Аввакум Петров (25 ноября 1620 г.—14 апреля 1682 г.) — святой свяшенномученик и исповедник, протопоп, крупнейший деятель раннего старообрядчества, великий русский писатель и публицист. Память о протопопе Аввакуме глубоко почитается всеми старообрядцами.
Аввакум родился в семье священника Борисоглебской церкви с. Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда (ныне — Большемурашкинский р-н Нижегородской обл.) Петра Кондратьева (ум. ок. 1636). У него было 4 брата: младшие Герасим и Козьма, были еще живы в 1666 г., а третий Евфимий и четвёртый умерли во время чумы в Москве в 1654 г.
Отец Аввакума «прилежаще пития хмельнова», а мать Мария (в иночестве Марфа) была «постница и молитвенница» и учила сына «страху Божию». Она занималась воспитанием детей и сумела передать им свою горячую веру во Христа. Под её влиянием у Аввакума с юных лет возникает аскетическое настроение, ей он обязан своей любовью к книгам.
В 1636 г. умер отец Аввакума. Семнадцатилетний Аввакум в 1638 г. женится на четырнадцатилетней Анастасии Марковне (1624—1710), дочери местного кузнеца, ставшей на всю жизнь его верной спутницей и родившей ему пятерых сыновей (Ивана (1644—1720), Прокопия (1648—после 1717), Корнилия (8.IX.1653—) и Афанасия (декабрь 1664— ); имя ещё одного сына, родившегося и умершего в Сибири, неизвестно) и трёх дочерей (Агриппину (1645—), Акулину и Аксинию).
После переезда в с. Лопатицы Нижегородского уезда Аввакум в 1642 г. был рукоположен в дьяконы, а в 1644 г. поставлен в попы. Аввакум ведет аскетический образ жизни. Он много читает духовной литературы, молится, кладет до изнеможения земные поклоны: сам делает 300 поклонов, говорит 600 Исусовых молитв и 100 Богородице. Добросовестное, ревностное исполнение своих обязанностей, строгость нравственных требований привлекли к нему многих духовных детей, но породили и немало врагов. Многие негодовали на его суровые обличения. Летом 1647 г. Аввакум в одном из столкновений с местным начальником был избит, его волочили по земле в ризах, в него стреляли, отняли имущество и выгнали из села. Он был вынужден бежать с семьёй в Москву от преследований местных властей. Здесь он нашёл поддержку у влиятельного благовещенского протопопа, царского духовника Стефана Вонифатьева и о. Иоанна Неронова. По их ходатайству Аввакум был представлен царю и с царской грамотой в сентябре того же года возвратился в Лопатицы. Но в 1652 г. он вновь изгоняется оттуда местными властями и появляется в Москве. В эти годы он принимает деятельное участие в кружке «ревнителей благочестия», последовательно осуществляет их программу исправления нравов, в задачи которой, в частности, входило утверждение единогласного служения в храмах и устная проповедь.
Летом 1652 г. Аввакум получает назначение в г. Юрьевец-Повольский, где поставляется в протопопы. Аввакум прибыл туда, вдохновлённый идеей «ревнителей благочестия» об исправлении церковных нравов. За очень короткий срок (около 2 месяцев) Аввакум своей требовательностью, настойчивым проведением благочестивого единогласия, обличительной проповедью восстановил против себя юрьевецкое духовенство и народ: его едва не убили. Он в конце того же года опять переезжает в Москву, начинает служить в Казанском сборе, протопопом которого был его покровитель Иоанн Неронов.
Между 20 и 27 февраля 1653 г. патриарх Никон отсылает протопопу Казанского собора Ивану Неронову «Память» — единоличный циркуляр об отмене земных поклонов в великопостной молитве Ефрема Сирина и перемене крестного знамения с двуперстного, каким на Руси крестились со времени равноапостольного князя Владимира, на трехпёрстное. Эти новшества вызвали широкий протест. Патриарх не замедлил откликнуться репрессиями. 4 августа 1653 г. И. Неронова ссылают на Кубенское озеро. Аввакум провожает И. Неронова в ссылку и возглавляет староверческую оппозицию. Он начинает открыто проповедовать с паперти Казанского собора против новшеств патриарха Никона и демонстративно переносит службу в знак протеста в «сушило» во дворе Неронова. За эти действия Аввакум 13 августа 1653 г. вместе с единомышлениками (от 30 до 60 человек были посажены в тюрьму) был арестован и заключён в Андроников монастырь, где провёл около месяца.
