В мае-июне 1927 г. в Москве, на улице Тверской проходила «Первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов». Ее организовали энтузиасты межпланетного сектора ассоциации «Изобретатели – изобретателям» (АИИЗ), получившую более широкую известность под наименованием «Ассоциации изобретателей-инвентистов».
Выставка была посвящена двум юбилеям: 10-летию Великой Октябрьской революции и 70-летию Константина Эдуардовича Циолковского.
Более подробнее о этой без сомнения уникальной выставке можно прочитать в статье Владимира Зотова «На пороге звездного века», опубликованной в журнале «Уральский следопыт» №11 за 1977 год (страницы 52–54). Без преувеличения все дальнейшие публикации об этой выставке старательно переписывают эту статью. С ней можно познакомиться в интернете: http://www.testpilot.ru/espace/bibl/ural-sl/1977/na-poroge.html
Среди организаторов выставки был и московский художник Иосиф Павлович Архипов, проводивший в те годы крупнейшие оформительские работы в столице, и которого пригласили оформить выставку.
И.П. Архипов специально ездил в Калугу рисовать Циолковского и привез вылепленный из пластилина скульптурный эскиз.
Почетное место на выставке изобретатели отвели работам Константина Эдуардовича Циолковского и поместили бюст великого ученого работы художника И. П. Архипова.
Справедливости ради, заметим, что это был не единственный, но первый прижизненный бюст ученого.
О самом И.П. Архипове почти ничего не известно. Гипсовый бюст ученого датированный 1927 г. сейчас находится в экспозиции «Космонавтика» Политехнического музея. Авторские копии бюста есть также в экспозиции Мемориального музея космонавтики, музея К.Э.Циолковского на его родине в селе Ижевское Спасского района Рязанской области (копия 1969 г.) и Центрального Дома авиации и космонавтики. Хотя последний бюст не датирован.
Скульптура К.Э. Циолковского подарена Волгоградскому планетарию калужанами в 1962 г.
(Фото А.С. Фолиева. 04.12.2011 г.)
Памятник К.Э. Циолковскому
(Москва, Ленинградский проспект)
Памятник К.Э. Циолковскому находится около одного из примечательных памятников архитектуры XVIII в., Петровского загородного дворца.
Здание построено выдающимся русским зодчим М.Ф. Казаковым.
Еще до недавнего времени в нем находилась Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского.
Парадный двор перед купольным дворцом окаймлен каменной стеной-оградой с шестью зубчатыми башнями.
Памятник-бюст К. Э. Циолковскому, установленный справа от въезда в Петровский загородный дворец, сооружен по проекту скульптора С.Д. Меркурова и архитектора И.А. Француза. Он выполнен из красного полированного гранита.
Открытие состоялось 17 сентября 1957 года.
(Сообщил и сфотографировал А.С. Фолиев. 21.11.2015)
В экспозиции московского Центрального Дома авиации и космонавтики, сразу при входе в зал, посвященный развитию космонавтики, находится гипсовый бюст К.Э. Циолковского. К сожалению, на самом бюсте не даты его создания, и не указан автор. Никаких пояснений о бюсте ученого сотрудники ЦДАК дать не смогли. Мы считаем, что это авторское повторение или же копия бюста 1927 года скульптора И.П. Архипова, подлинник которого находится в Политехническом музее.
(Сообщил Фолиев Ал. Серг. 05.12.2015 г.)
Великие современники
Фолиев А.С.
СЕРГЕЙ КОНЕНКОВ И КОНСТАНТИН ЦИОЛКОВСКИЙ
Часть I
3 октября 1967 года в Калуге торжественно открылся первый в мире музей космической тематики Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.
А в 1968 году его посетил скульптор Сергей Тимофеевич Коненков. До этого он побывал на атомной электростанции в Обнинске.
