Старообрядчество > Осипов В.И. Боровские старообрядцы и местные святые и чудотворные иконы
Церковная реформа XVII в., лишившая староверов их храмов, лишила их и возможности поклоняться особо чтимым иконам находившимся в них. Вопрос о почитании святых и чудотворных икон, находящихся в «никонианских» храмах боровскими старообрядцами воспринимался всегда однозначно – им надо поклоняться. До 1917 г. этот вопрос на официальном уровне был бесмысленен. Синодальная церковь для привлечения в своё лоно старообрядцев не препятствовало им заходить в свои храмы. Но это было неприемлемо для самих старообрядцев, которые считали «никониан» еретиками. Это можно было сделать только во время крестного хода, когда чудотворную икону выносили на поклонение.
В Боровске к 1917 г. ежегодно совершалось несколько крестных ходов. В «Памятной книжке Калужской губернии» на 1916 г. говорится:
«1 мая совершается крестный ход из всех городских церквей в Боровский Пафнутиев монастырь. Установлен этот ход с Высочайшего соизволения в 1828 г., по ходатайству монастыря и жителей города, в память преставления преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца.
18 июля, т.е. в день празднования иконы Пресвятыя Богородицы Боголюбская, крестный ход совершается из соборного храма в слободу Солдатскую, в память избавления жителей в 1771 г. от моровой язвы.
2 августа бывает крестный ход из городских церквей на Кудиново для встречи чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери, приносимой к этому дню из с. Юрьевского Боровского уезда.
12 августа крестный ход вокруг города с иконою Боголюбской Божией Матери.
14 августа крестный ход на Кудиново для сопровождения чудотворной иконы обратно в село Юрьевское» (1).
Боровчане-старообрядцы всегда почитали память преподобного Пафнутия. В каждом доме находилась икона этого святого (2). Так, когда разбирали древнюю церковь прп. Пафнутия в Пафнутьев-Боровском монастыре, боровские старообрядцы выкупили фрески с ликом святого со стен этого храма.
Крестный ход на день памяти преподобного Пафнутия из часовни с. Кудиново в Пафнутьев монастырь официально был установлен в 1828 г. История (становления) крестного хода следующая (3).
В декабре 1827 г. несколько дворян Боровского уезда (М.И. Навашин, М.Я .Сенявина, И.Г. Куртеев) подали прошение на имя епископа Калужского и Боровского Григория с просьбой разрешить крестный ход 1 мая от Благовещенского собора до Пафнутьева монастыря (4).
Это прошение не возымело действия, так как исходило только от дворян, а не от органов городского управления и жителей. Оказалась необходима поддержка городской думы. Во второй половине XVIII–начале XX вв. в городское управление избирались боровчане из купеческого и мещанского сословия, состоявшее преимущественно из старообрядцев. Ясно понимая, что они, старообрядцы, не будут принимать участия в этом крестном ходе, а будут совершать службы преподобному Пафнутию в своих моленных, руководство городской думы вынуждено было подать прошение о разрешение крестного хода. 2 марта 1828 г. оно было подано за подписями городского головы Петра Васильевича Большакова, бургомистров А. Молчанова, Ф.М. Томилина и боровских купцов Тихона Федоровича Щукина, Дмитрия Михайловича Второва, Василия Санина (все фамилии боровских старообрядцев) (5). Позже, 19 июля 1828 г., архимандрит Пафнутьева монастыря Венедикт подал рапорт на имя епископа Калужского и Боровского Григория с просьбой разрешить крестный ход 1 мая.
Эта просьба была поддержана епископом Григорием (6), и на основании обращения горожан обратился в Синод, откуда 11 сентября 1828 г. последовал указ о разрешении совершать крестный ход 1 мая в память преподобного Пафнутия от Благовещенского собора до монастыря. Этот указ был продублирован 28 сентября Калужской духовной консисторией:
«Указ Его Императорскаго величества Самодержца Всероссийскаго, из Калужской Духовной Консистории, оной присутствующему Калужской семинарии ректору Боровского Пафнутиева монастыря отцу архимандриту Венедикту.
