2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ ОБЪЕКТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ЗОНАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.
2.1. В Российской Федерации все памятники археологии (объекты археологического наследия) являются объектами государственного недвижимого имущества федерального значения и одновременно признаются неотъемлемой частью мирового культурного наследия.
Статья 44 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры". Вопросы охраны и использования памятников археологии, как недвижимых объектов истории и культуры регулируется в стране, прежде всего, Федеральным Законом Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ. Этот закон придает всем объектам археологического наследия (памятникам археологии) статус объектов культурного наследия федерального значения (ст. 4), причем они являются таковыми со дня их обнаружения (согласно ст. 18, п. 6).
Учитывая, что объекты археологического наследия являются комплексными памятниками, сочетающими в себе черты природных и историко-культурных объектов, вопросы их охраны рассматриваются в природоохранном законодательстве, и в первую очередь в Законе Российской Федерации "Об охране окружающей среды" (ст. 64).
В связи с тем, что археологические памятники расположены на поверхности и в почвенном слое современных земельных угодий, вопросы охраны археологических памятников рассматриваются в земельном законодательстве, среди которых первостепенное место занимает "Земельный Кодекс Российской Федерации". Земли, занимаемые памятниками археологии, выделяются в земли историко-культурного назначения с особым режимом землепользования. Отдельные земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования (ст. 3, 27, 56, 99 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Археологические памятники, залегающие ниже современного почвенного слоя, т.е. в недрах, подпадают под действие Закона Российской Федерации "О недрах".
2.2. Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», принятый 29 июня 2002 г., регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Он направлен на реализацию конституционного права каждого гражданина на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности: заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, на реализацию прав народов на развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия. Государство гарантирует сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений. Закон определил в качестве одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации охрану объектов культурного наследия (ст. 2). Объекты археологического наследия и связанные с ними предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий и представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, этнологии и антропологии, социальной культуры, и являющиеся свидетельством эпох, цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры, отнесены к объектам государственного недвижимого имущества.
Объекты археологического наследия относятся к отдельной категории и определены как частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (ст. 3). Объекты археологического наследия могут быть представлены:
а) в виде отдельных объектов;
б) ансамблей – четко локализуемых на исторически сложившихся территориях группах изолированных или объединенных памятниках, включая некрополи;
в) достопримечательных мест – творений, созданных человеком, или совместных творений человека и природы, в т.ч. культурных и природных ландшафтов, связанных с историей формирования народов, с историческими событиями и личностями, памятных мест и мест совершения религиозных обрядов, культурных слоев, остатков построек древних городов, городищ, селищ, стоянок и пр. (ст. 3).
В Законе содержится требование об отнесении земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия к землям историко-культурного значения (ст. 5), правовой режим которых регулируется настоящим Законом, Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 99) и Федеральным законом Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно Закону объекты археологического наследия четко локализуются на исторически сложившихся территориях (ст. 3), с которыми они неразрывно связаны (ст. 5), но в гражданском обороте находятся раздельно (ст. 49, п. 2), поскольку могут являться только государственной собственностью (ст. 49, п. 3).
2.3. Учитывая огромную научную и культурную ценность памятников археологии (объектов археологического наследия), а так же то обстоятельство, что хозяйственной строительство может нанести памятникам существенный урон, законодательство предусматривает ряд специальных мер по обеспечению их сохранности при строительных работах.
Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» определены особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется только при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей освоению объектов культурного наследия (ст. 36, п. 1). В случае обнаружения объектов культурного наследия на территории, подлежащей освоению, в проекты проведения землеустроительных земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов (ст. 36, п. 2). Финансирование археологических изысканий осуществляется за счет средств заказчика, который осуществляет работы по проектированию и проведению землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ (ст. 36-37 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации»; ст. 40-44 и 47 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды»; п. 40 «Положения об охране и использовании памятников истории и культуры».
2.4. В законодательстве предусмотрены санкции, которые могут применяться при угрозе сохранности объектов археологического наследия при строительных и иных работах.
Законом запрещается использование земельного участка, в пределах которого расположены объекты археологического наследия, которое может ухудшить их состояние или нанести вред окружающей историко-культурной среде (ст. 52 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»; п. 79 «Положения об охране и использовании памятников истории и культуры»).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральные органы охраны объектов культурного наследия имеют право приостанавливать строительные или иные работы, если в ходе их проведения возникает угроза существованию объекта археологического наследия или не соблюдаются меры по обеспечению его сохранности (Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 37). Работы могут быть возобновлены по письменному разрешению органа охраны памятников только после устранения возникшей для памятников опасности или допущенного нарушения правил их охраны.
