Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Музей истории и культуры старообрядчества > Материалы Х Международной конференции 2011 г. > Анисимова В.Н. «Пора признать историческую правоту старообрядчества»: Из переписки П.И.Власова с В.И.Малышевым

        Анисимова Вера Николаевна – к.физ-мат.н., Институт кристаллографии РАН

Петр Власов родился 10 (ст. ст.) января 1893 г. в семье старообрядческого священника о. Иоанна Васильевича Власова, большого знатока рукописей и старопечатных книг, хранителя библиотеки Рогожского кладбища, составившего ее первое описание (1). В Адресе старообрядцев Белокриницкой иерархии императору Николаю II по поводу указа о веротерпимости (2) есть подписи всех членов семьи священника Иоанна Власова: его супруги Феоктисты и детей: Петра, Марии, Агнии, которая расписалась и за Анну. На момент 1906 г. Петру было 13 лет, а самой младшей Анне – 4 года. Важность исторического события в жизни старообрядцев была объяснена детям и осознана ими в меру их возможностей. Безусловно, такое воспитание в семье предопределило судьбу сына, ставшего новым писателем золотого периода старообрядческой литературы. По словам Ф.Е. Мельникова «П.П.(?) Власов писал исключительно по историческим и библиографическим вопросам, будучи весьма кропотливым и усердным собирателем исторических материалов по старообрядчеству и ученым их критиком. Вышли его три выпуска ,,Из истории старообрядческой иерархии“ и ,,Письма старообрядческих деятелей“. Немало его исторических статей и записок напечатано в ,,Церкви“» (3). Кроме того, П.И. Власов активно печатается в журналах «Старообрядец», «Старообрядческая мысль», «Голос Церкви». П.И. Власов преподавал историю старообрядческой литературы в Московском Старообрядческом Учительском Богословском Институте (1916–1917 гг.). Весной 1918 г. в Старообрядческой Народной академии им был прочитан курс лекций «История старообрядческой литературы XVII века» (4). Но, как писал сам автор, «Мой доклад по истории старообрядческой литературы (1918 г.) издан не был. Аввакуму в нём было уделено значительное место» (5). Одной из первых публикаций в старообрядческой печати четырнадцатилетнего П.И. Власова было стихотворение, посвященное памяти святого священномученика и исповедника Аввакума (6).

225-ти летняя годовщина протопопа Аввакума.

Он погиб за великое дело,

За предания родной стороны.

Защищая свободно и смело

Веру праотцев русской души.

Повинуясь законам лишь Бога –

Отступникам карой грозил;

И в силу великого долга

Их могучею речью разбил.

Не боясь ни богатых, ни сильных,

Он за веру Христову стоял,

И в речах своих верой обильных

На духовную жизнь призывал.

И за эту глубокую веру,

За большую любовь к старине

Уподоблен он был изуверу

И врагами сожжен на костре.

Так погиб этот славный подвижник

Постоявшим за совесть людей

И погиб, как великий защитник,

Кончив жизнь от руки палачей.

П.И. Власов. Фото 1948 г. Архив ФАМиРТ.

Публикуется впервые.

Как сложилась дальнейшая судьба Петра Ивановича Власова? Современные историки старообрядчества либо ничего не пишут об этом, либо продолжают писать, что «к сожалению, о старообрядческом писателе П.И. Власове, библиотекаре при книгохранилище Рогожского кладбища, имевшем высшее образование, не сохранилось практически никаких сведений».

Неожиданной находкой было обнаружение сведений о П.И. Власове в публикации В.И. Малышева «Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём 1917–1953 годов»: «Во время работы над этим указателем в Москве (Рогожская застава) умер персональный пенсионер Петр Иванович Власов (24.I.1893–16.X.1953), большой знаток старообрядческой литературы, много помогавший мне при собирании сведений об Аввакуме и, в частности, при составлении этого библиографического обзора» (7). Именно это дало возможность не только восстановить неизвестную историю жизни П.И. Власова после 1918 г., но и узнать о главном, что причиной творческого союза Владимира Ивановича Малышева и Петра Ивановича Власова являлся неустанный поиск и изучение рукописного наследия протопопа Аввакума. Уже во втором письме (30.11.1940) П.И. Власов пишет: «Со своей стороны всегда буду считать своим долгом сообщить Вам все, что мне известно о жизни и деятельности этого замечательного человека и деятеля и выдающегося писателя».

