Мартазова Светлана Фёдоровна – директор Большемурашкинского историко-художественного музея
Мурашкинская земля является родиной протопопа Аввакума, который родился в с. Григорово в 1621 г. Первое упоминание в летописи о Мурашкино, относится к 1377 г., который принято официально считать годом основания. С 1478 г. здесь начинает развиваться овчинное, меховое и поташное производство (поташ – зола для дубления кож). Наивысшего расцвета меховое производство достигает к середине XIX–началу XX вв. Мурашкинские меховщики-промышленники были участниками многих зарубежных выставок, где за качество мехов получили золотые и серебряные медали. Один из купцов, И.С. Панышев, был поставщиком мехов Двора Его Императорского Величества. В 1899 г. на средства и по инициативе купца И.С.Серебренникова была открыта Школа инструкторов, которая обучала кожевенному и меховому ремеслу, причём подобного рода школа была единственной в России.
В 1670 г. в Мурашкино с войском был сподвижник Степана Разина, атаман Максим Осипов. За участие города в восстании, он был разграблен и сожжён царскими войсками.
В разное время Мурашкиным владели: князья И.С. Г. Грузинский, А.Н. Волконский, Белосельские–Белозерские, княгиня З. Волконская, А. Кантемир. Но самый значительный след из владельцев в истории Большого Мурашкина оставил Борис Иванович Морозов, которому город был подарен царем Алексеем Михайловичем в 1648 г. Поскольку в городе в то время уже развивались и меховое ремесло, кузнечное дело, Морозов позаботился об укреплении города. Так, по его приказу был построен земляной вал с пятью порогами и башнями. С восточной стороны был вырыт довольно глубокий овраг, а с западной – была естественная гора, у подножия которой протекала р. Сундовик. На валу было установлено тринадцать железных пищалей с зарядом ядер. Также Мурашкино охраняли служилые казаки, которые жили рядом в д. Казачья Слобода (ныне улица Слободская). Последней, из рода Морозовых Мурашкиным владела Федосья Морозова, кроткая, набожная, миловидная, молодая вдова, которая изображена на картине Сурикова старой и злой. Боярыня Морозова владела землями, где родился Аввакум и вырос.
В конце XIX в. в Мурашкине было 9 церквей, 10 зданий (в ансамбль Покровской единоверческой церкви входили 2 здания церквей, с единым приходом (одна церковь была летней, другая зимней). Кроме единоверческой церкви, была деревянная старообрядческая, белокриницкого толка, остальные церкви были «никонианские». Облик Мурашкина стал складываться со второй половины XIX в. Купцы настроили себе каменных двухэтажных особняков, привлекая для этого немецких и итальянских архитекторов. Один дом – трехэтажный принадлежал И.С. Панышеву. Много домов полукаменных (каменный низ, деревянный верх). В Мурашкино 41 здание является памятником истории и культуры местного значения.
Наш музей тоже располагается в одном из красивейших купеческих особняков Мурашкино, принадлежавшем братьям В.И. и А.И. Моневым. Когда я пришла работать в музей в 1990 г., то материалы о купцах были крайне скудны, эта тема была не интересна. Меня же эта тема очень заинтересовала, мне удалось застать в живых и беседовать с людьми, которые много помнили о том времени. Особенно я благодарна ныне покойному Александру Ивановичу Агафонову, который обладал феноменальной памятью и я многое смогла от него узнать.
В 1998 г. наш музей, в составе четырех музеев Нижегородской области выиграл грант у фонда Сороса по проекту « Купец-музей. Музей-купец. Или попытка взять лучшее из прошлого». За основу было взято то, что все наши музеи находятся в купеческих особняках. Была большая реклама проекту, презентация в Нижнем Новгороде и к нашей большой радости мы откликнулось много купеческих потомков, в частности, наших владельцев. Сейчас это наши большие друзья.
В 2001 г. музеем был написан проект «… Рождение же мое, за Кудьмою рекой». По этому проекту предусматривалось проведение Аввакумовских чтений. Поскольку это было впервые, то сначала мы не предполагали, что чтения станут регулярными. В музее в это время шёл ремонт и Первые чтения состоялись 28 сентября 2002 г., на которые собрались учёные, изучающие старообрядчество, священнослужители Большого и Малого Мурашкина, Орехово-Зуева, Москвы.
От старообрядчества участником чтений был секретарь Совета Митрополии русской православной старообрядческой церкви, о. Леонтий Пименов. Нужно отметить, что он был участником всех чтений. Вот некоторые темы докладов, которые прозвучали: «Скитские традиции в духовной проповеди Иоанна Неронова (Кривцов Д.Ю.)»; «Древнерусское летописание в сочинениях нижегородских старообрядцев (Пудалов Б.М.)»; «К истории Софонтьева и Ануфриева согласий второй половины 17 начала 18 веков (Морохин А.В.)»; «О репрессиях старообрядцев в советское время» По материалам Нижегородского областного архива. (Харламов В.А.)» и др. Подводя итоги чтений, все сошлись на мысли, что это хорошее начинание и его надо продолжить. Уже позднее, мы решили сделать чтения регулярными и проводить их один раз в три года.
Вторые чтения состоялись уже в музее 26 февраля 2005 г. Вот темы некоторых докладов: «Из истории нижегородского старообрядчества второй половины 18 века (Галицкая Е.В.)»; «Петровские указы по расколу и их практическое осуществление на нижегородской земле (Левашова А.В.); «Русский характер и особенности национального мышления в «Житии» протопопа Аввакума и в дилогии П.И.Мельникова- Печерского « В лесах» и на «Горах» (Гневковская Е.В.) и др. В этот раз, все участники чтений посетили старообрядческую церковь во имя священномученика Аввакума.
