Танк KB-1(«Клим Ворошилов») - машина довольно непростой и противоречивой судьбы. Это был первый в мире серийный тяжелый танк противоснарядного бронирования. Многие конструкторы разных стран уже давно пытались создать танк, сочетающий в себе мощное вооружение, надежное бронирование и высокую подвижность на поле боя.
Танк начал строиться в феврале 1939 года, а уже в сентябре того же года был показан правительственной комиссии. Он без труда преодолевал различные препятствия. 75-мм броню не могла пробить ни одна противотанковая пушка. Для серийного производства машина была принята в один день с танком Т-34 - 19 декабря 1939 года. Впервые в танкостроении на тяжелом танке была установлена длинноствольная 76-мм пушка с начальной скоростью снаряда 662 м/сек. На танке был установлен дизельный двигатель В-2 - 600 л. с., безопасный в случае поражения и не создающий помех для радиостанции. Скорость танка доходила до 40 км/час. Экипаж состоял из пяти человек.
Также впервые в тяжелом танке была применена торсионная подвеска. Главная ее особенность заключается в том, что каждый опорный каток вместо обычных рессор и пружин передает через балансир свои колебания на упругий торсионный вал, укрытый в корпусе. Скручиваясь, он обеспечивает танку высокую плавность хода на неровных участках пути. Конструкция ходовой части стала исключительно простой. Танк получил возможность двигаться даже при повреждении одного или нескольких катков.
Машины оказались настолько грозными для врага, что в 1941 году появилась директива немецкого командования, запрещающая вступать в бой с танками этого типа, а борьба с ними перекладывалась на авиацию и зенитную артиллерию, снаряды которой пробивали толстую броню.
Вместе с тем многие современные историки уверены, что в 1941 г. в этом танке не было нужды. У него не было достойного соперника на поле боя. Явных боевых преимуществ перед Т-34, за исключением утолщённой брони, он не имел. Вооружение было аналогичным, а маневренность - хуже. Танкисты не жаловали эту машину: KB разбивал дороги (колесная техника не могла идти за ним), его не выдерживал ни один мост, за исключением капитальных. Но главный недостаток - крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Трансмиссия танка была не на высоте, массово выходила из строя.
Однако, именно опыт работа отечественных инженеров и конструкторов над КВ-1, его совершенствованием послужила базой для создания тяжелых танков в годы Великой Отечественной войны.
Тактико-технические характеристики
танка КВ-1 образца 1941 года
Боевая масса, т 47,5
Экипаж, чел. 5
Длина, мм 6750
Ширина, мм 3320
Высота, мм 2710
Клиренс, мм 430
Броня, мм
Лоб, борт 75
Корма 60-75
Крыша, днище 30-40
Башня 75
Скорость (по шоссе), км/ч 34
Запас хода (по шоссе), км 250
Подъем, град. 36
Высота стенки, м 0,87
Ширина рва, м 2,70
Глубина брода, м 1,60
Двигатель:
дизельный В-2К, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный жидкостного охлаждения, мощность 500 л. с. при 1800 об/мин.
Вооружение:
Пушка
76-мм Л-11 образца 1939 года (или Ф-32 образца 1940 года)