В Институте русской литературы (Пушкинский Дом) в Рукописном Отделе в фонде В.И. Малышева сохранились 35 писем П.И. Власова (8) и 1 письмо В.И. Малышева (9), непрочитанное в связи со смертью Петра Ивановича. Так уж случилось, что за день до получения ответа из ИРЛИ автор доклада узнал об этой переписке из статьи Е.А. Бобкова «О некоторых московских корреспондентах В.И. Малышева» (10).

В письмах содержатся неизвестные сведения из биографии авторов писем. В письме П.И. Власова от 30 сентября 1943 г. читаем: «Я пока жив и здоров. Год тому назад вернулся из Ульяновска, где находился с июля 1941 г. Работаю на старом месте (НК РФ, техническая библиотека), но с удовольствием поменял бы эту работу на другую, вернее хотел бы работать в любимой мною области истории и истории литературы». Указанное место работы НК РФ (как выяснилось, Народный Комиссариат Речного Флота), дало возможность разыскать сохранившееся личное дело П.И. Власова (11) и прочесть неизвестные страницы его биографии.

Сведения из архивного дела.

Автобиография, написанная П.И. Власовым в октябре 1948 г. (с некоторыми сокращениями): «Родился в 1893 г. в Москве. Отец – старообрядческий священник и зав. библиотекой рукописей и старопечатных книг (умер в 1910 г.). Мать из крестьян б. Ярославской губ. (умерла в 1936 г.). По окончании начальной школы и затем реального училища [Н.А. Иванцова] в 1911 году поступил в Московский Коммерческий Институт (ныне Институт Нар. Хоз. им. Плеханова) на техническое (позднее: технологическое) отделение, где специализировался по торфяному делу, но институт не окончил. В 1913 г. работал в антикварном книжном магазине Шибанова (в Москве) библиографом, где ознакомился со старой и редкой книгой. Будучи в Институте с 1912 г. стал давать уроки. В 1916 г. поступил на постоянную работу в отдел снабжения Моск. Городской Управы, откуда, в следующем году, перешел в Торфяной Отдел МОЗО. Одновременно, по совместительству, работал в 1-м Моск. Институте Нар. Образования (12), сначала преподавателем истории, а затем зав. библиотекой. В 1920 г. ушел из Торфяного Отдела, намереваясь закончить образование, но ряд тяжелых заболеваний и стесненные материальные условия не позволили это выполнить. Из Института им. Плеханова ушел с 4-го курса, не сдав 2-х экзаменов для полного окончания.

В Московском Институте Нар. Образования, преобразованном позднее в Моск. Центр. Опытн. Педтехникум, работал (в должности зав. библиотекой) до расформирования последнего в 1928 г. В том же году перешел на работу в библиотеку курсов колхозных и кооперативных работников при ЦК ВКП (б), где и работал до марта 1929 г. В марте 1929 г. поступил на временную работу во Всесоюзную библиотеку им. Ленина. В октябре того же года перешел на работу (временно) в трест Оргэнерго на должность техника-испытателя. В январе 1930 г. поступил в Центр. библиотеку Наркомречфлота, где работал в разных должностях. Во время Отечественной войны вместе с библиотекой был эвакуирован в Ульяновск, где в декабре 1942 г. был назначен Директором Центр. Научно-Технической Библиотеки. После переименования Наркомречфлота в Министерство Речного Флота остаюсь в той же должности по настоящее время. В июле 1948 г. мне присвоено звание старшего лейтенанта адм. службы [Речного Флота].

Женат с 1920 г. Жена работает. Детей не имею. Родственников имею: 2-х сестер, одна живет в Москве, работает, другая (13) в Городце (Горьк. Края), замужем, работает. Третья сестра умерла в 1944 г. Работала в Моск. гор. статист. отделе.

С октября 1944 г. решением ВТЭК Таганского района по состоянию здоровья признан инвалидом II группы, каковым и состою по настоящее время».

Из Аттестационного листа на присвоение первичного звания:

т. Власов П.И. является крупным специалистом в библиотечном деле, хорошим знатоком технической литературы в интересующих МРФ областях и высококвалифицированным библиографом.

По состоянию здоровья в последнее время П.И. Власов с трудом ведет административную работу.

В соответствии с занимаемой должностью, образованием и стажем работы считаю возможным присвоить т. Власову звание директора-подполковника административной службы.

П.И. Власов награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне» (Указ Президиума Верх. Совета СССР от 6.06.45) и медалью «В память 800-летия Москвы» (16.06.48).