Ответственность за нарушения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» определена в ст. 61, в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 243), Земельном Кодексе Российской Федерации (ст. 74). Возможна уголовная, административная и иная юридическая ответственность за подобные правонарушения, а лица, причинившие вред объекту культурного наследия обязаны также возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий (ст. 61, п. 2 Закона).
Имеются прецеденты решения арбитражных судов при неисполнении действующего законодательства. Например:
1. Государственный арбитраж Алтайского края. Дело № 4/478. 23.06.92 г. Иск: Прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия к Объединению "Алтайавтодор". Начальная сумма иска - 75000 руб., а с учетом инфляционных процессов, конечная сумма иска составила 610418 руб. Решение суда в пользу истца.
2. Самарский областной арбитражный суд. Дело № У-110/14. 12.10.93 г. Иск: Прокурор Самарской области в интересах государства (НПЦ ОПИиК г. Самара) к Самарскому областному проектно–ремонтно-строительному предприятию автомобильных дорог "Самараавтодор" г. Самара и ТОО "Самараинвест ЛТД" Самарская область о взыскании 44680000 руб. Решение суда в пользу истца;
3. Тверской областной арбитражный суд. Дело № 2419 от 25.11.93 г. Иск: Госинспекции по охране и использованию памятников истории и культуры к Опытно-экспериментальному заводу, г. Бежецк о взыскании 156304 руб. Конечная сумма иска составила 66.765 руб. без учета госпошлины. Решение суда в пользу истца.
4. Брянский областной арбитражный суд. Дело № 44/8 (№ 747/3). 25-31 января 1994 г. Иск: Прокурора Брянской области в интересах государства (интересы представляет Брянский центр по охране и использованию памятников истории и культуры) к АСПО "Брянскагропромдорстрой" (правопреемник объединения "Агропромдорстрой" г. Брянск); к АО "Брянскдорстрой" (правопреемник треста "Брянскдорстрой" г. Брянск), к АО "Дорстроймеханизация" (правопреемник треста "Дорстроймеханизация" г. Тверь). Прокурор обратился с иском о взыскании с ответчика АСПО "Брянскагропромдорстрой" в возмещение ущерба (20684150 руб.), причиненного государству уничтожением памятника археологии "РАССУХА-1" при строительстве автодороги Рассуха-сепараторный пункт колхоза "Коммунар", Унечского района. Решение суда в пользу истца.
5. Брянский областной арбитражный суд. Дело № 1647/7. 28.11.1994 г. Иск: ОНПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры г. Брянска к АО "Дорожник" г. Стародуб и ТОО "Красный Октябрь" Стародубского района. Сумма иска 2.650.436 руб. Решение суда в пользу истца.
6. Самарский областной арбитражный суд. Дело № О-46/23. 21-26. 04.94 г. Иск: Прокурора Самарской области в интересах государства (ОПИ и К г. Самара) к предприятию "Самаратрансгаз" г. Самара, к АО СПИ "Поза" г. Новокуйбышевск. Сумма иска 43658793 руб. Решение суда в пользу истца;
7. Самарский областной арбитражный суд. Дело № С-25/23. 03.03.95 г. Иск: Прокурора Самарской области в интересах государства (ОПИ и К г. Самара) к Производственно-строительному кооперативу "Самарская Лука" с. Осиновка, Самарской области, к АО "Спецстрой" (подразделение Газпрома) г. Тольятти. Сумма иска 234425080 руб. Решение суда в пользу истца;
8. Арбитражный суд Астраханской области. Дело № 1622-7. 30.11.1995 г. Иск: Госдирекции охраны историко-культурного наследия Астраханской области к РАО "Газпром" предприятие "Астраханьгазпром". Сумма иска 756852 руб. Решение суда в пользу истца.
9. Иркутский областной арбитражный суд. Дело № 190/15. 06.02.1996 г. Иск: Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области к Администрации г. Иркутска и ТОО "Гарант". Сумма иска 50611584 руб. Решение суда в пользу истца.
10. Тульский областной арбитражный суд. Дело № 33/2. 14.03.96 г. Иск: Центр по управлению памятниками истории и культуры "Наследие" к АОЗТ "Аилл". Сумма иска 64644832 руб. Решение суда в пользу истца.