…Учреждение крестного хода в Боровский Пафнутиев монастырь в 1-е число маия из тамошнего Благовещенского собора пред литургиею, а по окончании оной и молебствия обратно Святейший Синод благословляет» (7).
В начале 1920-х годов крестный ход был прекращён и возобновился только 14 мая 1993 г. (8).
Из истории взаимоотношений боровских старообрядцев с официальной церковью известны 2 эпизода, когда чудотворные иконы никониан были в Боровске – это ежегодная встреча иконы Боголюбской Божией Матери и иконы Калужской Божией Матери в 1899 г.
Крестный ход с иконой Калужской Божьей Матери в Боровске был совершён боровскими и калужскими миссионерами в 1899 г. Икона Калужской Божией Матери стала почитаться калужанами с 1771 г. (9).
Инициатором крестного хода с иконой Калужской Божией Матери в Боровске стал миссионер священник М. Извеков. Более 9 лет он был миссионером в Боровске и вёл собеседования с боровскими старообрядцами. Он знал убеждённость боровских старообрядцев в что «со времени патриарха Никона в Греко-Российской церкви не может быть ни новоявленных святых мощей угодников Божиих, ни явленных и чудотворных икон» (10). И вот 10 сентября 1899 г. икона Калужской Божией Матери была привезена в Боровск (11). По окончании крестного хода священник в восторженных тонах рапортовал: «При одном известии о прибытии Калужской иконы Божией Матери весь город Боровск встрепенулся. Люди всех званий и состояний соединились в достойной встрече святыни. Когда же наступило время этой встречи, то к православным примкнули раскольники, которые за трехдневное пребывание святой иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме» (12).
Икону несли крестным ходом от Балабанова до Пафнутьева монастыря, где состоялся молебен. По наблюдению М. Извекова, среди собравшихся на молебен было много старообрядцев (13). Большое удивление у священника вызвало то, что по просьбе Боровской городской думы, «состоящей из раскольников-старообрядцев», был совершён молебен на городской площади (14). Но главным своим успехом священник М. Извеков считал пожелание одного из боровским-старообрядцев «принять в свой дом святую икону» и «отслужить пред нею молебен. Когда я пришел к нему со святой иконой в дом, то там было собрано множество раскольников, которые с особым усердием молились и прикладывались ко святой иконе… В таком раскольническом городе, как Боровск, подобный факт представляет целое событие; по крайней мере, произошло это так неожиданно и необыкновенно, что произвело сильное впечатление…» (15).
Однако «сильное впечатление» это произвело только на самого миссионера о. М. Извекова и сохранилось в его рапорте-отчёте Калужской духовной консистории. Из памяти же старообрядцев это событие изгладилось довольно быстро.
Пребывание иконы Калужской Божией Матери в Боровск было единственный раз.
Боровчане особенно почитали икону Боголюбской Божией Матери из с. Юрьевского, которая находилась в этом селе с 1838 г. (16). По преданию, список с иконы Боголюбской Божией Матери был подарен Пётром I за службу стольнику Борису Мироновичу Батурину, который просил благословить его образом из придворного храма (17).
Как уже отмечалось выше, икона Боголюбская приносилась в Боровск несколько раз: 18 июля в день её празднования был крестный ход из Благовещенского собора в слободу Солдатскую, 2 августа её приносили из с. Юрьевского в город, и в течение 12 дней она была в храмах г. Боровска и Пафнутьевом монастыре. 12 августа был крестный ход вокруг города с иконою Боголюбской Божией Матери, а 14 августа крестный ход на Кудиново для сопровождения иконы обратно в с. Юрьевское (18).
Когда у боровчан сложилась традиция совершать крестный ход с иконой 18 июня и 12 августа? В «Справочной книжке Калужской губернии на 1871 .» (19) зафиксировано:
«В Боровске:
Июня 18, в день празднования Боголюбской Божией Матери совершается крестный ход из одного только собора в так называемую Слободу и среди улицы совершается общественное молебствие с коленопреклонением пред чудотворною иконою Боголюбской Божией Матери. Ход этот учреждён в воспоминание избавления жителей города Боровска от морового поветрия 1771 г. заступлением Богоматери.