Третьи чтения состоялись 20 марта 2008 г. Некоторые доклады: «Старообрядчество на территории Большемурашкинского района в начале XX в.» (Рудаков С.В ); «Об одной из возможных причин раскола» (Матвеев Е.С); «Нижегородские старообрядцы и нефтяное дело» (Селезнев Ф.А.); «К истории первой выставки книг в областной библиотеке г. Горького, посвященной протопопу Аввакуму Петрову» (Кузнецов А.А); «О твердости слова до твердости в добре (купцы старообрядцы Носовы)» (Бритова Л.З.) и др. В ходе конференции большой неожиданностью для всех было заявление доклада «Старообрядцы и немцы на русском севере: взаимодействие культур». И не столько удивил доклад, сколько то, что с ним выступила ученица 11 «б» класса Усть-Цилемской средней школы Яна Шартон, приехавшая из республики Коми вместе со своим учителем.
Изюминкой конференции был показ отрывков из оперы-драмы «Сын огня». Однажды, мне позвонила женщина из Иркутска Л.В. Янковская. Она закончила Московскую консерваторию, но волею судьбы много лет работала в Иркутске. Она изучала старообрядчество и была покорена силой духа, верой Аввакума. На момент проведения чтений, пятнадцать лет назад она написала вышеупомянутую оперу-драму, которую посвятила Аввакуму. И все пятнадцать лет она в разных театрах страны пыталась ее поставить, но всегда находились какие-то препоны. Драма, на первый взгляд, тяжела для восприятия (так ведь и весь жизненный путь Аввакума не был легким), но потом вслушиваешься и проникаешься всем драматизмом произведения. Отрывки из драмы блестяще исполнили солисты Московского государственного театра под руководством Геннадия Чихачева: Людмила (партия Анастасии Марковны) и Алексей (партия Аввакума) Городецкие, аккомпанировал заслуженный артист России В. Янковский.
Почти к самому концу чтений нас удивило еще одно событие. Прямо с дороги на чтения пришёл старообрядец Владимир Кирпичников, прилетевший из Австралии. Его тут же пригласили за трибуну и буквально засыпали вопросами, главный из которых был – как же живут русские старообрядцы в Австралии? В своё время, его бабушка эмигрировала туда и говорит только по-русски и при ней должны все так разговаривать. Мать с отцом тоже русские, но говорят больше на английском, если рядом нет бабушки. А у Владимира почти чистое русское произношение.
Четвертые чтения прошли 18 февраля 2011 г. Вот некоторые темы докладов: «К истории Покровской старообрядческой общины в Большом Мурашкино» (Галай Ю.Г.) ; «Пьер Паскаль о протопопе Аввакуме и начале раскола» (Кирнозе З.И.); «Проблема научного исследования современного старообрядчества» (Кауркин Р.В.); «Старообрядческое кладбище «Борок» в Борском районе» (Коршак С.Н.); «Связь нижегородских боголюбцев и первых Романовых в контексте последствий смуты» ( Понырко Н.В.)» и др.
Показывая темы докладов и их авторов я намеренно называла разных докладчиков, поскольку несколько авторов являются участниками всех наших чтений. По итогам трех чтений выпущены сборники.
Наш храм во имя священномученика Аввакума был освящен 15 декабря 1993 г. Предстояла большая работа, по восстановлению (до этого там был спортзал училища). В 1994 г. к нам, в Мурашкино, с целью посетить старообрядческую церковь и памятника Аввакума приезжала японская делегация, во главе с профессором токийского Университета Хитоцубаси Б. Никамурой (который перевел «Житие», Аввакума, на японский язык), сопровождали делегацию сотруднки Пушкинского дома из Санкт-Петербурга. В церкви в то время шёл полным ходом ремонт. Японские женщины приехали в резиновых сапогах (а это был июль месяц), в каких-то непонятных юбках. Видимо я с большим удивлением на них смотрела, что одна спросила меня: «Мы похожи на цыган?», я ответила утвердительно и спросила, почему резиновые сапоги?. На что, они мне ответили, что мол им рассказывали, что Россия это безпролазная грязь, вот они так и оделись. Но грязи они пока не видели. Но когда они зашли в церковь (повторюсь, там шёл ремонт), то они были просто счастливы, что хоть где-то эту грязь увидели. После общения с нами, думается, их мнение о нас во многом изменилось.
В 2007 г. впервые на мурашкинской земле прошел крестный ход. После литургии в церкви во имя свм. Аввакума, участники хода двинулись в с. Григорово, к памятнику Аввакума. Неся иконы, хоругви и крест, который быдет установлен на месте будущей часовни. Крестные ходы стал уже традиционными и в этом году планируется пятый. В Григорово, освящяется вода, совершается молебен, потом все едут в Мурашкино, где для всех паломников устраивается общинный обед, а потом проводится концерт духовной музыки, в которых принимают участие прихожане разных церквей, как из Нижегородской области, так и других областей. Крестные хода возглавляет Митрополит Московский и Всея Руси старообрядческой православной церкви Корнилий.
Отрадно отметить, что число участников хода с каждым годом увеличивается. И что местные власти, пусть не помогают церкви, но не мешают крестным ходам и обеспечивают безопасность. Участниками являются все: маленькие дети, едущие в колясках, ещё не рожденные – для всех крестный ход-это праздник.
В заключение хочется сказать, что возрождать Россию нужно именно со старообрядцев.