История Боровска > Самсонов А. След в истории // БИ. 2022. №31-32. С.10.
Самсонов А. След в истории // БИ. 2022. №31-32. С.10.
11 марта 2022 г.
В середине 1840-х годов в Штутгарте в свет вышло удивительное издание гравюр Христиана дю Фора, иллюстрирующих военную кампанию Наполеона против России. Среди листов баталиста есть изображение «На подступах к Боровску, 26 октября 1812 года»
С «Великой армией»
Немецкий художник попал в Россию вместе с войсками Бонапарта, вторгшимися в 1812 году на территорию нашей страны. Христиан Вильгельм фон Фабер дю ФОР, как полностью звучит имя баталиста, всюду носил с собой альбом для рисунков и записей. В него он заносил исторические анекдоты, случаи в армии и, конечно же, многочисленные эскизы пейзажей, батальных и бытовых сцен, выполненные в карандаше, акварели и чернилах.
Фобер дю ФОР родился в Штутгарте 18 августа 1780 года и посвятил себя военной службе. Но мировую славу ему принес талант художника и конкретно альбом с литографиями. Его дарование развилось достаточно рано. В двадцатисемилетнем возрасте Христиан иллюстрирует и публикует серию игральных карт, в основу которых легли сцены из пьесы Шиллера «Валленштейн».
«Русские» зарисовки дю ФОР делал в свободное время, используя каждую свободную минуту. Графику позже он дорабатывал акварелью. Свои рисунки баталист начал издавать по возвращении в Германию. Так с 1816 года через его гравюры публика начала знакомиться с деталями бесславного похода «блистательного» Наполеона.
В 1827-м году издатель Христиан АУТЕНРИТ выступил с предложением к художнику опубликовать рисунки целым изданием. Следующие три года всю серию каталогизировали, разукрасили акварелью и гравировали. Получилось порядка ста изображений. В это время на основе своих же рисунков Фобер дю ФОР пишет две картины «Переход через Березину» и «Кофейня в Вильно».
Затем наступила самая сложная, кропотливая и долгая часть работы создания литографических изображений для печати. Весь альбом подготовлен к печати в 1943 году и выходил на протяжении сороковых годов под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России». Сопроводительный текст с пояснениями составили Фридрих фон КАУСЛЕР и Р. ЛОБАУЕР.
ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ
Гравюра «На подступах к Боровску, 26 октября 1812 г.» изображает французскую армию перед горящими строениями, в которых трудно узнать старинный город. Как поясняет краевед Виктор ОСИПОВ, вероятнее всего, эскиз рисовался по памяти в весьма непростых для наполеоновской армии условиях, что затрудняет определение конкретного места.
Вот только состоялась Малоярославецкая битва, а сам Наполеон чудом уцелел от смерти или пленения казаками. В вечерних сумерках только крики «ура» выдали внезапное нападение на гарнизон, и офицеры успели закрыть собой императора. На судьбоносном совете в деревне Городня Боровского района французский главнокомандующий принимает решение о возвращении по разграбленной Смоленской дороге. Чего стоил этот шаг людям Бонапарта, многие знают из учебников истории.
Фобер дю ФОР так описывает изображение: «После немалых усилий и постоянно подгоняемые нашим арьергардом, мы достигли Боровска 25-го числа с наступлением ночи. Здесь мы разбили лагерь и обнаружили, что большая часть армии поступила так же. Город и несколько деревень вокруг были в огне. В сочетании с морем костров это превратило мягкий осенний вечер в картину ужасного величия».
Утром 26-го большие отряды казаков напали на деревни, стоявшие вдоль Московской дороги. Они убивали, ранили или прогоняли отстающих. Затем они попытались атаковать армейские лагеря.
Дю ФОР, продолжая описание событий, пишет: «Именно здесь, в Боровске, судьба как будто отвернулась от нас. Мы получили известие о Малоярославце, и вскоре после этого поступил приказ идти на Можайск через Верею и снова выйти на дорогу «Москва–Смоленск». Что мы начали делать во второй половине 26-го. Это увело нас из области, не тронутой рукой войны, и вернуло нас в местность, которая превратилась в пустыню, усеянную убитыми во время нашего первого перехода. Это было началом отступления и событием, означавшим уничтожение всей армии. Нам обещали удобные зимние квартиры в Смоленске, среди его богато снабженных магазинов и журналов. Но мы были в восемнадцати днях пути от этих запасов – восемнадцать дней во власти голода, погоды и наших врагов!»
Альбом Фобера Дю ФОРА, выйдя в свет, обрёл неслыханную популярность и переиздавался в разных странах, включая Францию, США и Россию. Поэтому гравюру «На подступах к Боровску, 26 октября 1812 г.» можно встретить как в черно-белом, так и в цветном варианте.
На данный момент все акварельные рисунки Дю ФОРА, ставшие основой альбома «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России» хранятся в коллекции Баварского музея армии. Сами эскизы находятся в Библиотеке Джона Хея и в Государственном графическом собрании Мюнхена. Один экземпляр первого издания находится в фондах Музея-панорамы «Бородинская битва».
Гравюра Дю ФОРА «На подступах к Боровску, 26 октября 1812 г.» – красноречивая иллюстрация героического прошлого наших прадедов. По прошествии двух веков отголоски той войны до сих пор живут в умах людей и в гордости за боевую славу народа, победившего величайшую армию своего времени.