Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Пафнутьев-Боровский монастырь
Из истории Пафнутьева монастыря

прочтено 1130 (последний раз: 08.12.2024 17:26:06)
Леонид (Кавелин), архимандрит  |  Пафнутьев монастырь в годы Советской власти

О реставрации монастыря

прочтено 2231 (последний раз: 08.12.2024 18:15:10)
Антипов А.А. Зачем монастырю баня  |  Возможности и желания реставраторов  |  Меркелова В.Н. ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (КРАТКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ И РЕСТАВРАЦИИ 1955—1975 гг.)

Новая жизнь обители. Крестные ходы

прочтено 2106 (последний раз: 08.12.2024 19:25:01)
Шапошников В. Спешите делать добро

Историко-архитектурные памятники

прочтено 2258 (последний раз: 08.12.2024 18:45:26)
Антипов А.А. Созвездие куполов  |  О памятнике пр. Пафнутия

Род князей Репниных

прочтено 2076 (последний раз: 08.12.2024 20:15:18)
Портреты князей Репниных

пр.Пафнутий. Иконография

прочтено 1133 (последний раз: 08.12.2024 18:04:01)
Дионисий

ПАФНУТЬЕВ МОНАСТЫРЬ. ФОТОАРХИВ

прочтено 1077 (последний раз: 08.12.2024 20:15:11)
Крестный ход в 1996 или 1997 году.   |  Леонид, архимандрит  |  Пафнутьев монастырь. Архив. Фото 1999 г.

ПАФНУТЬЕВ МОНАСТЫРЬ. БИБЛИОГРАФИЯ

прочтено 667 (последний раз: 08.12.2024 18:56:22)

       
ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ –

ДУХОВНЫЙ И ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК ХV–ХIХ вв.

Одним из самых древних и почитаемых на Калужской земле является Пафнутьев-Боровский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь, основанный в 1444 г. преподобным Пафнутием. Отсюда начали свой духовный путь основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, епископ Ростовский и автор «Жития преподобного Пафнутия» Вассиан Санин, митрополит Московский Макарий.

Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал к обители многих людей. Великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье. Благодаря их вкладам крепло хозяйство монастыря, велось активное строительство.

Дважды монастырь подвергался разорению. В июле 1610 г. он был сожжен войском Лжедмитрия II, в октябре 1812 г. – французами. В память подвига князя Михаила Волконского в 1610 г. в Пафнутьев-Боровском монастыре г. Боровск в 1777 г. получил свой герб.

В 1812 г. монастырь был разграблен и разрушен войсками Наполеона. Память об этом сохранилась в надписи на стене северной кельи Восточного братского корпуса. «1812 года в царствование Его Императорского Величества Государя Императора Александра Павловича Всея [России во время] нашествия французов и с ними [двунадесяти] языцы сия обитель сожжена была и паки архимандритами Иннокентием и Феофилактом и Винедиктом и наместником [Феофил]ом з братиею обновлена и в 1822 году совершенна отстроена келию расписывал [сея оби]тели иеродиакон Серафим 1824 года февраля 14 дня».

В январе 1919 г. Пафнутьев-Боровский монастырь был национализирован и поставлен на учёт музейным отделом Наркомпроса как памятник архитектуры и живописи ХVI–ХIХ вв. Иноки вынуждены были покинуть обитель.

В течение более чем семидесятилетнего периода здесь располагались различные учебные учреждения, а в 1942 г. непродолжительное время – Политуправление Западного фронта.

В 1991 г. обитель преподобного Пафнутия была возвращена Калужской епархии. Сюда постепенно стали стекаться монахи, желавшие возродить иноческую жизнь.

Служители монастыря заново освятили храмы и стены: в 1991 г. была освящена церковь пророка Илии, а в 1992 г. – церковь святителя. Митрофана. 14 мая 1991 г. после нескольких десятилетий забвения вокруг монастыря прошел крестный ход в память преподобного Пафнутия.

12 июня 1994 г. (в юбилейный для монастыря год) – обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он освятил собор Рождества Пресвятой Богородицы и провел праздничную литургию. Часто приезжает в монастырь митрополит Калужский и Боровский Климент.

