Первый образец советского скорострельного авиационного пулемета был изготовлен в 1930 году.
11 октября 1932 года Реввоенсовет СССР принял постановление о принятии его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального - Комарицкого образца 1932 г. ШКАС» (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный).
Высокий темп стрельбы пулемета ШКАС был получен за счет короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Темп стрельбы ШКАСа достиг 1800 выстр./мин, что было рекордом для того времени.
В начале 1934 г. было начато серийное производство турельного и крыльевого вариантов пулемета ШКАС. Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом.
Синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 г. конструкторами В.Н. Салищевым, К.Н. Рудневым и В.П. Котовым. Отличительной особенностью конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку.
Вес пулемета ШКАС составлял: турельный вариант 10,5 кг; крыльевой 9,8 кг; синхронный - 11,1 кг.
Баллистика и темп стрельбы у турельного и крыльевого вариантов одинаковы: при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин.
У синхронного варианта темп стрельбы ниже - до 1650 выстр./мин. Зато начальная скорость несколько выше (850 м/с) за счет большей длины ствола.