История Боровска в первой половине XVII в. мало изучена. Основное внимание историков и краеведов привлекали события, происходившие в июле 1610 г., когда был взят и разграблен войсками Лжедмитрия II Пафнутьев-Боровский монастырь. В настоящее время выявлен круг документов, позволяющих проследить историю Боровска в XVIIв., показать разрушения, произведеные в Смутное время (1600–1618 гг.), восстановление города, а также занятия горожан.
В этот период Боровская земля являлась ареной ожесточенных военных действий между правительственными войсками и их противниками: И. Болотниковым, Лжедмитрием II, польскими вооруженными шайками.
Самый ощутимый урон Боровску и Пафнутьеву монастырю был нанесён в июле 1610 г. войсками Лжедмитрия II. До прибытия самозванца в городе за стенами деревянной крепости находился гарнизон московских стрельцов, насчитывавший 800 человек, во главе с князем Михаилом Волконским. Но князь понимал, что обороняться в Боровске опасно, так как некоторые горожане поддерживали самозванца, считая его настоящим царем. Вместе с гарнизоном и частью жителей он перешёл под защиту стен Пафнутьев-Боровского монастыря. Оборона монастыря была упорной, десять дней защитники мужественно оборонялись, но тем не менее враг прорвался, и весь гарнизон был перебит. Погиб и князь Михаил Волконский в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь был полностью сожжён и разграблен. Основным источником по осаде Пафнутьева монастыря является «Новый летописец» (первая треть XVIIв.) (1). Привожу фрагменты из этого источника полностью: «Вор же (Лжедмитрий II) приде под Пафнутьев монастырь. В монастыре сидеша в осаде многие люди, а воеводы быша: кн. Михаил Волконский, да Яков Змеев, да Офонасей Челищев. Литовские ж люди монастырю приступаху великими приступы и не можаху нечего им зделати. Вложи ж враг в воевод мысль злую в Якова Змеева да Офонасея Челищева и начаша умышлять, како б им здати чюдотворцов дом. Воевода ж кн. Михайло Волконский в той думе с ними не был и не ведал у них той злой думы. Внезапу те окоянные повелеша отворите острожные ворота. Литовские и русские воры внидоша во врата. Той же кн. Михайло Волконский встав в дверях церковных с ними бился много и изнемог от великих ран и паде в церкви. Литовские ж люди внидоша в церковь и начаши сещи игумена и братию и того воеводу тут же убиша и побиша всяких людей в монастыре по числу 12000». По «Летописцу», монастырь был взят предательством, и в нём погибло 12 тысяч защитников. Однако есть документы, в которых приводятся иные данные. Вот как описывают очевидцы взятие Пафнутьева монастыря: «Монастырь этот был каменный и довольно укрепленный, кругом его была глубокая вода и окопы». Осажденные решили не сдаваться. Монастырь штурмовали трижды. После общего штурма монастырь был взят, «в ярости всех до одного вырезали». А вот следующее описание: Лжедмитрий II «с своими, русскими, поляками, татарами и казаками силою взял Пафнутьев монастырь, ограбил, перебил тамошних попов и монахов, также пятсот стрельцов, посланных туда из Москвы на выручку, и сжег монастырь». В журнале Я.П. Сапеги записано: «Нападение на монастырь св. Пафнутия. Войска убито 4909 человек. Гусарская конница, сошедши с коней, содействовала овладению монастырем, который разорен до основания» (2).
Сохранилась роспись войск Лжедмитрия II в то время, когда он вышел из Калуги в Москву. В пяти полках насчитывалось около пяти тысяч человек. Если бы потери самозванца при штурме монастыря составляли 4909 человек, он бы не смог продолжать свой поход на Москву (3). Следовательно, количество убитых, названных Сапегой, относится к обеим сторонам.
Ущерб, нанесённый Боровску в 1610г.
Трудно с точностью определить ущерб, причиненный Боровску войсками Лжедмитрия II в июле 1610 г. Но показать реальную картину вполне возможно. В 1621 г. Ильей Васильевичем Чемесовым и подьячим Василием Прокофьевым была составлена Дозорная книга г. Боровска (4). При описании пустующих дворовых мест, которые раньше были жилыми, они указывали причину их запустения. В основном это были брошенные дворы, хозяева которых покинули эти места, или же сожженные дворы, чьи владельцы «побиты в Пахнутьеве монастыре в 118 г.».
Боровск в ХVII в. состоял из укрепленного городища с административными дворами, посада и слобод. Часть слобод принадлежали Пафнутьеву монастырю, но со второй половины XVII в. были отписаны к посаду. Поэтому будем рассматривать Боровск как единое целое, включавшее посад и слободы, без владельческой их принадлежности.
