История Боровска > В.И. Осипов. Опыт локализации слобод и границ г.Боровска в XVII в.
Проблема древнерусских городов была и остается одним из ключевых пунктов в изучении отечественной истории IX–XVII вв. (1). Вокруг древнерусского города сложилась довольно большая история вопроса, уходящая корнями в середину XVIII в. (2). Большой интерес при изучении социально-экономической жизни древнерусского города представляют дошедшие до нас карты и схемы городов, составленные не только русскими, но и иностранными современниками (3).
В конце XVIII в. градостроительная комиссия Москвы и Петербурга, которая занималась перепланировкой российских городов, сняла предварительно их древние планы. Благодаря этому наука располагает ценнейшим материалом для воссоздания социально-экономического облика древнерусского города (4). Дошедшие до нас описания иностранцев, чертежи, схемы древнерусских городов позволяют локализировать те или иные объекты (5).
XVII в. характеризуется дальнейшим ростом городов и усилением классовой борьбы посадского населения за свои права (6). В этот период наблюдается рост товарного обращения, концентрация небольших местных рынков в один всероссийский рынок (7). Это стало возможным благодаря зарождению в городах буржуазных связей, руководителями и хозяевами которого были капиталисты-купцы.
По истории г. Боровска XVII в. основными источниками являются писцовые и переписные книги, которые хранятся в РГАДА. В конце прошлого века дозорная книга 1621 г. и писцовые книги XVII в., касающиеся истории самого города, были изданы со списков, сделанных начальником Московского архива Министерства юстиции И.Н. Николаевым (8). Материалы писцовых книг использовал Г.И. Холмогоров для составления истории церквей Боровской десятины (9). Здесь же были напечатаны отрывки из дозорной книги 1621 г., переписных и писцовых книг 1646, 1677, 1685 гг. (10). Кроме этого, в материалы «Боровской десятины» составителем была включена отписка городского воеводы Романа Шушерина от марта 1634 г. о том, что сгорела боровская крепость и в связи с этим проводится расследование (11).
Для локализации слобод и границ г. Боровска наряду с писцовыми и переписными книгами XVII в. широко применялось топонимическое и гидронимическое исследование для привязки тех или иных слобод, церквей, городских сооружений к историческому центру города – городищу (12). Была проведена полевая археологическая разведка (1984, 1985, 1990 и 2001 гг., ), которая позволила точнее установить территорию города в XVII в. (13).
На всём протяжении XVII в. на территории города насчитывалось до 15 слобод (14), часть которых принадлежали светским и духовным феодалам. Например, слободы Мякишевская, Высоковская, Никольская, Мельничная – Боровскому Пафнутьевому монастырю, Архангельская – Архангельскому московскому собору, Троицкая – Троице-Сергиеву монастырю. Весь XVII в. идёт борьба посадского населения со слободами. Особенно она возрастает со второй половины XVII в. (15). Часть слобод были переведены на посад. После посадского строения 1649–1652 гг. своих слобод в Боровске лишился Пафнутьев монастырь (16).
За основу при составлении карты г. Боровска XVII в. и локализации слобод и границ города была положена современная карта, на которую были нанесены церкви, существовавшие до 1917 г. (17). Был произведён опрос местных жителей о названиях той или иной части города, улицы, горы, ручья и т.д. И сейчас у населения бытуют старые названия, например, «Петровка» или «Петрова гора», «Казаки», «Гривки», которые они используют по привычке, не зная их этимологи. Объекты с этими названиями наносились на карту в качестве ориентиров (18). За основу описания города была положена писцовая книга 1685 г., наиболее полно содержащая названия улиц, слобод, церквей и т.д.
Самым древним местом города является Городище, где в XVII в. находилась деревянная крепость с административными зданиями, вокруг которой был расположен посад и слободы. Крепость и основная часть посада и слобод были расположены на высоком месте. С западной стороны протекает речка Текижа по глубокому оврагу и впадает в р. Протву. С северной и восточной стороны протекает р. Протва, делая крутой поворот в северо-восточной части Городища.