Под руководством игуменов Вадима, Гавриила, а затем о. Серафима монастырская братия начала возрождать святую обитель. В его ведении находится и хозяйство: земельные угодья, сад, парк, пруды, домашний скот. Большую помощь в поддержании и развитии хозяйства оказывают паломники.

Преподобный Пафнутий и основание им монастыря Рождества Пресвятой Богородицы

Преподобный Пафнутий (мирское имя Парфений) родился в 1394 г. в сельце Кудинове, расположенном в 3 верстах от Боровска, в семье мелких землевладельцев. Из жития преподобного известно, что отца его звали Иваном, а мать — Фотинией. Дед Пафнутия был татарский баскак в Боровске, под угрозой расправы вынужденный креститься: «аще не приступят ко благочестивой вере, сих повелеваху смерти предати». При крещении дед взял имя Мартин. Своего сына и внука он воспитал в ревностном почитании Бога и Священного Писания.

В 1414 г. в возрасте 20 лет Пафнутий был пострижен в монахи в Боровском Покровском монастыре настоятелем старцем Маркелом. В это время в монастыре жил старец Никита, бывший в свое время настоятелем в Серпуховском монастыре. Старец Никита был учеником Сергия Радонежского, и Пафнутий был отдан ему в послушание. Двадцать лет Пафнутий был иноком Покровского Высоковского монастыря. Братия полюбила его и, когда в 1434 г. скончался настоятель монастыря, Пафнутий был избран игуменом. Этому содействовали, по-видимому, и местный князь Василий Ярославич и митрополит. Однако на 51 году жизни, 23 апреля 1444 г., Пафнутий неожиданно для всех покидает Покровский монастырь и поселяется в 3 верстах от него у впадения р. Истермы в р. Протву. Житие рассказывает, что прежде чем уйти из Покровского монастыря, Пафнутий долго и тяжело болел и во время болезни принял схиму. Он оставил игуменство. По выздоровлении он покинул монастырь, поселившись в одиночестве на противоположном берегу р. Протвы. Некоторые иноки перебрались вслед за своим духовным отцом. Здесь и образовалась новая обитель.

Еще при жизни Пафнутия монастырь Рождества Богородицы приобрел славу одного из самых почитаемых монастырей Московского государства. 1 мая 1477 г., в четверг, преподобный Пафнутий скончался. Он был похоронен у южных врат собора Рождества Пресвятой Богородицы «под спудом». С 1531 г. преподобный Пафнутий почитался как местночтимый святой. В феврале 1547 г. на церковном соборе, возглавляемом митрополитом Макарием, Пафнутий был канонизирован и стал почитаться как общерусский святой.

Монастырь на протяжении всей своей истории. являлся духовным центром, который притягивал к себе множество паломников.

Монастырские стены, башни, храмы, постройки

Пафнутьев-Боровский монастырь как архитектурный комплекс складывался на протяжении ХV–ХIХ вв.

Уже при жизни преподобного был построен первый белокаменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Столетием позже на его месте был возведен пятиглавый кирпичный собор.

Имена мастеров, возводивших те или иные монастырские постройки, неизвестны. Предполагается, что часть стен монастыря в конце ХVI в. возводил известный градостроитель Федор Конь, а в ХVII в. – Трофим Шарутин. На возведении монастырской колокольни работала бригада каменщиков-крестьян. Тогда же, в ХVI в., с южной стороны центральной площади построили церковь преподобного Пафнутия и начали возводить Юго-восточный братский корпус, а с западной стороны – Погребной. Тогда же возвели с юго-восточной стороны Круглую башню и прясло крепостной стены, а к концу XVI в. под руководством мастера Федора Коня поставили Оружейную, Георгиевскую и Поваренную башни.

В ХVII в. активное строительство продолжалось. К южной стене собора Рождества Богородицы были пристроены церковь Архангела Михаила (1651) и с трех сторон — паперть. По-видимому, в этот же период растесаны окна собора. К южному фасаду трапезной палаты пристроили галерею, которую соединили переходом с церковью преп. Пафнутия. Над северной папертью трапезной вознеслась к небу колокольня (1690).