С 9 мая 1951 г. в связи с болезнью и переводом на инвалидность (признан инвалидом II группы с октября 1944 г.) Власов П.И. был освобожден от работы директора научно-технической библиотеки МРФ.

Из сведений о П.И. Власове, предоставленных В.И. Малышевым, остается пока не выясненным вопрос о присвоении Петру Ивановичу звания персонального пенсионера. Сыну священника, не скрывавшему своего происхождения, получить это почётное звание не просто в советское время, а ещё и при жизни Сталина, должно было иметь выдающиеся заслуги перед советской властью. Надеюсь, что со временем будет получен ответ на этот вопрос.

Несколько сведений личного характера об отношениях П.И.Власова и В.И. Малышева. Переписка (с 1940 по 1953 г.) продолжалась даже во время Великой Отечественной войны. П.И. Власов находился в эвакуации в Ульяновске (июль 1941–август 1942). Владимир Иванович (воевал на Ленинградском фронте, был демобилизован в 1946 году) (14) беспокоился о судьбе Петра Ивановича, разыскивал его. Переписка возобновилась в мае 1943 г., почтовая карточка адресована лейтенанту В.И. Малышеву. В письме от 30 сентября 1943 г. Петр Иванович соболезнует от всей души ранениям Владимира Ивановича, поздравляет его с полученной боевой наградой и пишет: «За Вашу карточку искренно Вас благодарю. Надеюсь, что недалек день и нашего личного знакомства». Долгожданное знакомство состоялось в конце января 1946 г. Ещё об одной возможной, но несостоявшейся встрече в апреле 1953 г. Петр Иванович писал: «Очень жаль, что, будучи в Москве, Вы не зашли ко мне. Здоровье мое ухудшается».

Из письма П.И. Власова от 30 сентября 1953 г. узнаем, что рукопись «Библиографии сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём 1917–1953 годов» он получил своевременно, но задержал с ответом, т.к. хотел проработать рукопись как следует. Далее следует подробный текст его замечаний (1 страница) и дополнений (4 страницы). Видно, что с присланным текстом Малышев внимательно работал.

13 октября 1953 г. Петром Ивановичем было написано последнее письмо. Умер он 16 октября 1953 г. и похоронен на Рогожском кладбище вместе с родными на участке, который находится напротив архиерейского участка, где похоронен отец священник Иоанн Васильевич Власов (1860–1910). Здесь под восьмиконечным крестом с навершием покоятся мать Феоктиста Федоровна Власова (1863–1936) и младенцы Петр, Иоанн, Василий, Екатерина, Валентина, Клавдия, Иулия и Ольга (надпись на табличке). Сестры Агния Ивановна (1893 – 1944) и Анна Ивановна (1902–1996) Власовы. Александра Георгиевна Власова (1897–1975), жена Петра Ивановича, захоронена в могилу мужа. Видимо, ее девичья фамилия – Локтищева, так как могила Локтищева Николая Георгиевича находится в этой же ограде. Последним захоронен Власов Л.К. (1930–2007), сын Анны Ивановны Власовой. Потомков нет.

Ниже публикуется переписка П.И. Власова и В.И.Малышева. Объём публикации не позволяет напечатать все письма. Некоторые письма печатаются с небольшими сокращениями. Письма печатаются с соблюдением сокращений и орфографии подлинника. Письма публикуются впервые

Письма П.И. Власова

1.

Москва, 23/IX-1940.

Уважаемый Владимир Иванович!

Письмо Ваше получил. Очень извиняюсь, что не могу в настоящее время подробно ответить на все Ваши вопросы: очень занят служебной работой. Как только буду свободен, немедленно напишу ответ. Кстати: о какой моей рецензии на кн. Барскова Вы говорите в п.1 Вашего письма?

Уваж. Вас (подпись)

2.

Москва, 30 /XI -1940 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Извините еще раз, что долго задержал ответом: был очень занят служебными делами. Постараюсь ответить по всем Вашим пунктам.

1. О какой рецензии идет речь? К моему стыду я не сохранил всех моих рецензий и заметок и теперь затрудняюсь дать ответ по этому вопросу. Был бы очень благодарен за уточнение.

2. Отдельно сочинения Аввакума, изданные на гектографе, мне встречались. Думаю, что это были издания беспоповцев. К сожалению, я не мог найти имевшейся у меня библиографической карточки. Если найду, сообщу Вам подробно об этом.

Заграничных (старообрядческих) изданий сочинений Аввакума не помню. Кажется, их не было. Лицевых списков также не встречал.

