Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Боровск сегодня > Школа мастеров. Мероприятия. Новости

        О ШКОЛЕ МАСТЕРОВ:

- Боровчане покорили Рим // БИ. 2018. №47-48. С.6.(Скачать-сохранить)

- ЛУБИНЕЦ Е. Золотые руки // БИ.2018. №31-32. С.9. (Скачать-сохранить)

История

В 1997 г. при районном Доме культуры (зав. отделом культуры Г.И.Федюкова) по инициативе творческого объединения «Жар-птица» (С.И.Гарбузова и Л.А.Ускова) была организована «Школа мастеров».

В 1998 г. «Школу мастеров» возглавила Е.П.Бокова, с 2011 г. О.П. Захарова. В 2010 г. школа переехала в новое здание - купеческий особняк второй половины XIX в.

Данное структурное подразделение включает в себя кружки и студии:

- русская традиционная вышивка - приёмы техники и древние узоры для вышивания традиционных полоденец;

- русская традиционная кукла - история, типология, технологии изготовления русских традиционных и современных кукол;

- бисероплетение - на проволоке, низание бисером картин, икон и предметов обихода;

- лоскутное шитье - изучение древних и современных технологий и приемов лоскутного шитья;

- русский традиционный костюм - история русского костюма, типология, создание макетов костюмов;

- керамика - творческая работа с глиной;

- флористика;

При «Школе мастеров» проводятся мастер-классы:

- русская традиционная тряпичная кукла;

-кукла из природных материалов;

- русский традиционный костюм;

- русские традиционные праздники аграрного календарного цикла;

- глиняные игрушки;

- бисероплетение.

Основные направления работы Центра со взрослыми :

• Обучение русским традиционным ремеслам.

• Подготовка и проведение выставок декоративно-прикладного искусства жителей нашего города и района.

• Проведение мастер-классов для населения района.

• Методическая работа с работниками СДК района.

Сотрудники «Школы мастеров» много и плодотворно работают с людьми пенсионного возраста. Мужчины и женщины, вышедшие на пенсию, «теряют точку опоры» - активная, приносящая удовлетворение работа закончилась, дети выросли и обзавелись своими семьями.

И вот здесь, у нас в «Школе мастеров», открываются «новые» таланты: модельеров, вышивальщиц, искусных лоскутных мастериц, мастеров гобелена и бисероплетения. Пенсионеры начинают новую, творческую жизнь, активно изучают новые технологии, посещают кружки и студии, отправляются в ближние и дальние поездки по городам, где посещают выставки ДПИ. (С.Петербург, Иваново, Владимир, Ярославль, Москва, Калуга, Малоярославец, Обнинск). Достойные произведения декоративно-прикладного творчества наших взрослых учеников мы выставляем в картинной галерее г.Боровска и в выставочном зале «Школы мастеров». Успех окрыляет, и люди понимают, что жизнь прекрасна и все только начинается.


Направления учебно-воспитательной работы с детьми:

•Кружки ДПИ с группами детей ( в рамках программы «Круг ремесел»)

- традиционная кукла,

- русский традиционный костюм,

- бисероплетение,

- вышивка,

- работа с глиной.

•Индивидуальная работа с детьми по проектам.

•Занятия и мастер - классы в школах г. Боровска, в школах и СДК района.

• Русские традиционные праздники аграрного календаря (в рамках программы «Круг ремесел»)

• Детский фольклорный коллектив «Потешки» (в рамках программы «Круг ремесел»)

Детский фольклорный коллектив «Потешки» не только участвует в концертах или творческих фестивалях, но и с радостью помогает нам проводить мероприятия с ветеранами, детьми-инвалидами. Взрослые и маленькие артисты играют, поют песенки - потешки и дружно водят хороводы.

Мы уверены, что приобщение детей с раннего возраста к истокам народной культуры формирует одухотворенную, творческую, гармонично развитую личность.

Мастера-методисты «Школы мастеров» ежегодно принимают участие во всероссийских фестивалях «Лоскутная мозаика России» в г. Владимире, в г. Иваново, в ежегодной областной выставке-фестивале «Родное, близкое, свое», во всероссийском фестивале «Русский костюм на рубеже эпох» в г. Ярославле и т.д.

