В застройке Пафнутьев-Боровского монастыря центральное место занимает собор Рождества Богородицы как по общей планировке, так и по своей значимости. Особый интерес представляет его архитектура. Здесь нашли отражение элементы зодчества всех трех соборов Московского Кремля: Успенского, Архангельского и Благовещенского, в которых воплотились традиции древнерусской архитектуры и достижения европейской строительной техники.
Не сразу сложился монументальный облик собора, каким мы его видим в настоящее время.
В 1444 г. в только что образованном монастыре была освящена первая деревянная церковь, названная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1460 г. на её месте был воздвигнут белокаменный собор. Расписывать его настоятель монастыря Пафнутий пригласил художников Дионисия и Митрофана со своими сыновьями. И росписи, и архитектура собора поражали знатоков своим великолепием. После выполнения этой работы Дионисий стал считаться признанным мастером. Приобрел большую славу и монастырь.
Одиноко простоял собор чуть больше столетия. Затем его разбирают до фундамента, а на этом месте воздвигают новый, с прежним названием, но больший по площади. Официальные причины разбора старого собора – его малые размеры, хотя сейчас этот довод вызывает сомнения у ученых.
Строится новый собор повелением и на средства царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного. Об участии царя в постройке свидетельствуют короны на крестах центрального и боковых куполов.
Величественное здание было воздвигнуто за два года: 1584–1586. Основной строительный материал – кирпич. Белый камень известняк использовался лишь на фундаменте, цоколе, отделке порталов. Собор пятикулольный, четырехстолпный, трехапсидный. Шлемовидные купола придают ему суровость, грандиозность.
В южном алтаре собора устроен придел во имя Святого Федора Стратилата, а с северной наружной стороны примыкает как самостоятельная церковь придел Великомученицы Ирины. Имена святых взяты не случайно. Это покровители царствующего монарха и его супруги.
За 400 лет собор много раз подвергался переделкам. В середине XVII в. с западной и северной сторон была построена паперть. А с южной, вблизи придела Федора Стратилата, князья Репнины воздвигли над могилами своих близких церковь Михаила Архангела. Она была разобрана в 1828 г. На этом месте вскоре была воздвигнута церковь Всех Святых, которая служила местом захоронения потомков погибшего при защите монастыря от поляков князя Михаила Волконского. Но и эта церковь просуществовала только до 1935 г., когда началось строительство учебного корпуса для школы механизации сельского хозяйства.
В XVIII в. облик здания меняется. Надстраиваются и переделываются главы собора. По высоте и архитектурному стилю они соответствуют построенной в конце XVII в. колокольне. Были растёсаны окна, изменена их форма, ниже был сделан второй ряд окон. В 1837 г. к западной стене вместо паперти пристраивается трапезная, сохранившаяся до наших дней. Вместо сравнительно узкого западного портала делается большой арочный проем, соединяющий трапезную с собором. Вследствие этих работ прочность западной и восточной стен здания была значительно утрачена.
Над южным и северным входами в собор под железными зонтами с наружной стороны сохранилась едва просматриваемая фресковая роспись. Над южными воротами изображены Святые Петр и Алексей, митрополиты московские, выше их – образ богородицы, а по сторонам – Святые Антоний и Феодосии Печерские. Над северным входом изображен основатель монастыря Пафнутий. В других местах на наружных стенах роспись утрачена.
По-женски изящно выглядит церковь Ирины, украшенная циркульными и шлемовидными кокошниками. Она имеет свой самостоятельный белокаменный портал. На западной стене, возле входа, вделана белокаменная плита, обрамленная красным кирпичом. Она сообщает, что здесь в 1599 году похоронен окольничий царя Федора Ивановича Андрей Петрович Клешнин. Знатный боярин, сторонник фактического правителя государства Бориса Годунова, Клешнин участвовал в расследовании причин смерти в Угличе царевича Димитрия, последнего сына Ивана Грозного. Вскоре после этого он ушел в Пафнутьев-Боровский монастырь, передав сюда свои богатства. Здесь он и жил до самой смерти.
Широкому кругу экскурсантов еще долго, к сожалению, не удастся зайти внутрь собора. Там стоят леса, и с 1970 г. ведётся реставрация настенной, фресковой, точнее, темперной росписи. Специалисты предполагают, что здесь работали московские живописцы, расписывавшие ранее Успенский собор Кремля. На южной, западной и северной стенах можно с трудом прочесть едва сохранившуюся надпись: «Лета 7151 /1644) соборная церковь Рождества Богородицы подписана на стенах иконным письмом при державе Благоверного и Христолюбивого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси...».
Выполнена роспись, как следует из вкладных книг, на средства князей Оболенских-Лыковых. Позже живопись дважды записывалась масляными красками, которые частично полопались и отстали. Но первоначальная роспись цела и, по мнению художников – реставраторов, представляет большой интерес.
Нельзя не упомянуть еще об одной особенности собора. В его стенах и сводах заделаны на разных высотах и разного размера голосники, представляющие собой глиняные полые сосуды в виде кувшинов. Они обеспечивали усиление и музыкальное звучание голоса, особенно в хоровом пении.
Есть в соборе и еще одни секрет. В северной стене сделан дверной проем. Отсюда в толще стены идет ход в тайник, расположенный под крышей. В дни нападения врага, других бедствий здесь хранились монастырские ценности. Но, возможно, потайная лестница служила для того, чтобы добраться до кровли, проверить ее состояние, произвести ремонт.
А. Антипов, краевед, заслуженный работник культуры РСФСР.
Опубликовано: Антипов А.А. Созвездие куполов // «За коммунизм». 1990. №141.