11. Арбитражный суд Астраханской области. Дело № 715-8 17.06.96 г. Иск Госдирекции охраны историко-культурного наследия области к “Астраханьгазпром”. Сумма иска 77198850 руб. Решение суда в пользу истца.
12. Арбитражный суд Астраханской области. Дело № АО6-192-14/97 19.03.97 г. Иск Госдирекции охраны историко-культурного наследия области к “Астраханьгазпром”. Сумма иска 21818310 руб. Решение суда в пользу истца.
13. Арбитражный суд Астраханской области. Дело без № 03.04.97 г. Иск Госдирекции охраны историко-культурного наследия области к Сенягиной Елене Кирилловне. Сумма иска 16992461 руб. Решение суда в пользу истца.
14. Арбитражный суд Рязанской области. Дело № АБ4-2371/97-01 21.01.98 г. Иск НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры г. Рязани к АО энергетики и электрификации “Рязаньэнерго”, филиал “Теплосеть” г. Рязани. Сумма иска 1433355 руб. Решение суда в пользу истца.
15. Арбитражный суд Воронежской области Дело № А14–5585-98/285/9. 15.01.99г. Иск Государственной инспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области к ООО МП “Инком–С”. Конечная сумма иска 28000 руб. Решение суда в пользу истца.
16. Арбитражный суд Воронежской области Дело № А14-7878-99/354-13. 28.02.2000г. Иск Государственной инспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области к Управлению автомобильных дорог Воронежской области ЗАО «Воронеждорстрой» г. Воронеж. Конечная сумма иска 220160 руб. Решение суда в пользу истца.
17. Арбитражный суд Тверской области Дело № 4824 22.11.01г. Иск Комитета по охране историко-культурного наследия Администрации Тверской области г. Тверь к ООО «Квадрат» г. Тверь. Конечная сумма иска 37814 руб. Решение суда в пользу истца.
В тоже время в судебном делопроизводстве существует практика, когда Истец и Ответчик приходят к мировому соглашению – о выплате нанесенного ущерба в размере оговоренной суммы:
1. Определение о принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству Арбитражного суда Брянской области. Дело № А41-К1-1264/01 от 24 января 2001 г. Иск Первого заместителя прокурора Брянской области в интересах государства (интересы представляет Брянский центр по охране и использованию памятников истории и культуры) к ООО «Мосстройтрансгаз» Московская область Ленинский район п/о Коммунарка. Конечная сумма иска 995243 руб. Мировое соглашение по арбитражному делу А41-К1-1264/01 от 24 января 2001 г. о выплате Ответчиком указанной суммы.
2. Арбитражный суд Ростовской области. Дело № А53-4729/2000-СЗ-43 от 15.09.2000г. Иск Областной инспекции по охране и эксплуатации памятников истории и культуры Министерства культуры Администрации Ростовской области к ООО «Мострансгаз». Конечная сумма иска 140000 руб. Мировое соглашение по арбитражному делу 4729/2000-СЗ-43 от 15.09.2000 г. о выплате Ответчиком указанной суммы.
Подобные процессы с аналогичным исходом проходили и проходят вплоть до последнего времени и в других областях России. Несмотря на положительные результаты таких процессов, повреждения, наносимые памятникам археологии, относятся к разряду невосполнимых, то есть, они наносят безвозвратные потери разрушенным частям памятников. Вот почему материальная компенсация, порой превышающая сметную стоимость самого строительства, служит лишь формальным свидетельством наказания организации, разрушившей памятник археологии, но никак не позволяет восполнить ущерб, нанесенный истории и культуре страны.
2.5. Земли историко-культурного назначения в случае использования их не по целевому назначению могут быть изъяты у землепользователя (ст. 14 Закон Российской Федерации "О земельной реформе"; ст. 79; 94; ст. 99, п. 3 "Земельного Кодекса РФ").
Весьма обширен раздел по охране памятников истории и культуры содержится в природоохранном законодательстве. Большое внимание этим вопросам уделяет Градостроительный Кодекс Российской Федерации (ст. 1, 2, 3, 6, 11, 12, 20, 28, 29 и др.). В Кодексе записано: «… в поселениях и на территориях, имеющих памятники истории и культуры, в том, числе памятники археологии, ... устанавливаются границы зон охраны, в пределах которых запрещается или ограничивается градостроительная, хозяйственная или иная деятельность, причиняющая вред объектам историко-культурного наследия…» (ГКРФ, ст. 12).