Августа 12-го дня 1848 г., во время свирепствовавшей холеры, жители Боровска поднимали чудотворную икону Боголюбской Божией Матери из с. Юрьевского, отстоящего от Боровска на 25 вёрст, с которою, при крестном ходе, из всех церквей, обошли вокруг города, от чего эпидемия совершенно прекратилась. Об установлении в память этого события ежегодного крестного хода вокруг Боровска в 12 день августа испрашивается разрешение через Святейший Синод» (20). Эта церковная традиция закрепилась во второй половине XIX в и продолжалась в первые десятилетия ХХ в.
После 1917 г. и социальных потрясений, когда официальная церковь была отделена от государства, стало возможным пойти на уступки старообрядцам. Сохранились документы в Государственном архиве Калужской области, в которых ведутся переговоры между РПЦ и боровскими старообрядцами о приёме в их храмах чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери (21).
В середине мая 1919 г. уполномоченными боровских старообрядцев: 1-й Покровской (Ив. Калашников), Всехсвятской (П. Санин), 2-й Покровской (П. Головтеев) и московской Николо-Рогожской общины (Ив. Полежаев) было направлено письмо протоиерею Благовещенского собора о. Иоанну с просьбой ходатайствовать перед вышестоящими церковными чинами принимать икону Боголюбской Божией Матери в своих храмах (22). «Икона Боголюбской Божией Матери, приносимая ежегодно в город Боровск из села Юрьевского, с давних времён особенно почитается старообрядцами. Массы старообрядческого населения всегда участвуют при встрече и провожании Боголюбимой, с усердием выходя далеко за город, невзирая ни на какую погоду, а во время пребывания в городских приходских храмах, многие старообрядцы ищут случая помолиться и приложиться к Святой иконе – и не все имеют возможность по своей совести получить это духовное удовлетворение». Поэтому они просят разрешить им «во время пребывания Боголюбимой в Боровске, в августе месяце, по окончании обхода церквей и крестного хода по городу… продолжить срок пребывания иконы в городе на 4 дня».
16/28 мая 1919 г. протоиерей Благовещенского собора о. Иоанн Жаров пригласил настоятелей, церковных старост, членов приходских советов церквей г. Боровска. На этом собрании была выслушана просьба старообрядцев и вынесено решение «приветствовать желание старообрядцев помолиться одновременно с православными» и просить епископа Феофана ходатайствовать перед Патриархом Тихоном и Святейшим Синодом о разрешении изменения срока приноса иконы Боголюбской Божией Матери на 2 дня ранее обыкновенного (обыкновенно приносится 2 августа) и принятия иконы старообрядцами. Для выработки программы встречи и проводов иконы решено было образовать комиссию совместно со старообрядцами.
19 мая к 5 часам пополудни о. Иоанном были приглашены все заинтересованные стороны в собор. На этом собрании выяснилось, что старообрядцы желают лишь воспользоваться принятием в свои храмы святой иконы для совершения пред нею богослужения, но участвовать в крестных ходах при встрече святой иконы 31 июля, в крестном ходе 12 августа вокруг города и проводах святой иконы 14 августа в с. Юрьевское, со своими иконами и духовенством они не могут. Молитвенное же общение их с православным населением города выражалось лишь в том, что они ежегодно около 50 лет вместе с православным населением города выходят далеко за город на место встречи иконы (на Кудиново).
Приём иконы Боголюбской Божьей Матери в свои храмы староверы предлагали совершать так: 9 августа они приходят к боровской единоверческой церкви со своим духовенством и крестным ходом. Отсюда берут икону и несут в сопровождении только своего духовенства и крестного хода в свой храм, а 11 августа таким же образом к 6 часам пополудни приносят в православный собор икону ко всенощному бдению.
Таким образом, крестные ходы в г. Боровске остаются в прежнем виде: одно православное духовенство встречает икону 31 июля, 12 августа совершает крестный ход вокруг города и 14 августа провожает её обратно в с. Юрьевское.
После такого предложения старообрядцев в о. Иоанне заговорил миссионер: а будет ли от «такого нововведения в г. Боровске существенная польза церкви православной, послужит ли это поводом к сближению старообрядцев с церковью православною, утверждать не решаюсь» (23).
