История Боровска > Осипов В.И. Взаимоотношения посадского населения г.Боровска с Пафнутьевым монастырем в XVII в.
XVII в. характеризуется дальнейшим ростом городов и усилением классовой борьбы посадского населения (1). Одной из задач, стоящих перед исследователями, является выяснение роли посадского населения в отношениях городов с государством и крупными феодалами, владевшими белыми слободами.
На протяжении XVII в. в Боровске насчитывалось до 15 слобод, часть которых принадлежала светским и духовным феодалам. Слободы Мякишевская, Высоковская, Никольская, Мельничная принадлежали Пафнутьеву монастырю, Архангельская – московскому Архангельскому собору, Троицкая – Троице Сергиеву монастырю и т. д.
В Российском государственном архиве древних актов имеется круг источников, позволяющий проследить взаимоотношения посадского населения г. Боровска с Пафнутьевым монастырем в XVII в. Все их можно условно разделить на несколько групп. В первую группу входят писцовые, переписные и дозорные книги за XVII ., хранящиеся в фондах Поместного приказа, которые дают представление о посаде и слободах г. Боровска, об их росте, численности населения, занятиях его жителей. В них имеются сведения о действиях посадских людей против Пафнутьева монастыря. (Например, посадские люди перепахали межи у Рождественского женского монастыря: «А перепахал де межу С. Попов, который тем огородом владел преж ево Андрюшки» (2). Показана борьба посадского населения с Пафнутьевым монастырем в 1685 г. из-за пустошей Псарево и Бирючево (3)). В конце прошлого века дозорная книга 1621 г., писцовые и переписные книги XVII в., касающиеся истории самого города и вотчин Пафнутьева монастыря, были изданы со списков (4). Материалы книг использовал Г.И Холмогоров для составления «Боровской десятины». (5). Однако, изучая взаимоотношения посадского населения г. Боровска с Пафнутьевым монастырем в XVII в., нельзя ограничиваться изданными в конце прошлого века писцовыми и переписными книгами, так как они являются далеко не полными. (Например, в писцовой книге 1685 г. имеется описание размежевания посадской выгонной земли от пустошей Бирючево и Псарево, принадлежавших Пафнутьеву монастырю, в издании же И.Н. Николаева этот момент опущен) (6). Не вошел в это издание и список с писцовой книгой В. Колычева за 1629–1630 гг. Поэтому для уточнения таких вопросов, как рост посада и слобод, занятия жителей феодального города, взаимодействие посада с белыми слободами в XVII в., возникла необходимость пересмотра подлинных дозорной, писцовых и переписных книг (7).
Были привлечены следующие документы фонда Поместного приказа РГАДА: дозорная книга 1621 г., составленная И.П. Турским; список с писцовой книги 1629–1630 гг., составленной В.И. Колычевым; переписная книга 1646 г., составленная Д.П. Волынским; переписная книга 1677 г., составленная М.И. Еропкиным и писцовая книга 1685 г., составленная Р.Л. Камыниным (8).
Вторую, главную группу источников составляют судные дела посадского населения с Пафнутьевым монастырем из-за слобод, указные и жалованные грамоты. Пафнутьеву монастырю. Перечислим источники в хронологическом порядке.
1. Судные дела посадских людей г. Боровска с Пафнутьевым монастырем о пригородных слободах 1651–1652 гг., 1672–1678 гг. (9). Это наиболее полный источник, дающий представление о ходе борьбы посадских людей с Пафнутьевым монастырем во второй половине XVII в. В него включены списки жалованных грамот, данных монастырю в первой половине XVII в., на которые монастырь опирался в борьбе за слободы против посада; представлены аргументы, приводимые спорящими сторонами; показана реальная борьба посада за земли, принадлежавшие монастырю.
2. Список памяти из Владимирской четверти в Монастырский приказ о количестве дворов в Мякишевской, Мельничной и Никольской слободах, отписанных в 1652 г. из Пафнутьева монастыря в Боровский посад (10).
