Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Музей истории и культуры старообрядчества > Материалы Х Международной конференции 2011 г. > Пивоварова Н.В. Старообрядческие иконы в коллекции Н.П. Лихачёва

        Пивоварова Надежда Валерьевна – ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея (Спб.)

Коллекция Н.П. Лихачёва, без малого 100 лет назад влившаяся в собрание Отделения христианских древностей Русского музея императора Александра III (1), имеет в своём составе значительное число старообрядческих икон. К сожалению, известность в кругу специалистов до настоящего времени приобрели сравнительно немногие из них. Лучше других известна икона святого протопопа Аввакума, в 2008 г. опубликованная в альманахе ГРМ «Образы и символы старой веры» (2). В этом же издании впервые получили аргументированную атрибуцию и были воспроизведены в цвете и другие иконы из коллекции Лихачёва.

Крупный историк, палеограф, исследователь византийской и древнерусской иконописи Н.П. Лихачёв (1862–1936) (3), ещё в 1906 г. опубликовавший часть икон своей коллекции в фундаментальном атласе (4), не задавался целью дать развернутый комментарий к каждому из принадлежавших ему произведений. В указателе к изданию он не обнародовал ни источники их поступления в коллекцию, ни тем более старообрядческое происхождение их бывших владельцев. Это не удивительно, поскольку лишь в 1905–1906 гг. со старообрядцев были сняты все ограничения, что позволило ревнителям старой веры стать полноправными членами общества. Гораздо больше информации об иконах содержала опись, составленная при продаже коллекции Н.П. Лихачёва Русскому музею в 1913 г. (5). В ней не только имелись указания атрибуционного характера, позволяющие очертить круг старообрядческих икон в его коллекции, но и приводились отдельные имена иконописцев-старообрядцев, безусловно или предположительно отождествляемых с авторами тех или иных икон (Г. Иванов, Н. Силачев, Н. Рачейсков, И. Жегалов, А. Михайлов).

Начало иконной коллекции Н.П. Лихачёва было положено на рубеже 1880-х–1890-х гг., приблизительно около 1892–1894 гг. Первые сведения о ней находятся в письмах, адресованных Лихачёвым В.Т. Георгиевскому. Чрезвычайно насыщенные по содержанию, они дают превосходную характеристику начинающему собирателю, уже в то время знатоку и ценителю русской иконы. В 1894 г., когда велась интенсивная переписка с Георгиевским, Лихачеву принадлежало около 50 икон (6). Запросы коллекционера были вполне умеренными, однако уже в эти годы он предъявлял повышенные требования к сохранности икон и отдавал безусловное преимущество иконам с надписями. «Я не могу приобретать мастерских икон, которые всегда и везде очень ценны, и собираю иконы, характерные для тех или других писем, под условием только, чтобы они были вновь не чинены и не записаны в старое время: меня интересуют кроме конечно новгородских и московских писем, монастырския, поморския, преображенския, мстерския, фрязь и т.д.» (7). Из приведённой цитаты становится очевидным, что старообрядческая икона интересовала Н.П. Лихачёва в такой же степени, как и древняя. Поэтому для коллекционера были важны контакты со старообрядцами: иконописцами, реставраторами, антикварами – братьями Чириковыми, Ф.А. Каликиным, Д.И. Силиным и др.

Ареал бытования старообрядческих икон, оказавшихся в коллекции Н.П. Лихачёва, был необычайно широк. Исключительным разнообразием отличался и их тематический репертуар. В собрании имелись иконы московских мастеров – «преображенца» Гурия Иванова (первая половина XIX в.) (8) и Николая Силачева (середина – вторая половина XIX в.) (9), выходца из Самары Н. Рачейскова (10). Но особый интерес представляла группа икон, связанная происхождением с важнейшим иконописным центром Верхнего Поволжья – г. Романовом-Борисоглебском: «Всевидящее Око» (11), «Неопалимая купина» (12), «Новгородские чудотворцы» (13), «Премудрость созда себе храм…» (14). Из мастерской иконописцев Архиповских вышла икона «Святой Анфиноген епископ Пидахфойский», написанная 17 декабря 1824 г. по заказу романово-борисоглебского купца-поповца Петра Афанасьевича Горбунова Максимом Федоровичем Архиповским (1784–1845) (15).

