Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Памятники истории и культуры. Храмы Боровска. Улицы города > Церковь Покрова на Высоком (XVII-XVIII вв.)

        
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком (XVII-XVIII вв.)

§ 2.12. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ в бывшей Высотской слободе

История Покровской церкви, которая стоит на кладбище в бывшей Высотской слободе, неразрывно связана с историей некогда бывшего здесь древнего Высоко-Покровского мужского монастыря. Он был основан в 1410 г. в восточной части города, на высоком правом берегу Протвы, боровским князем Симеоном Владимировичем и учеником Сергия Радонежского Никифором. В 1414 г. здесь принял монашеский постриг преподобный Пафнутий Боровский. В течение двадцати лет Пафнутий был иноком этого монастыря, а после смерти игумена Маркелла братия избрала Пафнутия своим настоятелем. Но в 1444 г. Пафнутий из обители неожиданно удалился и основал монастырь, ныне известный как Пафнутьев-Боровский. В Высоко-Покровском же монастыре, по преданию, были похоронены родители Пафнутия Иван и Фотиния. Над их могилами впоследствии поставили часовню.

В монастыре стояли два храма. Один из них, Покровский, был каменным; другой, Вход Господа в Иерусалим - деревянным, при трапезной. В 1610 г. «...как приходили в Московское государство польские и литовские люди и в те де поры Высотский монастырь разорили до основанья, храм Вход Ерусалим и кельи пожгли, а другой де храм каменный Покров святые Богородицы разрушился...».

Восстанавливала обитель братия Пафнутьев-Боровского монастыря. К 1621 г. построили новую церковь Покрова Пресвятой Богородицы - теперь уже в дереве. На монастырском погосте обновили деревянную Сретенскую церковь. Она стояла вне ограды и не считалась монастырской. Входоиерусалимский храм после 1618 г. не упоминается. Вокруг монастыря образовалась пригородная Высотская слобода, «… в ней двор монастырский да 3 двора монастырских служебников, 3 двора бобыльских, 10 мест дворовых пустых, а крестьяне побиты от литовских людей». В 1630 г. «на погосте во дворе» жительствовал священник Семён Тимофеев. В 1678 г. в Высотской слободе числилось 16 бобыльских дворов, в 1686 г.

Возрождённая обитель не стала многочисленной и была приписана к Пафнутьев-Боровскому монастырю. На протяжении многих лет Покровский храм благоукрашался привозимыми оттуда древними иконами и предметами церковной утвари. Присылали из Пафнутьева монастыря и монахов: в 1701 г. таковыми были иеромонах Пахомий и старец Герасим. Они обитали в двух кельях. Территория монастыря была обнесена деревянной оградой с большими створчатыми воротами и калиткой возле них. На воротах масляными красками были написаны образа деисусного чина.

По описанию 1763 г. деревянные глава и крест Покровской церкви были обиты жестью, а над чешуйчатой главой колокольни стоял железный крест. На колокольне висели три небольших колокола. Келий по-прежнему было две: крытых тёсом, при общих сенях. Остальные постройки также были деревянными: погреб, конюшня, кухня, ограда.

В плане монастырской реформы 1764 г. Высоко-Покровский монастырь, как и другие небольшие обители России, был упразднён. Покровская церковь стала приходской и была приписана к Крестовоздвиженской. Место вокруг храма обратили в приходское кладбище.

В 1812 г. Покровский храм чудом уцелел, в то время как стоявшая неподалёку Сретенская церковь сгорела вместе со всем имуществом. Уцелела и деревянная часовня над могилами родителей Пафнутия. В 1868 г. её перестроили в камне и поместили внутри неё две поновлённые иконы Бориса и Глеба, переданные ещё в XVII веке в Высоко-Покровский монастырь из Пафнутьевой обители. Кубическая одноглавая входная часовня с луковичной главой на пьедестале над четырёхскатной кровлей и сегодня стоит над склоном почти вплотную к восточной грани апсиды Покровской церкви.

В 1900 г. Покровская церковь по-прежнему самостоятельного прихода не имела и была приписана к Крестовоздвиженскому храму.

В 1910 г. страховая комиссия нашла состояние Покровского храма хорошим. Размер страховой суммы 2500 рублей свидетельствует об отсутствии в тот год в храме богатого убранства. Размеры единственного находившегося в храме иконостаса, согласно страховой ведомости, составляли 7 х 5 арш.

Шли века, а построенная ещё в XVII столетии деревянная Покровская церковь продолжала стоять на высоком холме над Протвой. Конечно, в разное время она обновлялась и ремонтировалась, в XIX веке лишилась окружавших здание обходных галерей с крыльцами. Но в основе своей здание сохраняло элементы постройки того послесмутного времени. В 1920-х гг. храм был обследован и поставлен на учёт в отделе по делам музеев Главнауки Наркомпроса в качестве памятника истории и архитектуры первой категории. В начале 1930 г. местные власти возбудили ходатайство о закрытии Покровской церкви. Дело тянулось два года. По законам того времени требовалось представить обоснование закрытия храма непременно под «культурно-просветительское заведение», а клуб или школа посреди кладбища выглядели бы абсурдно. И всё же в 1932 г. Покровская церковь была закрыта официально, но прихожане до поры до времени продолжали оберегать находившееся в храме и часовне имущество.

Уцелела церковь и в годы Великой Отечественной войны. В 1950 г. в ней всё же устроили зернохранилище, а имущество сложили и заперли в алтаре, назначив ответственного за его сохранность. В 1960 г. храм поставили на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения. В 1961 г. в соответствии с распоряжением областного управления культуры древние иконы Покровской церкви были переданы в музеи Калуги и Москвы. После этого храм полностью опустел, его, несмотря на «государственную охрану» стали понемногу разбирать на хозяйственные нужды, но, к счастью, церковь устояла и её можно было возобновить и реставрировать.