Из дозорной книги 1621 г. И.В. Чемесова и подьячего В. Прокофьева видно, что крепость была рублена городнями. Имелось 2 ворот. Одни ворота с двумя затворами выходили к торгу. Перед воротами были зарублены тарасы, а около них опускной щит. Вторые ворота с одним затвором вели к р. Протве. Ворота были сделаны в башнях, кроме этого имелось ещё и 4 глухих башни. В крепости находился тайник, который вёл к реке. Крепость имела в длину 115 саженей, а в ширину 50 саженей (19). Писцовая книга 1685 г. позволяет уточнить размеры крепости и расположение башен. Из описания следует, что от проезжей башни через тайник до угловой башни 114 саженей. (Отсчёт ведётся по часовой стрелке.) От этой угловой башни до другой угловой башни 81 сажень, и далее до проезжей башни — 65 саженей. Всего по окружности крепость имела 260 саженей (20).
20 марта 1634 г. на территории крепости начался пожар. Внутри всё выгорело, т.к. строения были из дерева и крыты соломой. (Пожар начался в седьмом часу дня. Загорелся двор Б.В. Богданова.) Вместе с внутренними строениями сгорела и крепостная стена с башнями (21). Ввиду того, что со второй трети XVII в. боровская крепость перестала играть оборонную роль, её не восстанавливали, а весь оружейный наряд перевели в Пафнутьев-Боровский монастырь, расположенный от города в трёх верстах (22).
На территории крепости находился воеводский двор (15х13 саженей). Между тайником и тюрьмой располагался осадный двор Матвея Синявина (11х8 саженей), житницы царя Михаила Федоровича и Федора Игнатьева (23). На территории крепости стояли 2 церкви. Одна из них — церковь Благовещения, которая была сожжена в 1610 г., но к 1621 г. восстановлена и стояла «без пения пустая» (24). К концу XVII в. она была разрушена и на её месте находилось кладбище. Вторая церковь – Николая Угодника – была каменная и построена Пафнутьевым монастырем. Рядом с ней располагались дворы Чудова и Пафнутьева монастыря. К 1685 г. своды церкви обрушились, а сама она развалилась (25). Кроме этого, здесь находилась приказная изба и тюремный острог, внутри которого размещались 2 тюремные земляные избы и караульная изба (26). К 1685 г. они пришли в негодность (27). В тюремном остроге сидели старообрядцы (28). Самыми известными из них были сестры Соковнины – боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова. 11 сентября 1675 г. умерла Е.П. Урусова, а в ночь с 1 на 2 ноября и ее сестра – Ф.П. Морозова. Сестры были погребены в тюремном остроге (29). В XVII в. на площади за сопротивлению никоновским реформам раскол был сожжён священник Полиект и его приверженцы (30).
В 1984—1985, 2001 гг. проводилось обследование городища, которое позволило установить, что оно расположено на естественной возвышенности. При археологическом исследовании на городище была найдена керамика, датируемая сер. I тыс. н.э. и XII—XVII вв.
Торговая площадь. От проезжих ворот городища начиналась торговая площадь, на котором возвышались 2 церкви. В 400 метрах от ворот на горе располагалась ц. Николая Угодника, а в центре площади – церковь Преображения Спасова (с приделом Параскевы Пятницы). Церкви во имя Пятницы сооружались обычно на торговой площади, поблизости от главных выездных ворот. Подобное расположение находим в Москве, Дмитрове, Коломне (31). Церковь Николая Угодника была деревянной, на колокольне висело три колокола. В церкви находился резной работы образ Николая Чудотворца (32). (Д. Малинин в своём путеводителе отмечает эту резную икону, и, следуя преданиям, относит её к XIV в. (33). В настоящее время в Благовещенском соборе г. Боровска, построенном на месте ц. Николая Угодника, имеется резная икона Николая Чудотворца (34). Образ этого святого был популярным в г. Боровске; такая же деревянная резная икона находилась и в церкви Воскресения, построенной в 1644/45 гг. (35).) Церковь Преображения Спасова была построена в 1648 г.на месте старого кладбища (36). На противоположном краю торговой площади на «взгорье» находилось кладбище, на месте которого до 1610 г. стояла ц. Преображения Спасова (37). (В течение XVII в. здесь будет находиться кладбище и только в последующем столетии будет построена церковь с таким же названием. Сейчас на этом месте стоит каменный собор, построенный в 1804 г. в стиле позднего классицизма (38).)
