Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Боровск сегодня > АВТОРЫ ВЫСТАВОК

        
КОНДРАТЮК Евгений Тимофеевич

Сделанное с душой не оставит равнодушным никого, а тем более, если душа у человека такая, как у Евгения Тимофеевича Кондратюка. Впервые увидев этого человека, понимаешь, что он прост и понятен, как все родное, знакомое, деревенское, и сразу проникаешься к нему доверием, и получаешь от него тепло, как от всего близкого. Но замечали ли вы, что иногда бывает так: вроде бы ничего особенного не представляет собой растение, а придет время – и расцветет оно так, что и не подозревал, и думать не смел, что такая красота возможна на столь простом и обыкновенном стебле.

Кондратюк Е.Т. (слева) и Миронов В.С. (справа).

На открытие выставки. 11 ноября 2018 г.

Евгений Тимофеевич только поначалу кажется своим «рубахой парнем», открытым и радушным. Нет, он таков и есть, с тонкой красивой душой и умением радоваться жизни, но когда начинаешь узнавать его ближе, вот тогда незаметно, постепенно, просто, но основательно, как и сам Евгений Тимофеевич, доходит мысль обо всей величине и глубине этого человека. Уместить в себе огромный талант мастера­ краснодеревщика, охотника, рыбака, хозяина с золотыми руками, начитанность, трудолюбие с простотой и огромной щедростью души – не волшебство ли это? Возможно, именно поэтому его часто и называют «кудесником», «волшебником». Да и как не удивляться? Портрет близкого человека или кинозвезды, поэта или политического деятеля в исполнении Е.Т. Кондратюка всегда узнаваем – все равны перед ним: он точно подметит характерные особенности человека и… «нарисует» их деревом. Как? Да очень просто. Вернее, для нас, зрителей, просто, но ведь мастерство как раз и заключается в том, чтобы виртуозное, сложное, требующее максимальной сосредоточенности и большого труда, казалось для стороннего наблюдателя простым и легким. Безусловно, работа мастера маркетри, а именно в такой технике работает Евгений Тимофеевич, сложна. Но давайте обо всем по порядку.

Когда новичок впервые слышит это слово, он задает вопрос: «Маркетри – что это такое?» Термин marqueterie пришел к нам из французского языка и в переводе значит «мозаика». Принцип такой техники, которая имеет многовековую биографию, состоит в следующем: тонкие пластинки ценных пород дерева собираются в отдельный рисунок и наклеиваются на основу. Это своего рода интарсия. Основой может быть самая простая древесина. В работе используются пластинки, так называемый шпон (в переводе с немецкого означает «щепа»), толщиной не более 3 мм, разнообразные по цвету и фактуре. Из них и создают мозаичные картины необычайной красоты, а еще маркетри декорируют мебель, стены, полы, потолки. Безусловно, технике маркетри надо учиться долго, а потом еще набираться опыта, ошибаясь, переделывая по много раз свою работу. Даже если взять только некоторые, чисто технические моменты работы в маркетри, то мало не покажется. Например, при выборе шпона следует помнить, что его окраска меняется после шлифовки и обработки лаком. Знание законов сочетаемости цветов (как и у художника, только цвета натуральные, цвета дерева) позволит создать контраст, объем. Оказывается, один и тот же рисунок будет смотреться поразному, если использовать шпон разной фактуры и расцветки. И конечно, надо знать породы деревьев и их характер, чтобы все получилось, как задумано. Вот здесь возникает еще одна задача, уже не техническая, а душевная. Передать зрителю то, что сам чувствуешь в данный момент. Как это происходит? Наверное, это то же самое, что спросить, как композитор сочиняет музыку, а поэт – стихи, или чем руководствуется художник, когда выбирает тот или иной инструмент и цвет. Это работа души и мысли, и они не поддаются четко научному описанию и объяснению. Это называется «творить».

