексному подходу к изучению этой грани народной культуры придает тот факт, что главный объект проводимых в СГУ исследований – печорское крестьянство – отличалось высоким уровнем грамотности развития книжной культуры.

Методика опроса по данному разделу опирается прежде всего на систему косвенных вопросов, ответы на которые могут послужить исследователю исходным материалом для реконструкции традиционных и архаичных представлений.

Следует учитывать, что не все вопросы, сформулированные в этом разделе, могут показаться информантам уместными. Если их реакция на какой-либо вопрос будет адекватной, то разговор следует перевести на другие темы. Опыт показывает, что успешному общению с информантами может способствовать обращение их внимания на реальные объекты окружающей среды (природные и культурные) и элементы интерьера жилища (красный и печной углы, матица и т.д.).

Если ваш собеседник переключается почему-либо на другие темы, не спешите его прервать. Возможно, в таких отступлениях будет содержаться ценная информация, выходящая за пределы анкеты. Ее также необходимо зафиксировать.

Иногда информанты оказываются не в состоянии ответить на предлагаемые им вопросы потому, что не вполне понимают их смысл и цель. В некоторых случаях информантов подводит память.

-15-

Для того чтобы все-таки добиться ответа, можно коротко пересказать известные вам легенды, предания, былины, обряды и обычаи.

Излагая те или иные сведения, избегайте ссылок на научную литературу! Будет лучше, если Вы начнете примерно так: «В одной деревне мне рассказывали…», «от одного старого человека я слышала…» и т.д.

Для более успешного проведения опроса по данному разделу рекомендуется выделить в нем несколько тем и вести беседу, последовательно переходя от одной темы к другой.

24.1.Семантика традиционной деревенской среды.
Народные представления о мифологических обитателях человеческого жилья, бани, леса, реки (водоема).

При ведении опроса по данному разделу следует помнить, что в традиционном народном сознании окружающий мир со всеми его компонентами насыщен эмоциональным и религиозным смыслом. Географическое пространство предстает одновременно и как религиозно-мифологический континуум, в котором особое место занимают такие культурные и природные объекты, как дом, баня, колодец, перекресток, лес, река.

24.11. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТРАДИЦИОННОГО КРЕСТЬЯНСКОГО ЖИЛИЩА
Для понимания места и роли жилища в традиционной культуре необходимо учитывать, что оно обладало не только практическим значением, но и определенными символическими функциями, представления о которых восходят к глубокой древности. Данные археологии, этнографии и лингвистики позволили реконструировать существенные фрагменты архаичного мировоззрения, предполагающего соотнесенность жилища как с человеческим телом, так и со строением космоса.

Нижняя, средняя и верхняя части дома символически обозначали соответствующие вертикальные сферы Вселенной, моделью которой является трехчастное мировое древо. По архаичным воззрениям, космос был создан из тела ритуальной жертвы, в качестве которой выступал мифологический «первый человек». Сходным образом сооружение жилища связывалось в мифологическом сознании со строительной жертвой, которая первоначально если и не была человеческой, то по крайней мере мыслилась в качестве таковой.

-16-

В древности у многих народов, в том числе и восточных славян, был широко распространен культ коня. Во многих традициях конь сближался с человеком и рассматривался в качестве его ритуального зооморфного заместителя. Эти представления отразились, в частности, в обычае подкладывать конские черепа под красный угол жилища, что обнаружено при археологических раскопках средневекового Новгорода. К соответствующим фрагментам архаичного мировоззрения восходит также обычай оформлять конец верхнего бревна крыши (охлупень) в виде конской головы (конек). Жилище с коньком может рассматриваться как строение, вырастающее из тела жертвы.

В ходе исторического развития произошла эволюция представлений о строительной жертве: человеческая – животная – растительная. Наиболее распространенными ее элементами к началу XX в. являлись деньги, шерсть и зерно.

Ориентация реального жилища на мифологический «первый дом»,раскрывающаяся в строительной обрядности, связь дома с культом предков. Осмысление жилища в качестве границы, разделяющей мир на внутреннее (обжитое, благоприятное) и внешнее (неосвоенное, необжитое) пространство обусловили возникновение и устойчивое сохранение специальных приемов выбора места, времени и материалов для его сооружения.

Связь жилища с предками наиболее отчетливо проявляется в представлениях о домовом. Местом его обитания считался голбец (подполье), символически означавший нижний мир.

Предлагаемая ниже группа вопросов нацелена на выявление рудиментов древних представлений о жилище и домовом (не исключено, что во время беседы с информантами, вы получите сведения по этой теме, которые выходят за рамки сформулированных вопросов. Их следует также зафиксировать).

- Какое время года считалось наиболее благоприятным для начала строительных работ?

- Известна ли Вам поговорка «Без Троицы дом не строится»? Означает ли она, что строительство дома должно быть приурочено к празднику Троицы?

- На каком месте запрещалось строить дом:

на перекрестке?

на месте старой часовни?

-17-

на лесной дороге?

на том месте, где когда-то были захоронения?

вблизи колодца?

- Использовались ли для выбора места будущего жилища гадания? Если да, то какие именно? Кто в них участвовал?

- Какие деревья запрещалось использовать для строительства жилища:

осину?

дерево, росшее отдельно, в стороне от других?

дерево, в которое ударила молния?

дерево с двумя стволами?

- Кто помогал хозяину выбирать деревья?

- Какие предметы клали под красный угол:

монету?

шерсть?

зерно?

осиные гнезда?

- Клались ли какие-нибудь предметы под другие углы? Если да, то какие именно?

- Как называется самая нижняя часть жилища:

подполье?

голбец?

другие названия?

- Когда начинали строить дом, то помещалось (втыкалось) ли в центр сруба молодое дерево? Если да, то какое именно?

- Какие правила необходимо было соблюдать при подъеме матицы?