Рядом с церковью Параскевы Пятницы находилась дровяная площадь, где продавались дрова для жителей города (39). На торге располагались таможенная изба, земская изба, кружечный двор. Между площадью и началом Калужской дороги находилась богадельня, а возле нее была построена одна из первых школ в России (40).
От торговой площади во все стороны отходили дороги, связывающие Боровск с другими городами Русского государства. Через город проходила дорога из Москвы в Калугу. Со стороны Москвы и до торговой площади она носила название Московской, а от торговой площади по направлению Малоярославец–Калуга – Калужской. Дорога на Москву шла через Мякишевскую слободу, а на Можайск – через Казачью слободу (41).
От торговой площади по высокому правому берегу р. Протвы шли улицы, переходившие одна в другую: Воскресенская, Успенская и Рождественская. Воскресенская начиналась от ц. Николая Угодника и тянулась до Успенской церкви. Между этими церквями стояла построенная в 1644/45 гг. ц. Воскресения (42). На Успенской улице находилась ц. Успения, что «на Гноище» (43). Эта церковь существовала с начала XVII в., но со временем пришла в ветхость.
В 1632 г. она была отстроена заново и превращена в особый женский монастырь, пользовавшийся покровительством царя Михаила Федоровича (44). Ниже неё, на берегу р. Протвы, находилась винокуренная и кабак (45). На Рождественской улице был расположен Рождественский женский монастырь, основанный в XV в. (46). В XVII в. в монастыре имелась каменная церковь Рождества Христова «с теплою трапезною» и каменной колокольней с шатрами (47). За Рождественской улицей начиналась дорога на с. Комлево. На правом высоком берегу оврага, по дну которого протекает р. Текижа, находилась Спасская улица, переходившая в Малоярославецкую, являвшуюся началом Калужской дороги. Между вышеназванными улицами от торга начиналась Пятницкая улица, переходящая в Семеновскую улицу, которые были связаны с другими улицами переулками. После спуска с торговой площади с западной стороны шла часть Егорьевской улицы, которая за р. Текижей переходила в Большую Кременскую дорогу. На Семёновской улице, являвшейся продолжением Пятницкой, располагалась слобода с тем же названием. Из писцовой книги видно, что в Семёновской слободе стояла ветхая деревянная Крестовоздвиженская церковь. Ширина улицы была 4 сажени. Примерно параллельно ей шла Малоярославецкая улица (48) (В настоящее время в районе Семеновской слободы расположена Крестовоздвиженская церковь 1814 г.)
Ямская слобода. По Калужской дороге на высоком берегу р. Текижи располагалась Ямская слобода. Ямская езда начала постоянно функционировать со второй половины XV в. Примерно тогда же и стали создаваться ямы для государственных нужд. Ямская слобода была создана и в Боровске, так как через неё проходила дорога, соединявшая Москву с Калугой и далее с украинскими городами. Эта слобода была выжжена в 1610 г., а ямские охотники побиты в Пафнутьевом монастыре (49). Земли эти на долгие годы были заброшены, осваивать их стали со второй трети XVII в. Ямская езда была возобновлена в городе, но слобода, которая теперь называлась Гонная, была расположена между дорогой на с. Комлево и Семеновской улицей, рядом с землей помещика М. Сенявина (50).