2.6. Наиболее важным среди подзаконных актов является Инструкция Министерства культуры "О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры" от 13 мая 1986 г. № 203, согласованная с Госстроем (письмо от 01.04.1986 г. № ИП-1682), что делает ее положения обязательными для исполнения всеми проектными и строительными организациями страны. Согласно этой инструкции территорией археологического памятника является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально (п. 2). При проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ, согласно п. 54, проводится:
- выявление в зонах работ неучтенных, ранее неизвестных объектов, т.е. проведение археологического обследования территории будущего строительства;
- обследование и фиксация памятников, которые сохранить на месте не представляется возможным;
- работы, обеспечивающие сохранность памятников в зонах строительства;
- другие мероприятия, необходимость проведения которых могут возникнуть в процессе работ и изучения памятников.
В п. 55 указано: "Работы по выявлению, обследованию, изучению и фиксации памятников... проводятся соответствующими научными учреждениями, проектными или строительными организациями и финансируются заказчиками в соответствии с действующими правилами". Особенно важен п. 56, где сказано, что "Предприятия, учреждения, организации в случае обнаружения при проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ, археологических и других объектов,... обязаны сообщить об этом местному государственному органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ".
Вопросы создания охранных зон памятников сформулированы в утвержденной Министерством культуры (приказ от 24.01.86 г. № 33) "Инструкции об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры", согласованной с Госстроем (письмо от 27.12.1985 № П-6272). В ней устанавливаются основные требования к определению границ, режима содержания и использования зон охраны недвижимых памятников, куда включаются и памятники археологии (п. 1.4). Согласно п. 1.5. в зонах охраны памятников запрещается производство земляных, строительных и других работ, а так же хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников. В п. 1.7. предусмотрено, что "Отступление от указанного режима использования территории зон охраны памятников возможно только по специально выполненному проекту, согласованному с соответствующими государственными органами охраны памятников". В соответствии с п. 3.4.1 на участке культурного слоя строительные и земляные работы... производятся с разрешения органов охраны памятников и при участии археологов. Как правило, это разрешение выдается после проведения охранных мероприятий. В случае необходимости до начала строительных работ на участках культурно слоя производятся археологические исследования (п. 3.4.2.). Постановление правительства Российской Федерации № 112 от 25 февраля 1992 года в разделе I-11 "Порядок определения ставок земельного налога" определяет 5, 10 и 20 кратные коэффициенты за нарушение режима охранной зоны.
2.7. Требования согласования проектов с органами охраны памятников содержатся в инструктивных документах Госстроя СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" в разделе 4 требует проведения мероприятий по охране памятников истории и культуры (стр. 3-7).
В СниП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства» в разделе 8 «Инженерно-экологические изыскания» (стр. 28-34) неоднократно указывается на необходимость проведения мероприятий по охране историко-культурных памятников. Так же говорится о сохранении историко-культурного наследия в СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» М. 1997.
Подобное требование содержится и в СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», где в п. 3.1. прямо указано: «Не допускается проложение трасс по зонам, отнесенным к памятникам культуры».
2.8. Достаточно подробно все методические вопросы охраны памятников истории освещены в "Рекомендациях по охране окружающей среды в районной планировке. ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя". Стройиздат, 1986, где существует специальный раздел 11: "Охрана памятников истории и культуры" (стр. 70-76).
Теперь обратимся к рассмотрению основных форм и вариантов обеспечения сохранности археологических памятников, используемых в отечественной практике.
3. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ОБЪЕКТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ЗОНАХ СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
3.1. Действующим законодательством (Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 36-37) предусматривается, что строительные, дорожные, мелиоративные и иные работы, создающие угрозу существования объектам археологического наследия, могут проводиться лишь после осуществления необходимых мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников. При этом полная стоимость проведения этих мероприятий целиком относится за счет средств физических и юридических лиц, являющихся заказчиками проводимых работ.
3.2. Действующее законодательство, а также отечественная и зарубежная практика знают следующие формы или варианты обеспечения сохранности археологических памятников в зонах проведения строительных и иных земляных работ:
а) Полное научное исследование археологических памятников, целостность которых может быть нарушена в ходе строительства. Такое исследование включает:
- выявление памятников путем археологических разведок на местности;
- стационарные археологические раскопки памятников, которые ведутся вручную, с соблюдением определенной методики и с фиксацией всех особенностей памятника и находящихся на нем остатков сооружений, погребений и т. п.;
- камеральную обработку полученных при разведках и раскопках вещевых и иных материалов, их консервацию и реставрацию, проведение необходимых специальных анализов, научное описание материалов и т.п.;
- составление научной отчетности о полевых и камеральных исследованиях;
- передачу материалов полевых работ на постоянное хранение в музеи и другие государственные хранилища.
