Международная конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» выросла из семинаров и конференций, созываемых коллективом историков в Боровске и Москве. Первая такая конференция с названием «Старообрядчество: история и культура» прошла в Боровске с 6 по 8 декабря 1990 г.. В ходе работы конференции её участники пришли к мнению, что проблемы истории и культуры старообрядчества интересуют многих исследователей, поэтому проведение подобных конференций является насущной потребностью и должно стать традиционным. Для этого был создан постоянно действующий оргкомитет, который видел свою задачу в объединении исследователей старообрядчества вокруг сборника под названием «Старообрядчество: история, культура, современность». Реальность осуществления этой идеи стала очевидной, когда на помощь пришли спонсоры, для которых издание сборника стало неотъемлемой частью жизни.
Выход первого номера сборника в 1994 г. прошёл почти незамеченным. Но для членов редколлегии это было событие, мы поверили в свои силы, появился стимул продолжать новое издание. Второй номер сборника уже вызвал ободряющие отклики учёных и старообрядцев различных согласий.
С 1995 г. было возобновлено и проведение научно-практических конференций «Старообрядчество: история, культура, современность». В 1996 г. редколлегия сборника провела 2 научных семинара. Первый состоялся 26 октября. На нём прозвучал доклад Е.А. Агеевой «Из истории старообрядческих центров. Подмосковье. Гуслицы XVII–ХХ вв.». Второй научный семинар прошёл 7 декабря. На этот раз было прочитано 2 доклада: «М.И. Чуванов – старейший старообрядческий наставник» (Е.М. Сморгунова) и «Поволжская Самодуровка и её обитатели в XVII–ХХ вв. Духовный отец Яков Ефимов Ларин» (Е.А. Агеева). Проведение научных семинаров вызвало положительный отклик всех присутствовавших.
Конференции:
I – 26–27 апреля 1995 г., Москва.
II –24–25 апреля 1996 г., Москва.
III –15–17 мая 1997 г., Москва.
IV –14–15 мая 1998 г., Москва.
V – 21–22 ноября 2000 г., Москва.
VI – 19–20 ноября 2002 г., Москва.
VII – 22–24 февраля 2005 г., Москва-Боровск.
VIII – 13–15 ноября 2007 г., Москва.
IX – 30 сентября–2 октября 2009 г., Великий Новгород.
X - 15-16 ноября 2011 г., Москва
ХI - 11-13 ноября 2014 г. Москва
Конференции нашли отклик в широких кругах людей, интересующихся проблемами старообрядчества. На прошедших 11 конференциях выступило более 800 учёных, а по итогам конференций было подготовлено и издано 8 сборников материалов «Старообрядчество: история, культура, современность» (М.,1996; М.,1997; М.,1998; М.,2000, М., 2002, М., 2005, М., 2007, М., 2010, М., 2014).
С 1994–2015 гг. было подготовлено 15 выпусков сборника «Старообрядчество: история, культура, современность» .
Работа небольшого коллектива редколлегии сборника была бы практически невозможна, если бы у него не было искренних друзей.
I научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» проходила 26-27 апреля 1995 г. в г. Москве, в работе которой приняли участие ученые, музейные сотрудники, представители старообрядческих общин. На заседаниях было заслушано более 40 докладов и сообщений, проходили дискуссии, в ходе которых обсуждались актуальные вопросы как истории, так и современного положения старообрядчества. Интерес, проявленный учеными и общественностью к результатам конференции, был достаточно велик, что вдохновило организаторов на подготовку второй конференции «Старообрядчество: история, культура, современность».
На конференции было отмечено, что старообрядчество — явление уникальное в отечественной истории, в большей или меньшей степени коснувшееся всех сторон жизни русского общества. Трудно переоценить роль староверия в формировании и сохранении духовных начал России. В современном мире старообрядчество не стало пассивным хранителем традиций, антиквариатом, застывшим явлением, живущим лишь прошлым. Напротив, это живой организм, который, чтя устои, продолжает развиваться и в нынешнее, непростое время решает проблемы своего существования.
О старообрядчестве, его истории, культуре, современном положении написано бесчисленное количество книг, статей, исследований, авторы которых принадлежат к различным эпохам, социальным слоям, политическим направлениям. Разные вопросы анализировали историки, филологи, искусствоведы, экономисты и специалисты других областей. Однако и прошлое, и настоящее этого явления настолько сложно, что требует постоянного осмысления, дополнительных исследований.
II научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» проходила 24–25 апреля 1996 г. в г. Москве.
III научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» проходила 15–17 мая 1997 г. в г. Москве.
IV научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» проходила 14–15 мая 1998 г. в г. Москве.
V научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» проходила с 21 по 22 ноября 2000 г. в Москве. Подготовка к конференции велась на протяжении 2 лет. Место для проведения было предоставлено Российским институтом природного и культурного наследия (г. Москва).
Работа конференции велась по 3 секциям: «История старообрядчества», «Книжность, культура, этнография» и «История старообрядческого предпринимательства». В программе было заявлено 81 выступление. Среди докладчиков было 9 докторов и 30 кандидатов наук (18 к.ист.н.; 6 к.филол.н.; 1 к.филос.н.; 1 к.педагог.н.; 1 к. геогр.н.; 1 к.эконом.н.; 1 к.искусствознания, 1 к.физ.мат.н.). Участники конференции представляли не только российские научные центры (Москва, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Барнаул и др.), но и практически все регионы бывшего Советского Союза: Литва, Эстония, Украина, Беларусь.
Участниками конференции была послана поздравительная телеграмма историку А.А. Преображенскому в связи с 75-летием.
Работа конференции была насыщенной и плодотворной. Многие доклады и сообщения вызывали живой интерес. С дополнительными сообщениями выступили Е.А. Агеева (Москва), о. Алексей Жилко (Рига) Н.А. Старухин (Барнаул), О.В. Калугина (Москва), С.М. Ковальчук (Алтайский край).
После работы секций был проведён «круглый стол» «Конфессиональные аспекты предпринимательства», который вёл В.В. Керов, к.и.н., доцент Российского университета Дружбы народов. На обсуждение был вынесен вопрос о роли и месте старообрядцев в социально-экономической жизни России. В ходе дискуссии все пришли к единому мнению, что данный вопрос слабо разработан российскими учёными.
Во время подведения итогов работы конференции было отмечено, что она выполнила поставленные перед ней задачи:
— собрала основных исследователей данной темы из разных регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья, между которыми произошёл активный обмен научной информацией;
— выпустила сборник материалов «Старообрядчество: история, культура, современность». (М.,2000), который является существенным вкладом в историческую науку.
Общение учёных с верующими старообрядцами показало, что изучение истории и культуры старообрядчества необходимо проводить совместно с представителями старообрядческих общин.
Участники конференции высказали пожелание, чтобы оргкомитет продолжил работу по подготовке в 2002 г. следующей конференции.
VI научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» проходила 19–20 ноября 2002 г. в Москве.
Место для проведения было предоставлено Российским институтом природного и культурного наследия.
Работа конференции велась по 4 секциям: «История старообрядчества», «Культура, язык, книжность», «Старообрядческое пение» и «Традиции, обряды». В программе было заявлено 75 выступлений. Среди докладчиков было 5 докторов и 34 кандидата наук (14 к. и. н.; 7 к. филол. н.; 1 к. филос. н.; 1 к. пед. н.; 1 к. геогр. н.; 2 к. эконом. н.; 4 к. искусствоведения; 1 к. физ.-мат. н.; 1 к. технических н.; 1 к. культурологии; 1 к. социолог. н.). Участники конференции представляли не только научные центры Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Барнаул и др.), но и практически все регионы бывшего Советского Союза.
Работа конференции была насыщенной и плодотворной. Доклады и сообщения вызывали живой интерес. Выпущен сборник материалов «Старообрядчество: история, культура, современность» (М., 2002), который является существенным вкладом в историческую науку.
Редакция решила поместить послание Митрополита Алимпия к участникам конференции, обращение части участников конференции к Святейшему Синоду РПЦ по поводу попыток канонизации патриарха Никона и отзывы из прессы о ходе работы самой конференции.
ОБРАЩЕНИЕ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛИМПИЯ
Приветствую всех участников очередной научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность». Вот уже шестой раз собирается столь представительный коллектив исследователей из разных городов России, которых объединяет профессиональный интерес к общей теме – старообрядчеству.