Сам Евгений Тимофеевич категорически против того, чтобы его называли художником: «Какой я художник? – Я ремесленник». Но ведь художник в широком смысле этого слова – это тот, кто достиг высокого совершенства в какой­либо работе, кто проявил большой вкус и мастерство в чём­либо (художник слова, например). Евгений Тимофеевич, бесспорно, художник уже потому, что его работы никого не могут оставить равнодушными. Каждая его работа – его дитя. Он не любит их продавать. Он дарит. Дарит друзьям, родным, просто людям, которые почувствовали энергетику его работ, а еще тем, кто испытывает неподдельные чувства к своей родине, к месту, где родился, где живешь – а это ему сразу видно. Искренний и открытый, Евгений Тимофеевич чувствует это в людях очень остро. А еще, общаясь с ним, люди сами становятся светлее и естественнее. Возможно поэтому именно дерево, как олицетворение природы и народных корней, стало материалом для «поделок» (как сам их называет мастер) Евгения Тимофеевича.

Родился Евгений Тимофеевич Кондратюк в 1943 году в деревне Солопихино Юхновского района в семье колхозников. Наверное, именно тогда проявился у деревенского мальчишки интерес к дереву – отец работал лесником, да и мастером был отменным: и сани мог сам смастерить, и телегу. Потом с деревом была связана его первая специальность, которую он получил в строительном училище № 1 г. Калуги. А после армии устроился на деревообрабатывающий комбинат в Москве. Производство было не совсем обычным – на нем выполняли особые заказы по изготовлению уникальных деревянных украшений из ценных пород деревьев для музеев, гостиниц, дворцов, в том числе и для Третьяковской галереи, Кремля, Мавзолея. Такой опыт оказался бесценным. 40 лет отдал Евгений Тимофеевич работе на комбинате № 9 в Москве. За это время заслужил множество наград и высокое звание Лауреата Государственной премии СССР. Совершенствуя свое мастерство и мастерство своей бригады при выполнении такого рода спецзаданий, Евгений Тимофеевич постепенно увлекался изготовлением панно из шпона разных пород. Сложная и кропотливая работа в технике маркетри не сразу удавалась, как задумывалась, но не отпускала ни на миг. И скоро мастеру стали доступны не только простейшие натюрморты, но и пейзажи, портреты. А одной из любимейших тем его творчества стали лошади. Они, кормилицы, великие трудяги (труженики) и верные друзья людей, покорили деревянных дел мастера своей красотой, грациозностью, умом. Передать все это с помощью тонких пластин разных пород дерева, согласитесь, непросто – не всем это удается сделать даже в карандаше – а у него лошади переживают, радуются, как люди. Об этом свидетельствует цикл «Карюха», созданный по повести Михаила Алексеева, повествующий о непростой судьбе крестьяноской семьи и лошади, которая, несмотря на свой строптивый и неуживчивый характер, стала полноценным ее членом и ее кормилицей.

Есть в коллекции работ Евгения Тимофеевича и копии известных живописных полотен и сцены из жизни охотников, ведь мастер еще и заядлый охотник (Почетный член Российского и Московского обществ охотников), необычный охотник, целью которого становится не столько добыча, сколько новые места, единение с природой, новые впечатления, запахи, звуки. Использует Кондратюк в своих картинах и сюжеты современных художников: пейзажи А. Ненштиля, Н. Сафронова и А Катаргина, охотничьи зарисовки В. Горбатова.

Отдельное место в творчестве Е.Т. Кондратюка занимают изображения храмов и незатейливые деревенские пейзажи, к которым он питает самые теплые чувства и говорить о которых без волнения не может.

В своей работе мастер использует более 30 пород деревьев, несколько приемов обжига, травления, отбеливания, возможно, поэтому картины получаются живые, со своим светом, объемом, фактурой. Очень длительный кропотливый труд всегда сполна вознаграждается зрителем – он восхищен и умением исполнителя, и его творческим подходом к изображаемому.

Отрадно и то, что Евгений Тимофеевич щедро делится своим видением мира, своим настроением. Его работы совершают путешествия от одного выставочного зала к другому, практически не останавливаясь, и везде реакция зрителя одна – неподдельное восхищение. Недавно Евгений Тимофеевич сделал большой подарок музейно­-выставочному центру Боровска – передал в фонды музея цикл своих работ: портреты знаменитых артистов, поэтов, писателей, наших с вами современников.

О. Коваль

Евгений Кондратюк. Иллюстрация, пейзаж натюрморт портрет в технике маркетри. Боровск, 2018. (Смотреть-скачать)

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014