- Какое количество венцов должно быть в срубе:

четное?

нечетное?

- Как называлось верхнее бревно, скрепляющее скаты:

охлупень?

шнур?

хозяин?

другие названия?

- Вырезалась ли на этом бревне фигура коня?

- Известно ли Вам такое название крыши, как «голбница», «голубница»?

- Помогал ли кто-нибудь будущим хозяевам дома в его строительстве? Если да, то кто именно:

-18-

соседи?

родственники?

плотники?

- Устраивается ли после укладки первого венца перерыв в работе? Если да, то угощают ли в это время строителей? Где и чем угощают?

- Нужно ли было до перехода хозяев в новый дом запускать туда каких-нибудь животных? Если да, то каких именно?

- Когда хозяева переходи в новый дом:

днем?

вечером?

ночью? Если ночью, то в полнолуние или в новолуние?

- Кто первый заходил в новый дом? В какой последовательности шли члены семьи?

- Какие предметы несли с собой хозяева при переходе в новое жилище:

икону?

хлеб (квашню)? Если хлеб, то готовый или недопеченный?

угли из старого очага?

грязное белье?

другие вещи?

- Кто именно нес эти или другие предметы?

- Когда переходили в новый дом, то кто и как приглашал туда «хозяина» старого жилища – домового?

- Готовилось ли для домового специальное угощение? Из чего оно состояло и где оставлялось?

- Где обитает домовой:

за печью?

в подполье (узнайте, как оно еще называется)?

на крыше (спросите у информатора, не знает ли он диалектных слов, обозначающих крышу)?

- Как домовой относится к обитателям жилища:

помогает в трудных ситуациях?

помогает в домашнем хозяйстве?

мешает и вредит людям?

- Если домовой наказывает члена семьи, то как и за что?

- Как выглядит домовой, какого он роста, какую носит одежду?

- Есть ли у домового семья?

- Сообщал ли домовой о скорой смерти одного из членов семьи? Если да, то как?

-19-

- Мог ли домовой превращаться в животное? Если мог, то в какое именно?

- Какое время суток считается наиболее благоприятным для встречи с домовым?

24.12. Ритуальные функции бани. Преставления о банном духе
Важным элементом деревенской среды была баня. В народных представлениях баня связывалась с колдовством. Предполагалось, что именно там может происходить передача особого «колдовского дара». В бане проводились наиболее «страшные» святочные гадания. В пространственной локализации этих действий отчетливо раскрывается хтоническая природа бани. Осмысление бани как пограничного (маргинального) объекта проявляется в ее содержательной связи с такими фрагментами обрядов жизненного цикла, как родильные, свадебные, похоронные, которые актуализировали идею перехода из одного состояния в другое. Не удивительно поэтому, что жилище осмыслялось как «чистое» обжитое пространство, а бане, напротив, приписывались противоположные характеристики. Она воспринималась как наименее освоенная, а потому наиболее опасная для человека часть окружающей среды.

В отличие от домового, который считался покровителем семьи, баенник часто оказывался существом враждебным и агрессивным. С этим связаны предписания и запреты, регулирующие банный этикет.

Приводимые вопросы должны помочь собрать сведения, дополняющие и уточняющие данные, имеющиеся по этой теме.

- Какие предметы подкладывались под углы при строительстве бани?

- Разрешалось ли для строительства бани использовать материал (бревна), непригодный для сооружения дома?

- Можно ли было держать в бане иконы? Если нет, то почему?

- Разрешалось ли ходить в баню после 12 часов ночи?

- Как выглядит «хозяин» бани?

- Имеются ли у «хозяина» бани (баенника) костяная нога или костяная борода?

- Чем баенник мог навредить человеку?

- Разрешалось ли оставлять в бане ребенка без присмотра взрослых? Если нет, то почему?

-20-

- Использовалась ли баня для лечения больных людей? Если да, то в какое время проводилось лечение: днем или ночью?

- Кто лечил больного в бане:

знахарь?

колдун?

ребенок?

старик?

- Какова была процедура лечения?

- От каких болезней лечили в бане?

- Устраивались ли в бане гадания? Если да, то когда? Как именно гадали в бане? Что было необходимо сделать, чтобы обезопасить себя во время гадания от баенника (банного духа)?

- Отправлялась ли женщина в баню для родов? В какой одежде она шла туда:

обычной?

старой и рваной?

- Кто принимал роды?

- Если роды проходили трудно, то что следовало сделать, чтобы облегчить их?

- Какое время после родов женщина с ребенком оставалась в бане?

- Ходила ли невеста в баню на кануне свадьбы? Кто сопровождал ее:

мать?

крестная?

подруги?

- Ходила ли девушка вместе с мужем в баню после свадьбы?

- Когда умирал человек, то нужно ли было ходить в баню его родственникам? Когда они ходили в баню: в день смерти или в день похорон? Ходят ли в баню обмывальщики (люди, обмывающие тело покойника)?

- Ходит ли в баню кто-нибудь ночью? Если да, то кто:

колдун?

знахарь?

икотник?

- Что они там делают?

- В какое время суток предпочитает мыться и париться баенник (банный дух)?

-21-

24.13. Символические суммы перекрестка и колодца

Перекресток и колодец могли восприниматься как зоны контактов мира живых и мира предков. Если перекресток обозначал реальную и мифологическую границу в горизонтальном плане, то колодец, понимаемый не только как «водный резервуар», но и как «вход в иное царство» (Т.В. Цивьян), обозначал ее по вертикали. Осмысление колодца и перекрестка как символических границ между мирами обусловливало выбор этих мест в качестве пространства наиболее удобного для гадания, так как их проведение связывалось с установлением контакта с потусторонними силами.

Приводимые ниже вопросы помогут получить информацию о таких свойствах колодца и перекрестка, которые обусловливались их пространственной локализацией.

- Проводились ли на перекрестке святочные гадания? Куда садились гадающие:

на землю?