Вокруг центральных строений продолжал формироваться комплекс служебных и культовых зданий. Между 1685–1690 гг. построены Западный (Гостиничный) и Архимандричий корпуса. В 1670 г. на пожертвования князя И.Б. Репнина возведена церковь пророка Илии с больничными палатами. В ХVII в. завершено строительство крепостной стены с двумя башнями: Сторожевой и Тайницкой.

XVIII в. был ознаменован реконструкцией, начавшейся во второй его половине и закончившейся в XIX в. Согласно ее планам, предполагалось перестроить и переделать почти все постройки. Но до конца замысел так и не исполнили: успели лишь растесать у всех построек окна, превратив их в прямоугольные, разобрали храмы преп. Пафнутия, архангела Михаила и паперть вокруг собора Рождества Пресвятой Богородицы. Возвели новые постройки: церковь Митрофана (1760 г.,), трапезную-паперть собора Рождества Пресвятой Богородицы (1837 г.,), церковь Всех Святых (1838 г.) и Святые Ворота (1864 г).

Таким образом, архитектурный ансамбль монастыря сложился окончательно во второй половине ХIХ в. В дальнейшем он не претерпевал каких-либо изменений. Лишь в 30-е гг. ХХ в. на месте некрополя и храма Всех Святых был возведен учебный корпус.

С середины 50-х гг. ХХ в. началась научная реставрация монастыря, благодаря которой в настоящее время большая часть строений монастыря приобрела первоначальный облик.

Крепостные сооружения монастыря возводились на протяжении ХVI—ХVII вв. Длина стен около 673 м. Толщина стен различна, в среднем около 4 м. В стенных нишах устроены амбразуры нижнего боя.

Поваренную, Оружейную и Георгиевскую башни относят к концу ХVI в. Архитекторами сделано предположение, что они построены Федором Конем. Федор Конь – известный зодчий конца ХVI–начала ХVII вв. Он является строителем крепостных стен Белого города в Москве (1586–1588), а также крепостных сооружений Смоленска (1596–1602). Сторожевая и Тайницкая башни сооружены в первой половине ХVII в. Проломные ворота упоминаются с 1701 г., но в 1864 г. они были перестроены в псевдорусском стиле. (Описание стен монастыря и пушечного наряда за 1678 г. или 1701 г.)

Поваренная башня расположена в юго-западном углу монастыря. Она значительно выступает из линии стен и образует подобие цитадели, из которой можно вести круговой обстрел неприятеля. В ней 3 «боя» (3 яруса) с соответствующими амбразурами. Нижний «бой» предназначался для стрельбы из пушек, средний и верхний – из пищалей. Величина башни в верхней части 8,6 × 8,6 м, а в нижней – 10 × 10 м. Высота башни до крыши более 13 м.

Тайницкая башня, или башня «измены». Во время осады монастыря в 1610 г. войсками Лжедмитрия II именно через ее ворота был впущен в монастырь враг.

Сторожевая башня (ХVII в.) также имеет 3 «боя». В верхнем ярусе башни расположены 20 бойниц с зубцами.

Оружейная башня (ХVII в.) предназначалась для хранения оружия, поэтому в нижнем этаже, в отличие от остальных башен, амбразур для боя нет, все стены глухие и весьма толстые (от 2,3 до 2,8 м).

Круглая башня построена в первой половине ХVI в. В начале ХVII в. она серьезной оборонительной роли не играла.

Георгиевская-Знаменская башня была главной проездной (до постройки Проломных ворот). В ней имеется приспособление для подъемных воротных полотен.

Храмы

Собор Рождества Богородицы. Начало каменному строительству было положено в 1467 г., когда вместо деревянного храма Рождества Пресвятой Богородицы (1444 г.) возвели белокаменный, расписанный Митрофаном и Дионисием в 1467-1476 гг. На его месте в 1584—1586 гг. на средства царя Феодора Иоанновича заложен, а в 1589 г. освящен новый, дошедший до нас собор с приделом вмч. Феодора Стратилата с южной стороны и приделом влмчц. Ирины у северной стены. Он занимает центральную площадь монастыря. В 1837 г. к западной стене была пристроена трапезная.