От расстрижения Аввакума спасло заступничество царя Алексея Михайловича. Его отвели в Сибирский приказ и отдали дьяку Третьяку Васильеву Башмаку (в иночестве — Савватий) — тайному стороннику протопопа. В сентябре 1653 г. Аввакум был сослан с семьёй в Тобольск, где он прожил с конца декабря 1653 по конец июля 1655 г. Здесь он пользовался покровительством тобольского воеводы В.И. Хилкова и Сибирского архиепископа Симеона (последний, в частности, добился для Аввакума разрешения служить в кафедральном Софийском и в Вознесенском городском соборах).
В 1656 г. Аввакума велено было перевести с семьёй под стражей в Якутский острог с запрещением служить. Но в Енисейске был получен указ — отправить его в Даурию вместе с полком воеводы А.Ф. Пашкова. 18 июля 1656 г. отряд в составе 420 стрельцов и казаков на 40 дощаниках выступил из Енисейска. Поход Пашкова был сопряжён со всевозможными лишениями: приходилось переносить холод и голод, подвергаться нападениям туземцев. Между Аввакумом и воеводой, отличавшимся крутым нравом, сложились крайне неприязненные отношения, приводившие во время похода к резким столкновениям. Уже 15 сентября 1656 г. Аввакум был по приказу Пашкова наказан кнутом на Долгом пороге за «малое писанейце», в котором воевода осуждается за грубость и жестокость. В связи с этими событиями казаки и служилые люди составили инспирированную А.Ф. Пашковым челобитную, обвинявшую Аввакума в том, что он написал «воровскую составную память», «глухую, безымянную», направленную против «начальных людей» с целью учинить смуту. Челобитчики приветствовали наказание Аввакума кнутом и требовали его смертной казни. Эта челобитная сопровождалась отпиской самого А.Ф. Пашкова, в которой Аввакум изображался подстрекателем к измене. Ещё не раз протопоп испытывал на себе гнев воеводы, который однажды избил его до потери сознания. Вот пример одной из стычек Аввакума со своим начальником: отряд Пашкова встретил двух старух, которые направлялись постригаться в монастырь. Пашкову пришла в голову кощунственная мысль — обвенчать этих старух с кем-либо из своих людей. Аввакум, воспротивившийся этому, был отдан для наказания палачу.
Конфликты с Аввакумом стоили А.Ф. Пашкову карьеры: в январе 1658 г. за ссыльного протопопа заступился архиепископ Симеон, добившийся смещения воеводы (позднее, уже в Москве, в 1664 г., Аввакум вынудил своего бывшего мучителя, которого царь ему «головой выдал», принять постриг в Чудовом монастыре; после этого А.Ф. Пашкова разбил паралич, и вскоре он умер).
Между тем по прибытии 1 октября 1656 г. отряда А.Ф. Пашкова в Братский острог Аввакум был заключён в холодную башню, где сидел до 15 ноября. В мае 1657 г. отряд двинулся дальше через Байкал, по Селенге и Хилку до Иргень-озера, а оттуда волоком до р. Ингоды, затем по Ингоде и Шилке, достигнув в начале июля 1658 г. устья р. Нерчи.
Но настал конец и сибирским мучениям протопопа, чему способствовало удаление Никона с патриаршего престола. В 1661 г. по ходатайству московских друзей ему было дозволено возвратиться из ссылки. Весной 1661 г. Аввакум с семьёй отправился в обратный путь через всю Сибирь, охваченную восстаниями коренных народов. В 1662—1663 гг. он зимовал в Енисейске, с конца июня 1663 г. по середину февраля 1664 г. жил в Тобольске. Не позднее мая 1664 г. Аввакум прибыл в Москву. Обратный путь занял около 3 лет.
Во время почти одиннадцатилетней сибирской ссылки Аввакуму довелось вытерпеть невероятные лишения и голод, преодолеть много опасностей, пережить смерть двух сыновей. В Сибири же родилась и слава протопопа как героя и мученика за правду, развился его талант проповедника. Позднее он вспоминал, что, возвращаясь в Москву, «по всем городам и селам, в церквах и на торгах кричал», обличая церковные новшества.