на вывернутую шубу?

на овечью шкуру?

- Следовало ли очертить вокруг себя круг? Если да, то чем его прочерчивали?

ножом?

рукой?

вилкой?

ножницами?

- Опишите, как проходили гадания, какие предметы использовались во время гадания? В какое время сток гадали на перекрестке?

- Устанавливались ли раньше на перекрестках деревянные кресты? Как они назывались? Кто и зачем их устанавливал?

- Можно ли было выходить на перекресток в полночь? Ели нет, то почему?

- Разрешалось ли стоить на перекрестке какие-нибудь сооружения:

дом?

часовню?

амбар?

- Устраивались ли гадания у колодца? Как они проходили?

-22-

Использовалась ли для гаданий колодезная вода? Как именно? Разрешалось ли смотреть на свое отражение в колодце? Если нет, то почему?

- Разрешалось ли бросать в колодец какие-либо предметы (например, деньги)? Если да, то кто и когда бросал?

- Разрешалось ли умываться у колодца?

24.14. Реальная и символическая топография кладбища. Образ реки в традиционных представлениях.
Кладбище в рамках традиционных представлений воспринималось как своеобразное «узаконенное пространство смерти». Оно могло располагаться либо в центре поселения, у церкви, либо на определенном расстоянии от него. В обоих случаях пространственное соотношение поселения и кладбища может быть описано в рамках оппозиции «центр-периферия». Оно указывает на стремление разграничить мир живых и мир мертвых.

Особенно показательным в этом отношении является локализация кладбища за рекой. В этом раскрывается восприятие реки одновременно как границы между живыми и мертвыми и как пути (дороги), соединяющего эти два мира. Предложите информантам ответить на следующие вопросы о кладбище и о реке.

- Где находится кладбище:

в лесу?

на холме?

в низине?

в центре деревни (села)?

в нескольких километрах от деревни?

на другом берегу реки?

- Каким образом доставляли на кладбище тело покойного:

несли гроб с телом на руках?

отвозили гроб на санях?

в лодке?

- Разрешалось ли оборачиваться на кладбище, когда после похорон возвращались домой?

- В какие дни (праздники) ходили на кладбище для поминок по умершим родственникам?

- Как называются надмогильные памятники?

голбцы?

голубцы?

другие названия?

-23-

- Если гроб отвозят на санях, то оставляют ли их на кладбище? Если нет, то почему?

- Можно ли было устраивать на кладбище гадания? Если да, то о чем гадали на кладбище? Кто участвовал в гаданиях?

- Разрешалось ли ходить на кладбище ночью? Если нет, то почему?

- Брал ли с собой землю с кладбища человек, уходивший (уезжавший) в далекие края? Если брал, то зачем? Откуда еще можно было брать землю в этом случае:

из подполья

из другого места?

- Приходилось ли вам слышать рассказы о водяном? Как он выглядел? Бросают ли в реку угощение для водяного? Если да, то что именно?

- Где было принято хоронить утопленников?

24.15. Особенности традиционного народного восприятия леса
Среди многочисленных семиотических оппозиций, выявленных в ходе изучения традиционного мировоззрения, одним из наиболее фундаментальных противопоставлений является «природа-культура». Очевидно, что лес соотносился с природным началом и осознавался как такая часть пространства, которая не подверглась культурному преобразованию. Качественное отличие лесного пространства от деревенского обусловливало специфические черты его восприятия. Лесу приписывались свойства опасности и враждебности. Это отразилось в представлениях о лесном духе – лешем.

Поведение человека в лесу отличалось от того, которое он реализовывал в пределах поселения. Предполагалось, что в лесу необходимо соблюдать определенные запреты и ограничения. Того, кто пренебрегал ими, мог покарать леший.

Ответы, которые Вы можете получить на приводимые ниже вопросы, помогут определить степень сохранности и устойчивости представлений о лесе и лешем.

- Следовало ли перед походом в лес, особенно на охоту, помыться в бане?

- Знаком ли Вам обычай «умываться» в лесу землей? Для чего это делалось?

-24-

- Разрешалось ли в лесу громко разговаривать, свистеть, кричать? Если нет, то почему?

- О чем в лесу предпочитали не разговаривать?

- Как выглядел леший?

- Оставлялись ли лешему подарки? Если да, то где и какие?

- Мог ли леший превратиться в какого-нибудь зверя, например, медведя?

- За что леший наказывал пришедших в лес людей?

- Как можно было победить лешего, если человек вступал с ним в единоборство?

- Где запрещалось строить охотничьи избушки?

- Мог ли леший пробраться в такую избушку?

- Разрешалось ли разговаривать в лесу во время коллективной охоты?

- Можно ли было ходить в лес беременным женщинам? Если нет, то почему

24.16. Местные топонимические легенды
Среди топонимов и гидронимов Усть-Цилемского района выделяются русские, фино-угорские и самодийские названия. Возможно, что еще не все названия населенных пунктов и их частей, ручьев, озер, болот, рек, холмов, участков леса зафиксированы в научной краеведческой литературе. Учитывая, что названия географических объектов и поселений являются важным источником для изучения этнической истории Печорского края, задача их дальнейшего собирания представляется вполне актуальной.

Названия сел и деревень иногда связываются с именами их основателей (например, от имени Карпа – пошло название д. Карпушовки). Поэтому в ходе беседы следует спросить, что знает Ваш собеседник о времени появления данного поселения, национальности его основателя, а так же о том, с кем и откуда он пришел в данный район. Логичным продолжением беседы могут стать вопросы о предках вашего информанта. Можно спросить его:

- Кем по национальности были Ваши предки?

русским?

коми?

ненцами?

-25-

- Из каких мест они переселились сюда:

с Пижмы?

с Мезени?

с Цильмы?

с побережья Белого моря?

из Новгорода?