Скульптору в тот год исполнилось 94 года. Фотографии седовласого старца в Музее космонавтики напечатали не только газеты и журналы, но и они вошли в ряд книг. В московском Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т. Конёнкова», рассказывая об этой поездке, приводят слова самого скульптора:
«В разгар лета я приехал в Калугу. Старинный русский город до краев был наполнен медовым запахом цветущих лип. На одной тихой калужской улице, помнившей Циолковского, мне вспомнились строки из песни про звездолетчиков: «Утверждают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести».
Добрых два дня после того, как я уехал из Калуги, мой пиджак источал медовый запах. Я попробовал представить: мечтатели своего добились – люди, обнимающие прилетевшего с Марса космонавта, обоняют тонкий аромат яблоневого цвета.
Земной поклон мечтателям!
Уметь мечтать – значит уметь смотреть вперед…».
После поездки С.Т. Коненков продолжил работу над портретом К.Э. Циолковского. Скульптор писал: «Уезжая в Калугу, я хорошенько укутал мокрыми тряпками и не пропускающими влагу хлорвиниловыми покрывалами почти законченный в глине бюст К.Э. Циолковского. Эти меры сбережения оказались достаточными, но мысли и впечатления, вызванные встречей с родиной космонавтики, решительно повлияли на первоначальный замысел камерного портрета. Сегодня образ гениального ученого мне видится иным: это титан духа, посвятивший всю свою жизнь разрешению проблемы межпланетных сообщений. «Земля – колыбель цивилизации, но нельзя же вечно находиться в колыбели» – вот его завет людям. Мечта Циолковского устремлена на тысячелетия вперед, к дальним пределам мироздания…»
Обратим внимание на слова «почти законченный в глине бюст К.Э. Циолковского». Значит,работать над портретом ученого он начал еще до поездки в Калугу, до посещения Музея космонавтики. По словам сотрудников Мемориального музея, еще в феврале 1966 года, обрадованный очередной космической новостью С.Т. Коненков писал в газете «Советская Россия»: «Сбылась мечта человечества! Гений советского народа вновь удивил мир, наша «Луна-9» прилунилась. Какое необычайное событие! Слава новому человеку, слава его могуществу!».
Видимо, интерес у скульптора к исследованиям космоса, к жизни и творчеству самого К.Э. Циолковского появился еще в начале 60-х годов.Но это только на первый взгляд. Здесь не все «так просто». Эти два великих наших соотечественника были современниками. Но вряд ли до 1917 года известный и модный скульптор С.Т. Коненков знал о научных поисках и работах провинциального учителя из Калуги. В свою очередь К.Э. Циолковский, возможно, и знал из газет фамилию «русского Родена», но изобразительное искусство, судя по всему, его мало интересовало. К тому же в 1921 году скульптор выехал из Советской России и вернулся в СССР в 1945 году. С другой стороны, в конце 50-х – в начале 60-х годов имя К.Э. Циолковского - великого русского ученого, как основоположника теоретической космонавтики - стало известно, наверное, большинству советских людей. Впрочем, как и имя одного из выдающихся русских и советских скульпторов ХХ столетия С.Т. Коненкова. Достаточно посмотреть на награды и знания художника.
Однако, только с середины 80-х годов, по вполне объяснимым причинам, большинство из нас узнало о К.Э. Циолковском и С.Т. Коненкове и как о своеобразных, хотя и очень разных, философов со своими взглядами на мир в целом, как и по отношению к религии, в частности к православию. На мой взгляд, есть смысл отдельно рассказать на сайте «Старый Боровск» о философских воззрениях как К.Э. Циолковского, так и С.Т. Коненкова. Уже и потому, что философские взгляды этих выдающихся людей, как и много лет назад в основном известны лишь узкому кругу исследователей, искусствоведов и ученых.
Возможно, сейчас особенно важно узнать и другое: узнал ли С.Т. Коненков, восхищаясь гением ученого, о философских взглядах К.Э. Циолковского во время его довольно короткого посещения Калуги и Музея космонавтики? Есть совершенно самобытные и, не побоимся этого слова, удивительные портреты ученого. Но что стоит и стояло за созданием этих портретов, еще предстоит узнать.
(Фото автора. Портреты находятся в московском Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т. Конёнкова»).