Под городищем располагалась Палачева слобода Должность палача в средневековом городе была почетна и выборная во всех странах, в том числе и в Русском государстве. Конкретно указать, где находилась Палачева слобода, трудно, т.к. для определения её местоположения записей в писцовых и переписных книгах XVII в.: «У города, против Полачевой слободки», «Да у реки ж у Поротвы», «Да в Боровске ж под горою у р. Поротвы» (51), – недостаточно. Спуск с северной части городища очень крутой и от подошвы холма до берега реки расстояние составляет 20-50 м. В то же время с восточной стороны достаточно места для того, чтобы там стояли дворы и велось хозяйство. А так как рядом еще стояли казачьи дворы (52), то и слободку можно поместить здесь. В этой слободке жил Сенька Васильев (53). Название «Палачева слободка» за местом закрепилось на весь XVII в., хотя в 1685 г. здесь стоял уже кузнечный двор Васьки Данилова (54).
Мельничная слободка располагалась на левом берегу р. Протвы, между Мякишевской и Рощинской слободами. Заплот и мельница были разрушены в 1610 г. Земля, на которой располагалась Мельничная слободка, принадлежала Пафнутьеву монастырю, а со второй половины XVII в. отдана была посаду. Своё название сохраняла на протяжении всего XVII в. (55).
По правому берегу р. Протвы от городища до р. Текижа и за нею тянулась Егорьевская слобода. Здесь же размещались и дворы драгунских людей (например, двор вдовы Лукерьи, имевшей 5 сыновей, двое из которых были записаны на посад, а трое – на драгунскую службу (56)). В середине XVII в. в этой слободе находились дворы боярина Никиты Ивановича Романова, земля которых перешла к посаду, а крестьяне переведены в с. Красное (57). На Егорьевской улице находился также осадный двор князя Ю.М. Одоевского (58). Часть земель, расположенных по обеим сторонам р. Текижа и по Большой Кременской дороге, по указанию Пушкарского приказа были даны П.А. Лопухину (59). Улица в ширину составляла две сажени. В этой слободе за р. Текижей на «взгорье» до 1646 г. стояла ц. Георгия Страстотерпца, на месте которой осталось кладбище (60).
От Рождественского девичьего монастыря дорога шла на с. Комлево, а другая вела к Никольской и Высоковской слободам. Эти слободы принадлежали Пафнутьеву монастырю. После Соборного Уложения 1649 г. они были отписаны на посад, а земля осталась за монастырем. Монастырские власти заселили их опять. На всём протяжении второй половины XVII в. между монастырём и посадом идёт борьба за эти земли (61). В Никольской слободе до 1610 г. стояла ц. Николы, а впоследствии на этом месте располагается погост (62). В Высоковской слободке на высоком правом берегу р. Протвы находился Высоковский монастырь, основанный в 1410 г., из которого вышел основатель Рождественского монастыря (Пафнутьев-Боровского) Пафнутий (63). Монастырь имел каменную церковь Покрова Богородицы, которая была разрушена в 1610 г. К 1621 г. на её месте была построена деревянная церковь. Этому монастырю принадлежало Комлевское озеро. Озеро располагалось на земле помещика М. Сенявнна, вода принадлежала посадским людям, а рыбная ловля – монастырю (64).
За р. Протвой с левой стороны от начала Московской дороги были расположены Архангельская, Троицкая и Бардаковская слободы. Между Высоковским монастырем и казачьими землями находился Бардаковский луг. На нем располагались пашни Архангельского московского собора и пять дворов Троице-Сергиева монастыря. (Ранее земля луга принадлежала галичским татарам (65)). На территории этих слободок размещались дворы посадских людей и стояла ц. Троицы (66). Во второй половине XVII в. эти земли перешли к посаду и территория слобод до конца века сохраняла двойное название — «Троецкая, Бардаковская тож» (67). Здесь был расположен двор И.Б. Репнина — крупного вкладчика в Пафнутьев монастырь (68). Но ещё и в последней четверти XVII в. шла борьба посадских людей за земли Архангельской слободы (69).
