История Боровска > А. Храбров (г. Балабаново). О метле на голове и разбойниках
Известный калужский краеевед В. Пухов разрабатывает разбойничью тему. В заметке «Оптиных монастыря два» («Знамя», №49, 1993 г.) он утверждает, что разбойник Опта, основавший, по преданию, знаменитую Опггину пустынь, – «собирательный фольклорный образ, а не какое-то конкретное лицо», потому как неизвестно, «откуда взялся (?) Опта, когда он скончался, где захоронен», да и «святым обителям не давали имена разбойников». Однако у старцев Оптиной пустыни, знавших ее историю изустно, а не по «удалым и разбойным песням», было на сей счет иное мнение. Они засвидетельствовали его, в буквальном смысле, на каменных скрижалях – на своде пещеры Чертова городища, где, по преданию, было пристанище разбойника Опты, учинили следующую надпись (заранее приношу извинения, если допущу малую неточность в тексте – читал его 40 лет назад, – А.X.): «Сия пещера освящена 1910 года. Сердечно прошу Бога ради никаких шуток не творить, дабы не навлечь на себя гнев Божий». Освящение пещеры было приурочено, по-видимому, к 500-летию монастыря. Возможно, как пишет В. Пухов, историки и краеведы действительно «любят красивые легенды» (ему. виднее), но насельникам святой обители уж совершенно ни к чему было бы приписывать ей разбойничий «собирательный образ множества сказаний, крестьянских и былинных преданий». Не может служить аргументом и отсутствие биографических сведений об Опте: ведь даже о монастыре за две сотни лет (!) его существования (с XV по XVII вв.) не сохранилось документальных данных. Так что не случайно до В. Пухова ни один исследователь не отважился На столь категоричное заявление о мифичности Опты.
Продолжением разбойничьей темы стала и заметка В, Пухова «Откуда есть пошло Балабаново?» («БИ». №29. 1994). Оказывается, в Боровском районе до сих пор живут «легенды и предания о разбойнике Балобане» (возможно, хотя слышать не приходилось; труднее поверить в то, что боровские купцы якобы боялись разбойных нападений возле Балабанова даже в XIX в.). Эти легенды «могли иметь под собою и самую реальную почву», так как в XVI веке здесь жил-был опричник Иван Болобанов (сын боярина Петра Губастого), кличка которого, по мнению В. Пухова, произошла от слова «балобанить» (по Далю – «промышлять воровством, кражей»), И хотя в разбое или краже боярский сын не уличен, результатом «исследования» В. Пухова стала версия о том, что именно от опричника Ивана Болобанова (Балобанова) пошла эта легенда об обобщенном в людском сознании «разбойнике с большой дороги». Смело, не правда ли? Но дальше – еще смелее.
Сей прототип легендарного разбойника в 1560–1570 годы имел со своим родителем «прямое отношение к раздаваемым землям вокруг Боровска в опричнину» (В. Пухов явно приписал Губастовым 5 лет «стажа» на этом поприще, т.к. опричнину Иван Грозный учредил лишь в 1565 году). А из «исторических источников (?) и исследований» В. Пухов узнает, что и «окрестные земли сегодняшнего города Балабанова в 1566 году попадают в руки... опричников», и высказывает еще одну версию: «Вероятнее всего, и сельцо, это гнездо, принадлежащее опричнику, стало в народе именоваться Балобановом (Балабановом), на месте которого теперь вырос и город Балабаново». Но не приводит В, Пухов доказательств, что Балабаново действительно принадлежало опричнику (туманные ссылки на некие «источники», относящиеся лишь к «окрестным землям», не в счет), и, главное, не знает названия селения до того, как его владельцем стал Иван Болобанов (если он был таковым). Без этих сведений версия представляется явно выдуманной. Тем более, что в опубликованной писцовой книге 1584–1586 годов, составленной после смерти Ивана Грозного (1584 г.), на с.113 читаем: «Пахнутьева монастыря... пуст., что была дер. Болобанова», Не сельцо, даже не деревня, а пустошь, принадлежащая монастырю. Увы, никаких зацепок для версии.
Конечно же, В. Пухову известно, что одно из значений слова «балобан» – птица семейства соколиных, поддающаяся дрессировке для охоты на птиц и мелкого зверя, а около Балабанова есть и Соколиная гора, но он умалчивает о бытующей версии «соколиного» происхождения названия города, а читатель, не зная о ней, естественно, поверил «разбойничьей» версии В. Пухова.
Признаюсь, более всего меня изумило сообщение В. Пухова о том, что отличительным знаком опричников якобы была «метла, привязанная к конской голове», которая к тому же «обязывала их мести и сметать все на своем пути»... И в дурном сне не привиделось бы такое! Открыв «Князя Серебряного» А.К. Толстого (Тула, 1985 г.), на стр.15 прочитал: «К седлу его (опричника – А.X.) привязаны были метла и собачья голова».
Не в обиду будь сказано В. Пухову, перечитавшему, по его словам, «многие документы, летописные сведения, научные труды по истории опричнины», А.К. Толстому я больше верю.
Опубликовано: Храбров А. О метле на голове и разбойниках // Боровские изветия. 1994. 16 апреля