29 мая в 5 часов собрались повторно священники, старосты по письму старообрядцев. Было решено разрешить старообрядцам молиться, но изменить срок приноса иконы в их храмы не на 4 дня, а на 2 дня, и носить её по плану:
31 июля ст. ст. приносят из Кудинова к 12 часам в Боровск
1 августа – икона в Соборе
2 августа – в Успенской церкви
3 августа – в Рождественской церкви
4 августа – в Крестовоздвиженской церкви
5 августа – в церкви Спаса-на-Взгорья
6 августа – в с. Красном
7 августа – в церкви Спаса-Преображения (на площади)
8 августа – в Троицкой церкви
9 августа – в Борисоглебской и единоверческой
10–11 августа – у старообрядцев до всенощной
12 августа — из собора крестный ход вокруг города
13 августа – Пафнутьев монастырь до всенощной
14 августа – из собора в с. Юрьевское.
После собрания о. Иоанн Жаров рапортовал Феофану, епископу Калужскому и Боровскому о том, что боровские старообрядцы обратились к нему с письменною просьбой разрешить им принимать икону Боголюбской Божией Матери в своих храмах.
Просьба была удовлетворена. 17/30 июня 1919 г. епископ Феофан рапортует патриарху Тихону, который своим указом разрешает принимать старообрядцам икону:
22 июля 1919 г........................................№ 3511 1919 г. июля 9 дня
Вх. № 4307/1352.................................В Епархиальный Совет Ф.Е.К. и Б.
Указ.
Преосвященному Феофану, епископу Калужскому и Боровскому.
Святейший патриарх и Святейший Синод слушали: рапорт Вашего Преосвященства. От 17 (30) июня 1919 г. за № 2986 с ходатайством о разрешении боровским старообрядцам принимать находящуюся в церкви с. Юрьевскаго Боровского уезда Боголюбскую икону Божией Матери в свои старообрядческие храмы, ввиду чего, в изменение утвержденного Святейшим Синодом расписания пребывания названной иконы в г. Боровске, назначить новый срок пребывания ее там: с 31 июля по 14 августа.
Постановлено: Предоставить Вашему Преосвященству разрешить боровским старообрядцам принять в свои приходские храмы находящуюся в церкви с. Юрьевского Боровского уезда икону Божией Матери, назначить срок пребывания ее в г. Боровске с 31 июля по 14 августа, о чем и послать Вашему Преосвященству указ июля 3/16 дня 1919 г. №2197. Подлинный подписали: Член Святейшаго Синода Архиепископ Никандр и делопроизводитель (подпись неразборчива).
С подлинным верно: Исполнено июля 24/11 дня 1919 г.
Указ протоиерею Иоанну Жарову № 3459» (24).
Состоялся ли этот крестный ход и смогли ли боровские старообрядцы принять в своих храмах икону Боголюбской Божией Матери, установить не удалось. Во-первых, это связано с государственной политикой, которая проводилась в отношении верующих. Идёт Гражданская война, и в каждом крестном ходе новая власть видит демонстрацию против её политики. Об этом не упоминает и о. Иоанн Жаров в «Церковной летописи Благовещенского собора» за 1919 г. Современные прихожане Боровской старообрядческой общины Введения во храм пресвятой Богородицы, которые родились в 1930-х годах вспоминают, что их родители и старшие родственники ходили крестным ходам на Кудиново, чтобы встречать икону Боголюбской Божией Матери из с. Юрьевского. По их рассказам трудно определить, когда это происходило – до 1919 г. или же ещё крестные хода были и после 1919 г.
В 1930-е годы храм в с. Юрьевском был закрыт, а икона Боголюбской Божией Матери передана в храм д. Карижа под Малоярославцем, где она хранится в настоящее время (25). Боровские старообрядцы на протяжении всего ХХ в. ежегодно отмечали праздник 1 июля (18 июня) иконы Боголюбской Б.М., а в начале 2000-х годов совершили паломническую поездку в д. Карижу.
Храм Покрова д. Карижа Малоярославецкий район.
Фото 02.07.2011 г. (Слева чудотворная икона
Боголюбской Божией Матери)
Примечания
1. Памятная книжка и адрес-календарь Калужской губернии на 1916 г. Калуга, 1916. С.ХХ.