Отрадно сознавать, что это, ставшее традиционным, научное собрание дает возможность регулярно обмениваться научными изысканиями и достижениями историкам, филологам, философам, искусствоведам – от докторов наук до аспирантов и начинающих исследователей.
Приближается знаменательная дата – 100-летие указа «Об укреплении начал веротерпимости». Именно с этой даты, 17 апреля 1905 г., начался, по образному выражению французского слависта Пьера Паскаля, «золотой век старообрядчества». К этому юбилею, который будет торжественно отмечаться старообрядцами в 2005 г., ждем от ученых новых статей, монографий, выступлений по этой теме. Ждем добрых плодов чистого сердца и добросовестной целеустремленности, научного трудолюбия и исследовательского дерзновения, плодотворной пытливости и нелицемерной отзывчивости. Чтобы по слову святого апостола и евангелиста Луки уподобиться тем, «которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8, 15).
Желаю вам всем терпения, настойчивости, научной добросовестности. Любите старообрядчество в себе, а не себя в старообрядчестве. Несите людям правду старой веры. И да поможет вам Господь Бог в ваших трудах во славу науки и истины.
Митрополит Московский и всея Руси Алимпий.
ПО ПОВОДУ ПОПЫТОК КАНОНИЗАЦИИ ПАТРИАРХА НИКОНА.
ОБРАЩЕНИЕ К СВЯТЕЙШЕМУ СИНОДУ РПЦ.
Участники VI научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» обращают внимание представителей Московской патриархии, членов синодальной комиссии по канонизации на то, что в последнее время в околоцерковных кругах активизировались попытки подготовить канонизацию патриарха Никона.
Материалы по канонизации Никона уже подготовил Соловецкий монастырь, иноки которого в XVII в. 8 лет держали героическую оборону против царских войск. Местночтимое почитание Никона не первый год наблюдается в некоторых московских приходах, в подмосковной Истре.
Мы, светские учёные разных специальностей – филологи, историки, философы, искусствоведы, литераторы, краеведы, политологи, психологи, – много лет занимаемся изучением феномена русского старообрядчества, которое вот уже почти 350 лет остаётся верным древлему благочестию, самобытной русской культуре. Церковная реформа, начавшаяся в 1653 г., привела к расколу дотоле единого русского общества, жестоким преследованиям православных, оказавшихся верными церковной традиции. Мы выражаем тревогу за то, что будущая канонизация противоречивой фигуры Никона может разжечь межконфессиональную рознь, привести к глумлению над религиозными чувствами старообрядцев, дестабилизировать обстановку в российском обществе и произвести нежелательный резонанс за рубежом, поскольку русские староверы являются полноправными гражданами многих стран мира.
Обращаемся к пастырской мудрости священноначалия РПЦ, к выдержке и пониманию со стороны её паствы, к корректности и дальновидности со стороны государственных органов и учреждений, ко всем христианам: не допустите канонизацию Никона.
Подписи:
Отзывы о VI научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность»
-1-
Традиционная VI Всероссийская научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» состоялась 19-20 ноября 2002 г. в Москве. На неё были приглашены не только учёные – исследователи истории и культуры старообрядчества со всех концов России, но и из Белоруссии, Латвии, Финляндии, Италии. Украину представляли посланцы техникума Сумского национального аграрного университета и Винницкого государственного технического университета. Были приглашены также представители старообрядческих общин из разных стран мира.
Участники конференции обсудили чрезвычайно широкий круг проблем, которые затрагивали разнообразные аспекты истории старообрядческого движения, феномена старообрядческой культуры как неотъемлемой части культуры родственных славянских народов, современные проблемы этого давнего своеобразного духовного движения.
Из Сум был представлен доклад на тему взаимодействия гетманской, царской и епархиальной власти и старообрядцев на Чсрниговщине в последней четверти XVII–XVIII вв. Как известно, южные и западные районы Сумской области в то время входили в указанный регион. Здесь сложилась уникальная система взаимосвязи между переселенцами, местными светской и церковной властями и царским правительством, аналогов которой не было в иных регионах поселения старообрядцев.
Важным было живое общение участников конференции, которое дало возможность установить творческие контакты, обменяться мнениями о богатстве научных проблем, продумать планы на будущее.