В 1610 г. боровское городище было обнесено деревянной крепостью с шестью башнями (в двух башнях были прорублены ворота). Во всём городе насчитывалось 16 церквей (в том числе две каменных), из которых 6 были сожжены. Были сожжены Рождественский (храм, кельи, ограда) и Покровский Высоковский (каменный храм, кельи, ограда) монастыри. Пострадали, в основном, слободы, принадлежавшие Пафнутьеву монастырю (Мякишевская, Мельничная, Высоковская, Никольский погост), а также государственные (Ямская и Пушкарская). В монастырских слободах было сожжено 34 двора, а люди перебиты в монастыре. В Мельничной слободе сожжена мельница и разрушена плотина. Ямская слобода была уничтожена полностью (40 дворов), а «ямские охотники побиты в Пафнутьевом монастыре, а иные разбрелись безвестно». Больше эта слобода не восстанавливалась. В Пушкарской слободе сожжено было только 6 дворов. В различных местах посада было сожжено 64 двора. (Только в Рождественском приходе писцы отметили, что из сожженных 14 дворов владельцы побиты в Пафнутьевом монастыре).
Таким образом, получается, что войском Лжедмитрия II было сожжено 6 церквей и 138 дворов. Большинство владельцев погибло, пытаясь спастись за стенами монастыря. Если использовать Дозорную книгу 1621 г. (но не принимать во внимание указанное там количество дворов Казачьей слободы, появившейся в 1618 г.), то окажется, что в Боровске осталось всего 123 двора, то есть город был уничтожен на 53%.
Восстановление Боровска
После разорения войсками Лжедмитрия II город Боровск, Пафнутьев монастырь и весь уезд вернулись к мирной жизни. Почти 20 лет боровская земля залечивала раны, нанесённые Смутным временем.
В 1613 г. боровское посадское население приняло активное участие в избрании на царство Михаила Федоровича Романова. 5 марта 1613 г. Земский совет писал царю Михаилу Федоровичу о том, что «протопоп и весь освященный собор, и воевода Федор Бутурлин, и дворяне, и дети боярские, и всяких чинов люди с Любимом Радищевым... крест целовали и посадских и уездных всяких людей к кресту привели» (5).
В 1621 г. дозорщик Илья Васильевич Чемесов переписал посад и слободы Боровска. Он отметил, что деревянная крепость не пострадала. Из писцовой книги 1625 г. известно, что «город (крепость – В.О.) Боровеск на рекеПоротве, рублен городнями; у города двои ворота – одни косые к торговищу с двемя затворы, да перед вороты зарублены тарасы, а у тарасов щит опускной, а другие ворота к реке к Паратве прямые с одним затвором; а на обеих воротех башни, да на городе 4 башни глухих, да у города ж к реке тайник, в длину города 115 саж., а поперек 50 саж.».
На посаде (улицы Пятницкая, Егорьевская, Вострый конец; приходы Спасский, Успенский, Воскресенский, Рождественский, Фроловский) и на Московской дороге насчитывалось 6 церквей, 6 мест церковных, 7 дворов церковнослужителей, 10 келий, 54 двора посадских людей. Всего 61 двор. (На этой же земле насчитывалось и 60 мест дворовых, которые не были восстановлены). В слободах насчитывалось 5 церквей. В Рождественском монастыре была восстановлена ц. Рождества Христова. В Покровском монастыре вместо уничтоженной каменной церкви Покрова была поставлена деревянная церковь. В Пушкарской слободе было 10 дворов и 6 мест дворовых. В различных приходах посада имелись 24 двора служилых, духовных и светских феодалов и 15 мест дворовых. В 1618 г. появляется новая служебная слобода – Казачья. Место под неё было отведено за р. Протвой. Но часть казаков (от 1 до 5 дворов) были расселены в различных частях посада. Всего же было построено 45 дворов (атаман, есаул, десятник и 42 рядовых казака). Вторую часть города составляли слободы Пафнутьева монастыря: Мякишевская, Мельничная, Никольский погост и приписанная в 1617 г. Высоковская слобода. Здесь имелось 4 двора монастырских (4 чел.), 23 двора монастырских служебников (25 чел.), 4 двора жилецких людей (6 чел.), 18 дворов бобыльских (30 чел.). Итого – 49 дворов. Кроме того, на этой земле имелось 34 места под строительство дворов. Таким образом, на территории города в 1621 г. находилось 11 церквей и 165 дворов, что составляло 63% от довоенного уровня. Город за десять лет залечил раны только на 10%. (Восстановление произошло, в основном, за счёт создания новой Казачьей слободы).