В Москве Аввакум был весьма благосклонно принят царём и его ближайшим окружением. Он знакомится и ведёт полемику с Симеоном Полоцким и Епифанием Славинецким, получает подарки от царедворцев, беседует с царским духовником Лукьяном Кирилловым, Рязанским архиепископом Иларионом, окольничими Р.М. Стрешневым и Ф.М. Ртищевым, спорит с ними «О сложении перстов, и о трегубой аллилуйи, и о прочих догматах», становится духовным отцом боярыни Ф.П. Морозовой, её сестры Е.П. Урусовой и многих других московских «старолюбцев».
Несмотря на лесть, подношения и посулы со стороны властей (в том числе обещание сделать его книжным справщиком на Печатном дворе), Аввакум относился к новым обрядам с прежней нетерпимостью и открыто проповедовал свои взгляды. Пути Аввакума и его покровителей были разные: те боролись лично против Никона, Аввакум шёл против никонова дела — церковных новшеств, с которыми бояре убеждали его примириться. Для Аввакума компромисс в делах веры был невозможен. Ободрённый своею женою, он ревностно обличает «еретическую блудню». Во всех действиях староверской общины он принимает в это время самое энергичное участие: стоит во главе её как один из самых смелых и талантливых борцов за старую веру. Он умел действовать на слушателей искренностью своего чувства, живой, образной, простонародной речью, а главное, горячей верой в правоту того, что он защищал.
Успех проповеди Аввакума привёл в ярость духовные власти, они решили принять меры и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил». 29 августа 1664 г. Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск. С дороги, из Холмогор, Аввакум написал в октябре 1664 г. челобитную царю с просьбой из-за трудности зимнего пути оставить его «зде, на Холмогорах». Благодаря заступничеству Ивана Неронова, к тому времени уже принесшего покаяние, местом ссылки Аввакума стала Мезень, куда он прибыл с семьёй 29 декабря 1664 г.
В конце 1665—начале 1666 г., в связи с подготовкой к Московскому церковному собору (приступил к работе в феврале 1666 г.), начались аресты идеологов староверческой оппозиции. 1 марта 1666 г. Аввакум был привезён в Москву, где его отдали на увещание Крутицкому митрополиту Павлу. 9 марта его перевели «под начал» в Пафнутьев Боровский монастырь. После бурной полемики на заседаниях собора Аввакум и дьякон Феодор Иванов были 13 мая 1666 г. расстрижены и преданы церковному проклятью, после чего их поместили вместе с суздальским священником Никитой Добрыниным в цепях в Никольский Угрешский монастырь. Здесь Аввакума посещали сыновья Иван, Прокопий, брат священник Кузьма и его сын Макар. В начале сентября он вновь был переведён в тюрьму Пафнутьева Боровского монастыря, где его безуспешно уговаривали покаяться и примириться с церковью. 17 июля 1667 г. Аввакуму, попу Лазарю и иноку Епифанию вынесли окончательный приговор — «отослать к грацкому суду». 26 августа по царскому указу Аввакум вместе с Лазарем, симбирским священником Никифором и Епифанием был приговорён к ссылке в Пустозерск. На другой день Лазарю и Епифанию резали языки, а 30—31 августа всех их повезли в Пустозерский острог и 12 декабря доставили на место, где поместили «порознь, очистя пустозерских крестьян избы, по одному человеку в избе», за караулом сотника Ф. Акишева и 9 стрельцов. Дело со строительством особых тюрем для ссыльных расколоучителей затянулось, благодаря чему они имели возможность некоторое время достаточно свободно общаться между собой, а также поддерживать связи с внешним миром. Сочинения Аввакума, написанные как им самим, так и в соавторстве со своими «соузниками», передавались на Мезень, а оттуда — в Москву, в Соловецкий монастырь и в другие места. Эти сочинения активно переписывались старообрядцами. Переписка Аввакума с учениками и последователями не прекратилась и после того, как ужесточился режим содержания пустозерских узников, разведённых по отдельным земляным тюрьмам.