Церковь Всех Святых (не сохранилась). 17 апреля 1836 г. был дан Указ Калужской духовной консистории о необходимости строить церковь Всех Святых. Церковь построена на вклад рода потомков князя М.К. Волконского и является их усыпальницей. В течение 1836–1837 гг. были розданы заказы подрядчикам на строительство церкви и на изготовление церковного инвентаря.

Мастер П.З. Миронов в январе 1837 г. получил заказ на изготовление к лету этого года иконостаса стоимостью 2300 рублей. 11 сентября 1838 г. церковь Всех Святых была освящена епископом Калужским и Боровским Николаем и архимандритом Пафнутьева монастыря Геннадием. Храм разобран в 30-е годы ХХ в.

Больничные палаты с церковью Илии пророка построены в 1670 г. на средства князей Репниных. По преданию, церковь сооружена на месте захоронения защитников монастыря, погибших в 1610 г.

Церковь во имя святителя Митрофана Цареградского пристроена к восточной части Архимандричьих (Настоятельских) палат в 1759–1760 гг. иждивением архимандрита Пафнутьева монастыря Митрофана Шеинкова.

Трапезная (1511.) с церковью Рождества Христова – древнейшая из сохранившихся построек монастыря. К ее северному фасаду в 1530 г. пристроили паперть, а затем в течение XVI в. надстраивали помещения ризницы, архива, библиотеки, звонницы. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская заключены в общий прямоугольник наружных стен. С северной и южной сторон к нему примыкают паперти, из которых северная включена в массив колокольни ХVII в.

Колокольня примыкает к северной стороне трапезной. Построена она на средства князя К.О. Щербатова в 1690 г. в традиционных архитектурных формах – четверик на восьмерике. Однако особенность колокольни Пафнутьева монастыря заключается в том, что грани восьмерика расположены на осях четверика — прием довольно редкий.

Погребной корпус – редкий памятник жилого и хозяйственного строительства. Первоначально здание было трехэтажным с двумя погребами-ледниками. Два подвальных помещения имеют плоское перекрытие. Над ними расположена одностолпная палата, перекрытая крестовым сводом. Дата сооружения Погребного корпуса неизвестна. Сопоставление ее с трапезной 1511 г. позволяет предположить, что она сооружена в начале ХVI в.

Из жилых построек сохранились три (ХVII в.): Архимаидричьи (Настоятельские) палаты, ограничивающие соборную площадь с севера, Западные братские кельи, расположенные южнее Погребного корпуса, и Восточные братские кельи протяженностью около 100 м, занимающие юго-восточную часть монастыря. Первоначально здания были трехэтажными. Третий этаж сохранился только у Архимандричьих палат. У братских келий верхний этаж разобран в ХVII в. Внутренние помещения на всех этажах представляют собой изолированные друг от друга кельи или пары келий. Первые и вторые этажи перекрывались сводами, перекрытия третьего этажа Архимандричьих палат были плоскими. В первых этажах размещались подсобные помещения, мастерские и, частично, братские кельи. Вторые и третьи этажи были жилыми.

Фрески Пафнутьев-Бровского монастыря

Живопись ХV–ХVII вв. представлена иконами и фресками, частично сохранившимися в Пафнутьевом монастыре.

Трудно сказать, существовала ли иконописная мастерская в Пафнутьев-Боровском монастыре во второй половине ХV–ХVI вв., но по документам известно, что в ХVII в. иконы для храмов монастырь заказывал у московских мастеров.

В храме с иконой неразрывно связана стенная роспись – фрески. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы (1586), в подклете трапезной (1511), на северной паперти под колокольней, на северной стене церкви Рождества Христова сохранились фрески ХVI–ХVII вв. Расчистка фресок велась на протяжении 1960–1990-х гг. бригадами художников-реставраторов, возглавляемыми сначала И.М. Гудковым, а затем Л.С. Муравьевым-Моисеенко.

