606 легко-бомбардировочный полк был сформирован 3 октября 1941 года на базе Ярославской школы стрелков-бомбардировщиков. Был оснащен самолетами Р-5.
Командир полка – полковник Н.С. Виноградов.
6 октября 1941 года полк прибыл на фронт и был включен в состав 77 авиационной дивизии.
В ноябре 1941 авиационный полк был придан 33-й армии. По приказу командующего тут же начал разведывательные полеты.
В журнале боевых действий армии среди записей за 30 ноября появилась и такая: «Авиаполк в течение ночи одиночными самолетами производил поджигание и бомбометание населенных пунктов, занятым противником: Наро-Фоминск, Б. Горки, Таширово, одновременно производил разведку. Боевой состав полка: 10 самолетов Р-5, 4 самолета Р-зет».
О характере боевых действий авиации в этот период говорится в книге А. Г. Федорова «Авиация в битве под Москвой»:
«Примером осуществления тесного взаимодействия авиации с сухопутными войсками может служить взаимодействие 77-й авиационной дивизии с войсками 33-й армии Западного фронта в районе Таширово в первых числах декабря. Противнику в результате прорыва танков и моторизованных частей удалось поставить под угрозу несколько участков этой армии. Но благодаря тесному взаимодействию нашей пехоты, танков, моторизованных частей и 77-й авиационной дивизии ВВС Западного фронта попытка врага прорваться к Москве на наро-фоминском направлении была предотвращена. В результате понесенных больших потерь противник был вынужден отказаться от задуманной операции. В этом немалая заслуга принадлежит полкам 77-й авиационной дивизии, оперативная группа которой во время боевых действий находилась на командном пункте командующего 33-й армией и по его указанию направляла авиационные группы на подавление артиллерии и минометов, уничтожение танков, моторизованных частей противника в районе Таширово. Нанесенный авиацией значительный урон врагу оказал положительное влияние не только на ход событий, но и предрешил исход всей операции, затеянной фашистами».
Примером осуществления тесного взаимодействия авиации с сухопутными войсками может служить взаимодействие 77-й авиационной дивизии с войсками 33-й армии Западного фронта в районе Таширово в первых числах декабря. Противнику в результате прорыва танков и моторизованных частей удалось поставить под угрозу несколько участков этой армии. Но благодаря тесному взаимодействию нашей пехоты, танков, моторизованных частей и 77-й авиационной дивизии ВВС Западного фронта попытка врага прорваться к Москве на наро-фоминском направлении была предотвращена. В результате понесенных больших потерь противник был вынужден отказаться от задуманной операции. В этом немалая заслуга принадлежит полкам 77-й авиационной дивизии, оперативная группа которой во время боевых действий находилась на командном пункте командующего 33-й армией и по его указанию направляла авиационные группы на подавление артиллерии и минометов, уничтожение танков, моторизованных частей противника в районе Таширово. Нанесенный авиацией значительный урон врагу оказал положительное влияние не только на ход событий, но и предрешил исход всей операции, затеянной фашистами
Р-5 - советский многоцелевой одномоторный самолет 30-х годов ХХ столетия, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовый самолетов - бипланов 30-х годов XX века в СССР. Более 1000 эксплуатировалось в ГВФ (Аэрофлоте) как почтовые и грузо-пассажирские. Более 5000 в РККА, где он был основным образцом разведчика, легкого бомбардировщика и штурмовика до начала 40-х годов.
Имел множество вариантов.
Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила ему длительную жизнь в воздухе - летал вплоть до конца 40-х годов. Принимал участие во всех вооруженных операциях РККА 30-х и начала 40-х годов.
На фронте в начале Великой Отечественной войны использовался как легкий бомбардировщик, а в качестве связного и легкотранспортного - до 1944 года.
Поставлялся в Республиканскую Испанию, Иран, Турцию и Монголию.
Самый массовый гражданский самолет СССР.
До конца 40-х годов использовался в геологии, картографии, как курьерский и санитарный самолет. Участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин».
Летно-технические характеристики:
Модификация – Р-5
Размах крыла, м – 15.30
Длина, м – 10.56
Высота, м – 2.62
Площадь крыла, кв. м. - 50.20
Масса, кг
пустого самолета – 1965
нормальная взлетная – 2805
Тип двигателя – 1 ПД М-17Ф
Мощность, л. с. - 1 х 680
Максимальная скорость, км/ч – 244
Крейсерская скорость, км/ч – 210
Практическая дальность, км – 800
Скороподъемность, м/мин. - 295
Практический потолок – 6100
Экипаж – 2 человека
Вооружение -
1 синхронизированный 7,62-мм пулемет ПВ-1 и спаренные 7,62-мм пулеметы ДА-1 на кольцевом лафете над задней кабиной.
Бомбовая нагрузка – до 400 кг.
До настоящего времени сохранился один экземпляр этой машины, который находится в музее ВВС (Монино).
Подготовлено для сайта: Александр Фолиев, подполковник запаса