В 1670 г. началась новая волна репрессий в отношении приверженцев дониконовских обрядов. В марте на Мезени были повешены ученики Аввакума Фёдор Юродивый и Лука Лаврентьевич. Сыновей Аввакума Ивана и Прокопия приговорили к повешению, но они «повинились» и были вместе с матерью посажены в земляную тюрьму. 14 апреля 1672 г. над пустоозерскими сидельцами протопопом Аввакумом, священником Лазарем, дьяконом Фёдором и иноком Епифанием состоялась вторая «казнь». Узники были под конвоем стрельцов подведены к месту, где стояла плаха и ждал палач. Осуждённые на казнь стали прощаться друг с другом, а протопоп Аввакум благословил место истязания — плаху. Царский приговор был ужасен: Лазарю резали язык и отсекли руку по запястье; Фёдору вместе с языком отрубили руку до половины ладони; Епифанию резали язык и отсекли четыре пальца. Протопоп Аввакум был приговорён к заточению в земляной сруб и содержанию его там на хлебе и воде. Протопоп Аввакум рыдал и бранился, что он «отлучен от братии». Сященник Лазарь сам расправлял себе язык, помогая палачу отсечь его. Было много крови. Ей он обагрил 2 полотенца, одно из них он бросил в толпу как знак благословения, а отрубленную свою руку поднял, поцеловал и положил к себе за пазуху.
После казни «пустоозерские узники» были переведены из крестьянских домов в тюрьму, которая представляла собой четыре сруба, осыпанные землёй. Каждый сруб был обнесён тыном, а все вместе общим острогом. До потолка можно было дотянуться рукой. Вверху сруба имелось маленькое оконце, куда стражники подавали пищу и через которое узники выбрасывали нечистоты. Весной в тюрьмах было много воды, а зимой едкий печной дым выедал глаза и удушал.
Несмотря на тягостные условия заключения в Пустозерске, Аввакум продолжал борьбу за старую веру: из этого отдалённого уголка на всю Россию раздавалась его проповедь. То обращался он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их ревность, увещевая их к страданиям за истинную веру, наставляя, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. Аввакум являлся не только духовным наставником, но и духовным отцом. По его собственному подсчёту, число духовных детей доходило до 600.
6 января 1681 г. — в день Богоявления — московские старообрядцы, как сообщалось в объявлении Синода 1725 г., «безстыдно и воровски метали свитки богохульныя и царскому достоинству безчестныя» и в соборных церквах церковные ризы «и гробы царския дехтем марали... наущением того же расколоучителя и слепаго вождя своего» Аввакума. «Он же сам... на берестяных хартиях начертывал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании, и толковании». Эти события ускорили развязку. 8 февраля 1682 г. царь Фёдор Алексеевич получил санкцию духовного собора поступать с раскольниками «по государеву усмотрению». В Пустозерск направляется капитан стрелецкого стремянного полка И.С. Лешуков, который проводит здесь спешный сыск по поводу распространения Аввакумом из земляной тюрьмы «злопакостных» и «злохульных» писаний, направленных против царя и высшего духовенства. 14 апреля 1682 г. в пятницу на страстной неделе Аввакума, Лазаря, Епифания и Фёдора повели на третью смертную казнь. Они были приговорены к сожжению на костре «за великие на царский дом хулы». Для них был приготовлен новый сруб. Перед смертью приговорённые попрощались друг с другом. Дьякон Фёдор подошёл к Аввакуму и тот благословил его. Когда огонь и дым охватили сруб, по одной из легенд, над языками пламени привиделась возносящая к небу фигура.
Умирая и задыхаясь от дыма, Аввакум высоко поднял руку с двуперстным крестным знамением и закричал народу из огня: «Будете этим крестом молиться — во веки не погибнете».
Казнь «пустоозерских узников» показала слабость государственной власти, показала огромное духовное и нравственное превосходство их над противниками — никонианами.
27 апреля 1682 г. умирает царь Фёдор. По народному преданию, записанному в XVIII в., протопоп Аввкум предсказал царю скорую кончину после своей казни.