Научное исследование является наиболее распространенной и универсальной формой обеспечения сохранности памятников археологии в зонах строительных работ.
б) Вынос (эвакуация) памятников за пределы зон затопления или проведения строительных работ. В связи с тем, что археологические памятники относятся к недвижимым памятникам истории и культуры, эта форма обеспечения сохранности может быть применена к ним в очень ограниченной степени и относится, как правило, лишь к деталям памятников (отдельные архитектурные детали, гробницы, наскальные рисунки и т.п.).
в) Создание защитных сооружений, ограничивающих вредное воздействие проектируемых объектов на археологические памятники. Может рекомендоваться лишь при строительстве крупных водохранилищ и только в отношении наиболее ценных памятников общесоюзного значения, так как стоимость создания защитных устройств, как правило, бывает выше стоимости полного научного исследования памятников.
г) Исключение площадей археологических памятников из зон проведения строительных работ или зон затопления (например - изменение трасс газопроводов и нефтепроводов, с тем, чтобы они не затрагивали археологические памятники, изменение местоположения отдельных сооружений и т.п.). Может рекомендоваться лишь при наличии технической возможности такого исключения.
3.3. Специфическим методом обеспечения сохранности археологических памятников в зонах строительства является мониторинг объектов археологического наследия (иначе: археологический надзор или охранные археологические наблюдения). Проведение специалистами-археологами этого комплекса мер охраны памятников в зонах строительных работ обеспечивает, как показывает практика, оптимальное решение следующих задач:
а) Контроль соблюдения всех норм действующего законодательства по охране памятников истории и культуры на территории строительства, а также полноты и качества выполнения мероприятий по охране каждого конкретного объекта археологического наследия в зоне строительных работ.
б) Мониторинг археологической ситуации на всей территории строительства в процессе строительно-монтажных работ.
в) Оценка общих результатов охранных археологических работ с точки зрения прогнозирования археологической ситуации на сопредельной территории.
г) Решение конкретных чисто технических проблем, возникающих в ходе осуществления мероприятий по охране памятников археологии.
Осуществление мониторинга (археологического надзора или охранных археологических наблюдений за памятниками археологии) в зонах строительных работ в тех случаях, когда проектная документация позволяет прогнозировать возможность сохранения памятника археологии в процессе строительства, способствует их реальному физическому сохранению при минимуме финансовых затрат со стороны Заказчика.
Согласно действующему законодательству в настоящее время проведение мониторинга объектов археологического наследия (надзора, охранных археологических наблюдений), как метода сохранения памятников археологии, относится к разряду приоритетных направлений.
Все работы по мониторингу (охранному археологическому надзору) памятников археологии в зонах строительных работ должны вестись согласно современной полевой археологической методике и действующих методических рекомендаций. Важнейшими среди них являются: «Положение о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчетной документации». М: ИА РАН, 2007 и «Мониторинг археологического наследия и Земельный кадастр». М.: Институт наследия, 2000.
Главная цель мониторинга памятников археологии состоит в необходимости их физического сохранения в процессе строительных работ.
3.4. Программа охраны культурного наследия в зоне строительства исходит из оценки исторической и культурной значимости памятников зоны строительства, из минимизации их возможного ущерба и стоимости мероприятий по сохранению памятников при всех формах охранных археологических работ.
В случае избрания в качестве меры сохранения памятника полного научного изучения, помимо охранных, аварийных раскопок с соблюдением необходимой методики полевых изысканий, производится рекультивация памятника после земляных работ на нем, консервация и реставрация находок, а также их музеефикация. В стоимость охранных изысканий включается и подготовка к публикации всех полученных материалов, результатов работ и артефактов. Охранные работы должны предшествовать строительству, а в тех исключительных случаях, когда требуется детальное изучение каких-либо уникальных объектов, требующих длительного времени, могут вестись параллельно с ним.
