Как увидеть настоящие бронеавтомобили из 1942 года
Достаточно хорошо известный снимок военного времени: на нем изображены советские бронеавтомобили на нынешней площади Ленина в Боровске. Впереди на снимке бронеавтомобиль БА-20, а за ним стоит - БА-10. Скорее всего, фотография была сделана в первых числах января 1942 года, вскоре после освобождения города от немцев.
БА-20 относится к лёгким бронеавтомобилям. Он разработан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 и использовался для разведки, связи и охранения. Серийное производство с 1936 по 1942 годы. Всего было выпущено 2066 машин разных модификаций. Эти бронеавтомобили использовались в войсках РККА до конца Великой Отечественной войны, а затем и в советско-японской войне.
Достаточно хорошо известный снимок военного времени: на нем изображены советские бронеавтомобили на нынешней площади Ленина в Боровске. Впереди на снимке бронеавтомобиль БА-20, а за ним стоит - БА-10. Скорее всего, фотография была сделана в первых числах января 1942 года, вскоре после освобождения города от немцев.
БА-20 относится к лёгким бронеавтомобилям. Он разработан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 и использовался для разведки, связи и охранения. Серийное производство с 1936 по 1942 годы. Всего было выпущено 2066 машин разных модификаций. Эти бронеавтомобили использовались в войсках РККА до конца Великой Отечественной войны, а затем и в советско-японской войне.
Ба-10 – средний бронеавтомобиль, выпускался с 1938 по 1941 годы, а в эксплуатации находился с 1938 по 1945 годы. Всего было выпущено 3386 машин. Бронеавтомобиль имел вооружение: 45-мм пушка образца 1938 года (20К) и 2 7,62-мм пулемета ДТ-29, что его делало равным по огневой мощи легкому танку Т-26 образца 1933 года.
Важно отметить, что в послевоенные годы эти бронеавтомобили были сняты с вооружения и утилизированы. Поэтому в отечественных музеях военной техники их практически нет. Хотя некоторые специалисты отмечают, «ряд реплик высокой степени достоверности, находящихся в частных коллекциях». Это справедливо. Но сейчас увидеть подлинные отреставрированные образцы этих бронеавтомобилей можно на проходящей в Москве выставке «Моторы войны». Все отреставрированные экспонаты, показанные на этой выставке, как принято говорить, «восстановлены до рабочего состояния».
«Экспозиция нашей выставки создана на основе частных коллекций Вячеслава Лен, Евгения Шаманского и Игоря Шишкина при участии военно-исторического клуба «Капонир» совместно с ГУП «Мосгортранс». – рассказала куратор выставки Людмила Лен.
Можно только восхищаться и удивляться, что легендарные советские бронеавтомобили восстановлены до рабочего состояния из подлинных фрагментов, найденных на местах боев.
Если говорить о любителях военной истории, то, к сожалению, увидеть образцы вооружения и техники Красной армии периода 1941-1942 годов достаточно серьезная проблема. Побывать на выставке «моторы войны» - это во многом реально «окунуться» в начало 40-х годов, познакомиться с уникальными образцами. Большинство экспонатов этой выставки сохранили до наших дней в единичных образцах и восстановлены из оригинальных узлов и деталей.
Георгий Кертанов, фото автора
Редакция благодарит Людмилу Вячеславовну Лен за помощь в подготовке материала.
Справка
БА-10 - средний бронеавтомобиль. Разработан в конструкторском бюро Ижорского завода на базе модернизированном шасси грузовика ГАЗ-ААА. Выпускался с 1938 по 1941 годы, всего было выпущено 3386 машин нескольких модификаций. В Красной армии эксплуатировался с 1938 по 1945 годы.
Боевая масса – 5.1 т, экипаж 4 человека. Мощность двигателя 50 л.с., преодолеваемый подъем 20 градусов. Скорость по шоссе 52 км/ч, по пересеченной местности – 20 км/ч. Запас хода по шоссе 260 км, по пересеченной местности – 200 км.
Вооружение: 45-мм пушка образца 1938 года (20К), два 7,62-мм пулемета ДТ-29. По огневой мощи бронеавтомобиль БА-10 равнялся легкому танку Т-26.
После завершения Великой Отечественной войны бронеавтомобили БА-10 были сняты с вооружения.
БА-20 – легкий бронеавтомобиль, разработанный на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1. Использовался в Красной армии для разведки, связи и охранения.
Годы производства 1936-1942, всего было выпущено Горьковским автозаводом 2066 машин различных модификаций. Тип брони – стальная, катанная. Боевая масса -2.27- 2,32 тонны, экипаж 2-3 человека. Вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ образца 1929 года, боекомплект 1386 патронов в 22 магазинах. Мощность двигателя 50 л.с., запас хода по шоссе - 350 км.
БА-20 обладал хорошей проходимостью и был достаточно надежен, мог преодолевать подъемы до 15 градусов, косогоры до 12 градусов, броды глубиной до полуметра и канавы шириной в 0,35 метра. Как и легковой автомобиль ГАЗ-М1, БА-20 имел привод только на задний мост. По шоссе он мог развивать скорость в 90 км/ч, по пересеченной местности средняя скорость составляла до 36 км/ч.
Наиболее интенсивно эти бронеавтомобили использовались в начальный период Великой Отечественной войны. Некоторое количество БА-20 принимали участие в боях советско-японской войны.