Боровские мастера участвуют в проектах культурно-образовательного центра "Этномир" - проводят мастер-классы, выставки и праздники.

В Школе Мастеров вас научат шить лоскутные одеяла и текстильные картины, вышивать традиционные полотенца различными старинными видами швов, делать уникальные украшения из бисера, поомогут сшить настоящий русский сарафан, рубаху и кичку, сделать традиционную русскую куклу и куклу-оберег, расскажут о традициях и обычаях славянских земледельцев, научат приёмам работы с глиной.

Мастерская и учебные классы МЦТК и НТ "Школы Мастеров" располагаются в районном Доме культуры, а выставочный зал здании городской усадьбы XIX века в доме купца Шохина

Адрес:

МЦТК и НТ «Школа мастеров». г. Боровск, ул. Ленина, д.15.

Телефон: 4-16-68

Кукла – как много в этом слове для сердца русского сплелось

(БИ. 2012. №101-102. С.6)

Так можно было сказать много веков тому назад, когда кукла сопровождала человека всю его сознательную жизнь. Это был самый распространенный оберег от всех напастей, создаваемый своими руками. В то время люди священно верили в силу своего защитника — куклы, которая возьмет на себя основной удар нечистой силы. Но в начале XX столетия почетаемость куклы, как сказки и рождественской елки, признано предметом мещанского быта и стирается из истории русского народного творчества. В советские времена считалось, что безликость и некоторая условность традиционной куклы не дает всего набора комбинаций в развивающих играх. Поэтому были разработаны куклы нового вида и образца, которые, по мнению экспертов того времени, лучше всего подходили детям.

Уничтожение и возрождение

К началу второй половины двадцатого века традиции наших предков были практически уничтожены. Найти тряпичную куклу было очень не просто даже в музеях. От них избавлялись, в лучшем случае передавая в музей игрушки, а то и попросту выбрасывали или же сжигали. В середине пятидесятых традиционная кукла как артефакт уже не представляла исторической ценности. И все же она как-то дошла до наших дней. Дело в том, что исследователи древних реликвий не раз предпринимали походы, экспедиции в разные уголки Советской России, для изучения обрядов, песен и, конечно же, техники изготовления тряпичных кукол. Многое восстанавливалось по дневникам или по словам старожил деревень. Чтобы отстоять самодельные игрушки среди школьников младших классов на добровольной основе проводилась большая работа. Например, на базе музея кукол была создана экспериментальная группа, работавшая с детьми младшего возраста. К изумлению воспитателей и экспериментаторов дети проявляли искренний интерес к куклам-самоделкам: с радостью приносили с собой лоскутки разных тканей, ленты, тесьму, цветные нитки и обрезки меха, сворачивали тряпичные фигурки. На занятиях увлеченно связывали лоскутки старого маминого платья, а потом с получившейся игрушкой играли с явным удовольствием. Но удачный эксперимент не получил огласки и официального одобрения и опять на целых двадцать лет все заглохло. И спустя годы не сразу, а постепенно, ценой трудов многих музейных исследователей самодельная кукла появится в детских садах, и на уроках трудоведения. В 90-е годы прошлого столетия практический интерес к изучению куклы стал проявляться с большей активностью и стремительно распространяется по городам разных областей и регионов. Так началось возрождение, казалось утерянной русской народной традиции.

Современное состояние

Исконно русских кукол, которых плели наши предки, сохранилось очень мало, потому как материал, из которого они изготовлялись - дерево, ткань, солома, недолговечен. Но восстановить древний фольклор все же можно благодаря сохраненным куклам и литературным источникам тех лет.

В Боровске постоянным поиском утерянного сокровища - русского фольклорного искусства занимается методист по русской традиционной культуре Татьяна Климкина (Смотри раздел Климкина Татьяна Ивановна). И, если говорить откровенно, то восстановлено пускай не все, но основа уже исследована. Примером тому служит «круг жизни» наших предков, которые считали, что человек живет семь жизней, на каждую из которых крутились свои игровые, обрядовые или обережные куклы. И Татьяна Ивановна с детьми и взрослыми проводит мастер-классы по их изготовлению.