Кроме указанных Вами 2-х изданий «Жития» других (старообрядческих) не знаю. Правда есть еще издание Беляева А.Е. (Петербург, 1904), но старообрядческое оно или нет сказать не могу.

3. Насколько мне известно, постановление старообрядческого собора о составлении службы Аввакуму выполнено не было (15).

4. Из лиц, писавших об Аввакуме художественные произведения (до сих пор не напечатанные), я никого не знаю. Из числа изданных, главнейшие Вам, вероятно, известны (Мережковского «Протопоп Аввакум», еп. Михаила «Горящий огнем» и др.). В староообрядческих журналах за 1908–1918 гг. («Старообрядческая мысль», «Церковь», «Старообрядец» и др.) были отдельные стихотворения, посвященные Аввакуму.

5. Мой доклад по истории старообрядческой литературы (1918 г.) издан не был. Аввакуму в нем было уделено значительное место.

6. Рукописных рисунков, картин и т.д. об Аввакуме я не встречал. Что касается изданных, то я думаю, они Вам более или менее известны (картина худ. Вещилова «Аввакум на соборе 1667 г.»; «посещение Морозовой Аввакума»; картина Милорадовича «Аввакум в Даурии»; портрет Аввакума в «Истории русской литературы» Бороздина и др.). Икон, кроме Хлудовской, также не встречал.

7. В период 1917–1918 гг. изданий (старообрядческих) «Жития» я не знаю.

8. Кроме перечисленных Вами изданий была еще небольшая газетка «Старообрядец», издававшаяся в Петрограде (1917 г.) (16). Когда прекратилась издательская деятельность Яксанова, сведений не имею.

9. Старообрядческая Академия существовала очень недолго; насколько я знаю, библиографической работы об Аввакуме там никто не вел.

Я стараюсь дать ответы на все Ваши вопросы, но вижу, что ничего нового Вам сообщить не мог: настолько скудна (по существу) литература об Аввакуме. Известны ли Вам переводы Аввакума на иностранные языки (на английский, немецкий)? Немецкий перевод (Ягодича) у меня имеется (1930 г.). Последнюю (по времени) литературу об Аввакуме конечно Вы знаете (Никольского, Гудзия, Виноградова, Черных). Кстати, не знаете ли Вы книгу Уман[ь]ского «Старообрядчество и протопоп Аввакум», Н.Новгород, 1919. Я этой книги не видал.

В 1916 г. мною было найдено неизвестное сочинение Аввакума о риторике и диалектике; оно напечатано в книге Кириллова «Правда старой веры» (М., 1916) (17). Известны ли Вам отзывы о Аввакуме: М. Горького, А. Толстого, Демьяна Бедного, В. Фигнер, Н. Гумилева и нек. др. Вообще, не мешало бы собрать все, что было сказано об Аввакуме (как человеке и писателе) видными деятелями, историками, писателями и т.д. Кое-что по этому вопросу у меня есть. Кстати, об Аввакуме есть также упоминание в списках Клюева и Ширяевца.

Из неопубликованных документов у меня имеются копии 2-х оттисков, относящихся к сентябрю 1656 г., в которых говорится о том, как Аввакум, будучи на Долгом пороге, «умыся воровски … писал своею рукою воровскую составную память глухую» о том, что «везде в начальнчих людех во всех чинех нет никакия правды» и призывал казаков Пашкова к бунту. Эти оттиски я хотел опубликовать, снабдив их соответствующими комментариями, но за недостатком времени не могу этого сделать. А оттиски очень любопытны и рисуют Аввакума с новой стороны.

Какова судьба б. собрания Дружинина и в частности автографа «Жития» Аввакума? Работаете ли Вы (при составлении биографии) над рукописными и архивными материалами? Мне кажется, в архивах можно еще найти много интересного и неизвестного об Аввакуме.

Был бы очень рад, если бы Вы поделились результатами Вашей поездки на Север для собирания преданий об Аввакуме. Со своей стороны всегда буду считать своим долгом сообщить Вам все, что мне известно о жизни и деятельности этого замечательного человека и деятеля и выдающегося писателя.

Готовый к услугам (подпись)

3.

Лейтенанту Малышеву В.И.

Москва, 14/V-1943 г.

Уважаемый т. Малышев!

Сегодня получил из домоуправления Вашу записку-запрос обо мне.