В конце 1980-х гг. на народные средства и пожертвования благотворителей восстановили ограду кладбища. Затем трудами московского реставратора Владимира Георгиевича Дёмина и боровских мастеров Александра Лаврова и Анатолия Брицына церковь законсервировали, что предотвратило её дальнейшее разрушение. После этого Александром Лавровым была реставрирована часовня, затем пришёл черёд возобновления храма. Покровская церковь возвращена Калужской епархии 24 ноября 1994 г. В 2000 г. она вновь, как и в древности, стала подворьем Пафнутьев-Боровского монастыря. В 2002 г. был разработан проект реставрации храма. В 2008 г. началось его воссоздание методом раскатки старого сруба и последующей сборки брёвен на новом фундаменте с заменой сгнивших деревянных конструкций на новые. Брёвна были пропитаны специальным раствором, главки отремонтированы, воздвигнуты кресты, в окна вставлены новые стёкла и рамы, восстановлены западная лестница и галереи-гульбища, снят вековой «культурный слой» земли вокруг храма, что позволило открыть и восстановить его подклет. Работы выполнялись мастерами Поморской плотницкой школы Архангельска.

Покровская церковь - самый древний памятник деревянного зодчества Калужской области, возведённый мастерами из сосновых брёвен без единого гвоздя. Искусствоведы не решаются датировать здание 1621 годом и обычно расплывчато указывают, что храм воз-водился в течение ХУП-ХУШ веков. В сохранившихся метриках и ведомостях отсутствует дата постройки этого храма, равно как в летописях отсутствуют сведения о полной перестройке здания после его возведения к 1621 г.

17 октября 2010 г. храм был освящён митрополитом Калужским и Боровским Климентом. Внешне церкви уже придан первоначальный облик. Высокий подклет «приподнимает» храм над местностью и делает его хорошо обозреваемым с подножия холма. К рубленному «в обло» четверику примыкают рубленные «в лапу» пятигранная апсида и трапезная с притвором, над которым вознеслись два шестигранных яруса колокольни. Настоящая часть церкви подведена под четырёхскатную крышу и увенчана чешуйчатой луковичной главой на тонкой «шейке». Рельеф местности и высокий подклет потребовали устроить с западной стороны довольно крутой крытый лестничный всход на притвор. Завершается и восстановление интерьера Покровского храма.

Вокруг Покровского храма по-прежнему расположено кладбище. На нём сохранились старые надгробия. Справа от часовни, что над прахом родителей Пафнутия, лежит надгробный камень 1866 г. с текстом: «Здесь погребено тело жены протоиерея Боровского собора Любови Михайловны Чертковой, урождённой Золотовой, с пятью своими малолетками. Жития ей Кыло 33 хода».

В 2014 г. на кладбище, вблизи юго-восточного угла Покровского храма, соорудили часовню-костницу для упокоения останков, находимых вокруг церкви при её реконструкции. Кирпичная прямоугольная входная часовня в простых формах под четырёхскатной крышей увенчана крестом.

У подножия возвышенности, на которой стоит Покровская церковь, ныне обустраивается источник. На нём соорудили большую деревянную купальню с галереей, мезонином, восьмериком, шатром и чешуйчатой главкой. Рядом - колодец с деревянной сенью. От источника открывается замечательный вид на Протву.

Настоятелем Покровского храма - подворья Пафнутьев-Боровского монастыря является иеромонах Иосиф (Королёв).

Источники и литература

• РГИА, ф. 799, оп. 33, д. 543, лл. 50-51.

• ЦГА Москвы, ф. Р-1215, оп. 1, д. 367, лл. 15, 21а.

• ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 1345, л. 14.

• ГАКО, ф. Р-3501, оп. 1, д. 63.

• Боровск. Путеводитель. - Триада-Х, 2004. - Стр. 29.

• Боровская десятина, стр. 174,176, 197-200.

• Земля Калужская, стр. 172-173.

• Комаров С. 400 лет со дня героической обороны Боровского Свято-Пафнутьева монастыря. // Православный христианин, 2010, №7, стр. 3.

• Крестников, стр. 74-75.

• Леонид, стр. 44-45.

• Николаев, стр. 30-31.

• Преображенский, стр. 77, вкладка XIII.

• Синодик, стр. 280-281.

• Тагиева А. Не рвётся связь времен. // Боровские известия, 2003, №177/178, стр. 6.

• Фехнер, стр. 222.

• Натурное обследование. 26 день августа 2013 г., 14 день июня 2014 г., 5 день сентября 2014 г.

(Легостаев В. В., Носиков С. П., Шатохин А. В. Храмы Боровского уезда. Брянск, 2015. С.99-106).


1970-е годы. Фото А.С. Полякова

1999 г. Фото В.И. Осипова

2011 г. Фото В.С. Ситало


 
Объявления
Новое на сайте за ДЕКАБРЬ 2018 г.

Богачева В.И. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!!!

КРУГЛЫЙ СТОЛ. 27 февраля 2018 г.

Выставка «Образ Богоматери» 1 ноября по 5 декабря 2017 г. МВЦ

Внимание! Классики и современники. Выставка Анны Леон (19 августа-19 ноября).

ВНИМАНИЕ!!! Круглый стол "Культура старообрядцев и ее сохранение". 28 июня 2017 г.

В.С. Миронову 75 лет. Поздравляем

24 марта (пятница) в 14.00 состоится очередное заседание Боровского отделения РГО.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ В ЯНВАРЕ 2017 г.

Новое на сайте на 30 декабря 2016

[ Все объявления ]

Новости
Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]


Designed by sLicht Copyright © 2014