Не остались незамеченными и современные проблемы старообрядчества. Участники конференции единогласно высказались против канонизации патриарха Никона, справедливо полагая, что она будет неоднозначно воспринята православными верующими и может спровоцировать ещё один раскол в православном мире. Участниками конференции – светскими учёными было принято обращение к патриарху Алексию и Святейшему Синоду РПЦ.
Все участники конференции единодушно отметили, что в последнее время значительно ослабли творческие связи между учеными стран СНГ. Часто складывается, по словам Д.Е. Раскова, молодого учёного из Санкт-Петербургского государственного университета, парадоксальная ситуация, когда научные связи со странами дальнего зарубежья крепнут, а со странами СНГ – распадаются.
По результатам конференции был издан сборник материалов, куда вошли все сообщения и доклады, подготовленные участниками.
И несколько слов о Москве. По телевидению постоянно слышим про напряжённую ситуацию в российской столице, связанную с последними террористическими актами. На самом деле в повседневной жизни это практически не ошущается – большой город живёт своими заботами. Везде много людей, магазины полны товарами, но, к сожалению, как и у нас, – у метро часто встречаются нищие, как правило, пожилые люди. Центр Москвы обновлённый, во многих зданиях производится модный евроремонт, что не всегда их украшает. Хотя следует отметить, что отношение к историческим местам в Москве довольно заботливое: многие исторические памятники реставрированы или реставрируются. Поражает восстановленный храм Христа Спасителя, но меня больше всего поразило, что в храм этот людей пропускают через металлоискатель. Ещё одна примета нашего времени.
Хочется сказать и ещё об одном. Несмотря на больше чем десятилетнюю независимость Украины и России, никакой отчужденности в отношениях между людьми не ощущается. Хозяева конференции – москвичи принимали нас гостеприимно и доброжелательно, чем в первую очередь и обеспечили успех конференции.
Г.П. Станкевич, преподаватель специальных дисциплин техникума Сумского национального аграрного университета, участник конференции // Джерело*. 2002. №12 (грудень)
(*«Джерело» – газета техникума Сумского национального аграрного университета; статья напечатана на украинском языке, перевод осуществлен в редакции сборника).
-2-
В эти дни в Российском научно-исследовательском институте культуры и природного наследия при участии Музея истории и культуры старообрядчества и Боровского историко-краеведческого музея прошла VI научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность».
Открывая конференцию, её руководитель В.И. Осипов, директор Боровского музея, сказал, что год от года возрастает интерес к изучению старообрядчества. Это видно и по количеству ученых, приехавших с докладами (их было около 100), и по расширению представительства регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, откуда прибыли участники конференции. Заметно вырос и научный потенциал учёных. Так, за минувший год многие исследователи старообрядчества защитили докторские и кандидатские диссертации, завершили работу над книгами о старообрядческих традициях и истории.
Большой интерес к конференции проявили и старообрядцы разных направлений. В президиум учёного собрания были приглашены: протоиерей Леонид Гусев, настоятель Покровского храма, что на Рогожском кладбище в Москве, епископ Курской епархии Древлеправославной церкви Аполлинарий (Дубинин), наставник 1 Даугавпилсской поморской общины Алексий Жил ко (Латвия). Им троим выпала честь открыть работу конференции.
Первому слово для приветствия было предоставлено о. Леониду Гусеву, который от имени Митрополита Московского и всея Руси Алимпия пожелал всем участникам конференции плодотворного обмена мнениями. Далее он напомнил, что приближается 100-летне обнародования императорского Указа об укреплении начал веротерпимости (17 апреля 1905 г.) и распечатания алтарей храмов на Рогожском кладбище. Это событие открыло дорогу «золотому веку» старообрядчества, наследие которого до сих пор должным образом не изучено. О. Леонид пожелал учёным новыми открытиями встретить этот юбилей. Особую тревогу высказал о. Леонид по поводу начавшейся в РПЦ кампании по канонизации патриарха Никона, в связи с чем предпринимаются попытки возвеличить его личность. О. Леонид призвал светских учёных дать беспристрастную оценку этим усилиям современных поклонников Никона.