В течение года (1941/42) меня не было в Москве (возвратился в августе 1942 г.). Живу на старом месте (адрес Вам известен). Ни одного из Ваших писем за последние два года не получил. Очень буду рад возобновить переписку с Вами.

Пишите, как Вы живете, и работаете ли в интересующей Вас области?

С приветом, уваж. Вас (подпись)

4.

Москва, 30/IX-1943 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Письмо Ваше от 30/VIII получил. За память благодарю от души.

Писем от Вас я, действительно, не получал, исключая последней открытки … Думаю, что теперь наша переписка должна наладиться…

Я пока жив и здоров. Год тому назад вернулся из Ульяновска, где находился с июля 1941 г. Работаю на старом месте (НК РФ, техническая библиотека, но с удовольствием поменял бы эту работу на другую, вернее хотел бы работать в любимой мною области истории и истории литературы. Но сейчас, в военное время, это сделать очень трудно и об этом приходится только мечтать. Вследствие большой занятости заниматься интересующими меня вопросами почти не имею возможности. Однако, продолжаю следить за всем новым, что появляется в печати об Аввàкуме (кстати, по старообрядческому произношению Аввàкум, а не Аввакýм), хотя бы это была какая-либо мелочь. Очень интересно Ваше сообщение об отзыве покойного Нестерова об Аввакуме: хорошо было бы иметь сведения о точных и более подробных высказываниях по этому вопросу.

Известие об имеющемся якобы высказывании Пушкина об Аввакуме меня интересует давно. Я нашел об этом упоминание в довольно интересной работе К. Четверикова «Протопоп Аввакум и его литературная деятельность», написанной в сборнике «Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Дух. Академии 6 курса; вып. V (1907 г.) ». Киев, 1908 (стр. 455-674). Там говорится, что высокого мнения об Аввакуме были «такие столпы русской литературы, как Пушкин и Тургенев, и в особенности, последний», которые «воспитывались на сочинениях Аввакума» и для которых «произведения Юрьевского протопопа были настольною книгой в продолжение всей их жизни». При этом в сноске дается ссылка: «Из лекций проф. С.Т. Голубева». Как видите, источник сведений Четверикова тот же Голубев. Как видно из Вашего письма Вы нашли книгу, в которой Голубев говорит об этом. Какая это книга?

Относительно Пушкина я вполне согласен с Вами: вряд ли Пушкин мог иметь какие-либо сведения об Аввакуме (хотя в его библиотеке и была такая сугубо тенденциозная книга, как «Известие о древних стригольниках, раскольниках и т.д.» Андрея Iоаннова). Более вероятно известие о Тургеневе: в 60-х гг. (когда появилось впервые в печати тихонравовское изд. «Жития») Тургенев мог уже иметь представление о личности Аввакума, отсюда, возможно, существуют и его отзывы об этом (м.б. где-либо в его письмах). (По-видимому, высоко ценил Аввакума Достоевский – тоже ознакомившийся с его «Житием» в то же время, косвенный отзыв об этом есть в «Дневнике писателя»). Об интересе Тургенева к русскому сектантству вообще см. в книге Бродского «Тургенев и русское сектантство».

Вообще же о высказываниях русских писателей (в особенности классиков) об Аввакуме следует сделать надлежащие разыскания, картина будет очень любопытная.

С большим интересом узнал о Ваших работах по розыску рукописных памятников нашей старины. О лицевом «Житии», по правде сказать, слышу впервые. Действительно ли эта рукопись серед. XVIII в.? Во всяком случае, это был единственный экз. и, конечно, потеря его была бы крайне ощутительна. Любопытно также Ваше известие об иконе Аввакума.

Хотелось бы иметь [статью] (18) о замечательных русских женщинах, составляющуюся в Казахстане. Прошу Вас, если возможно по выходе ее в свет, приобрести таковую и для меня.

Радуюсь Вашим ратным подвигам, совершаемым во славу нашей любимой Родины. Соболезную от всей души Вашим ранениям и надеюсь, что Вы полностью излечитесь от них. Поздравляю также Вас с полученной Вами боевой наградой, которая останется для Вас навсегда неизгладимым воспоминанием о героических днях Великой Отечественной Войны, участником которой Вам привелось быть. За Вашу карточку искренно Вас благодарю. Надеюсь, что недалек день и нашего личного знакомства. Пишите.

С удовольствием буду Вам отвечать.

Ув. Вас (подпись)

5.

Москва, 7/V-1944 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Открытку Вашу от 12/IV получил своевременно. За обещание приобрести для меня «Историю русской литературы» изд. Акад. Наук благодарю заранее. Статьи Андриановой-Перетц мне неизвестны.