2. Осипов В.И. Взаимоотношения боровских старообрядцев с Пафнутьев-Боровским монастырём во второй половине 50-х гг. XIX в. // Обнинский краеведческий сборник. Обнинск, 1996. С.78–82; он же. Отношение крестьян-старообрядцев к официальным православным монастырям: Вторая половина XIX–начало ХХ вв. (На примере Калужской губернии) // Старообрядчество: история, культура, современность: Тезисы. М., 1996. С.106–108.
3. Учреждении крестного хода 1 мая в память прп. Пафнутия от Благовещенского собора в г. Боровске до Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря // РГАДА. Ф.1198. Оп.2. Д.4634. 13 л.
4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.1198. Оп.2. Д.4634. Л.4–4об.
5. Там же. Д.4634. Л.5.
6. Епископ Григорий был на Калужской кафедре с 4 января 1826 г. по 1828 г. С первых дней пребывания на калужской кафедре он начал обличать «раскольников». Сразу перед ним встали 2 задачи в этом направлении: обращение старообрядцев в лоно официальной церкви и – недопущение перехода в старообрядчество из неё. Поэтому он видел в разрешении такого крестного хода достаточно сильное влияние официальной церкви на боровских старообрядцев. См.: Соколов Д.Д. Высокопреосвященнейший Григорий, митрополит Санкт-Петербургский, как деятель против раскола // Калужская старина.. Т.1. Кн.1. Калуга, 1901. С.1–22; Кн.2. С.23–72; Кн.3. С.73–99.
7. РГАДА. Ф.1198. Оп.2. Д.4634. Л.2.
8. Осипов В.И. Из истории крестного хода в день памяти преподобного Пафнутия // Вестник фонда «Боровск – историческое наследие». №2. 1999. Май. С.3–4; он же. Крестный ход в день преподобного Пафнутия // Боровские известия. 2002. №52–53.
9. Икона Богоматери Калужская явилась в 1748 г. в с. Тинькове Калужской губ. в доме помещика Василия Хитрово. Калужская Божия Матерь стала почитаться калужанами с 1771 г.. когда моровая язва опустошала окрестности города и никакие меры не могли приостановить эпидемию. Тогда из с. Тинькова в город была принесена чудотворная икона Богородицы. Три дня обносили калужане икону с молитвой вокруг города, и язва отступила. В память об этом событии был установлен день празднования иконы 2 сентября. После окончания войны 1812 г. Синод благословил в память об освобождении Калужской губернии и города от французов установить празднование Калужской иконе Божией Матери 12 октября с крестным ходом вокруг Калуги. С 1918 г. Калужская чудотворная икона Богородицы находилась в Калужском областном краеведческом музее. В послевоенные годы Калужская икона Пресвятой Богородицы была возвращена РПЦ и ныне находится в Калужском Свято-Георгиевском кафедральном соборе.
11. Извеков М. Рапорт священника о воздействии иконы Калужской Божьей матери на боровских раскольников // КЕВ. 1899. №20*; Он же. Новое чудо милости чудотворной иконы Калужской Божьей Матери (О принятии ее боровскими старообрядцами) // КЕВ. 1900. №1; Казанский В. По поводу пребывания в Боровске иконы Калужской Божьей Матери // КЕВ. 1900. №4.
12. КЕВ. 1900. №1. Неоф. С.3.
13. Там же. 1899. №20. Офиц. С.269.
14. КЕВ. 1900. №1. Неоф. С.3
15. КЕВ. 1899. №20. Офиц. С.271.