из Ижмы или других районов Коми края?

из Большеземельской тундры?

Ответы на эти вопросы важно получить не столько для установления реальных миграций в XVI-XIX вв., сколько для выявления особенностей этнического и областного самосознания современного населения района.

24.2. Традиционные игры, забавы и развлечения детей северной деревни

К настоящему моменту накоплен определенный этнографический материал об основных хозяйственных занятиях, традиционном образе жизни, календарных окказиональных обрядах взрослого русского населения Печорского края. Многочисленные данные собраны также о молодежи. К сожалению, этого пока нельзя сказать о третьей возрастной группе – о детях. Между тем все, что касается трудовой деятельности, досуга, особенностях взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми, представляет самостоятельный научный интерес. В рамках данной работы уместно сформулировать круг вопросов, касающихся такой неотъемлемой части мира детства, как игры и развлечения. Актуальность изучения детских игр обусловливается тем, что в них «формируются общие навыки социального поведения, основополагающие системы ценностей, ориентация на групповые или индивидуальные действия» (И.С. Кон).

Особый интерес для этнографического исследования представляют такие детские игры, в которых сохранились определенные архаичные элементы. Предполагается, что такие игры являются рудиментами ритуалов, утративших свое социальное значение в жизни взрослых. Согласно альтернативной гипотезе, ритуалы и сопоставимые с ними детские игры могут рассматриваться как синхронные явления, по-разному отражающие существенные фрагменты мировоззрения.

Ряд вопросов, приводимых ниже, нацелен на получение информации, важной для анализа этой проблемы. Другие вопросы напра-

-26-

влены на получение сведений об отражении в ролевых играх детей такого стереотипа поведения в крестьянской среде, как половое обособление. Часть вопросов включена в работу для того, чтобы выявить календарную приуроченность тех или иных детских игр и развлечений.

Если вам удастся получить сведения о традиционных формах досуга детей, не предусмотренные вопросником, то обязательно зафиксируйте их. Они представят несомненную научную ценность.

Поскольку целью вопросов является фиксация данных о формах досуга детей, бытовавших в довоенное время, Вашими собеседниками будут люди пожилого возраста. Они не всегда склонны отвечать на вопросы, связанные с играми и развлечениями. Нередко приходится услышать: «Нет, не играли, не веселились, все работали, на веселье времени не оставалось». Чаще всего подобные высказывания не вполне соответствуют действительности. Для того чтобы Ваш диалог с информатором получился плодотворным, можно начать его с размышлений о современных играх и игрушках. Не лишне будет отметить, что почти все игрушки, которыми пользуются сегодня дети, изготовлены фабричным способом. Поле этого целесообразно сделать «комплимент» детям предыдущих поколений, изготовлявших игрушки самостоятельно и развлекавшихся без участия взрослых организаторов. Чаще всего такая постановка вопроса вызывает у собеседника реакцию, и он в подтверждение тезиса о превосходстве детей своего поколения может поделиться воспоминаниями.

В беседе не следует жестко ориентироваться на ту последовательность, в которой расположены вопросы. В зависимости от хода разговора их можно менять местами или даже выпускать. Если вам удастся поучить сведения о подвижных играх, то было бы весьма полезно составить вместе с Вашим собеседником схему передвижения игроков.

- Участвуют ли дети в святочных развлечениях? Готовят ли они на святки маски? Какие именно? Ходят ли дети по домам славить Христа? Что они за это получают?

- Как дети веселятся на Масленицу? Строят ли на Масленицу специальную детскую ледяную горку, или они катаются с той же горы что и молодежь? Кто делал «масленичную горку»? Катают ли детей в

-27-

этот праздник на лошадях? Делают ли на Масленицу соломенную куклу? Кто ее сжигает?

- Строят ли дети снежные домики? Кто им помогает в этом? Как играют в таких домиках?

- Разрешалось ли детям играть во время Великого Поста? Если да, то в какие игры?

- Строят ли на Пасху специальные детские качели или дети качаются на тех же качелях, что и молодежь?

- Строят ли дети летом небольшой деревянный домик? Кто его строил: мальчики или девочки? Кто из взрослых помогал строить такой домик? Где он сооружался: под крыльцом, рядом с амбаром, на углу настоящего жилища, в другом месте?

- Устраивались ли в домике «красный» и печной углы?

- Кто играл в домиках: мальчики? девочки? те и другие?

- Ходят ли хозяева (хозяйки) домиков в гости друг к другу, как ведут себя в гостях?

- Чем угощали в домиках?

- Если в домиках играли только девочки, то как вели себя в это время мальчики: безразлично, с завистью, проникали внутрь, ломали там игрушки?

- Знакома ли вам игра «хозяин голбца»?

- Как освещалась комната во время игры: дневным светом? лучиной?

- Где находились дети во время игры: стояли на полу? забирались на лавки? на полати?

- Кто открывал дверь в голбец и вызывал «хозяина»?

- Как его вызывали?

- Если «хозяин» не показывался, то как его выманивали: хлебом? солью? уговорами?

- Как выглядел «хозяин голбца»?

- Как вели себя играющие при его появлении: кричали? бросали палками? старались ударить его по голове кочергой?

- Известна ли вам игра в бабу-ягу (ёму-бабу)?

- Как выбиралась ёма-баба: по жребию? по считалке? какой?

- Как обозначали ее царство: очерчивали линией? втыкали несколько палочек? натягивали веревку?

- Кого ёма-баба «крала» у хозяйки: гусей? овец?

- Как хозяйка возвращала пропажу?

- Какие игры в кости вам знакомы?

-28-

- Окрашивались ли игральные кости? В какие цвета? По каким правилам играли в кости? Кто принимал участие в этих играх: только мальчики? только девочки? те и другие?