Написанное протопопом Аввакумом широко распространялось по России. Уже церковный собор 1681 г. акцентировал внимание на известных ему фактах распространения и даже продажи сочинений Аввакума в Москве. Уже в конце XVII в. появляются первые иконописные изображения Аввакума, предстоящего Спасителю. На Керженце старец Онуфрий ввёл в богослужение чтение писем протопопа Аввакума, начал поклоняться ему как святому мученику и иконе с его образом. В 1724 г. Синод издал указ «О публичном сожжении иконы с изображением на ней раскольника протопопа Аввакума». В Выговской пустыни её основателями было принято почитание первых вождей старообрядчества: поездки в Пустоозерск для поклонения останкам мученников, сбор и сохранения исторических свидетельств о страдальцах, сохранения произведений Аввакума и т.д.
Личность протопопа Аввакума и Ф.П. Морозовой вызывала у старообрядцев гордость и восхищение их духовной стойкостью. Кроме икон с изображением протопопа Аввакума среди населения имело хождение и лубочные листки. Петербургский купец коллекционер А.Е. Бурцев издал большое количество памятников по истории старообрядчества. Им было опубликовано 45 настенных рисованных листов. Лист с житием протопопа Аввакума был воспроизведен 2 раза, а боярыни Ф.П. Морозовой — 4. Рисунки выполнены автором в манере лубочных мастеров XVIII—XIX вв., где Аввакум и Морозова изображены стоящими в полный рост и получающие благословение свыше.
В начале XVIII в. была составлена служба святым исповедникам и новым российским страдальцам — протопопу Аввакуму, епископу Павлу Коломенскому и др. Служба опубликована в 1912 г., в №41 журнала «Церковь». Со временем стал вопрос и о формальной канонизации протопопа Аввакума старообрядческой Церковью. Освященный Собор российских епископов Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию) в сентябре 1912 г. поднял вопрос о канонизации епископа Павла, протопопа Аввакума и других старообрядческих мучеников, но по требованию Министерства внутренних дел этот вопрос был изъят из повестки дня. Тем не менее епископ Нижегородский Иннокентий 5 августа 1912 г. освятил в заволжском мужском Спасо-Преображенском монастыре придел во имя святых мученик и исповедник протопопа Аввакума, иерея Лазаря, диакона Феодора и преподобномученика Епифания. В 1913 г. старообрядцы Древлеправославной Церкви Христовой на Нижегородско-Костромском епархиальном съезде приняли решение о поминовении в молитвословиях мучеников, пострадавших в XVII в. за древлее благочестие. Официальная канонизация святого священномученика и исповедника Аввакума состоялась на Освященном Соборе в 1916 г. Составлена и особая служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим. По решению собора 1927 г. празднование святым угодникам Божиим, пострадавшим за правоверие в XVII в., совершалось в неделю перед днём святых отец 7 Вселенского Собора. В настоящее время служба совершается в неделю, следующую после празднования святым отцам 7 Вселенского Собора.
В 1922 г. епископом Геронтием в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания. Эта традиция была продолжена приморскими старообрядцами. 5 июля 1998 г. было создано Приморское Аввакумовское братство, основной целью и задачей, которого является просветительская деятельность, катехизация и миссионерство, благотворительность, издательство церковных газет и журналов, богослужебной и душеполезной литературы и т.д.
5 июня 1991 г. в с. Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму (скульптор В. Клыков). В 1993 г. в с. Большое Мурошкино Нижегородской области Митрополит Московский и всея Руси Алимпий освятил храм во имя святого священномученика и исповедника Аввакума.
Литература:
Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Сарообрядчество. Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С.5—9.
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960.
Иткина Е.И. Рисованные настенные картинки на тему житий протопопа Аввакума и боярыни Морозовой // Старообрядчество в России (XVII—XX вв.) М., 1999. С.419—427.
Малышев В.И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома. Л., 1985. С.277—322.
Прозоров И.А. История старообрядчества. М., 2002. С.127.
Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб.; Пг., 1886—1915. Т.IV. №1398.
Шашков А.Т. Аввакум Петров // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3. (XVII). Ч.1. СПб., 1992. С.16—30; Библиография работ — там же. С.23—30.
Юхименко Е.М. Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской поморской пустыни // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы Международной научно-практической конференции 27—28 февраля 2003 г. Гомель, 2003. С.295—298.