16. По преданию, в 1155 г., во время перенесения будущей Владимирской иконы во Владимиро-Суздальские земли из Вышгорода, князю в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы Андрею Боголюбскому (ныне Боголюбово) был основан монастырь и князь повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ, затем был поставлен в Боголюбове вместе с самой Владимирской иконой в Боголюбовском замке. Празднование иконе установлено 18 июня по ст.ст. Боголюбская икона, считающаяся чудотворной, множество раз становилась образцом для создания списков. Наиболее почитаемы списки: Боголюбская-Владимирская, Боголюбская-Московская, Боголюбская-Зимаровская, Боголюбская-Угличская и др. Установление общерусского почитания Боголюбской Б.М.. приходится на последнюю треть XVII в. Считается, что в 1672 г. крещение царевича Петра Алексеевича было специально приурочено ко дню памяти апостолов Петра и Павла, в канун праздника которых был убит кн. Андрей Боголюбский. Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», в 1681 г. обитель посетил царь Феодор Алексеевич, приложивший к иконе свой наперсный крест. В 1682 г. до дня празднования иконы Боголюбской Б.М. были отложены похороны И. и А. Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684–1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь иконы Боголюбской Б.М. (вероятно, первый храм с таким посвящением); в 1690 г. в ней был поставлен список иконы Боголюбской Б.М., привезённый царём Петром из Боголюбского монастыря. Чудотворным образом в тот период считалась и икона Боголюбской Б.М. кремлевского Сретенского собора. Составление службы Б.и. относится к рубежу XVII–XVIII вв. и, возможно, связано со строительством храма в Высокопетровском монастыре / Сайт Седмица.RU / Праздник Боголюбивой Божией Матери // http://www.sedmitza.ru/text/415130.html.
17. Этот список с древнерусского образа прославился в XVIII в. с. Юрьевском. История этой иконы была записана в 1836 г. со слов заштатного священника Матвея Ермилова, 1770 г. рождения, жившего в с. Сущеве в 6 верстах от с. Юрьевского. Священник Матвей «с самого малолетства своего подлинно знал все происшествия о чудотворной иконе». В начале столетия крестник Петра I стольник и полковник московских стрельцов Борис Миронович Батурин отличился перед государем и в награду просил отдать ему Боголюбскую икону Богоматери, которая находилась в придворном храме. Икону Батурин хранил в своём доме в сельце Стенине Боровского уезда. Отдавая дочь Прасковью замуж за помещика из соседнего с. Юрьевского Семёна Ильича Загряжского, он благословил её любимым своим образом Богоматери. По наследству икона перешла к детям и внукам Прасковьи Борисовны. С одним из них, гвардии прапорщиком Николаем Васильевичем Загряжским, в 1760-х гг. произошёл знаменательный случай. На барина ополчились крепостные. Однажды ночью крестьяне, замыслившие смертоубийство, пришли в барский дом. Загряжский в страхе спрятался за большой иконой Боголюбской Божией Матери. Но когда злоумышленники зашли в образную комнату, отчаявшийся спастись помещик встал из-за образа. Однако, крестьяне его не увидели. Потрясённый Н.В. Загряжский дал обет построить в селе, где издавна существовала Благовещенская церковь, ещё одну, чтобы поместить в ней чудесную икону. 8 июня 1771 г. епископом Переславским и Дмитровским Геннадием была подписана храмозданная грамота на постройку в с. Юрьевском тёплой деревянной церкви «во имя Пресвятой Богородицы явления Ея Боголюбския, ...и по построении убрать оную иконостасом и святыми иконами по подобию лучших российских церквей благолепно и благостройно». В том же 1771 г. разразилась эпидемия чумы. Жители с. Юрьевского и окрестных деревень попросили у владельца Боголюбскую икону и совершили с ней крестные ходы вокруг своих селений. Моровая язва прекратилась. Узнав об этом, и жители Боровска и Малоярославца обошли города с чудотворным образом, и здесь также прекратилось распространение чумы. Исполняя обет, Н.В. Загряжский поместил икону в иконостасе нового храма по левую сторону от Царских врат. Великое множество богомольцев потянулось в Юрьевское. В праздничные дни икону из храма приносили в дом помещика для служения молебна и всенощной и оставляли до утра. Так случилось и в 1803 г. под Успение. А ночью месть крестьян всё же настигла Н.В. Загряжского, и он был убит. Власти дом, в котором оставалась икона, опечатали до приезда наследников. Ими оказались племянники убитого Иван и Сергей Бахтины, помещики Брянского уезда. Подольстившись к священнику о. Емелиану, чтобы не поднимал шума, братья тайком увезли чудотворную икону в драгоценной ризе в свое с. Сташевичи. А в юрьевском храме поставили список того же размера в медном окладе. Только через 30 лет майор Семён Петрович Загряжский, вознамерившийся на месте деревянной Боголюбской церкви построить каменную, возбудил дело о возвращении принадлежащей церкви святыни. Бахтины пытались доказать, что образ никакой не чудотворный, а просто их семейная реликвия. В результате долгих разбирательств было собрано много свидетельств очевидцев – местных старожилов. Например, вдовствующая попадья из с. Масалова Прасковья Акимова подтвердила помощь, оказанную Божией Матерью через Боголюбскую икону во время чумы 1771 г. В то время ей, дочери юрьевского дьякона, было 15 лет. Отец также рассказывал ей, что «на образе в ножке сделался знак от громового удара и этот знак закрыт стеклом».