В 1625 г. вновь проводилось описание посада города Боровска Иваном Петровичем Турским (6). В описание не попали служебная Казачья слобода и слободы Пафнутьева монастыря – Мякишевская, Мельничная, Высоковская, Никольская. Согласно этому описанию, в городе существововала деревянная крепость, в пределах которой находились две церкви – Благовещения (деревянная) и Николы (каменная), воеводский, осадный дворы, две «государевы житницы». На посаде было 8 церквей и 113 дворов. Ввиду того, что восстановление жилых домов – процесс продолжительный, можно предположить, что увеличение их количества в слободах Пафнутьева монастыря в период от 1625 к 1629–1630 гг. было незначительным.
В эти же годы проводилось описание слобод Пафнутьева монастыря Василием Колычевым (7). По его описи, в Мякишевской, Высоковской, Никольской и Мельничной слободах насчитывался 71 двор. Всего на территории Боровска в 1625–1630 гг. было 14 церквей, 226 дворов. (Численность дворов в Казачьей слободе взята из дозорной 1621 г. – 45 дворов).
Итак, к 1630 г. в Боровске было восстановлено 87% домов по отношению к 1610 г.
Но к середине XVII в. положение изменилось. В 1646 г. Дмитрием Петровичем Волынским производилась перепись посадских людей и бобылей (8). По полученным сведениям, на посаде имелось 116 дворов (257 чел.), в том числе 80 дворов (197 чел.) посадских, 36 дворов бобылей (60 чел.). В данную перепись не включены Пушкарская, Казачья слободы и слободы Пафнутьева монастыря. По переписной книге Л. Корсакова (9), в 1649 г. в слободах Пафнутьева монастыря – Мякишевской, Мельничной. Высоковской, Никольской – числилось 150 дворов, в которых проживал 451 человек. Таким образом, в Боровске в 1646–1650 гг. насчитывалось 266 дворов с населением 798 человек.
Боровск во второй половине XVII в.
Пафнутьев монастырь не мог смириться с потерей слобод в Боровске и припиской дворов к посаду. Поэтому часть дворов он перевел из слобод в другие свои вотчины. При переписи дворов в 1677 г. Михаилом Ивановичем Еропкиным в Боровске насчитывалось 222 двора (846 человек) (10).
В 1685 г. была проведена самая тщательная перепись всей земли, дворов города Романом Иларионовичем Камыниным (11). В городе было 11 церквей (две из них находились в Рождественском женском монастыре и Высоковском монастыре) и одна часовня возле Петровой Горы, которая принадлежала драгунам. На городище располагались воеводский и осадный дворы, приказная изба, тюремный острог (внутри которого две земляные тюрьмы). На посаде имелись таможенная и земская избы, изба для кружечного сбора, соляной амбар, школа, богадельня, винокурня. По тщательным подсчетам Р.И. Камынинина, в городе было до 290 дворов, в которых проживали 1013 человек. В росписи Боровска 1680 г. при приеме-сдаче воеводой Гаврилой Богдановичем Приклонским воеводе Василию Андреевичу Сокольникову и в росписи 1695 г., составленной воеводой Евдокимом Дмитриевичем Коноплевым, дворов показано значительно меньше – 247дв. (861 чел.) и 244дв. (881 чел.) (12). Это можно объяснить только тем, что Р.И. Камынин включил в писцовую книгу часть дворов, владельцы которых забросили их, находились в бегах или принадлежали Пафнутьеву монастырю, который собирался их свести в другие места. Как видим, население города со второй половины XVII в. стабилизировалось.
Табл.1. Социальный состав населения в последней четверти XVIIв.
1680 1695
дворы человек дворы человек
Пушкарей 14 41 19 56
Драгун 38 86 34 102
Посадских 189 720 184 705
Разл.служебные 6 14 7 18
Итого: 247 861 244 881
Боровск. Торговля и ремесла
В средневековом городе часто торговля была неотделима от ремесла. Население Боровска занималось, в основном, производством сельскохозяйственной продукции (лук, чеснок и т.д.), рыболовством, скотоводством. Производились необходмые населению предметы обихода, одежда, инструмент. Серебряных дел мастера и иконники работали не только на Пафнутьев монастырь, но и на рынок. В основном, произведенная продукция реализовывалась в городе, но было несколько десятков купцов, которые торговали в Пскове, Нижнем Новгороде и других городах России.