- Играли ли дети в добывание огня с помощью трения дощечек? Как называется такой огонь: живой? другие названия? Когда дети играли в добывание огня: на праздник Покрова? в другие дни? Использовался ли этот огонь для зажигания печи в жилище?

- Где и как дети играли в прятки жмурки?

- Где запрещалось играть: у церкви, у часовни, на окраине деревни?

- Были ли у ребят самодельные луки и стрелы? Соревновались ли они на точность и дальность выстрела из лука?

- Знакома ли вам игра в посев и уборку льна?

- Играют ли дети в охотника и медведя (волка)? Если да, то как? Кто выбирался медведем, каким образом: по считалке? по жребию?

24.3. Осмысление мировой истории и исторического процесса в свете народного религиозного сознания

Уровень знаний ТОО или иного человека по тем вопросам, которые вынесены в название раздела, является важной характеристикой круга его интересов, особенностей мировоззрения, лежащего в основании осмысления мировой истории и истории нашей страны.

Особое внимание при опросе следует уделить выяснению представлений собеседника о библейской истории и библейских персонажах. При этом необходимо помнить, о том, что обсуждение с верующими людьми вопросов, касающихся религии, деятельности пророков и апостолов, жизни и проповеди Христа требует особого такта. Именно поэтому беседу, затрагивающую эти сюжеты, не следует уподоблять экзамену по священной истории.

Начать диалог с информантом можно с изложения какого-нибудь общественного евангельского сюжета, например, истории об оживлении Исусом молодой женщины в Капернауме или эпизода с пятью хлебами, насытившими, по воле божьей, несколько тысяч человек. После подобной «позитивной» части следует обратиться к вашему собеседнику с просьбой прокомментировать то или иное место из Священного писания. При этом надо дать понять, что вы не тестируете его, а просите

-29-

помочь разобраться в сложном для вас вопросе. Только так можно добиться расположения к себе собеседника и услышать ответы на задаваемые вопросы.

Беседе на ветхозаветные и новозаветные темы может помочь привлечение иконографических сюжетов. В любом доме верующего человека есть иконы. Вы можете обратить на них внимание информанта, спросить о том, то на них изображен. Ответ на этот вопрос может подсказать вам возможное продолжение беседы.

Приведем примерный комплекс вопросов, с помощью которых вы можете выяснить уровень знаний информанта по библейской истории (в скобках приводим краткие ответы на них, которые помогут студенту в полевых условиях оценить степень осведомленности информанта и оригинальности его ответа).

I. Вопросы по Ветхому завету:

- Скажите, пожалуйста, кто такие Моисей и Аарон? (Моисей – великий пророк и законоучитель израильтян; Аарон – брат и помощник Моисея, в ветхозаветных преданиях первый в череде первосвященников, родоначальник священнической касты – см.:Исход, Числа, XX, 8-12. Второзаконие, X-6).

- Где и через кого господь бог заключил завет (союз) с еврейским народом? (Завет был заключен через Моисея на горе Синай – см.: Второзаконие, XXXIII, 2; Исход, XIX-XX).

- Что передал бог через Моисея еврейскому народу? (Собрание нравственных, гражданских и богослужебных законов – см.: Исход, XX).

- Что означает выражение: «Жезл Аарона расцвел»? (По приказу Моисея в скинии на ночь старейшины 12 колен Израиля оставили свои посохи. Наутро посох Аарона был найден чудесно расцветшим. Это был знак, подтверждающий, что именно Аарон и его потомки избраны господом в качестве священников – см.: Числа, XVII).

- Какие важнейшие события из жизни еврейского народа в древности Вы знаете? (См. Пятикнижие Моисея, особенно Исход, Вторзаконие).

- Имена каких ветхозаветных пророков, авторов библейских книг Вы знаете? (Исайя, Иеремия, Иезекииль и др.).

- Как и за что господь покарал города Содом и Гоморру? (Эти города были уничтожены огнем, сошедшим с небес. Согласно ветхозаветному преданию, господь покарал их за нечестивость см.: Иеремия, 11, 18; 1, 50).

-30-

- Кому из жителей этих городов удалось спастись и почему? (Жителям Содома Лоту и его жене. Однако жена Лота, несмотря на запрет, обернулась на город, после чего превратилась в соляной столп см.: Бытие, XIX).

- Кто является автором одной из священных книг Библии – «Песни Песней»? (Израильский царь Соломон).

2. Вопросы по новому завету.

- Назовите заповеди блаженства, сформулированные Исусом Христом.

- Как следует понимать выражение «Блаженны нищие духом»?

- Какие события произошли в Гефсиманском саду? (В Гефсиманском саду Иисус молился в ту ночь, когда Иуда привел туда стражников, схвативших Христа).

- Почему саддукеи и фарисеи выступили против проповеди Иисуса?

- Что говориться в Новом завете о чуде в Канне Галилейской? (Во время свадебного пира в Канне Галилейской Иисус превратил воду в вино. В этом городе Иисус чудесно вылечил сына большого царедворца – см.: Иоанн, II, 1-11; IV, 46-54).

Особое внимание уделите вопросам по эсхатологии: о конце мира, о втором пришествии, об Антихристе. По этой тематике можно задать следующие вопросы:

- Как вы полагаете, когда произойдет второе пришествие Иисуса?

- Какими событиями оно будет сопровождаться?

- Кто такой Антихрист? В каком облике он должен явиться?

-31-

От вопросов о библейской истории следует перейти к выяснению знаний вашего собеседника по истории Русского государства. Очевидно, что обсуждение многочисленных и разнообразных проблем истории России в ходе непродолжительной беседы (или даже нескольких разговоров) не реально и не целесообразно. Очевидно, следует обсудить прежде всего те вопросы, осведомленность в которых ваших информантов может оказаться наиболее высокой. Для беседы можно выбрать темы, связанные с ключевыми моментами русской истории. Предлагаем ниже примерный круг вопросов, которые помогут построить разговор с информантом.