Долгожданное событие случилось только 20 марта 1839 г. По распоряжению министра внутренних дел служители Афанасьевской церкви с. Сташевичи передали приехавшим из с. Юрьевского священнику Никите Загрядскому и дьячку Афанасию Фёдорову драгоценную святыню. Бахтины «утрудили» просьбой о пересмотре дела самого Николая I. Но в марте 1841 г. был издан указ, по которому чудотворная Боголюбская икона Божией Матери должна была оставаться в храме с. Юрьевского вечно. См.: Сорокина Л.Б. Святыни окрестностей Обнинска. Калининград, 2011. С.191–193.
18. Памятная книжка и адрес-календарь Калужской губернии на 1916 г. Калуга, 1916. С. ХХ; Чудотворная икона Боголюбской Божией Матери была носима и почитаема не только в Боровске, но и соседнем г. Малоярославце. Здесь крестный ход был установлен с 1855 г. на второй неделе после 16 августа в честь избавления от холерной эпидемии 1848 и 1853 гг. (Там же. С. ХХI).
19. Справочная книжка Калужской губернии на 1871 г. Калуга, 1871. Ч.2. Справочная. С.25.
20. Протоиерей о. Евгений Чертков в «Церковной летописи Благовещенского собора» за 1867 г. пишет, что холера была в 1853 г. и тогда же состоялся крестный ход «около города, в тот же день прекратилась холера, так что на другой день уже не было умерших в городе, тогда как до 12 дня ежедневно умирало от 2 до 5 человек». После этого ежегодно стал совершаться крестный ход в этот день. См.: «Церковная летопись». Благовещенский собор. Запись за 1867 г.
21. Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф.1267. Оп.2. Д.726. Л.1–12.
22. В «Церковной летописи Благовещенского собора» за 1919 г. новым её настоятелем о. Иоанном Жаровым записями подтверждается желание старообрядцев принять в свои храмы икону Боголюбской Божий Матери. См.: – «Церковная летопись». Благовещенский собор. Запись за 1919 г. Л.159–160
23. ГАКО. Ф.1267. Оп.2. Д.726. Л.1об.
24. Там же. Л.7.
25. Д. Кудряшов, считает, что во второй половине 1920-х годов совершался крестный ход с иконой Боголюбской Божией Матери в г. Малоярославец с разрешения советских властей. Церковь в с. Юрьевском ветшала, разрушалась, в 1927 г. её собирались ремонтировать. Икону на это время была оставлена в Покровской церкви с. Карижа. См.: Кудряшов Д. История Храма в Кариже / http://karizha.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47:history1&catid=34:historycat&Itemid=56; По данным Л.Б. Сорокиной, церковь в с. Юрьевском была закрыта в начале 1960-х гг., а икону Боголюбской Божией Матери решили перевезти в Малоярославец. По преданию, когда проезжали мимо Покровской церкви на Кариже, лошади стали и отказались двигаться дальше. Так Божиим промыслом святыня обрела новое место пребывания. Множество людей ежегодно стекается на Карижу 1 июля, в день праздника Боголюбской иконы См.: Сорокина Л.Б. Святыни окрестностей Обнинска. Калининград, 2011. С.191.
Опубликовано: Осипов В.И. Боровские старообрядцы и местные святые и чудотворные иконы // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы X Международной конференции, проходившей в Москве-Боровске 15-17 ноября 2011 г. М.: Боровск, 2011. Т.2. С.254–266.