В дозорной книге 1621 г. упоминаются мастеровые и промысловые люди, жившие в Мякишевской и Высоковской слободах: 1 портной мастер, 2 кузнеца, 2 сапожника, 1 овчинник, 1 сыромятник, 1 хлебник, 1 огородник, 4 масленника, 1 рыболов, 1 мельник, 1 серебряных дел мастер. Сведений о том, чем занималось остальное население города, в дозорной книге нет.
В 1625 г. в Боровске была 61 лавка, 4 торговые скамьи, 8 мест лавочных и 8 кузниц. За все это платился оброк в казну в сумме 5 руб.15 алтын 4 деньги. Большинство торговых мест принадлежали посадскому населению (27 лавок, 3 места лавочных, 4 кузницы) и Пафнутьеву монастырю (25 лавок, 4 места лавочных, 4 кузницы). Остальные торговцы не составляли конкуренции: крестьяне боярина Ивана Никитича Романова (2 лавки, 1 место лавочное), Троице-Сергиев монастырь (2 лавки), священник церкви Воскресения (3 лавки), пушкари (1 лавка), ямщик Дорогомиловской слободы (1 лавка) и т.д. (13).
По писцовой книге Василия Колычева 1629–1630 гг. в Мякишевской слободе проживали ремесленники следующих специальностей: 2 кузнеца, 2 повара, 2 хлебника, 1 портной мастер, 3 сапожника, 3 кожевенника, 3 сыромятника, 2 рыболова, 4 плотника, 1 садовник, 1 масленник. В Мельничной слободе проживали 4 мельника, 1 портной мастер (14).
В 1649–1652 гг. происходило отписание слобод Пафнутьева монастыря (Мякишевской, Мельничной, Высоковской и Никольской) к посаду Боровска (15). По сказке 1649 г. боровского старосты Богдана Розинина, в них числилось 47 лавок и 7 кузниц. Хозяева торговали с Псковом, Новгородом, Нижним-Новгородом и другими городами. Торговали сапогами – 3 чел., рухлядью – 9 чел., кожевенными изделиями – 3 чел., овчинами – 2 чел., мясом – 2 чел., солью – 3 чел., солодом – 1 чел., маслом – 1 чел., скорняжным товаром – 1 чел., калачами – 1 чел. Больше всего было торговцев рыбой (11 чел.) и медом (10 чел.). Многие торговали несколькими видами товаров. Например, Семен Крисантьев торговал рыбой, солью, медом не только в Боровске, а и в Новгороде, Нижнем Новгороде и других городах. В четырех монастырских слободах проживала большая часть торговых и ремесленных людей. В Мякишевской слободе 33 человека владели 36-ю лавками и амбарами, 16 человек торговали в наёмных лавках, имели 11 лотков и амбар; 30 человек торговали, отъезжая. Из ремесленников здесь жили: 2 сапожника, 5 портных, 2 иконника, 1 колесник, 5 кузнецов (кузницы свои), 3 серебряника.
В Мельничной слободе проживали: 1 мельник (имел свою лавку), 1 пирожник (а дети торговали), 2 кузнеца; 1 ремесленник вязал неводы.
В Никольской слободе жили: 1 торговец всяким товаром, 4 сапожника (один из них торговал мясом в своей лавке).
В Высоцкой слободе жили: 5 торговцев в своих лавках, 2 торговца в наемной лавке, 1 портной, 1 сапожник, 2 серебряных дел мастера.
В 1685 г.на городской площади были расположены 78 торговых лавок и 35 лавочных мест. (В Мясном ряду насчитывалось 34 лавки и 17 мест лавочных, в соляном и рыбном ряду 33 лавки и 13 мест лавочных, в москательном ряду 11 лавок и 5 мест лавочных). В основном, торговые лавки принадлежали посадским людям. Боровские торговцы (купцы) торговали не только одним- двумя товарами. Были и такие, которые объезжали деревни и скупали товар, после чего продавали его в городе. Например, Т.Я. Киркин имел 2 лавки, «бьет на продажу скотину, да в рыбном ряду лавка, торгует рыбою, да он же скупает по деревням кожи и мед и всякой товар...». А. Провоторов бьёт масло конопляное на продажу, «да он же скупает по деревням скотину, да бьет на продажу, да он же торгует перекупая рыбою и солью, да что припашет в огороде своем луку, да чесноку...». С.Ф. Большаков «делает крашенинное и торгует рыбою и солью и медом и воском и пенкою и скотиною и сыромятными кожами и мягким товаром и кожевные товары делает; да у него ж на оброке в соляном ряду 2 лавки, да в рухлядном ряду лавка, да в москатинном ряду лавка, да на площади в хлебном ряду место амбарное...на оброке ж воскобойня...». В городе имелись «пшенишни» (их было 11), где растили солод на продажу.