На Московской дороге со второй половины XVII в. упоминается слобода Коншина, где в 1677 г. насчитывалось 44 двора (70). Выше этой слободы находилась Мякишевская, принадлежавшая Пафнутьеву монастырю. Она располагалась вокруг ц. Бориса я Глеба. В 1621 г. она насчитывала 37 дворов, а 20 было сожжено в 1610 г. В 1685 г. здесь проживало 117 человек в 29 дворах (71). К этому году церковь сгорела, осталась только деревянная колокольня, а на месте сгоревшей посадские люди стали строить новую (72). Между этими слободками находились пустоши Псарева и Бирючева, за которые. шёл спор между посадскими людьми и Пафнутьевым монастырем в последней четв. XVII в. (73). Между дорогами на Москву и Можайск, рядом с болотом, была расположена Пушкарская Слободка (74). Играя важную роль в защите Москвы на юго-западном направлении, Боровск держал в крепости артиллерийский наряд, который обслуживался пушкарями, жившими в отведённых для них слободах. На протяжении всего XVII в. пушкари жили за р. Протвой на «гривке» (это название бытует среди жителей Боровска и в настоящее время). По тревоге пушкари собирались в крепости около своих орудий. В 1610 г. часть пушкарей были перебиты при защите Пафнутьева монастыря от войск Лжедмитрия II (75). В своей слободе пушкари имели ц. Вознесения (76). После того, как крепость сгорела и артиллерийский наряд был переведён в Пафнутьев монастырь, пушкари продолжали нести службу в городе.
Казачья слобода была устроена в 1619 г. на «порозжих» и выморочных землях по Можайской дороге. Она располагалась между Петровой горой и Пушкарской слободой. (Казачью слободу, Петрову гору и Пушкарскую слободу локализовать на карте современного города не составляет труда, так как эти топонимы сохранились до наших дней: «Казаки», «Петровка» и «Гривки» соответственно.) В период Смутного времени казаки играли важную роль как влиятельная сила во время избрания Михаила Романова на царство 21 февраля 1613 г. О причинах популярности Михаила Романова в казачьей среде писал Л.В. Черепнин (77). Михаил Романов был сыном «тушинского» патриарха Филарета, а именно в лагере Лжедмитрия II формировалось казачье войско, пришедшие в 1611 г. под Москву. Сторонники Михаила Романова вели успешную агитацию среди казаков и посадского населения Москвы. С этим периодом связаны и некоторые пожалования казакам. В частности, атаман Ф. Максимов получил право на четвертное жалованье за день до избрания Михаила Романова (78). Политика правительства новой династии по отношению к казакам была противоречивой: с одной стороны, слабое правительство нуждалось в их поддержке, а с другой — испытывало тревогу по поводу плохо контролируемого и готового силой оружия отстаивать свои права казачества. В 1619 г. правительство приступило к практическим действиям по ликвидации вольного казачества – дроблению и распылению его по различным территориям, сословиям, владельцам (79). Часть казаков получили землю в Боровске. Они не селились сплошной корпорацией. Часть из них получили землю по правую сторону Московской дороги, против Мельничной, Палачевой слобод, в Воскресенском, Козьмодемьянском, Пятницком, Егорьевском приходах, на Спасской улице. Всего было размещено 45 человек с семьями (80). Впоследствии часть казаков были переведены в драгуны, и те земли, которые раньше были закреплены за казаками, стали называться драгунскими. Драгунские земли находились на Петровой, Черной, Олябьевой горах, в Ивановском овраге, за рекой Текижей, «едучи от Боровска на Взгорье» (81). На этих землях размещались церкви Георгия Страстотерпца, церковь Петра и Павла, Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Флора и Лавра. Некоторые из них можно локализовать.
Ц. Петра и Павла находилась на Петровой горе. По писцовой книге 1685 г. видно, что она располагалась в 52 саженях от драгунских огородов, находившихся по левую сторону от Можайской дороги и в 60 саженях от левого берега р. Протвы (82). Топонимы Олябьева гора и Черная гора сейчас не сохранились. Но при сопоставлении всех возвышенностей на драгунских землях с археологическим материалом можно сделать вывод, что эти две горы были расположены по правую сторону от Можайской дороги. (В дозорной книге 1621 г. написано, что по Можайской дороге стоит пустая ц. Георгия. Писцовая книга 1685 г. добавляет, что там, где была церковь, земля на Черной горе поросла лесом; земля — один песок и камни (83).) Ц. Николая Чудотворца располагалась за р. Текижей на «взгорье», рядом с нею стояла ц. Флора и Лавра. Обе церкви были разрушены в 1610 г. (84).
Таким образом, сопоставление писцовых и переписных книг XVII в. с топо- и гидронимами, с результатами археологических обследований Боровска, обнаруживших керамику XVI–XVII вв., позволило выявить границы распространения культурного слоя города и сделано возможным локализовать слободы и границы города в XVII в.
(Текст к карте Локализация слобод) Слободы: I. Казачья. II. Пушкарская. III. Троицкая (Бардаковская). IV. Коншина. V. Мякишевская. VI. Мельничная,. VII. Рощинская. VIII. Высоковская. IX. Никольская. X. Палачева. XI. Семеновская. XII. Ямская. XIII. Гонная. XIV. Архангельская. XV. Егорьевская. Церкви: 1. Пафнутьев-Боровский монастырь. 2. ц. Петра и Павла. 3. ц. Воскресения Христова. 4. ц. Бориса и Глеба. 5. ц. Троицы. 6. ц. Николая Угодника. 7. ц. Благовещения. 8. ц. Николая Чудотворца. 9. ц. Георгия Страстотерпца. 10. ц. Спаса Преображения. 11. ц. Спаса Преображения с пределом Параскевы Пятницы. 12. ц. Николая Угодника. 13. ц. Воскресения Христова. 14 ц. Успения Пресвятой Богородицы. 15. ц. Воздвижения. 16. ц. Рождества Христова. 17. ц, Георгия Страстотерпца. 18. ц. Покрова Пресвятой Богородицы.
Примечания
1. Хорошкевич А.Л. Основные итоги изучения городов XI–первой половины XVII вв. // Города феодальной России. М., 1966. С.34–50; Клокман Ю.Р. Историография русских городов второй половины XVII–XVIII вв. // Там же. С.51–51; Карлов В.В. О фактах экономического и политического развития русского города в эпоху средневековья (к постановке вопроса) // Русский город. М., 1976. Вып.1.
2. Куза А.В. Социально-историческая типология древнерусских городов X–XIII вв. // Русский город. М., 1983. Вып.6. С.4–37; Кирилов В.В. К проблеме изучения древнерусского города XVI–XVII вв. // Там же. Вып.7. М., 1984. С.4–40.
3. Кирилов В.В. Указ. соч.
4. ПСЗ. Книга чертежей и рисунков (планы городов). СПб., 1839. Исторические сведения, добытые этими комиссиями, о древних городах вошли в географический словарь А. Щекатова: Географический словарь Российского государства, сочиненный в настоящем оного виде. М., 1801–1809.
5. Примером может служить работа Е.А. Рыбиной: Рыбина Е.А. Шведский двор в Новгороде в XVII в. // Русский город. М., 1984. Вып.7. С.75–90.
6. Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. М.; Л., 1947–1948. Т.1–2.
7. Ленин В.И. ПСС. Т.1. С.153–154.
8. Боровск: Материалы для истории города XVII–XVIII столетий. М., 1888. (Далее – Боровск. Материалы) В этой книге были опубликованы с сокращением следующие материалы, касающиеся города в 17 в.: Дозорная книга 1621 г., составленная И.В. Чемесовым и подьячим В. Прокофьевым; Писцовая книга 1625 г., составленная И.П. Турским и подьячим В. Аврамовым; Писцовая книга ямской земле 1630 г., составленная В.И. Колычевым и подьячим В. Рожновым; Переписная книга 1646 г., составленная Д.П. Волынским и подьячим М. Кондратьевым; Переписная книга 1677 г., составленная М.И. Еропкиным и подьячим Г. Страшниковым; Писцовая книга 1685 г., составленная Р.Л. Камыниным и подьячим И. Житковым; Писцовая книга пушкарских, воротничьих и осадных дворов 1685 г., составленная Р.Л. Камыниным и подьячим И. Житковым. Часть писцовых и переписных книг не были включены составителем в сборник // МАМЮ. Т.1. СПб., 1869. Но и тот материал, который был напечатан, позволяет локализовать слободы и границы г. Боровска в XVII в.