Благодаря последним выставкам и изданиям Русского музея стали доступными для изучения несколько икон русских святых, безусловно, написанных старообрядческими иконописцами: «Святые князья Борис и Глеб», «Святой князь Александр Невский», «Василий и Максим Блаженные» (16).

Образ святого Протопопа Аввакума (17) в описи коллекции Н.П. Лихачёва был помещён в разделе «Особые» и атрибутирован как «старая икона» (18). Однако terminus ante quem non его создания достаточно точно устанавливается благодаря сопроводительной надписи на иконе. Речь идет о цитате из V тома «Материалов для истории раскола за первое время его существования», изданных под редакцией Н. Субботина в 1879 г. Именно здесь было дано описание иконы из собрания А.И. Хлудова – иконографического прототипа, к которому непосредственно восходила икона из коллекции Н.П. Лихачёва: «Икона: Свещенно||мученика Аввакума, || рано являются в собранiи || Древностей А.И. Хлудова. || Есть такая икона писа||нная, по всемъ призна||камъ, не позднее начала || XVIII века. Аввакумъ || изображенъ на правой стороне || въ молитвенномъ поло||женiи; на левой стороне, || въ верхнемъ оуглу, изображе(н) || на облакахъ Спаситель || съ Б(д)цеи и англами. Правою || рукой блгословляющi(и) || Аввакума; || а в левой || держащiи || свитокъ с на||чертанными || в немъ словами || Не бойся азъ есмъ || с тобою. Слова ети || заимствованы изъ с||казанiя Аввакума || въ посланiи къ царю || Алексею Михаиловичу || о чудесномъ явленiи ему || Самого Христа. И вся || икона очевидно прина||ровлена къ етому истинно||му явлению. Стран: (153) || Матерiалы томъ 5и» (19. Однако лихачёвская икона вовсе не являлась точной иконографической аналогией хлудовской. На ней был изменён текст в свитке «мятежного протопопа», что придало иконографии образа новое смысловое звучание, и появилось сюжетное изображение – посещение боярыней Морозовой святого Аввакума в темнице. Иначе была решена икона и в художественном плане. Представляется, что её стилистические особенности гораздо ближе к иконописи подмосковных Гуслиц, нежели к «уральским письмам» конца XIX–начала XX в., как считал В. И. Малышев.

Примечания

1. См. о собрании: Из коллекций академика Н.П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993.

2. Икона была упомянута В.И. Малышевым в специальной работе, посвященной протопопу Аввакуму: Малышев В.И. История «иконного» изображения протопопа Аввакума // ТОДРЛ. 1966. Т.XXII. С.395. Впоследствии воспроизводилась в каталоге, подготовленном к выставке 1991 г.: Из коллекций академика Н.П. Лихачёва. С.192. №432. Последняя публикация: Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собрания Русского музея / Концепция и сост. изд. Н.В. Пивоваровой. СПб., 2008. С.152–153. Кат.136.

3. О Н.П. Лихачеве как коллекционере см.: Климанов Л. Г. Ученый и коллекционер, «известный всей России, еще более Европе» // Репрессированная наука / Под общ. ред. М.Г. Ярошевского. Л., 1991. С.424–441. Приложение: В. Н. Бенешевич. Николай Петрович Лихачев (некролог). С. 441–443; Он же. Николай Петрович Лихачев – коллекционер «сказочного размаха» // Из коллекций академика Н.П. Лихачёва. Каталог выставки. СПб., 1993. С.7–28; Степанова Е.В. Коллекции Н.П. Лихачева // Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991. С.54–62.

4. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас. СПб., 1906. Ч.1–2.