Вполне понимаю и сочувствую Вашему желанию заняться стариной, т.к. сам чувствую такую же потребность, но, к сожалению, возможности к этому не имею никакой, так же как и Вы. Однако будем надеяться на лучшее будущее, которое, конечно, не за горами.

Что слышно о статье (18) о русских выдающихся женщинах прошлого, о которой Вы мне недавно сообщали? Вышла ли она в свет? Очень хочется с ней познакомиться!

Пишите, не забывайте. Уваж. Вас (подпись)

Как Ваше здоровье, вполне ли Вы оправились от ранений?

6.

Москва, 27/VII-1945 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Вашу открытку получил. Извините, что долго задержал ответом. Очень бы хотелось ознакомиться с найденной Вами статьей о Паскале, а также и «Русскими записками». Жаль, что их не удалось приобрести для меня, но я и так Вам много обязан за все Ваши сообщения о работах Паскаля.

Нового об Аввакуме, как будто, ничего нет. Календарь уже издан, но я его еще не видел. В конце августа (как мне передавали) в Москве состоится собор старообрядческой церкви (белокриницкой иерархии). Сейчас идет подготовка к нему.

Каково Ваше дальнейшее положение и скоро ли Вы намерены вернуться к научной работе?

Пишите. Ваш (подпись)

Жена благодарит за привет и шлет Вам наилучшие пожелания.

7.

Москва, 29/XI-1945

Уважаемый Владимир Иванович!

Вашу открытку получил. Извините, что долго задержал ответом. Очень рад, что П[аскаль] жив и продолжает работу над Аввакумом. Вы ничего не пишите о целях Вашей поездки в Сибирь. Неужели только «по следам Аввакума»? Кстати, в недавно вышедшей книге Винокура «Русский язык» есть интересные ссылки на Аввакума и его роль в развитии русского языка.

Старообрядческий календарь за 1945 г. еще не видел и поэтому не знаю, есть ли там что-либо об Аввакуме. Как будто намечается издание Календаря и на 1946 г. Очень хочется познакомиться со статьей-рецензией о работе Паскаля, да и с самой работой! М.б. теперь было бы возможно выписать работу об Аввакуме (обе части) от самого автора? Узнайте (если можно), как это сделать.

Жена шлет Вам привет. Ваш (подпись)

8.

Москва, 23/X-1946 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Письмо Ваше от 17/X получил, за что благодарю. После вашего отъезда из Москвы (в январе) ни одного письма от Вас не получал и был крайне удивлен Вашим молчанием. Интересно бы узнать результаты вашей поездки в Б.К. (19) Удалось ли Вам там обнаружить что-либо интересное? Какова судьба библиотеки? Прошу, хотя бы кратко, сообщите об этом.

Я живу по-прежнему. Работы довольно много. Здоровье ухудшилось, часто болею.

Об Аввакуме особенно нового нет, если не считать книги В. Гебель о Лескове, где имеются интересные данные об использовании Лесковым личности Аввакума в качестве прототипа о. Туберозова в «Соборянах» и вообще о влиянии Аввакума на Лескова.

Журнал (старообрядческий) пока еще не издается и будет ли издаваться, неизвестно. Вышел календарь за 1946 г. Готовится также на 1947 г. В связи с выходом календаря на будущий год обращаюсь к Вам с просьбой, не можете ли Вы написать для календаря 3 биографии: пр. Аввакума, Павла Коломенского и боярыни Морозовой. Биографии д.б. очень краткие (1 печ. стр. календаря в два столбца на каждую биографию) и носить характер «жития», т.е. описывать жизнь и подвиги этих лиц, как священномучеников (Аввакум и Павел) и мученицы (Морозова). В бытность Вашу в Москве Вы выражали желание написать что-либо об Аввакуме. Вот Вам благоприятный случай. Я очень просил бы Вас выполнить эту работу. Но это необходимо сделать в самое ближайшее время, т.к. иначе задержите выпуск «календаря». Жду Вашего положительного ответа…

Ваши газетные заметки читал с большим интересом. Жаль, что остальные Вам не удалось разыскать. Если найдете, очень прошу также мне их выслать. Кстати, о пребывании Ломоносова в Выгореции и обучении его в тамошней школе: где опубликована работа Бабкина, на которую Вы ссылаетесь в ст. «Памятники др. культуры»? Очень хотелось бы ознакомиться с нею. Упоминания об этом факте встречались и раньше, но более подробных сведений нигде не приводилось (недавно об этом писал Пиксанов в ж. «Наука и жизнь»). Вообще же этот вопрос очень любопытный.