12. Привязка к приходским церквям и городским сооружениям была сделана для московских слобод XVII в. С.К. Богоявленским. // Богоявленский С.К. Московские слободы и сотни в XVII в. // Московский край в его прошлом. Ч.2. М., 1930. Для истории Москвы XV–начало XVI вв. локализация слобод, улиц, рек была проведена М.В. Фехнер: Фехнер М.В. Москва и ее ближайшие окрестности в XV и начале XVI вв. // Материалы и исследования по археологии СССР. №12. М.; Л., 1949. С.106–124.
13. Сопоставление письменных и археологических источников позволяет делать более правильные выводы о развитии древнерусских городов, особенно для XI–XVI вв. А.М. Сахаров в книге о древнерусских городах сожалеет о том, что многие письменные источники нельзя дополнить археологическими: Сахаров А.М. Города Северо-Восточной Руси XIV–XV вв. М., 1959. С.42, 48, 80; Прошкин О.Л. Археологические исследования Боровского городища // Боровск: страницы истории. Вып.5 Боровск, 2005. С.4–16.
14. См. Схему расположения слобод г. Боровска в XVII в.
15. Смирнов П.П. Указ. соч.; Маньков А.Г. Борьба посада с феодалами во второй половине XVII в. // Историч. записки. Т.64. М., 1959; Его же. Эпизод из истории борьбы посада с феодалами во второй половине XVII в. // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963; Соловьева Т.Б. Городские владения патриаршего дома и борьба за них с посадом в России в XVII в. // Русский город. М., 1983. Вып.6. С.53–74.
16. От Пафнутьев-Боровского монастыря были отписаны четыре слободы: Мякишевская, Никольская, Мельничная, Высоковская (всего 96 дворов). Всего же к городу было отписано с беломестцами 130 дворов. В результате этого город вырос почти в полтора раза, т.к. стало 237 дворов: Смирнов П.П. Указ. соч. Т.2. С.407, 541, 551–552.
17. Для сопоставления с современной картой автор использовал карту г. Боровска, изданную в 1782 г. Карта города составлена до 1779 г., когда был разработан генеральный план застройки города и спрямления улиц. См.: Атлас Калужского наместничества. СПб., 1782; Описания и алфавиты к Калужскому атласу. Ч.1. СПб., 1782; Ревизские сказки Боровского уезда за 1782 г. // Государственный архив Калужской области. Ф.79. Боровское духовное правление. Оп.4. Д.3. Л.1.
18. Эта методика применялась С.3. Черновым для локализации волостных центров московских князей XIV–XVI вв.: Чернов С.3. Корзенев (локализация центра волости московских князей XIV–XVII вв.). // Проблемы истории СССР. Вып.13. М., 1983. С.19–26.
19. Боровск. Материалы.С.1, 6. Сажень равна 216 см.
20.Там же. С.25.
21. Боровская десятина. Отд.3. С.249–251.
22. Боровск. Материалы. С.17, 25.
23. Там же. С.6, 25, 104.
24. Там же. С.6.
25. Там же. С.26.
26. Там же. С.25.
27. Там же. С.108.
28. Там же. С.108.