3. Послушная грамота 1674 г. Пафнутьева монастыря игумену Иову на Высоковский луг на р. Протве (11).
4. Сыскное дело в г. Боровск воеводе в 1675 г. про промыслы и занятия жителей Высоковской, Никольской и новопостроенной на выгонной Мякишевской слободы земле слобод, вследствие спора из-за этих слобод боровского посада с Пафнутьевым монастырем (12).
5. Указная грамота от 25 мая 1686 г. Пафнутьеву монастырю на Псареву и Бирючеву пустоши. Дело по челобитью игумена Иова о возвращении монастырю отписанных в государственное владение слобод в г. Боровске (13).
6. Разрешение Пафнутьеву монастырю от 4–26 марта 1696 г. поставить мельницу на старом монастырском месте на р. Протве (14).
Выше перечисленные позволяют ответить на следующие вопросы: 1) Рост слобод Пафнутьева монастыря в г. Боровске в первой половине XVII в.; 2) Борьба посадского населения против белых слобод во время городского строения 1649–1652 гг.; 3) Борьба посадского населения против Пафнутьева монастыря из-за слобод во второй половине XVII в.
Пафнутьев монастырь был основан в 1444 г. в трёх верстах от Боровска. Он пользовался покровительством великих князей и царей Русского государства. Во второй половине XV–XVI вв. монастырь превратился в феодальную вотчину, имевшую земли в тринадцати уездах Русского государства. В июле 1610 г. Пафнутьев монастырь был сожжен войсками Лжедмитрия II (15). Часть монастырской казны сохранилась, так как в 1608 г. ввиду опасной политической и военной обстановки власти монастыря отправили ее в Москву (16). Разорение монастыря привело лишь к временному упадку и вскоре игумен Иосиф добивается выдачи новых жалованных грамот монастырю вместо сгоревших в 1610 г.
В 1614 г. Пафнутьев монастырь владел 5 деревнями, 5 сельцами, 31 пустошью в Боровском уезде, 2 слободками и 1 мельницей в г. Боровске (17). В 1615–1616 гг. игумен Иона обращается к царю Михаилу Федоровичу с просьбой приписать Высоковский монастырь со слободкою, расположенной в Боровске, к Пафнутьеву монастырю. Об этом просили и оставшиеся в живых после разорения 1610 г. жители слободки Высоковской, в которой пустовало 10 из 17 дворов (18). Из приправочной книги 1614 г. видно, что за Высоковским монастырем числилось 5 пустошей: Гороховская, Рудницы, Михайловская, Измайловская, Кудиново с пашней в 30 четей. Пашня не обрабатывалась и поросла лесом. Эти земли Высоковский монастырь поднять не мог и отдал их на оброк протопопу Благовещенского собора Федору (19). В сентябре 1617 г. Высоковский монастырь со слободою и мельничное место были приписаны Пафнутьеву монастырю (20).
Из дозорной книги 1621 г. по Боровску видно, что в Мякишевской, Мельничной, Никольской слободах Пафнутьева монастыря находилось 3 двора служилых, 1 – монастырских служебников (19 человек), 4 – жилых (6 человек), 18 – бобыльских (30 человек). Всего 42 двора (58 человек) и 24 места дворовых пустых, сожженных и не восстановленных после 1610 г.. Монастырю принадлежало право рыбной ловли на р. Протве от Мельничной слободы до сельца Кривское на 5 верст. Под городом на р. Протве монастырю принадлежал луг, на котором ставилось 130 копен сена. За городом было расположено Комлевское озеро на земле помещика М. Сенявина. Вода в озере принадлежала посадским людям, а рыбная ловля – Пафнутьеву монастырю (21).
К 1629–1630 гг. слободы монастыря были восстановлены. В них числилось 2 двора поповых, 2 – дьяконовых, 1 – дьячка, 1 – прокурника, 35 – монастырских служебников, 26 – бобыльских. Итого 72 двора (132 человека) и только 15 мест дворовых пустых (22). К 1646 г. количество дворов в слободах, принадлежавших Пафнутьеву монастырю, возросло до 139 (341 человек). Стройщик Л. Корсаков отметил в слободах 150 дворов (451 человек) (23).
В отличие от роста слобод Пафнутьева монастыря посад Боровска рос медленнее. Число дворов с 95 в 1621 г. увеличилось до 113 к 1646 г. (24).
Жители города в основном занимались огородничеством.
Сельскохозяйственная продукция: мед, чеснок, мясо – продавалась в Боровске или вывозилась в Москву, Можайск, Звенигород и другие города. Было развито кирпичное дело (25). Разрабатывались кожевенное, пивоваренное и другие производства. Половина всех ремесленников города находилась в Мякишевской слободе.
Монастырь вел активную торговлю в городе. В 1625 г. у него имелось 25 лавок, 4 места лавочных.и 4 кузницы, что составляло чуть ли не половину всех городских лавок, так как насчитывалась всего 61 лавка (26). В 1649 г. за монастырем числилось 47 лавок и 7 кузниц (27).
На территории боровской крепости, рядом с административными зданиями, находилась каменная Никольская церковь Пафнутьева монастыря. Рядом с ней располагались монастырские дворы (28). Кроме этого, в городе имелось дворовое место около Пятницкой улицы, принадлежавшее монастырю и данное ему окольничим А.П. Клешниным, его крупным вкладчиком (29). В последнее десятилетие XVI в. А.П. Клешнин дал монастырю в Ржевском уезде д. Михалкове и д. Шишкино, а в Старицком уезде с. Нащокине (30). Кроме дворового места в Боровске на Пятницкой улице, А.П. Клешнин дал лужок около Мякишевской слободы на р. Протве, на котором ставилось до 10 копен сена (31).
Церковное землевладение и белые слободы являлись тормозом в экономическом развитии Русского государства. К середине XVII в. монастыри и патриарх владели 94339 дворами (32). Соборное Уложение 1649 г. запрещало «впредь... патриарху и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и монастыри ни у кого родовых, и выслуженных, и купленных вотчин не покупати, и заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечной поминок не имати» (глава XVII). Это наносило серьезный удар по дальнейшему росту монастырского землевладения. Но Соборное Уложение 1649 г. пошло дальше, оно не только ограничило рост земельной собственности монастырей, но и лишало их большинства владений в городе: торгово-ремесленных слобод и дворов на посаде (глава XIX, ст.1, 8, 9). В результате городового строения 1649–1652 г. у церкви было конфисковано не менее 3620 дворов, то есть 80% всех городских владений крупных духовных вотчин. Кроме того, у приходских церквей было взято на посады не менее 405 дворов. «Это было почти полной ликвидацией городских владений церкви» (33).
В 1649 г. в Боровск прибыл стройщик Леонтий Корсаков. Он отписал на посад у боярина Н.И. Романова его с. Красное с 31 двором (88 человек), у стольника князя И. Лыкова – 3 двора, у Пафнутьева монастыря – 4 слободы с 150 дворами (Мякишевская – 112 дворов, Мельничная – 14 дворов, Никольская – 6 дворов, Высоковская – 18 дворов). Из монастырских вотчин он отмежевал к посаду землю и 6 пустошей: Гороховскую, Суслово, Вашутино, Михайловскую, Псарево, Бирючево. Среди отписанных на посад встречаются 30 человек промышленников и серебренников, 39 человек, имевших свои лавки в городе и занимавшихся торговлей, 52 человека, занимавшихся торговлей и арендовавших лавки и амбары (34).
После отписки Л. Корсаковым белых слобод к посаду город вырос почти в полтора раза (со 107 дворов до 237) (35). Но Пафнутьев монастырь не мог смириться с потерей своих слобод. Между ним и посадским населением разгорелась борьба за слободы, продолжавшаяся три года. На протяжении этих лет монастырские власти подавали челобитные на неправильные действия Л. Корсакова. В защиту стройщика выступили посадские люди, которые в противовес поданным челобитным монастыря подавали свои, отстаивая правильность действий Л. Корсакова. (В судном деле посадских людей с Пафнутьевым монастырём за 1649–1652 гг., по моим подсчётам, сохранилось 4 челобитных монастыря и 7 посадских людей) (36).
Монастырские власти добились очной ставки с Л. Корсаковым. 12 сентября 1649 г. в Приказе Сыскных дел все челобитные монастыря и посадских людей были выслушаны. Заслушаны были Л. Корсаков, который аргументировал свои действия царским указом о слободах, и стряпчий Пафнутьева монастыря Иван Найденов, предоставивший на суд жалованные грамоты, где слободы и пустоши были зафиксированы за монастырем. Очная ставка результатов не дала (37).
В своей борьбе за слободы Пафнутьев монастырь использовал действия других монастырей, добившихся от правительства некоторых уступок. Приговор от 1 августа 1649 г. предусматривал возвращение монастырям неторговых людей и слобод, приписанных к посаду; боярский приговор о костромских слободах разрешал патриарху и Богоявленскому монастырю не отдавать свои слободы на посад, если они разделены большой р. Волгой и Костромой; приговор от 25 марта 1650 г. разрешал Богоявленскому монастырю оставить за собой Спасскую слободку, которая была расположена в 125 саженях от посада (38). Власти Пафнутьева монастыря добиваются того, что в 1650 г. царь Алексей Михайлович присылает боровскому воеводе Афанасию Бердяеву грамоту об измерении трёхаршинной саженью расстояния от посада до монастырских слобод. Если расстояние превышало 100 саженей, то слободы оставались за монастырём, а если меньше 100 – приписывались к посаду (39). Посланный в Боровск новый стройщик Василий Щетнев в 1652 году отписал на посад 3 слободы, с меньшим количеством дворов, выдав монастырю всех, кого монастырские власти объявили пашенными людьми. На посад было взято 95 дворов (264 человека) (40). Из Высоковской слободы В. Щетнев вывез на посад 15 торговых и промышленных людей, а сама слобода царским указом от 23 мая 1652 г. была оставлена за монастырём (41).
Таблица 1
Количество дворов, отписанных на посад стройщиками
Л. Корсаковым и В. Щетневым у Пафнутьева монастыря:
Слободы Л. Корсаков В. Щетнев
Мякишевская 112 67
Никольская 6 7
Мельничная 14 6
Высоковская 18 16
Итого: 150 95
Как видим, во время городового строения 1649–1652 гг. монастырские слободы с меньшим количеством дворов были приписаны к посаду (42).
Примерно такую же картину борьбы посадского населения за слободы можно наблюдать в Костроме, где были расположены дворы нескольких монастырей – Троице-Сергиева, Настасьина-Девичьего, Московского Чудова. Ипатьевского и Богоявленского. Если первые 3 монастыря отнеслись к потере спокойно, то последние 2 вступили в борьбу с посадским населением. Борьба закончилась поражением чёрных людей (43). Тем не менее из 598 человек – 312 были взяты из монастырей (44). Там, где затрагивались экономические интересы крупных монастырей, развертывалась упорная борьба с посадским населением из-за слобод. Если Троице-Сергиев монастырь с относительной легкостью расстался со своими дворами в Боровске, Костроме и других местах, то в Городецке монастырь упорно отстаивал своё право на Макарьевскую пустыньку и ряд деревень, непосредственно примыкавших к городу. Монастырь добился от правительства решения слободку и деревни, примыкавшие к посаду, оставить за собой (45).
Исследование Т.Б. Соловьевой показало, что посадская реформа хоть и затронула патриаршие владения в городах, но не уничтожила их (46).
Отбирая в интересах посада и государственного фиска у церкви и крупных феодалов слободы и поместья в городах с торгово-промышленным населением, Уложение 1649 г. одновременно в интересах феодалов запрещено переход крестьян и кабальных людей, занятых торгами и промыслами, в разряд посадских людей. Уже в ходе посадского строения 1649–1652 гг. наметились кое-какие изменения норм Уложения 1649 г., когда правительству из чисто практических соображений приходилось учитывать конкретную обстановку в отдельных городах (47).
В 1670-е годы усиливается натиск посадских людей г. Боровска на Пафнутьев монастырь. В 1673–1674 гг посадские люди били челом царю Федору Алексеевичу о том, что в Высоковской и Никольской слободах есть торговые люди, которые не платят тягла с 1649 г. 9 января 1675 г. была прислана грамота из Новгородского приказа к воеводе о сыскном деле, касающемся промыслов и занятий жителей Высоковской, Никольской, – а также новопостроенной на выгонной Мякишевской слободы земле слобод, вследствие спора из-за них боровского посада с Пафнутьевым монастырем, который считал жителей этих слобод непромышленными и не отдавал их на посад (48). Как видно из грамоты, Пафнутьев монастырь все это время удерживал за собой Высоковскую и Никольскую слободы, а также построил новую рядом с Мякишевской. Несколькими месяцами раньше указом от 26 октября 1649 г. жителям слобод было велено «службу служить и тягло тянуть, все подати платить» с боровскими посадскими людьми. Монастырские власти приехали в новоприписные слободы и забрали всех новых посадских людей в монастырь, где и держали их вместе с имуществом (49). Земским старостой М. Лукиным вместе с посадским населением была подана челобитная на Пафнутьев монастырь о Высоковской и Никольской земле с выгонной землей, которая в 1649 г. была отписана на посад Л. Корсаковым. Но и после отписки монастырь самовольно владел этими землями, а на выгонной земле Мякишевской слободы самовольно построились промышленные и ремесленные люди Пафнутьева монастыря (50). На эти обвинения монастырь в ответной челобитной утверждал, что они ложны. Указами от 18 сентября 1676 г. и от 22 февраля 1677 г. 3 слободы были закреплены за посадом, а Высоковская – за монастырём; торговых же людей, которых монастырь поселил в эту слободу, предписывалось взять на посад (51).
Подобный конфликт произошел у посадского населения Суздаля со Спасо-Ефимьевым монастырем, власти которого в челобитной 1673 г. указали, что монастырские бобыли слободки Скучалово и с. Коровникова кормятся на суздальском посаде портновским делом и черной работой. Земские же старосты города обложили их оброком. Монастырь просил с его бобылей оброков и пошлин не брать. Воевода Суздаля встал на сторону посада. Кроме этого, посадское население подало челобитную на монастырь. В результате этого 4 апреля 1674 г. последовала грамота, предписавшая крестьян и бобылей Спасо-Ефимьего монастыря, имевших лавки и амбары в Суздале, «взять в Суздаль в посад и собрать по них поручные в уплате тягла» (52).
Но и после царского указа от 22 февраля 1677 г. Пафнутьев монастырь продолжал борьбу с посадом. Из переписной книги 1677 г. видно, что Высоковская и Никольская слободы находились в споре с посадом. В слободах в то время насчитывалось 18 дворов (66 человек) беспашенных бобылей, которые были переведены Пафнутьевым монастырем из разных уездов монастырских вотчин (53). В 1678 г. борьба посадского населения с монастырем не раз приобретала острый характер. Только за один судные дела с посадом с монастыря взято пошли 20 рублей 3 алтына. Стряпчий Пафнутьева монастыря подал иск на посадских людей и на земского старосту И. Капырина в размере 86 рублей за избиение монастырских слуг и крестьян (54).