Владыка Аполлинарий в своём приветствии дал оценку старообрядчеству как элите русского общества, но элите не интеллектуальной, а духовной, историческая миссия которой – быть стержнем общества, его совестью. Он поблагодарил устроителей конференции за предоставленную возможность различным старообрядческим конфессиям на равных участвовать в конференции, встретиться на «нейтральной» территории, рассказать о своих проблемах и изысканиях, обменяться мыслями. Владыка сказал, что основную цель конференции он усматривает не в наукообразии, а в укреплении основ старообрядчества, утверждении его идеалов в современном обществе. Также он отметил, что недавно в научном мире бытовало мнение, что надо быстрее изучать старообрядчество, так как оно вот-вот исчезнет в России, но время идёт, а старообрядчество не только не исчезает, но и возрождается и духовно, и количественно.
Наставник поморской первой Даугавпилсской общины Алексий Жилко высказал пожелание, чтобы конференция проходила в братском христианском духе.
Научная работа конференции открылась совместным заседанием, на котором были сделаны разнообразные доклады. Приведу названия некоторых из них.
«Светская и церковная власть и старообрядчество на Черниговщине в последней четверти XVII–XVIII вв.», «Взаимоотношения государственной власти и официальной церкви со старообрядцами на Алтае в XVIII–XX вв.» (в этом докладе аспирант Барнаульского университета В.Н. Ильин высказал мнение, что самосожжения старообрядцев на Алтае, которые исчисляются тысячами, были ответом на преследования официальной церкви, а также происходили, как он выразился, «из-за религиозной меланхолии (!?) старообрядцев того времени»).
Прозвучали доклады о том, почему борьба со старообрядчеством в Поволжье в XIX в. была бесперспективной, о накоплении капиталов старообрядцами Стародубья в XVIII в. и развитии капиталистического производства, о московских старообрядцах-предпринимателях (при Рогожской общине в 1838 г. было записано 160 купцов). Интересен был доклад аспиранта Вятского государственного педагогического университета В.К. Семибратова о трагической истории предпринимателей-староверов Л.А. Гребнева и А.Г. Сметанина, лишённых советским правительством не только созданных предприятий, но и самой жизни. О старообрядцах Выга рассказала кандидат исторических наук из Петрозаводска И.Н. Ружинская.
Доклад к и. н. А.И. Изюмова (МГУ им. Ломоносова) относился к разряду курьёзных и вызвал недоумение у подавляющего большинства слушателей. Тема выступления – этнография казаков-старообрядцев Уральского войска. Автор выделил три основных особенности этих людей: 1) когда они покидали территорию своего войска, то сразу же сбривали бороды и начинали курить; 2) они верой и правдой охраняли рубежи России, но при этом люто ненавидели российскую государственность; 3) они так много воевали, что некогда было думать о своей душе. По мнению автора доклада, это и есть своеобразие уральского казачества. Кроме научной нищеты, сама форма доклада была грубо-вызывающей: каждое третье слово в тексте было либо раскол, либо раскольник.
При этом надо отметить, что в большинстве остальных докладов старообрядцев не называли пренебрежительным и по существу неправильным наименованием «раскольников». А если учесть и тот факт, что многие ученые за последние годы стали произносить имя протопопа Аввакума с правильным ударением, то становится заметно: учёный мир хочет налаживать отношения со старообрядцами на новом уровне.
Два выступления старообрядцев привлекли наше внимание. Это доклад наставника Алексия Жилко, в котором он сделал попытку подвести черту под недавним периодом в истории латвийских староверов, характерной особенностью которого был раскол между Рижской Гребенщиковской общиной, возглавляемой И.И. Миролюбовым, и остальными поморскими общинами Латвии и России. После удаления И.И. Миролюбова от руководства общиной духовная ситуация во многом изменилась, о чём и проинформировал участников конференции автор доклада.
Выступление протоиерея ДПЦ о. Василия Пчелинцева было посвящено обоснованию необходимости восстановлении в новозыбковской иерархии патриаршего чина. О. Василий выделил три важные к тому предпосылки: 1) требования церковных канонов; 2) желание членов церкви; 3) общественно-политическое значение этого деяния. По словам о. Василия, поставление архиепископа Александра (Калинина) в патриархи ещё больше подняло авторитет церкви, которая сегодня находится в состоянии мощного подъёма. В заключение о. Василий отметил вскользь, что среди самих прихожан ДПЦ по этому поводу «волнения уже утишаются...»