Все земляные работы на памятнике ведутся вручную с соблюдением определенной методики раскопок. В их ходе осуществляется расчистка всех объектов, сооружений и отдельных вещей, их фиксация на планах, разрезах, фотографиях и т.д., взятие образцов на естественнонаучные анализы для установления абсолютного возраста поселения, составляется подробное описание всего процесса исследований, вскрываемых объектов и комплексов. Глубина раскопа определяется мощностью культурного слоя. После извлечения археологических материалов, их последующей камеральной обработки, реставрации, составления учетной документации, зарисовки, фотографирования, взятия проб на анализы, осуществляется подготовка вещей к музейному хранению. Кроме того, все соответствующим образом описывается, и материал готовятся к публикации.
3.5. С целью обеспечения охраны памятников от разрушения до начала их полного научного исследования вокруг каждого археологического памятника с момента его открытия устанавливается охранная зона, начиная от внешних границ памятника. Величина охранной зоны определяется в каждом конкретном случае индивидуально и зависит от историко-культурной значимости памятника и его состояния. Согласно существующему законодательству, на выявленных памятниках и в пределах их охранных зон запрещается проведение работ без согласования с государственными органами охраны памятников. Запрещено также использование этих территорий для устройства строительных площадок, мест сосредоточения техники, свалок отходов, карьеров и т. д. Охраняемая территория включает также участки исторического ландшафта, примыкающего к памятнику и его охранной зоне. Участки исторического ландшафта для памятников мирового и федерального значения, как и сами памятники, исключатся из хозяйственного пользования. Ведение на них любых строительных мероприятий без ведома органов охраны памятников истории и культуры запрещено.
3.6. Как показывает опыт, степень воздействия строительных объектов на памятники археологии различная. Следует учесть также тот немаловажный факт, что археологические памятники в их естественной среде к моменту своего открытия уже находятся в разных условиях, так различается их характер, и они существуют разное время. В силу природных факторов хуже других сохраняются памятники наиболее древние, а также кратковременные. Сохранность древнейших памятников зависит от длительности процессов разрушения, приводящих к существенной и даже полной утрате, как культурного слоя, так и сооружений и артефактов. На сезонных памятниках, существовавших относительно короткий отрезок времени, не успевал накапливаться мощный культурный слой и значительное количество бытовых предметов и конструкций, что прямо способствовало быстрейшей переработке этих немногочисленных остатков природными факторами. Помимо естественно-природных процессов на сохранность памятников существенное влияние также оказывают степень и характер техногенного воздействия, причем, чем это воздействие массированнее и продолжительнее, тем, как правило, более губительные результаты для сохранности памятников эти процессы имеют. На практике к моменту обнаружения того или иного памятника бывает представлен весь спектр воздействия на него, как природных сил, так и результатов хозяйственной деятельности человека. При этом диапазон варьирует от крайне отрицательного: случаи полного разрушения памятников к моменту их обследования, когда об их наличии приходится судить по косвенным признакам или присутствию информации в литературе, архивных и фондовых источниках, до нейтрального. Когда техногенное воздействие непосредственно не ощущается и происходит утрата информации лишь за счет естественно-биологических, геологических, геоморфологических и других естественно-природных процессов. Соответствующим образом различаются и способы воздействия проектируемого строительства на сохранность археологических памятников - от крайне отрицательного и до нейтрального. Достоверно известно, что памятники хорошо сохраняются тогда, когда территория строительства не затрагивает площади памятников и территорию их охранных зон, то есть располагается в стороне от них и на значительном удалении. Напротив, если объект строится поблизости от археологического памятника или непосредственно на его территории без предварительного археологического обследования местности или при отсутствии у ЗАКАЗЧИКА информации о наличии в зоне строительства памятников археологии, то они, как правило, оказываются потревоженными или полностью уничтоженными в ходе строительных работ. Чрезвычайно высока вероятность разрушения памятников, если строительство проводится без предварительного осмотра местности специалистами-археологами или, когда в распоряжении строителей имеются только архивные данные, тем более, если таковых нет вовсе.
Сказанного достаточно для вывода о необходимости предварительного обследования всех без исключения проектируемых объектов и осуществления комплекса мер по сохранению объектов археологического наследия в ходе строительных работ. Во всех случаях порчи или уничтожения памятников Закон предусматривает применение судебных санкций против организаций и учреждений, допустивших порчу памятников (см. выше), однако ЛЮБОЕ РАЗРУШЕНИЕ НАНОСИТ ПАМЯТНИКУ НЕВОСПОЛНИМЫЙ УЩЕРБ И НИКАКОЙ ШТРАФ НЕ МОЖЕТ ВОСПОЛНИТЬ ПОТЕРЮ, ПОНЕСЕННУЮ НАУКОЙ И ИСТОРИЕЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА.