Социальное попечительство в Боровске на ранних стадиях его истории до сих пор не изучалось. Несколько источников дают возможность хотя бы немного осветить тему. В дозорной книге 1621 г, являющейся ранним источником по целому ряду вопросов истории Боровска, записано, что при Успенской церкви на Гноище располагалось 8 келий, в которых жили нищие, и что прежде было 3 кельи при сожженной в 1610 г. Козмодемьянской церкви. Под кельями подразумеваются жилые постройки без усадеб. Писцовая книга 1625 г. добавляет известие об уже не существовавших кельях при Троицкой церкви на левобережье р. Протвы.
Если источники первой четверти XVII в. свидетельствуют об обычае предоставления крова тем, кого называли нищими, при церквах, то из писцовой книги 1685 г. мы узнаем о новой форме помощи, а именно – о богадельне. Приют был построен священником церкви Рождественского монастыря и посадскими людьми в Спасском приходе, подле площади и Калужской дороги. В нём жили 9 человек названные поименно. Других данных о ни нет Попытка установить, нет ли среди о6итателей богадельни горожан оказалась безуспешной.
Интереснейшим документом является отчёт («скаска») рождественского священника боровской «канцелярии свидетельства мужеска полу душ» от 17 декабря 1723 г. Документ не только называет имена, но и возраст, происхождение и состояние здоровья. Всего в 1723 г. в богадельне было 8 человек. Один из них принадлежал к боровскому бесфамильному посадскому роду. Это был Авдей Веденихтов 56 лет страдавший «падучей болезнью» (эпилепсией). В 1709 г. этот человек жил собственным хозяйством в Борисоглебском приходе (быв. Мякишевская слобода). В переписной книге 1719 г. его уже нет. Видимо, в это время он уже находился в богадельне.
Три человека поступили в богадельню из трёх сёл Боровского уезда, двое – из сёл Малоярославецкого уезда и один – из Серпуховского. 16-летний шведский военнопленный, крещённый «во младенчестве» боровском посадским Е. Саниным под именем Ивана Ефимова, жил в городе. Это был самый молодой обитатель богадельни. Остальным было от 35 до 90 лет. Все они были инвалидами, а трое ещё и преклонного возраста (80, 82 года, 90 лет).
Кроме названных посадского и «иноземца», были один пономарь, два «церковника» (младшие служителями и три помещичьих крестьянина. Старейший из жильцов богадельни Иван Сафонов из Радутина Малоярославецкого уезда был отпущен помещицей «для прокормления в мир за старостию и за болезнию» 15 октября 1722 г. По данным на апрель 1726 г. Ивана Сафонова и Ивана Ефимова уже не было в живых. В богадельне оставалось 5 человек. Правда, сюда были «определены» отставной драгун, рейтарский сын и дьячок, которые, однако, оставались на прежнем месте жительства.
Из источников не видно, как в конкретных случаях решалось о помещении того или иного человека, упомянутого в 1723 г., в богадельню. С прошением об этом в 1725 г. обратился нищенствовавший в Боровске отставной солдат 80 лет, которому «идти в услужение» было «не к кому». Любопытна помета на его прошении о том, что неизвестно, как быть с такими людьми. Другая помета сообщает о записи просителя в плательщики подушной подати в Солдатской (прежде Казачьей) слободе.
Как видим, богадельня предназначалась не только для местных жителей. Масштаб социальной помощи был скромным.
Опубликовано: Королёв Г.И. Социальное призрение в Боровске в XVII–первой трети XVIII вв. // «Боровские известия». 2005. 2 декабря. №141–142).