Город находится в 12 верстах от станции М.-К.-В. ж.д. Балабаново (1). Название свое Боровск получил от дремучего бора, некогда его окружавшего. Время основания города неизвестно, но в XIII в. он уже существовал, так как в его волость после нашествия Батыя был прислан сборщиком податей дед преподобного Пафнутия, принявший христианскую веру. В XIV в. Боровск некоторое время принадлежал Рязанскому княжеству, но потом перешел к Дмитрию Донскому, который отдал его Владимиру Храброму. От последнего он перешел ко второму его сыну Симеону, умершему в 1426 г. от моровой язвы, а от него Боровск достался его племяннику Василию Ярославичу, который, не желая покоряться Дмитрию Шемяке, удалялся в Литву и возвратился только по освобождении Василия Тёмного, которому он помогал. Но Василий II под предлогом измены велел взять Василия Ярославича, доводившегося ему шурином, под стражу (1456г.), сослал в Углич и жестоко наказал его слуг, когда Василий Ярославич успешно бежал в Литву (ум.1464). Сын Василия Боровского Иоанн тоже бежал с мачехой в Литву, и Боровск был объявлен владением великого князя (2).
Иоанн III переселил в Боровск из Вятки в 1489 г. много земских людей; Василий III отдал его в кормление Михаилу Глинскому (1508 г.), а Иван IV дал его Владимиру Андреевичу, которого он потом в 1569г. казнил. После этого Боровск уже не отделялся от Москвы.
Город был окружен валом и укреплен дубовым острогом с 2 проезжими, 4 глухими башнями. В городе был тайник, остаток которого еще в 60-х гг. XIX в. был заметен на берегу р.Протвы; да и теперь еще держится предание о таинственной пещере.
В Смутное время Боровск подвергся нападению сообщников Тушинского вора. Защитниками города были кн. Михаил Волконский, Яков Змеев и Афанасий Челищев. Последние два изменили: и город, и монастырь сдали. «Кн. же М.Волконский, не хотя жив в злодейския руки отдаться, до тех пор с оставшимися при нем непоколебимыми в верности мужественно себя защищал, пока быв пронзен многими ударами в самой церкви Пафнутьева монастыря у левого крылоса, упал бездыханный». По словам того же летописца, число убитых в монастыре было до 12 тысяч чел., которые и были похоронены в 2 ямах (3).
В XVII в. Боровск является небольшим городком. В 1621г. на посаде тяглых 54 жилых двора и 41 пустое дворовое место. А на торгу в 1625г. было около 70 лавок, да 8 лавочных мест; крепость была слабая, и гарнизон в ней небольшой. Частью своих податей и налогов город был ведом во Владимирской чети (1645, 1677-1679гг.), но интересно, что в 1689 (7197) он упоминается в ведении редко встречающегося приказа «Великая Россия» (Л. Данилевский. Организация ect. 542–549).
Однако, несмотря на незначительность, со второй половины XVII в. Боровск делается очень известен как один из видных центров русского старообрядчества. В насаждении здесь раскола крепкое основание заложил cам пламенный протопоп Аввакум, дважды ссылавшийся в Пафнутиев монастырь. В первый раз его отправили сюда в конце 1665 г. и продержали до 13 мая 1666 г., когда представили его на Собор: «и туда присылка была, тоже да тоже говорят: «полно тебе мучить нас, соединись с нами, Аввакумушко»! С 3 сентября 1666г. до 30 апреля 1667 г. его снова держали в Боровске (4). Игумену дана была инструкция: «вы б его, Аввакума, приняли и велели посадить в тюрьму и приказали беречь накрепко с великим опасением, что б он с тюрьмы не ушел и дурна никакова бы над собою не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускать не велеть». Монастырские власти первоначально в своем рвении забили двери и окна темницы Аввакума. «К счастью, нашелся добрый человек, дворянин друг, Иваном зовут, Богданович Камынин (сын Калужского воеводы), вкладчик в монастыре, и ко мне зашел и на келаря покричал, и лубье и все без указу разломал, так мне с тех пор окошко стало и отдух». Но строгости у монахов хватило ненадолго. Аввакум мало-помалу в их глазах превратился в мученика. А когда келарю Никодиму, усердному притеснителю протопопа, случилось заболеть, а затем увидеть сон, будто Аввакум исцелил его, и почувствовать себя лучше - расколоучитель стал пользоваться свободой, так что к нему много народу сходилось и съезжалось за советами и указаниями. Аввакум же полными горстями бросал семена раскола. Из его последователей особенно успешно насаждал раскол в Боровске «дивный божий священник Полиевкт», которого сожгли вместе с 14 учениками. Немало помогли делу раскола в Боровске и сосланные в Боровский Рождественский девичий монастырь, «что на гноище», две сестры, кн. Евдокия Урусова и боярыня Феодосия Морозова, рьяные ревнительницы древлего благочестия. Известны фанатичные слова Морозовой: «прилично убо, идеже ваше пение возглашается, тамо на нужную потребу исходя, излишне утробное испражняти. Тако бо аз почитаю вашу жертву» (5).
Нисколько не удивительно, что в XVII веке в Боровске сожгли еще 30 человек наиболее фанатичных раскольников, и боровские раскольники еще и в XIXв., по словам о.Леонида, считались самыми «злыми», т.е. закоснелыми (6).
Со времени образования губерний при Петре Великом Боровск вошел в состав губернии Московской. А в 1776 г. он назначен уездным городом Калужского наместничества. В 1777 г. был утвержден его герб, содержание которого навеяно подвигом князя Волконского: «серебряное поле знаменует непорочность; червленое сердце - верность, а в середине его находящийся крест - истинное усердие к Божьему закону, яко основание всех добродетелей; сие сердце окружается лавровым венцом, изъявляющим славу, на веки нерушимую, которыя сказанный вождь и с ним погибшие от руки злодеев достигнутыми учинились, сохранив непременную верность к Отечеству».
Жителей в это время было в Боровске 5175 душ обоего пола; домов – 714, церквей – 11, из которых 4 – каменные; 5 парусных фабрик, на одной из которых было 250 рабочих. Купцы торговали пенькой, хлебом, конопляным маслом, холстом, яблоками, но главная торговля велась луком и чесноком, которых в иные годы продавали на 4 тыс. руб. (7).
В 1812 г. Боровск жестоко пострадал от французов. Они заняли город 10 октября, принудив поспешно отступить из него отряд ген. Дорохова. Но церковное имущество, казна, дела присутственных мест были уже вывезены из города, вино выпущено. Неприятелю пришлось разграбить только остатки имущества; не удовольствовавшись ими, французы сожгли 5/6 города (по некоторым сведениям, это было на обратном пути), так что из 800 домов уцелело только 120 (8). 11 октября в городе был Наполеон, заехавший опять вторично 14 октября на пути из Малоярославца. Останавливался он на Успенской улице в доме купца Большакова (9).
Город расположен по обоим берегам Протвы, , главным образом, на правом берегу. (Протва - левый приток Оки. Она вытекает из небольшого болота близ д.Замошицы Гжатского у. В Калужской губ. протекает по Боровскому, Малоярославецкому и Тарусскому уездам. В начале ширина 20 саж., в устье – 50 саж., глубина от 1,5 до 14 фут. По губернии течет 129 вёрст). Занимает он возвышенное ровное пространство, несколько наклоненное к Протве и впадающему в нее ручью Текижа. Здесь площадь оканчивается довольно круто и местами обрывисто, образуя углублённое полушарие. Другая часть города лежит на слабом скате левого берега Протвы и называется Зареченскою. Площадь города в окружности около 10 вёрст и распадается на 22 улицы, среди коих есть и мощёные. Населения в городе (по данным 1905 г.) 11230 человек, в том числе 70% старообрядцев. Строений в городе 1006, из коих 276 каменных. Фабрик и заводов 19 с 244 рабочими и производством на 170 тыс. руб.; известна фабрика Акц. О-ва Ермолинской мануфактуры и кожевенные заводы. Торговля в Боровске преимущественно мелочная; торгуют хлебом, пенькою, конопляным маслом, холстом, кожами, салом. Одною из доходных статей для жителей является приготовление грибов впрок и разведение садовых школ, наиболее же распространён промысел – огородничество, которым занято до 6 тыс. человек. Продукты часто отправляются в Москву. В городе есть общественный банк бр. Протопоповых с основным капиталом в 14 тыс. руб. Из учебных заведений имеются: с 1903 г. женская прогимназия с 90 учащимися и 9 учащими; городское 4-х классное училище (10) с 5-ю учителями и 4 низших учебных заведения (приходских) с 320 учащимися при 16 учащих. Есть общественная библиотека со 150 абонементами (1905 г.) и читальня комитета народной трезвости, в которой в 1905г. зарегистрировано 15 тыс. посещений. Городской доход 28 тыс.руб., расход 27 тыс.руб. (1909 г.). В городе есть бульвар и общественный сад; вольная пожарная дружина. Церквей православных 10, старообрядческих 2 и молельный дом 1.
ЦЕРКВИ (11):
1) Благовещенский собор, один из древних; по архитектуре его можно отнести к XVII в. Собор пятиглавый, каменный, с двумя приделами, устроенными в 1819г. Иконы древние, греческого письма. Особенно замечательна икона св.Николая, резная в рост человека. Святитель изображен с моделью церкви в одной и мечом в другой руке. Икона в серебряной ризе, особо чтимая, преданием относится к XIVв.
2) Борисоглебская каменная пятиглавая. Из вкладной книги видно, что она начата постройкой в конце XVII в. В ней придел во имя преп. Пафнутия. На церкви богатые кирпичные детали XVII в.; колокольня построена в 1819 г. В ночь под 21 июня 1889 г. церковь сгорела – купол, главы, крыша. Ныне она приписана к Троицкой церкви.
3) Единоверческая, была открыта из молитвенного раскольнического дома беглопоповщинского толка. Освящена церковь в 1846 г., каменная с колокольней и приделом (12).
4) Успенская, построена в 1826 г. Ранее на этом месте был мужской монастырь во имя Богородицы на Гноище, основанный в 1633 г. и упраздненный в 1761 г. При церкви придел. Из монастыря в церковь перешли: а) икона Благовещения и 4 евангелиста, что на царских вратах; b) икона св.Михаила Малеина, храмовая в приделе; возможно, что она пожертвована царем Михаилом Фёдоровичем, так как он носил имя этого святого, и с) евангелие, печатанное при патр. Филарете; на евангелии надпись: « сию книгу пожаловал государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руссии в Боровск, в монастырь пречистыя Богородицы, что на Гноищи. Лета 7144 (1636), апреля в 27 день, а подписал сию книгу приказу Б. Дворца дьяк Иуда Басманов».
5) Христорождественская, построена в 1834 году. Ранее на этом месте был Рождественский девичий монастырь, основанный в 1544 г. повелением Ивана Грозного. В столб колокольни вделана часть плиты с вязаной надписью о построении церкви в царствование Алексея Михайловича. Надпись можно читать с паперти. В этот именно монастырь были сосланы кн. Евдокия Урусова и боярыня Морозова, которые здесь и умерли (13). В церкви есть древний сосуд особой формы. В 1861 г. при церкви московские купцы Поповы, дети священника Рождественской церкви, выстроили богадельню для призрения 10 лиц женского пола из духовного звания (14).
6) Преображенская, что на взгорье, построена в 1804 г. сыном священника московским купцом, а потом дворянином Протопоповым (15). В 1848 г. при церкви им же была выстроена каменная богадельня на 12 человек женщин духовного звания и обеспечена вкладом в 12 тыс. руб. Эта церковь – одна из богатых боровских церквей.
7) Преображенская, что на площади, бывшая приписная; выстроена в 1836 г. с приделом во имя Параскевы, почему она называется в просторечии Пятницкою (16). При церкви велись беседы с раскольниками, почему при ней имеется миссионерская библиотека (17).
8) Троицкая, построена в 1793г., с приделом.
9) Крестовоздвиженская, основана в 1814 г. вместо сгоревшей в 1812 г. деревянной; 2 придела.
10) Покровская (18).
Старообрядческие: 1) на Успенской улице церковь во имя Всех Святых, 3 главы. 2) На Московской Покровский собор, пятиглавый, еще не отделанный. 3) На Круглой улице одноглавая Покровская.
Из достопримечательностей города можно упомянуть про «Городище», которое находится около полицейского управления и женской прогимназии. На этом месте есть камень, под коим покоится прах боярынь Урусовой и Морозовой. Старообрядцы чтут их память и служат здесь иногда панихиды.
Малинин Д.И. Калуга: Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1992. С.166-171.
Опубликовано: Боровск: страницы истории. Вып.1. Боровск, 1999. С.50–56.
От редакции:
1. Московско-Киево-Воронежская железная дорога основана в 1895 г.
2. Василий Ярославич умер не в 1464 г., а в заточении в 1483 г. См.: Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период. Спб.,1891. Т.2. (князь Владимир Андреевич). С.293–305; (князь Василий Ярославич). С.311–312; Кучкин В.А. Сподвижник Дмитрия Донского// Вопросы истории.1979. №8. С.104–116; Симсон П. История Серпухова в связи с серпуховским княжеством. М.,1880. С.15–69; Фролова Н.Ю. О месте захоронения князя Василия Ярославича боровско-серпуховского// Боровский краевед. Вып.2. Боровск, 1990.С.12–16; Хорошкевич А.Л. К взаимоотношениям князей Московского дома во второй половине XIV–нач. XV вв. // Вопросы истории. 1980. №8. С.170–174; Она же. Боровчане строят кремль // За коммунизм. (Боровск). 1984. №147; Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России ХV в. М.,1991; Осипов В.И. Последний Боровский князь // За коммунизм. 1986. №70.
3. В настоящее время существует версия о том, что измены не было. См.: Поздняков С.В. Обжалованию подлежит // Родная старина. Вып.1. Малоярославец, 1998. С.5–16; Также имеются документы, которые указывают меньшее число погибших – 4909 чел. – См.: Осипов В.И. Боровск в XVII в. //Боровский краевед. Вып.7. Боровск,1997. С.108.
4. Протопоп Аввакум дважды находился в заточении в Пафнутьев-Боровском монастыре: с 9 марта по 13 мая 1666 г. и 5 сентября 1666 г. по 30 апреля 1667 г.
5. Д.И. Малинин в вопросе о месте заключения сестер Соковниных в г. Боровске, не зная точно расположения монастырей на территории г. Боровска, совмещает в один «Рождественский девичий монастырь, что «на Гноище» 2 монастыря – Христорождественский и Успенский женские монастыри, которые существовали во второй половине XVIIв. См.: Осипов В.И. Опыт локализации слобод г. Боровска в XVII в. // Материалы Боровских чтений. Боровск.1988. С.16–17; О месте нахождения сестер Соковниных во время боровской ссылки см.: Осипов В.И., Осипова А.И. Боровские мученики // Старообрядчество: история, культура. современность. Вып.5. М., 1996. С.61–66.
6. о. Леонид (в миру Кавелин Лев Александрович (1822-1891)), архимандрит, пострижение принял в Оптиной Пустыни. Занимался изучением истории церкви, в том числе историей монастырей Калужского края. С 1877г. – настоятель Троице-Сергиевой лавры.
7. Топографическое описание Калужского наместничества. СПб.,1785. С.57.
8. Согласно новым данным, в Боровске сгорело 874 дома (26 каменных и 848 деревянных). См.: Осипов В.И., Осипова А.И. Ущерб, причиненный Боровску в Отечественной войне 1812г. // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья: Тезисы докладов 5 историко-археологической конференции. Калуга, 1993. С.62.
9. В настоящее время ул. Ленина, д.12.
10. Городское четырехклассное училище существовало в городе с 1910/11 учебного года. В 1902–1910 гг. городское училище было трехклассным. Низших (приходских) учебных заведений в 1910г. было три – 2 мужских и 1 женское. См.: Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф.33. Оп.2. Д.1822.
11. Д.И.Малинин не указывает церковь св. равноапостольного кн.Владимира, которая находилась на Текиженском кладбище. Эта церковь построена усилием врача Ивана Владимировича Ададурова в 1893г. и была приписана к Благовещенскому собору. Разобрана в 1943 г. См.: ГАКО. Ф.33. Оп.2. Д.1822. Л.12.
12. Единоверческая церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. См.: ГАКО. Ф.33. Оп.2. Д.1822. Л.29. В настоящее время, до неузнаваемости изуродованная, она находится на территории кондитерской фабрики на ул. Степана Разина.
13. См. примечание №5.
14. Главную часть Христорождественской церкви построил московский купец Харлампий Иванович Протопопов; богадельню при церкви московский купец Петр Иванович Протопопов. См.: ГАКО. Ф.33. Оп.3. Д.1514. Л.1-1об. 23; Прозоровский А. Боровский Рождественский девичий монастырь // Калужские епархиальные ведомости. 1890. №№18–22.
15. Церковь Преображения на взгорье построил Василий Степанович Просвирнин, а богадельню при ней – Алексей Гаврилович Попов.
16. Церковь Преображения на площади была построена в 1736 г. усилиями прихожан. - См.: ГАКО. Ф.33. Оп.2. Д.1822; Оп.3. Д.1544. Л.11.
17. Д.И. Малинин имеет в виду библиотеку братства пр. Пафнутия. Подробнее о братстве см.: Осипова А.И. Миссионерская деятельность церковного братства Преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца среди старообрядцев (последняя четверть XIX–начало ХХ вв.) //Боровский краевед. Вып.3. Боровск,1991. С.35–42.
18. Имеется в виду Покровская кладбищенская церковь в Высоковской слободе Рощинской волости. Церковь была приписана к Крестовоздвиженской церкви г. Боровска. См.: ГАКО. Ф.33. Оп.2. Д.1822. Л.19.