Далее работа конференции проходила по секциям, где было также сделано немало интереснейших докладов на всевозможные темы: от глубоконаучных типа «Формы общественного признания старообрядчества после принятия указов 1905–1906 гг., легитимировавших веротерпимость» до занимательных вроде «Детей воспитывать – не кур пересчитывать».
В заключение многие участники конференции: светские учёные, историки, филологи, философы, географы – не оставили без внимания обеспокоенность старообрядцев слухами о возможной канонизации РПЦ патриарха Никона и высказали своё мнение в письме в адрес Синода РПЦ.
(Церковные вести. 2002. №21).
VII конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» проходила 22–24 февраля 2005 г. в Москве и Боровске и была приуроченна к 100-летию указа «Об укреплении начал веротерпимости» и распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. Конференция собрала не только учёных, изучающих старообрядчество. В переполненном зале Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия присутствовали главы старообрядческих согласий, старообрядческое духовенство, студенты, а также новообрядческие клирики, не равнодушные к староверию.
Конференцию открыл Митрополит Московский и всея Руси Андриан вступительным докладом с символическим названием «Освобождение духа». В своём слове владыка подчеркнул, что в наше время «распечатание старообрядческих алтарей» несёт скорее духовный смысл и должно пониматься «как открытие красоты и духовной целительности древнего порядка богослужения и церковного устройства». Епископ Курский Аполлинарий отметил, что, несмотря на 100-летний юбилей указа о веротерпимости, «до настоящей веротерпимости в нашем обществе ещё далеко», а также призвал участников конференции изучать старообрядчество не только в историческом аспекте, но и как живой организм. А лучший путь для этого – сотрудничество учёных и старообрядцев.
На пленарном заседании прозвучали доклады члена-корреспондента РАН Е.И. Кириченко о колокольне Рогожского кладбища как памятнике снятию печатей с алтарей и доктора исторических наук Е.М. Юхименко о новых документах по истории Рогожского посёлка. После перерыва началась работа секции «История старообрядчества», доклады которой носили чисто научный характер.
Второй день работы конференции проходил в Рогожском посёлке, в помещении Духовного училища. Здесь работали секции «Культура, традиции, обряды», «Проблемы историо-графии, книжности, фольклора», этнографическая секция.
В программе было заявлено 131 выступление. Среди докладчиков были 21 доктор (10 филологических наук, 9 исторических наук, 1 искусствоведения, 1 философских наук) и 54 кандидата наук (27 к. и. н.; 3 к. физ.-мат. н.; 1 к. культурологи; 12 к. филол. н.; 2 к. филос. н.; 1 к. технич. н.; 1 к. эконом. н.; 1 к. пед. н.; к. искусствоведения). Участники конференции представляли крупные научные центры: Москву, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Вятку, Барнаул и др.
В перерывах работы конференции для всех желающих были проведены экскурсии по Рогожскому посёлку и кладбищу коренным рогожанином, сотрудником Митрополии Р.И. Хрусталёвым.
Вечером 23 февраля в храме Успения Пресвятой Богородицы митрополит Андриан встретился с учёными и гостями конференции. В разговоре приняли участие Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири, Евмений, епископ Кишинёвский и всея Молдавии, управляющий делами Митрополии протоиерей Евгений Чунин, сотрудники информационно-издательского отдела о. Алексей Лопатин и С.Г. Вургафт, заведующий книгохранилищем Митрополии В. Волков, заведующий архивом В. Боченков.
На пресс-конференции были подняты многочисленные и разнообразные вопросы, в том числе и современные проблемы староверия.
На третий день участники конференции выехали в г. Боровск, где прошёл «круглый стол», посвящённый проблемам сохранения историко-культурных памятников старообрядчества г. Боровска. Гости познакомились с историческими памятниками, связанными со старообрядчеством: Пафнутьев-Боровским монастырём, где находился в заточении священномученик Аввакум, часовней-памятником святым мученицам и исповедницам Феодоре (Морозовой), Евдокии Урусовой и иже с ними пострадавшим за правоверие, боровскими старообрядческими храмами.