Вышел ли том «Истории русской лит-ры» со статьей об Аввакуме? И если вышел, где его можно достать? Книгу Чаева, если попадется, постараюсь достать и для Вас. Статья Паскаля у меня в целости. Кстати, достали ли Вы его исследование об Аввакуме? Очень хотелось бы его посмотреть.

Желаю Вам всего лучшего, а также успехов в Ваших изысканиях.

Ваш (подпись)

P.S. Жена шлет Вам привет.

Еще раз прошу Вас не отказаться написать указанные выше «жития».

9.

Москва, 9/XI-1946 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Письмо Ваше от 29/X получил. За любопытные сведения о Белой Кринице и Ваших работах, а также за вырезки газетных статей весьма Вам благодарен. Тема об отношении Ломоносова к Выгореции меня интересует давно; кажется, я беседовал и с Вами по этому вопросу в Вашу бытность в Москве. Интересно бы было узнать, где теперь находится рукопись, писанная рукой Ломоносова («Житие великомуч. Дмитрия») и находившаяся ранее по-видимому в Выговской обители. Она описана у Викторова в его «Описании рукописей в хранилищах Сев. России». По ее тексту можно было бы определить, кем она написана (переписана), т.е. старообрядцем или нет!

Интересная статья Пиксанова «Ломоносов и северно-русская культура» помещены в №11–12 ж. «Наука и жизнь» за 1945 г. Но собственно первую гипотезу о знакомстве молодого Ломоносова с А. Денисовым и о влиянии последнего на Ломоносова создал и довольно правдоподобно обосновал Д.Д. Галанин в 1916 г. в своей работе «М.В. Ломоносов, как мировой гений русской культуры». Многое взял у него и Пиксанов для своей, упомянутой выше, статьи. Мне очень хотелось бы, поэтому, познакомиться со статьей Бабкина. Крайне интересно и важно было бы, если бы ему удалось доказать самый факт пребывания Ломоносова на Выге; тогда гипотеза Галанина получила бы твердое обоснование, и биография Ломоносова обогатилась бы новым весьма важным фактическим материалом.

Книгу Чаева на книжном рынке еще не встречал. Если найду, непременно постараюсь достать и для Вас.

Статьи об Аввакуме, Морозовой и Павле Коломенском для старообрядческого календаря, конечно, теперь уже запоздали. Я думал написать сам, но очень болел в последнее время и работать совсем не мог. Хотел было послать Вам «Старообрядческие календари» за 1945 и 1946 гг., но, к сожалению, не могу никак достать вторых экземпляров (хотя не уверен, что они будут для Вас интересны). Как только достану, постараюсь Вам выслать.

Еще об Аввакуме: 1) несколько времени тому назад я случайно видел книгу «Труды Ленинградского Университета», кажется за 1944 г. (?), со статьей (автора не помню, какая-то еврейская фамилия) «Русский ренессанс» (20), где много говорится об Аввакуме, хотя статья искусствоведческого характера. Хорошо было бы ее разыскать. 2) На днях я с большим удовольствием прочитал увлекательную книгу акад. Крачковского «Над арабскими рукописями». Там, между прочим, есть упоминание о рукописях (сочинениях) Патр. Макария Антиохийского (XVII в.) и его сына Павла Аллепского, соавтора известных записок о поездке Макария в Россию на собор 1666−67 гг. Крачковский указывает, что обнаруженный им экземпляр описания Павлова путешествия является более ранним и точным, чем изданный (Общ. ист. и древн.). Интересно было бы поискать в нем каких-либо упоминаний об Аввакуме. 3) Книги Паскаля: перевод «Жития» и исследование мне крайне хочется посмотреть! Неужели нет никакой надежды на их получение в Ленинграде! Мне кажется, что Лен. Публ. Биб-ка и Б-ка Акад. Наук имеют право и возможность выписать эти издания.

Я пока жив, но здоровья совсем не стало: врачи нашли «гипертоническую болезнь» и рекомендуют отдых и покой. Но, конечно, об этом не приходится и думать, по-прежнему продолжаю работать.

Жена благодарит за память и шлет Вам привет.

Уваж. Вас (подпись)

Рогожское кладбище.

10.

Москва, 4 мая 1947 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Книгу Бабкина и два Ваших письма получил своевременно. За книгу и за память искренно благодарю.