5. Опись опубликована в приложении к изданию: Из коллекций академика Н. П. Лихачева. Приложение I. С.237–275: «Список икон и предметов, составляющих собрание Н.П. Лихачёва, поступившее в Русский музей императора Александра III» (далее: Опись).

6. ОР ГРМ, ф. 122, д. 81, л. 22.

7. Там же. Л.21об.–22.

8. ГРМ, инв. № ДРЖ Б-209 (опубликована: Образы и символы старой веры. С.124–125. Кат. 109). Краткие сведения о мастере содержатся в работах Ф.В. Ливанова и Д.А. Ровинского: Ливанов Ф.В. Тайны Московского раскольничьего Преображенского кладбища. (Первая полная история сего кладбища с основания оного 1771 года, и до настоящего времени 1871 года) // Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. М., 1872. Т.III. С.150–151; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. СПб., 1903. С.138.

9. ГРМ, инв. № ДРЖ Б-1197: Н.М. Силачев. «Св. архиепископ Иоанн Новгородский»; ДРЖ Б-701. Н.М. Силачев (?). «Преподобный Нифонт». См. о мастере: Лесков Н.С. Запечатленный ангел // Лесков Н. С. Собрание сочинений. М., 1957. Т.IV. С.348; Он же. Христос-младенец и благоразумный разбойник (Справка по истории русского иконописания) // Газета А. Гатцука. 1884. 12 мая. С.404.

10. Икона «Преподобный Макарий Калязинский» (ГРМ, инв. № ДРЖ-2382). Икона не имеет подписи мастера. Сведения об авторстве Никиты Севастьяновича приведены в описи коллекции Н.П. Лихачёва. См.: Опись. С.268. Отд.VI. №135.

11. ГРМ, инв. № ДРЖ Б-193. Опубликована: Образы и символы старой веры. С.193. Кат.174.

12. ГРМ, инв. № ДРЖ Б-267 Опубликована: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С.71. Кат.40.

13. ГРМ, инв. № ДРЖ Б-248. Опубликована: Святые земли Русской. СПб., 2010. С.232–233. Ил.144; Компакт-диск. Кат.301.

14. ГРМ, инв. № ДРЖ Б-208. См. об иконографии иконы: Пивоварова Н.В. Беспоповская и поповская традиции староверия в Романове-Борисоглебске в первой половине XIX в. и их отражение в иконографии некоторых «романовских» икон // XIII Золотаревские чтения. Материалы научной конференции (26 октября 2010 г.). Рыбинск, 2010. Т.I. С.158–160.

15. Икона была впервые опубликована Н.П. Лихачевым в «Материалах для истории русского иконописания». В 1913 г. она не была продана Русскому музею, но осталась в семье коллекционера. До последнего времени её местопребывание оставалось неизвестным. Сравнительно недавно история и судьба иконы прояснены Т.В. Игнатовой (Котрелевой), обнаружившей её в церкви св. Николы в Толмачах в Москве. См. об иконе: Игнатова Т. Иконы Максима Архиповского. К вопросу о стиле «романовских писем» // Искусствознание. М., 2007. №1–2/07 (XXIX). С.131–149; Котрелева Т.В. Вновь обретённый шедевр старообрядческой иконописи. Икона «Свщмч. Афиноген, епископ Пидахфойский, в житии» из собрания Н.П. Лихачева // Филевские чтения (в печати).

16. ГРМ, инв. № ДРЖ Б-265, ДРЖ Б- Опубликованы: Святые земли Русской. С.40. Ил.8. Компакт-диск. Кат.16; С.72–73. Ил.33. Компакт-диск. Кат.88; С.196–197. Ил.120. Компакт-диск. Кат.272.

17. ГРМ, инв. № ДРЖ Б-656.

18. См.: Опись. С.274. №2.

19. В приведенном тексте мы следуем за орфографией надписи на иконе, не во всем согласной с текстом из издания Н. Субботина.

© Пивоварова Н.В.

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014