В Пафнутьев-Боровском монастыре в молодые годы работал известный живописец средневековья Дионисий.

Первая каменная церковь Пафнуьтева монастыря была построена в 1467 г. Обычно храмы не сразу расписывали, а лишь спустя год-два после постройки. Не расписывали храмы и в осенне-зимний период. Точную дату росписи собора Дионисием установить трудно. Она колеблется между 1468 и 1476 гг.

Расписанный Митрофаном и Дионисием белокаменный собор не сохранился: он был разобран, и на его месте построен новый в 1584–1586 гг. Считалось, что фрески Дионисия полностью погибли, но во время реставрационных работ в 60–70-е гг. ХХ в., когда укреплялся фундамент собора Рождества Богородицы, из старого фундамента были извлечены белокаменные блоки, на поверхности которых сохранились фрагменты фресок ХV в. В настоящее время часть белокаменных блоков хранится в Государственном Историческом музее, часть – в Музее им. А. Рублева, часть – в Боровском историко-краеведческом музее. На блоках, находящихся в Боровском музее, изображены фрагменты одежд, орнамента (так называемые «полотенца», украшавшие нижний ярус росписи храма).

Ныне существующий собор Рождества Богородицы был расписан в 1644 г. Выше цоколя по трём стенам можно прочитать надпись вязью: «Лета 7152 (1644) соборная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы надписана на стенах иконным письмом при державе благоверного и христолюбиваго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Руси, и при его благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Евдокее Лукиановне...».

Хорошо сохранились фрески ХVII в. на северной паперти трапезной (преп. Пафнутий в рост. «Древо Иессеево», «Распятие», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение» и др.) и в верхнем ярусе северного фасада церкви Рождества Христова («Рождество Христово», «Избиение младенцев» и «Бегство в Египет»).

Одной из самых древних (первая четверть ХVI в.) фресок, сохранившихся в монастыре, является образ Спаса Нерукотворного над северным входом в подклет трапезной.

В 1990-х гг. художником-реставратором Л.С. Муравьевым-Моисеенко на внутренней стороне юго-западного угла крепостной стены была обнаружена фреска ХVII в. На ней изображен Спаситель в полный рост с молитвенно припадающим к нему преподобным Пафнутием. Фреска была снята со стены и перенесена на другую основу. Сейчас она хранится в Боровском музее.

Литература

Алексеева А. О кладе из Пафнутьева монастыря // Калужский краевед. Калуга, 1958. Вып.1. С.62.

Антипов А. Живые корни России. Боровск, 1994.

Антипов А.А. Монастырские были. Боровск, 2002.

Будовниц И. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в ХIV–ХVIвв. (по житиям святых). М., 1966.

Булыгин И. Монастырские крестьяне России в перв. четв. ХVIII в. М., 1977.

Благовещенский В.В. Пафнутьевский монастырь — древнейший исторический памятник Калужской области и г. Боровска // Третья (юбилейная) краеведческая конференция Калужской области. 26–28 мая 1972 г. Калуга; Обнинск, 1972. С.302–305.

Он же. Боровский-Пафнутьев монастырь как архитектурный памятник // Третья (юбилейная) краеведческая конференция Калужской области. С.305–309.

Иннокентий. Повесть о кончине Пафнутия // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV в. М., 1982. С.478–513.

Кадлубовский А.Д. Житие преподобного Пафнутия Боровского, писанное Вассианом Саниным // Сборник историко-филологического общества при инстиуте князя Безбородко в Нежине. Нежин, 1899. Т. II.

Краткое житие Пафнутия // ПСРЛ. Т.XII. С.170.

Леонид, архимандрит (Кавелин). Историко-археологическое и статистическое описание Боровского Пафнутьева монастыря. Казань, 1907.

Марков С.М. Протопоп Аввакум в Боровском Пафнутьевом монастыре // Калужские епархиальные ведомости. 1882. №23, 24.