Кроме того, с подростками проводятся вечера фольклорного искусства, ребята участвуют в воссоздании традиционных русских обрядов. Например, на календарные праздники (колядки, масленичные, троицко-семицкие, купальские, жнивные) разучивают ритуальные песни тех лет. Интересно? Очень. Ведь дети приобщаются к нашим исконным традициям, и тем самым идет распространение ранее утраченных знаний.

КЛИМКИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

В настоящее время ощущается острая необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности: уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, целомудрие, милосердие.


Мы живем в сложное интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переосмысливаем. И, в первую очередь, это относится к прошлому нашего народа, о котором мы еще очень мало знаем. Для решения этих высоких задач в МУК « Дом культуры» г. Боровска было создано объединение творческих людей, мастеров русских традиционных ремесел. Сегодня это Центр традиционной культуры «Школа мастеров».


В Доме культуры для «Школы мастеров» выделено помещение - мастерская, а в старинном купеческом доме – выставочный зал. Здесь выставляются лучшие работы мастеров: яркие лоскутные одеяла, русские традиционные женские праздничные костюмы, предметы быта из глины, бересты, лозы, дерева. Здесь демонстрируются текстильные панно – рукотворные картины из тканей, работы наших мастериц, русские традиционные тряпичные куклы и куклы из природных материалов. Здесь же мы проводим занятия, семинары, мастер-классы с детьми, взрослыми и с гостями нашего города.


Большое место на наших занятиях уделено изучению русского женского праздничного костюма. В процессе занятий у детей складывается представление не только о костюме с сарафаном или костюме с поневой, но и о том, что это не просто одежда, а образная модель мира.. Названия традиционных женских головных уборов говорят о древности: «рогатая» кичка, «сорока» с «хвостом» и «крыльями», «кокошник» ( др.слав. «кокошь» - пара- петух и курица).


Внимательно рассматривая и повторяя вышитые орнаменты на рукавах, оплечье, подоле старинных рубах и женских передников, мы осознаем, что эти орнаменты тесно связаны с магией плодородия земли и с охранительной, обережной символикой русского костюма.

Работы Т.И. Климкиной




Полная зависимость от природы заставляла земледельца тщательно изучать окружающий мир, примечать подробности, закономерности и связь одних явлений с другими. Веками собираемый опыт и наблюдения, сложились в русский земледельческий календарь.

Даже праздники были подчинены этому календарю. Мы проводим русские традиционные праздники для детей, согласно этому аграрному календарю.

Весна - « Закликание Весны (птиц»)- поем песни, закликаем Весну и птиц. Учимся делать из теста традиционное печенье «жаворонки», водим хороводы, угощаемся настоящими печеньями «жаворонки», играем в русские игры.

Лето – «Зеленые Святки»- праздник русской березки. Плетем венки, водим хороводы,гадаем, поем русские песни, играем в русские игры.

Осень – «Три Спаса»- праздник урожая. Пробуем хлеб нового урожая, ягоды и фрукты. Играем, водим хороводы, поем русские песни.

- « Посиделки у Параскевы» праздник рукодельниц и творческих людей. Знакомимся с традиционными русскими ремеслами, проводим мастер-классы по ДПИ, водим хороводы.

Зима – «Крещенские посиделки» это девичья вечеринка с гаданием, чаепитием и хороводами.

-«Масленица» это блины, игры, хороводы, катание с гор. Это мороз и солнце!

Цели и задачи программы «Круг ремесел»:

• Обучение основным приемам русских традиционных ремесел.

• Изучение русского традиционного костюма.

• Формирование интереса подростков к традициям, обычаям и обрядам русской культуры, воспитание чувства причастности к истории родного края и России.

• Развитие у детей чувства патриотизма и гордости за наш великий народ.

• Развитие подростков, как творчески активных личностей.

• Повышение уровня занятости детей в свободное время.

Основные приемы работы с детьми

-теоретические, лекционные занятия в выставочном зале;

-посещение выставок ДПИ в картинной галерее ,

-занятия с мастерами народных ремесел г. Боровска ;

-проектно-исследовательские работы;

-игровые занятия;

-занятие – творческая мастерская,

-проведение цикла русских праздников:

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014