- Когда христианство стало государственной религией Киевской Руси?

- При каком князе произошло это событие?

- Какое значение имело принятие христианство для развития русской культуры?

- Когда и кем была основана Москва? (в 1147 г. князем Юрием Долгоруким).

- Кого из организаторов и участников борьбы с монголо-татарским игом вы знаете? (Если вашим собеседником будет названо имя игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского, то спросите, что конкретно ему известно о вкладе этого человека в национально-освободительную борьбу русского народа против монголо-татар).

- Какой период русской истории называется «смутным временем»?

- Кто был организатором народного ополчения, изгнавшего из Москвы польское войско? (Князь Дмитрий Пожарский и мещанин Кузьма Минин).

- Как вы оцениваете государственную деятельность Петра I?

- Когда и при каком царе было отменено крепостное право в России? (В 1861 г. в правление Александра II).

III. СТАРООБРЯДЧЕСТВО В ДАННОМ РАЙОНЕ

Информация, которую необходимо получить в ходе опроса.

3.1. История местного старообрядчества:

3.11 – какие согласия существовали в этом районе;

-32-

3.12 – деятельность местных общин в прошлом;

3.13 – связи местного старообрядчества с другими старообрядческими центрами.

3.2 Современное состояние старообрядчества:

3.21 – система организации общины:

сколько человек в нее входит;

кто стоит во главе: наставник? духовник? уставщик?

возраст прихода в согласие.

3.22 – Таинства: крещение, соборование, причастие, брак.

3.23 – Организация службы:

как часто бывает;

по какому принципу выбирают дом для проведения службы;

на сколько полно выполняется чин.

3.24 – Ориентация в вопросах истории раскола и старообрядческой догматики:

- знания по истории раскола русской церкви в середине XVII в. и его причинах;

- знания о руководителях старообрядческого движения (протопопе Аввакуме, дьяконе Федоре, попе Лазаре, Иване Неронове, Федосье Морозовой); их жизненных судьбах, взаимоотношениях со светской и церковной властью;

- знание основных нововведений в области богослужения, сделанных в ходе церковной реформы;

- знание основных согласий и толков старообрядчества и их отличительных особенностей.

Рекомендации по ведению опроса.

Третий раздел анкеты включает в себя круг вопросов, позволяющих составить представление как об истории, так и о современном состоянии старообрядчества в исследуемом регионе. Ведение опроса по данному разделу требует от студента специальных знаний: от их глубины и широты зависит успех опроса, полнота и объективность данных, полученных в ходе работы. Студент должен знать об истории раскола как минимум следующее:

-33-

Раскол русской церкви в середине XVII в. был обусловлен церковной реформой, проведенной в 1653-1658 гг. патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Смысл реформы состоял в исправлении богослужебных книг и икон по византийским образцам, изменении обрядности, введении регулярной церковной проповеди.

К числу наиболее важных изменений, осуществленных Никоном, относятся следующие: двуперстное знамение было заменено троеперстным, земнее поклоны – поясными, двукратное пение во время службы аллилуйя – троекратным, восьмиконечный крест на просвирах – четырехконечным. До Никона церемония освящения храма предполагала движение вокруг храма по солнцу (посолонь). В ходе реформы направление движения было заменено на противоположное – против солнца.

Целью реформы была централизация церкви, борьба с автономией местных церквей и монастырей, ликвидация принципа соборности. Культовые новшества впервые вводились не поместным соборам, а единичной властью патриарха, что наносило удар по соборности, по автономии церкви, устанавливало в ней единовластие и подчиняло ее монархическому государству.

Начало реформы относится к 1653 году, когда составленная патриархом Никоном «Память», формирующая культовые нововведения, была разослана священникам как руководство для изменения службы.

Реформа Никона встретила решительное осуждение и сопротивление многочисленных представителей различных социальных групп и слоев русского общества, в том числе и части духовенства. Сторонники старой, «древней», веры, среди которых были такие выдающиеся личности, как протопоп Аввакум, Никита Пустосвят, отказались принять новшество Никона, что привело к церковному расколу и возникновению старообрядческого движения, охватившего широкие слои демократического – посадского и крестьянского – населения России. Внутренние причины этого движения коренились в обострении классовой борьбы, вызванной централизацией русского государства и укрепления самодержавия. На церковном соборе 1666-1667 гг. было принято решение предать анафеме противников реформы и подвергнуть их репрессиям. Идейный вождь старообрядцев – протопоп Аввакум, вернувшийся в 1664 г. из сибирской ссылки, и его единомышленники – инк Епифаний, дьякон Федор, поп Лазарь – были

-34-

сосланы в Пустозерский острог и спустя 12 лет – в 1672 г. сожжены по приказу правительства.

Драматически сложилась и судьба зачинателя реформы – патриарха Никона (Никита Минов. 1605-1681). Он был выходцем из Нижегородской земли, затем служил в Москве в сане священника. В 1646 г. Никон, принявший постриг в Анзерском скиту у прославленного подвижника Елеазара, становится архимандритом московского Новоспасского монастыря, а в 1648 г. – митрополитом Новгородским. При содействии Алексея Михайловича в 1652 г. Никон становится патриархом ( Никон стал шестым по счету русским патриархом. Ему предшествовали: Иов (1589-1605), Гермоген (1606-1612), Филарет (1619-1634), Иоасаф (1634-1640), Иосиф (1642-1652)). Однако попытка поставить патриаршество выше самодержавия породила конфликт между Никоном и царем. Рассчитывая, что царь не сможет обойтись без него, Никон в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества. Однако шантаж успеха не имел. Собор 1666 г. низложил Никона. Он был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

Жестокие репрессии, которым подверглись старообрядцы со стороны государственной власти и официальной церкви, привели к оттоку населения из центральных районов страны на периферию. Во второй половине XVII-нач.XVIII вв. старообрядцы переселились главным образом на Север, на Урал, в Сибирь.