29. На месте захоронения сестер Соковниных лежал камень, на котором была выбита надпись: «Лета 1675 погребены на сем месте, сентября в 11 день боярина князя Петра Семеновича Урусова жена ево, княгиня Евдокия Прокофьевна, да ноября в 2 день боярина Глебова жена Ивановича Морозова бояроня Федосья Прокофьевна, а во иноцех схимница Феодора, а дочери обе окольничего Прокофья Федоровича Соковнина. А сию цку положили на сестрах своих родных боярин Федор Прокофьевич да окольничей Алексей Прокофьевич Соковнины». Цит. по: Россиев П. Старообрядческая святыня // Исторический вестник. 1908. Ноябрь. Кн.2. С.680–684; О боярыне Ф.П. Морозовой см.: Тихонравов Н.С. Боярыня Морозова. // Русский вестник. Т.59. 1865; . Осипов В.И. «…В Боровеск на мое отечество, на место мученое…»: Боровский период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. Калуга, 2007; Повесть о боярыне Морозовой. Л., 1979.
30. Аввакум. Беседа первая // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979. С.81.
31. Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в 14–15 вв. М., 1957. С.13.
32. Боровск. Материалы. С.26–27.
33. Малииин Д. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912. С.188–189.
34. Фехнер М.В. Калуга. Боровск. М., 1972. С.214.
35. Боровск. Материалы. С.28.
36. Там же. С.26.
37. Там же. С.33.
38. Фехнер В.М. Калуга. Боровск. М., 1972. С.215.
39. Боровск. Материалы. С.2.
40. Там же. С.98. О боровской школе упоминает и В.О. Ключевский, когда говорит о зарождении школьного образования в России в XVII в. См.: Ключевский В.О. Соч. Т.3. М., 1957. С.278.
43. Там же. С.28. Слово «Гноище» на древнеславянском языке означало навозную кучу, свалочное место для отходов, нечистот // Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып.4. М., 1977. С.47.
44. Боровск. Материалы. С.6, 28.
45. Там же. С.7.
46. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т.2, СПб., 1892. С.296.
47. Боровск. Материалы. С.29–30.
48. Там же. С.33, 52, 55, 56, 14.
49. Там же. С.6. О ямской гоньбе, ямских дьяках и их функциях: Гурлянд. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII в. Ярославль, 1900; Зимин А.А. О сложении приказной системы на Руси // Доклады и сообщения Института истории АН СССР. Вып.3. М., 1954. С.165–166; Боровск. Материалы. С.4.
50. Боровск. Материалы. С.203.
51. Там же. С.4, 11, 66.
52. Там же. С.4.
53. Там же. С.11.
54. Там же. С.56.
55. Там же. С.4, 5, 66. Карта Боровска второй половины XVII в. См.: РГАДА. Ф.192. Оп.1. Д.1.
56. Боровск. Материалы. С.19.
57. Там же.
58. Там же. С.56.
59. Там же.
60. Там же. С.36.
61. Там же. С.23–24.
62. Там же. С.35.
63. Зверинский В.В. Указ. соч. С.113.
64. Боровск. Материалы. С.6.
65. Там же. С.4–5.
66. Там же. С.4–5, 8.
67. Там же. С.84.
68. Там же. С.85.
69. Там же. С.69.
70. Там же. С.21–22, 67.
71. Там же. С.5, 22–23.
72. Там же. С.32.
73. «Да меж той же Мякишевской и Пушкарской слобод болото... пустышь Псарева по самое болото» (Боровск. Материалы. С.101–102). Составителями «Материалов...» было опущено описание межи посадских земель и Пафнутьева монастыря из писцовой книги 1685 г., затрагивающее и вышеназванные пустоши.
74. Боровск. Материалы. С.101.
75. Там же. С.3.
76. Там же. С.35.
77. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978. С.198—199.
78. Вопросы истории. 1985. № 5. С.93.
79. Станиславский А.Л. Правительственная политика по отношению к «вольному» казачеству (1612–1619 гг.) // История СССР. 1984. № 5. С.66–79.
80. Боровск. Материалы. С.4.
81. Там же. С.36.
82. Там же. С.10, 36.
83. Там же. С.36.
84. Там же. С.2, 36.
Опубликовано (с внесеним исправлений и дополнений): Осипов В.И. Опыт локализации слобод и границ Боровска в XVII в. // Материалы Боровских чтений (Археология, история, краеведение). Боровск, 1988. С.11–20.