Машков И. Крепостные сооружения Боровского-Пафнутьева монастыря // Древности. Чтения в комитете по охране древних памятников Московского археологического общества. Т.14. М., 1912.

Меркелова В.Н. Пафнутьев-Боровский Монастырь (Краткий обзор исследований и реставрации (1955–1975гг) // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып.2. М., 1982. С.185–197.

Николаев Е. По Калужской земле. М., 1970. С.11–24.

Осипов В.И. Пафнутьев Боровский монастырь: страницы истории / — Боровск, 2018. — 288 с.: Ил. (Скачать)

Чем привлекает к себе небольшой подмосковный город Боровск? Своей древностью или живописной природой? Интересной историей или славными земляками? Богатством архитектуры или боевыми подвигами предков? Да, все это присуще нашему городу. Но особый интерес к этому уголку Подмосковья вызывает, пожалуй, существование здесь известной православной обители, памятника истории и культуры — Пафнутьева-Боровского монастыря. Основой настоящего издания стали ранее опубликованные работы автора по истории Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря. Книга предназначена историкам, краеведам, учителям истории средней общеобразовательной школы и всем, интересующимся историей России.



Осипов В.И. Взаимоотношения Пафнутьева монастыря со Столобенским Ниловым монастырем в XVII в. // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Боровск, 1988. С.35–36.

Он же. Монастырские вотчины // За коммунизм (Боровск). 1986. №95.

Он же. Монастырь и его покровители // За коммунизм. 1989. №107.

Он же. Тайна Андрея Клешнина // За коммунизм. 1988. №57.

Он же. Монастырские доходы и расходы // За коммунизм. 1988. №43.

Он же. Монастырь готов к обороне // За коммунизм. 1985. №81.

Он же. Хозяйство Пафнутьева монастыря в Боровском уезде в ХVII в. // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга, 1989. С.44–47.

Он же. Взаимоотношения посадского населения г. Боровска с Пафнутьевым монастырем в XVII веке // Боровский краевед. Боровск, 1990. Вып.2. С.51–66.

Он же. Вкладчики Пафнутьев-Боровского монастыря в XVII в. (К истории родословной князей Репниных) // Боровский краевед. Боровск, 1992. Вып.4.

Он же. Судные дела Пафнутьев-Боровского монастыря в XVII в. (На материале Пошлинных книг) // Боровский краевед. Боровск, 1992. Вып.4.

Он же. Жалованные грамоты 1621 и 1624 гг. ц. Михаила Федоровича Пафнутьев-Боровскому монастырю // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга, 1991. С.79–82.

Он же. К вопросу об экономической деятельности монастырей Калужской губернии (середины XIX в. –1917 г.) // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. Калуга, 1989. С.62–65.

Осипов В.И., Осипова А.И. Захоронение князей Волконских на территории Пафнутьев-Боровского монастыря // Боровский краевед. Вып.5. Боровск, 1993. С.33–75.

Осипова А.И. Миссионерская деятельность церковного Братства Преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца среди старообрядцев (последняя четверть ХIХ–начало ХХ вв.) // Боровский краевед. Вып.3. Боровск, 1991. С.35–42.

Послание монахам Пафнутьева монастыря // Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959.С.144–145.

Преображенский М.Т. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии. СПб., 1891. С.44–51. Л.III–IV.

Раппопорт П.А. Зодчий Бориса Годунова // Культура Древней Руси. М, 1966.

Словарь книжников и книжности Древней Руси: вторая половина ХIV–ХVI вв. Ч.1. Л., 1988. С.434–438; Ч.2. Л., 1989. С.76–88.

Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990.

Фехнер М. Калуга. Боровск. М., 1972. С.222–244.

© Осипов В.И.

Больше информации можно получить в разделе "Краеведческая библиотека", где размещены несколько статей о монастыре:

- В.В. Благовещенский. Пафнутьевский монастырь − древнейший исторический памятник Калужской области и г. Боровска.

- В.В. Благовещенский. Боровский Пафнутьевский монастырь как архитектурный памятник

Фотографии с видами Пафнутьев-Боровского монастыря можно посмотреть в Галерее нашего сайта.

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014