Из отписки в 1678 г. Н. Гращевского следует, что после очередного спора посадских людей с Пафнутьевым монастырем за Высоковскую и Никольскую земли, в Высоковском монастыре священник Сергий начал бить в колокола, подумав, что из Боровска приехал воевода «со многими людьми» разорять слободу (55). В 1677–1678 гг. Пафнутьев монастырь не раз подавал челобитные царю. Подавать их через боровского воеводу было не совсем удобно, так как он поддерживал посадских людей и тянул с ответом, а в это время посадские люди захватили монастырскую землю и пользовались ею. Монастырские власти, имея крупных вкладчиков, старались через них ускорить дело. Несколько раз челобитные подавались через стряпчего боярина князя И.Б. Репнина. В боровском уезде он владел 25 дворами, а всего за ним имелось 1336 дворов (56). Во вкладной книге Пафнутьева монастыря под 1169–1670 годами написано, что И.Б. Репнин дал на постройку каменной церкви с больницей 500 рублей. При иг. Иове (1672–1676) была отделана серебром рака Пафнутия, которая обошлась в 426 рублей 19 алтын. В 1677–1679 гг. в «соборной церкви намостил мост досками литыми железными – плачено за пуд по полуполтине» (57). И.Б. Репнин в 1676–1679 гг. был судьёй в Поместном приказе, а с 13 февраля 1679 г. являлся ближним боярином (58). Вот через «ближнего боярина» и хотели власти Пафнутьева монастыря повлиять на ход борьбы с посадом г. Боровска.
В 1680–1690 гг. начинается новый этап борьбы посадского населения с Пафнутьевым монастырём. 4 января 1680 г. игумен Леонтий с братией послали своего стряпчего в Боровскую приказную избу для различных денежных платежей. На площади против таможенной избы посадские люди избили стряпчего, обобрали, втащили в приказную избу и заковали в железа, громогласно похваляясь этим. Дело дошло до воеводы. Воевода прислал пушкарей и просил отпустить стряпчего. Посадские люди несколько раз отказывали ему. Игумен Леонтий подал челобитную воеводе, но тот затянул дело. 28 января 1680 г. монастырским властям пришлось посылать в Новгородский приказ новую челобитную на то, что воевода тянет дело и поддерживает посадских людей: «Боровичи посадские люди монастырских служек и служебников, и крестьян и бобылей в Боровске на торгах и по дорогам, и во всех монастырских их угодьях, и в лесу беспрестанно бьют и грабят, и всякое многое насильство и озорничество чинят» (59). По этой челобитной игумена Леонтия было велено дело разобрать, но как видно из отписки от 28 марта 1680 г. стольника Осипа Квашнина, посадские люди в суд не шли. Дело затянулось. Чувствуя свою вину, посадские люди решили обвинить во всем монастырские власти. Выборный голова Ивашко Уваров с «товарищами» в свое оправдание написал, что они с торгов собирают десятую деньгу в казну царя, а монастырские крестьяне не хотят платить ее, стряпчий же Данила Носов «поклепал напрасно на сироту». Заканчивается послание посадских людей просьбой не пускать в ход челобитную игумена Леонтия (60).
Но не так уж беспомощен был Пафнутьев монастырь, как следовало из предыдущего дела. Он не раз спорил с Архангельским Московским собором, который также являлся крупным вотчинником в Боровском уезде. Одним из крупных сёл Архангельского собора было Ермолино, расположенное в двух верстах от Пафнутьева монастыря. Рядом располагалось с. Русиново, принадлежавшее Пафнутьеву монастырю, в 1675 г. насчитывавшее 170 крестьянских дворов (673 человека) (61). В 1687 г. между двумя духовными феодалами вышла ссора из-за сена, которое крестьяне с. Ермолино считали своим, а крестьяне с. Русиново – своим. Дело затянулось на год. Патриарх, чтобы уладить дело, велел разделить всё сено пополам, по 500 копен каждому. Но старец Тихон Головин вместе с крестьянами с. Русиново (всего около 200 человек) «с бердышами, рогатины и чеканы и з дубьем» не допустил раздела сена (62). В этом же году между Пафнутьевым монастырем и Архангельским собором шёл спор о беглом монастырском крестьянине Ерофее Иванове с женой и детьми, проживавшем в вотчине Архангельского собора (63). Более пяти лет (1681–1686 гг.) тянулось дело между Пафнутьевым монастырем и А. Дуровым из-за крестьянки Палашки. Монастырь выиграл дело, крестьянка была оставлена за ним (64).