В 1685 г. среди ремесленников мы встречаем портного мастера, сапожников, сыромятников. Много встречается калачников. Были мастера, которые занимались двумя-тремя видами ремесел: «плетут сито, решето, бочарное дело» или «сучит свечи, делает пряники на продажу». Встречаются 4 мастера серебряных дел. Вполне возможно, что они работали по заказу на Пафнутьев монастырь. В городе насчитывалось 3 воскобойни, 10 кузниц (8 принадлежало посадским людям, а 2 драгунам).
В 1685 г. в Боровске насчитывалось 290 дворов (считая вдовьи и нищенские). Из них 220 домохозяев занимались следующим:
– 135 человек разводили огороды и торговали луком и чесноком;
– 46 человек были мясниками, рыбниками, калачниками и солодовниками;
– 27 человек были ремесленниками;
– 12 человек работали по найму.
Как видим, около 75% населения занималось огородничеством и торговлей съестными припасами.
* * *
Из вышесказанного следует (Таблица 2), что Боровск был восстановлен только к середине XVII в., когда появилась возможность для дальнейшего воспроизводства. Население по-прежнему занималось, в основном, огородничеством и торговлей продовольствием. Местные мастера имели возможность насытить внутренний рынок своими товарами.
Табл.2 Численность дворов и населения Боровска в XVIIв.
.
Посад Слободы Весь город
Год Пафнутьева м-ря
дворы чел. дворы чел. дворы чел.
1610 261
1621 116 49 165
1625–1630 158 71 229*
1646–1650 116 257 150 451 266** 708
1677 222 846
1680 247 861
1685 290 1013
1695 244 881
* Включена Казачья слобода по описанию на 1621 г.
** Не включены Казачья и Пушкарская слободы. Поэтому можно предположить, что общее количество дворов в 1646–1650гг. превысило 300.
Примечания
1. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т.XIV. М., 1965. С.98–99.
2. ЧОИДР. М.,1865. Кн.4. Разд.IV. С.10.
3. РИБ. Т.1. Спб.,1872. С.198; С.В. Поздняков убедительно доказывает, что Якова Змеева и Афанасия Челищева нельзя считать предателями, т.к. они не открывали ворот для войск Лжедмитрия II. – См.: Поздняков С. Обжалованию подлежит // «За коммунизм» (Боровск). №148. 1985: №2. 1986.
4. Дозорная книга 1621 г., составленная Ильей Васильевичем Чемесовым// Боровск. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М.,1888. C.1–6.
6. Писцовая книга 1625г., составленная Иваном Петровичем Турским // Боровск. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1888. С.6–13.
7. Список с писцовой книги поместных и вотчинных земель Боровского уезда письма и меры Василия Колычева в 1629/1630 гг. // РГАДА. Ф.1209. Поместный приказ. К 10326. Л.1–905; Писцовая книга Ямской земле 1630 г., составленная Василием Ивановичем Колычевым // Боровск. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1888. С.13–14.
8. Переписная книга 1646 г., составленная Дмитрием Петровичем Волынским // Боровск. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М.,1888. С.14–16; Переписная книга 1646 г. // РГАДА. Ф.1209. К.440. Л.333–342.
9. Судное дело посадских людей г. Боровска с Пафнутьевым монастырем за слободы. 1649–1652 гг. // РГАДА. Ф.159. Приказные дела новой разборки. Оп.1. №916. Л.85–107, 164–165; Осипов В.И. Борьба посадского населения г. Боровска с Пафнутьевым монастырем за слободы в XVII в. // Социальная структура и классовая борьба в России XVI–XVIII вв. М., 1988. С.115–128; Он же. Взаимоотношения посадского населения г. Боровска с Пафнутьевым монастырем в XVII в. // Боровский краевед. Вып.2. Боровск, 1990. С.51–66.
10. Переписная книга 1677 г., составленная Михаилом Ивановичем Еропкиным // Боровск. Материалы… С.18–24.
11. Писцовая книга 1685 г., писцовая книга пушкарских, воротничьих и осадных дворов 1685г., составленная Романом Иларионовичем Камыниным // Боровск. Материалы… С.24–101, 101–107.
12. Сметная роспись 1680 г., составленная при приеме-передаче города воеводой Василием Андреевичем Сокольниковым от воеводы Гаврилы Богдановича Приклонского и сметная роспись 1695г., составленная воеводой Евдокимом Дмитриевичем Коноплевым // Боровск. Материалы… С.108–113, 113–120.