В ходе работы «круглого стола» епископ Курский Аполлинарий познакомил участников конференции с тревожной ситуацией, создавшейся вокруг межконфессионального конфликта в Успенской церкви древлеправославных христиан г. Курска.
VIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» проходила 13–15 ноября 2007 г. в г. Москве
IХ Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» проходила с 30 сентября по 2 октября 2009 г. в Великом Новгороде.
Эта конференция стала общим вкладом представителей светского научного сообщества и старообрядцев России и ряда зарубежных стран в празднование 1150-летия древнейшего города России. Организаторами конференции были Музей истории и культуры старообрядчества (гг. Москва, Боровск) при содействии Комитета культуры, кино и туризма Администрации Новгородской области, Новгородского государственного объединённого музея–заповедника, Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, а также общин Русской Православной Старообрядческой и Древлеправославной Поморской Церкви Великого Новгорода.
Этот древний русский город, принимавший съехавшихся исследователей, как никакой другой смог подарить гостям особенную атмосферу. Официальное начало состоялось на территории древнего Новгородского кремля, в двух шагах от храма Святой Софии, в лектории Новгородского музея-заповедника. Свои приветствия и напутственные пожелания высказали представители Министерства культуры РФ, Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви и Новгородской и Старорусской епархии РПЦ МП. Настоятель Иоанно-Богословского храма новгородской общины РПСЦ священник Александр Панкратов зачитал приветствие митрополита Корнилия Московского и всея Руси, в словах которого содержалась оценка высокой значимости этого «собрания ученых, изучающих старообрядчество во всем его многообразии». Владыка также подчеркнул особое значение Новгорода в истории старообрядчества. Староверов сегодня, по словам митрополита, можно образно назвать древними новгородцами, ведь мы несем в себе древние устои вечевого, то есть соборного, управления внутри Церкви.
Площадку для научной части конференции предоставил Гуманитарный институт Новгородского государственного университета. Он находится в живописном и историческом месте: в бывшем Антониевом монастыре, где сохранились постройки XII в. В работе конференции приняли участие ученые, исследователи, представители общественности и старообрядческих общин России и стран СНГ. За 2 дня было было заслушано 64 доклада и сообщения, вызвавшие живой интерес.
Были затронуты как общие темы старообрядчества в XIX и XX вв., так и истории конкретных общин и даже персоналий. Присутствующим было интересно услышать сравнение старообрядного и новообрядного чина таинства крещения, сделанное священником РПЦ МП. Надо отметить, что не всегда сравнение было в пользу новообрядного чина, что отрадно. Не менее впечатляющими были доклады известных исследователей староверия И.Н. Ружинской, В.В. Керова, Р. Перекрестова, К. Кожурина, А. Безгодова, Н. Литвиной, С. Сироткина, М. Пулькина, О.М. Фишман. Последний день завершился «круглым столом», на котором состоялось подведение итогов прошедшей конференции.
Конференция работала по следующим направлениям:
Староверы как «древние новгородцы» XVII–XXI вв.: вечевой строй средневековой Новгородской республики как одна из исторических основ старообрядчества;
Новгородский стиль в старообрядчестве: духовное и церковно–художественное наследие Великого Новгорода XI–XVII вв. как одна из основ культуры староверия;
Судьбы староверов Новгородчины: региональная специфика истории и культуры местного старообрядчества XVII–XXI вв.
Работа конференции была насыщенной и плодотворной. Оргкомитет принял решение о выпуске сборника материалов «Старообрядчество: история, культура, современность» в 2010 г.
За 3 дня конференции её участники кроме научных мероприятий успели побывать в гостях у поморской общины, посетить храм РПСЦ во имя св. ап. Иоанна Богослова. В соборе Антониева монастыря прозвучали духовные стихи новгородских староверов в исполнении хора причетников Новгородской старообрядческой поморской общины. Были совершены экскурсии по Великому Новгороду и его ближайшим окрестностям.
Большую роль в координационной работе конференции сыграли настоятель новгородской общины РПСЦ священник Александр Панкратов, А.А. Безгодов, преподаватель Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого к.и.н. Т. Воскресенская.
X Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность», посвящённая 390-летию со дня рождения священномученика и исповедника протопопа Аввакума проходила в г. Москве 15-17 ноября 2011 г.