Исторически сложилось деление старообрядцев на беспоповцев, беглопоповцев и поповцев. Идейное оформление беспоповщины происходило в конце XVII в. Согласно концепции беспоповцев, церковь в результате реформы Никона лишилась благодати и потому утратила право на посредничество между человеком и богом. Вследствие этого отправление таинств крещения и исповеди, а также ведение службы возлагалось на лиц, вбираемых миром – наставников и уставщиков. Наибольшее распространение беспоповщина получила на Севере, где еще до раскола сложилась традиция мирского самоуправления.

В XVIII в. беспоповщина разделилась на многочисленные толки и согласия, среди которых наиболее известно поморское согласие и его толки: даниловский, федосеевский, бегунский. Крупным центром древнепоморского даниловского старообрядчества на Севере стало Вы-

-35-

голексинское общежительство в Карелии, превратившееся со временем в крупнейший книжный культурный центр Русского Севера.

Значительная часть мигрантов, двигавшихся в северном направлении, осела в бассейне р.Печоры. Здесь около 1715 г. на р.Пижме на месте нынешней д.Скитской выходцем с Мезени Парфеном Максимовичем Клокотовым, последователем Выговских расколоучителей, был основан Великопоженский скит, ставший вскоре важнейшим центром распространения на Низовой Печоре рукописной книжности. В 30-е годы XVIII в. из Усть-Цильмы на Великие Пожни переселяются крестьяне Бобрецовы, Антоновы, Кирилловы, бежавшие с Мезени и ставшие родоначальниками старейших Пижемских крестьянских родов. Первым наставником с 1733 г. стал Иван Акиндинов, также выходец из Выголексинского общежительства. Самым драматичным событием в истории скита стала «гарь» 1743 г., когда 70 человек – обитателей скита предали себя огню, не желая отдаваться в руки гонителей старой веры, присланных из Архангельска. Великопоженский скит пережил несколько сильных пожаров, заново отстраивался и просуществовал до 1851 года.

В середине XVIII в. старообрядческий скит, получивший название Омелинского, возник и на реке Цильме. Он был основан мезенцами по образцу поморских монастырей и просуществовал почти столетие – до 1844 г.

В начале XIX в. был основан третий старообрядческий скит – на притоке Цильмы реке Тобыш в местечке Покойное. Инициатива его основания принадлежала богатым оленевоам из Усть-Цильмы. В середине XIX в. обитатели скита (17 человек) погиби от голода и эпидемии. Слава о них, так же как и об участниках Великопоженского самосожжения, распространилась по всей Низовой Печоре, породив большое количество народных преданий, бытующих и по сю пору в селах и деревнях.

Долгое время все печорские старообрядцы были поморцами, однако после закрытия скитов на Пижме и Цильме, они попали под влияние московской федосеевской общины. Основателем федосеевского согласия был Феодосий Васильев. Центров федосеевцев в Москве стало Преображенское кладбище. Печорские старообрядцы посылали в Москву своих представителей, которые после обучения возвращались назад в качестве начетчиков. Из Москвы на Печору привозили иконы,

-36-

книги, свечи. Важно отметить, что современные старообрядцы, проживающие в Усть-Цилемском р-не Коми АССР, сохраняют определенные религиозные связи с Москвой.

Безусловно, приведенных здесь кратких сведений недостаточно для успешного проведения опроса по всем предложенным выше направлениям. Однако этот минимум поможет даже начинающему археографу вести беседу по вопросам третьего раздела анкеты.

Прежде всего, необходимо собрать сведения по истории старообрядчества. Поинтересуйтесь, какие согласия существовали в этом районе в прошлом, с какими другими старообрядческими центрами имели тесные контакты местные жители. Для района Низовой Печоры таким старообрядческим центром был, как уже указывалось, Выго-Лексинский монастырь. Поэтому попытайтесь выяснить, что вашим собеседникам известно об этом знаменитом ските, о его основателях и его судьбе.

Второй задачей опроса по этому разделу является выяснение современного состояния старообрядчества в исследуемом районе. Эта задача наиболее сложная, так как получение сведений об организации службы в текущий момент, структуре личной старообрядческой общины и вопроса догматики требуют от археографа большого такта и этической чуткости.

Начать беседу о старообрядчестве можно с темы 1000-летия крещения Руси, которое широко праздновалось в нашей стране. Можно спросить собеседника, как отмечали 1000-летие принятия христианства старообрядцы данного села, поинтересоваться, известно ли ему, что православная церковь сняла все свои претензии и обвинения в адрес старообрядцев? Спросите информанта о том, сможет ли русская православная церковь, по его мнению, внести свой вклад в борьбу с преступностью и наркоманией, в медицинское обслуживание тех, кто в нем нуждается? Примут ли участие в этих процессах представители старообрядческих общин?

Беседа по этим вопросам, повернутым в сторону современности, поможет конкретным вопросам структуры местной старообрядческой общины и организации службы. В ходе беседы постарайтесь выяснить и отношение вашего собеседника и его односельчан к основным христианским таинствам: в чем их смысл и предназначение, какие из них признаются и выполняются старообрядцами данной местности.

-37-

Большую важность представляют вопросы, направленные на выяснение степени ориентации информатора в вопросах истории раскола. Приводим перечень вопросов, касающихся церковной реформы Никона, которые помогут вам организовать беседу на эту тему (в скобках приводим ответы лишь на те вопросы, которых мы не касались во вводной части раздела):

- Когда произошел церковный раскол?

- Какой царь правил страной в это время?

- В чем заключалась эта реформа?

- Что вы знаете о гонениях на старообрядцев?

- Назовите основные районы, в которые переселились старообрядцы во второй половине XVII-XVIII вв.