В 1685 г. Р.Л. Камыниным составлялась писцовая книга по Боровску. В ней была зафиксирована борьба, посадских людей с Пафнутьевым монастырем. Посадские люди перепахали межи у Рождественского женского монастыря. «А перепахал де ту межу С. Попов, который тем огородом владел преж ево Андрюшки». Земли этого монастыря так и не были отмежеваны по книгам В. Колычева (1629–1630 гг.), так как «боровичи посацкие выборные люди той межи подлинно не указали и в очную ставку того монастыря с попом Ефимом не пошли, указу великого государя и грамоты учинились непослушны». Кроме этого, часть пустых церковных земель Рождественского монастыря, где стояла когда-то церковь Афанасия Александрийского, с 1675–1676 гг. боровский воевода Афанасий Челищев отмежевал к посаду, так как население города называло «тое землю своею посадскою» (65). В 1685 г. продолжился спор Пафнутьева монастыря с посадскими людьми из-за Псаревой и Бирючевой пустошей. Была установлена межа посадской выгонной земли Мякишевской слободы с землями вотчин Пафнутьева монастыря. В указанной грамоте от 26 мая 1686 г. пустоши Псарево и Бирючево были закреплены за монастырем (66). В 1696 г. власти Пафнутьева монастыря добились от Петра I грамоты о разрешении ставить мельницу на старом монастырском месте на р. Протве под Мельничной слободой, которая после 1649–1652 гг. была отписана на посад (67).
Подводя итоги борьбы Пафнутьева монастыря с посадским населением Боровска во второй половине XVII в., можно сказать, что она продолжалась не затихая. В результате этой борьбы монастырь лишился двух слобод, а в Высоковской и Никольской за ним к 1701 г. числилось 30 дворов, на 12 больше по сравнению с 1675 г. Лишившись таких крупных слобод, как Мякишевская и Мельничная, а также частично Высоковской и Никольской, Пафнутьев монастырь завёл взамен них слободы Рябушенскую и Рощинскую. В 1701 г. в Рощинской слободе насчитывалось уже 99 дворов, а в Рябушенской были размещены монастырские слуги (68).
Таким образом, посадская реформа 1649–1652 гг., сократив рост монастырского землевладения, полностью его не уничтожила. В ходе борьбы с посадским населением монастырь вынужден был смириться с потерей слобод на территории города и завести новые. Это было возможно вследствие того, что правительство нуждалось в услугах церкви, и потому вынуждено было лавировать между посадским населением и монастырем (69).
Примечания
1. Смирнов П. П. Посадские люди и их классовая борьба до середины 17 в. Т.1–2. М.Л., 1947–1948. Далее: Смирнов. Посадские люди.
2. Боровск. Материалы для истории города 17 и 18 столетий. М., 1888. С.30, 31. Далее: Боровск. Материалы.
56. Новосельский А.А. Роспись крестьянских дворов, находящихся во владении высшего духовенства, монастырей и других людей по переписным книгам 1678 г. // Исторический архив. Т.4. М., 1949. С.129.
57. Леонид. Историко-археологическое и статистическое описание Боровского-Пафнутьева монастыря. Казань, 1907. С.54, 58, 65.
58. Русский биографический словарь. СПб., 1913. С.89–92.
66. Там же. С.100, 101; РГАДА. Ф.281. Оп.5. Д.642. Л.1–28.
67. РГАДА. Ф.1198. Оп.1. Д.281. Л.1–4.
68. Там же. Ф.237. Оп.1. Ч.1. Д.29. Л.104–120, 136об.
69. В 1678 г. церкви принадлежало 116,5 тыс. дворов, что означало прирост дворов на 20% по сравнению их в середине века (94,3 тыс. дворов) – См.: История России. Т.3. М.,1967. С.113.
Опубликовано: Осипов В.И. Борьба посадского населения г. Боровска с Пафнутьевым монастырем за слободы в 17в. // Социальная структура и классовая борьба в России XVI–XVIII вв. М.,1988.С.115–128; Он же. Взаимоотношения посадского населения г. Боровска с Пафнутьевым монастырем в 17в. // Боровский краевед. Вып.2. Боровск,1990. С.51–66.