История имеет свои вехи. Они в первую очередь связаны с личностями, которые в национальном сознании становятся символами. Такие параллели вспоминаются сразу: крещение Руси — князь Владимир, Невская битва — князь Александр Невский, Куликово поле — Дмитрий Донской. Когда начинаем говорить о расколе русской церкви в середине XVII в., приведшем к тяжёлым последствиям для русского народа, то перед нами встают образы патриарха Никона, крушащего своей властью Святую Русь, и борца за сохранение веры своих отцов протопопа Аввакума. Но над всеми ними высится в нашем сознании светлый образ женщины, которая своей кротостью, во имя права на свободу совести, во имя спасения души и любви к Богу, отказалась от всех земных благ, богатств, знатной родни.
Боровск расположен к юго-западу от Москвы, в стороне от железной дороги. Возможно, это обстоятельство позволило городу сохранить его неповторимый облик. Миновав древний монастырь, основанный преподобным Пафнутием в 1444 г., выезжаем к церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы, стоящей на окраине села Роща, на высоком месте. Отсюда открывается незабываемый вид на Боровск, живописно раскинувшийся на холмах и в низинах. И поныне особенностью боровского пейзажа являются православные храмы.
Старообрядчество в Боровске имеет давнюю историю. Уже в ХVII в. с Боровском тесно переплелась судьба многих борцов за старую веру: здесь в заточении ожидал суда протопоп Аввакум, здесь терпели лишения и мученически скончались в земляной яме боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова. Прошло более трёх столетий, но трагическая судьба подвижников, пострадавших за веру, и сейчас вызывает уважение и сострадание.
1697 г. март 6-7. Известие о учинении смертной казни окольничему Соковнину, думному дворянину Цыклеру, стольнику Пушкину, стрельцам Филипову и Рожину, да донскому казаку Петру Лукьянову за умысл их против жизни Петра I // РГАДА. Ф.146. Розыскные дела. Оп.1. Д.18.