- Кто такой Елеазар Анзерский? (Основатель монастыря на Анзерском острове, входящем в состав Соловецких островов в Белом море, суровый аскет, «вымоливший» у бога наследника (будущего Алексея Миайловича) царю Михаилу Федоровичу Романову. У старообрядцев было широко распространено предание, по которому Елеазар видел вокруг шеи Никона «змиа черна и зело велика оплетшеся»).

- Что вы знаете о конфликте Елеазара с Никоном?

- Что вам известно о восстании монахов Соловецкого монастыря? (Они отказались признать церковную реформу и пользоваться исправленными богослужебными книгами. Восстание монахов и осада монастыря правительственными войсками продолжались с 1667 по 1676 г.).

- Какова судьба Никона?

- В чем была основная причина его разногласий с царем? Следует выяснить и то, как ваш собеседник представляет, в чем состояли конкретно нововведения Никона, что непосредственно он изменил в богослужебных книгах и организации церковного богослужения.

Ответы на все эти вопросы Ваших информаторов, правильно и четко записанные в полевые дневники, помогут воссоздать картину духовной жизни современного старообрядчества северорусского села.

-38-

Библиографический список

1. Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Поздеева И.В., Смилянская Е.Б. Итоги и перспективы организации комплексных археографических исследований МГУ // Археографический ежегодник за 1986 г. М., 1987. С. 170-177.

2. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

3. Байбурин А.К. «Строительная жертва» и связанные с нею ритуальные символы у восточных славян // Проблемы славянской этнографии. Л., 1979.

4. Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX-нач.XX в.) // Этнографические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 120-153.

5. Бернштам Т.А. Мяч в русском фольклоре и обрядовых играх // Фольклор и этнография. Л., 1984. С. 162-171.

6. Бернштам Т.А. К проблеме формирования русского населения бассейна Печоры // Материалы к этнической истории Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1985. С. 134-147.

7. Гагарин Ю.В. Старообрядцы. Сыктывкар, 1973.

8. Гунн Г.П. Патриарх Никон и Елеазар Анзерский // Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Л., 1985. С.230-242.

9. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

10. Иванов Вяч. Вс. О последовательности животных в обрядовых и фольклорных текстах // Проблемы славянской этнографии. Л., 1979. С.150-155.

11. Иванов Вяч. Вс. Антропогонические мифы // Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1. С. 87-89.

12. Истомин Ф.М. Предварительный отчет о поездке в Печорский край летом 1890 г. // Известия Рус. Географического об-ва. Спб., 1890. Т.26; вып.6. С. 448-449.

13. Кон. И.С. Этнография детства. Исторический очерк // Этнография детства. М., 1983. С. 9-51.

14. Кон. И.С. Этнография и проблема пола // Советская этнография. 1983. №3. С.25-34.

15. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей // Реликты язычества в восточно-славянском культе Николая Мирликийского. М., 1982.

-39-

16. Лашук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края. Сыктывкар, 1985.

17. Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1984.

18. Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Л., 1985. С 277-322.

19. Малышев В.И. Усть-Цимленские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960.

20. Мартынов С.В. Печорский край: Подворно-экономическое исследование селений Печорского уезда. Спб., 1905. Ч.2. С. 41-75.

21. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Этнография коми (зырян)» по теме «семейная обрядность» // Сост. В.А.Семенов. Сыктывкар, 1987.

22. Невская Л.Г. Семантика дома и смежных представлений в погребальном фольклоре // Балто-славянские исследования – 1981. М., 1982. С. 106-121.

23. Новосельцев А.Н. На низовьях Печоры // Известия Русского Географического общества. Спб., 1901. Т.37, вып.2.

24. Ончуков Н.Е. О расколе на Низовой Печоре // Живая старина. Спб., 1901, вып.3-4. С.434-452.

25. Ончуков Н.Е. Печорская старина // Рукописи и церковные архивы на Низовой Печоре // Спб., 1905. Т.10. Кн.2. С. 339-363; Кн.3. С. 210-238.

26. Покровский Н.Н. О роли древних рукописных и старопечатных книг в складывании системы авторитетов старообрядчества. // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Вып.14. Новосиб-к, 1973.

27. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.

28. Теребихин Н.М., Семенов В.А. Семантика традиционной деревенской среды у народов Коми // Традиции и современность в культуре сельского населения Коми АССР: Труды Ин-та языка, лит-ры и истории Коми филиала АН СССР. Сыктывкар, 1986. Вып.37. С.79-93.

29. Цивьян Т.В. К семантике пространственно-временных показателей в фольклоре // Вторичные моделирующие системы. Тарту,1973.

-40-

Археографическая практика:

Часть 3. Методика проведения опроса населения северных регионов Коми АССР по программе «Духовная культура Севера».

Составители:

Т.Ф. Волкова,

Д.А. Несанелис

Редактор С.Б. Свигзова

Подписано в печать 28.02.89.

Тираж 300 экз.

Сыктывкарский государственный университет

имени 50-летия СССР.

167001 Сыктывкар, Октябрьский пр., 55.

Республиканская типография Государственного комитета при Совете Министров Коми АССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

167000. Сыктывкар, ул.Первомайская, 70.

 
Объявления
Новое на сайте в СЕНТЯБРЕ 2017 г.

ВНИМАНИЕ!!! КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ. Выставка Анны Леон 19 августа-19 ноября

ВНИМАНИЕ!!! Круглый стол "Культура старообрядцев и ее сохранение". 28 июня 2017 г.

В.С. Миронову 75 лет. Поздравляем

24 марта (пятница) в 14.00 состоится очередное заседание Боровского отделения РГО.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ В ЯНВАРЕ 2017 г.

Новое на сайте на 30 декабря 2016

ВНИМАНИЕ!!! Заседание Боровского отделения РГО. 29.11.2016

Внимание!!! Новая книга

О Фотоконкурсе «Боровский космос»

[ Все объявления ]

Новости
Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]


Designed by sLicht Copyright © 2014