Вполне согласен с Вами, что доказательства Бабкина о возможности пребывания Ломоносова в Выгореции довольно слабы; конечно требуются более положительные данные. Кстати, как я уже писал Вам ранее, первым высказал эту гипотезу Д.Д. Галанин еще в 1915 г. Почему-то Бабкин умолчал об этом?! Вообще же, конечно, этот вопрос о Ломоносове и Выгореции может быть решен только после нахождения новых документальных данных, что я считаю вполне возможным.

Книгу Дацюка я имею, куплю и Вам. Календарь еще не вышел в свет, но кажется скоро выйдет. Относительно издания журнала дело заглохло и вряд ли он будет издаваться. Причины для этого имеются не одна.

Нового об Аввакуме, как будто, ничего не было. Очень рад за Вас, что Вам удалось заказать книгу Паскаля. Когда получите, не откажите черкнуть мне о ее содержании.

Как идут Ваши занятия вообще и, в частности, с Аввакумом? Собираетесь ли куда летом?

К Вам просьба: не можете ли Вы узнать, где можно достать так называемый «Рогожский летописец», изданный б. Археологической Комиссией лет 30 тому назад в одном из последних томов Полного собрания русских летописей. Это издание меня очень интересует и я его совсем не видал, хотя принимал некоторое участие в сообщении Арх. Комиссии сведений о той рукописи, где он был обнаружен (б. библиотеки Рогожского кладбища). За наведение справки буду Вам весьма признателен.

Книга Чаева (Палеография) еще не выходила.

Жена шлет Вам поклон. Уваж. Вас (подпись)

P.S. Сказанное мною выше о статье Бабкина (кстати, где она была помещена?) нисколько, конечно, не относится к ненужности ее как таковой вообще (в части касающейся отношения Л[омоносова] к Выгу). Ее ценность в этой части в том, что она (более или менее) научно ставит этот вопрос. И хотя, повторяю, приоритет в этом отношении принадлежит Галанину, все же в серьезном ученом издании эта гипотеза поставлена впервые. За это стоит поблагодарить Бабкина.

(подпись)

Рогожское кладище.

11.

Москва, 20/XI-1947 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Ваше письмо от 11/XI с.г. и заказную бандероль получил своевременно. За письмо и присланные статьи благодарю. С большим интересом прочитал Ваши заметки о «Жизни Ал. Невского» и «Стихотворные параллели к повести о горе и злосчастии». С третьей статьей еще не ознакомился. Очень заинтересовало меня также Ваше новое открытие (повесть из эпохи татарщины). Буду очень признателен, если Вы в будущем ознакомите меня с нею. По Вашей просьбе просмотрел (по каталогу б. б-ки Рог. кл.) все описания рукописей с сочин. Аввакума, но списков «Жития» там не оказалось. Другие же его сочинения по этим рукописям все описаны (у Дружинина и в предисл. к I тому «Памятников»).

Книгу Чаева «Палеография» для Вас получил, правда,1 экз.; постараюсь в скором времени выслать Вам ее. Книгу «Старинная русская повесть» буду искать для Вас. Если будут лишние экз. стат. о Выге и Лексе, прошу не забывать и меня.

Жена шлет Вам привет. Уваж. Вас (подпись)

12.

Москва, 6 июля 1948 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Два Ваших письма получил вчера и спешу Вам ответить.

Нахожусь в отпуске…

Отвечаю на Ваши вопросы:

1) Высказываний Герцена и Калинина об Аввакуме у меня нет. Вероятно, Вы имеете об этом сведения из какого-то другого источника. К моему стыду я сам об этих высказываниях слышу впервые. Если достанете их, не откажите и меня познакомить с ними.

2) Об одном намечавшемся герое, которого Достоевский хотел изобразить с некоторыми чертами Аввакума см. в издании «Записные тетради Ф.М. Достоевского», М.-Л., 1935, стр. 387-388.

3) «Путеводитель по архиву древних актов», ч.1 и 2 – месяца два назад в продаже был (в коллекторе научн. биб-к), но не знаю имеется ли сейчас. Как выйду на работу – узнаю и сообщу Вам. Кстати: у меня лежит I-й том «Истории СССР» (учебник для ВУЗов), который Вы просили достать. Нужен ли он Вам?

4) Роман «Аристарховы» написан Вл. Крымовым, а не Ю. Крымовым. Издан был в Берлине в 1921 г. (сведения о нем были даны в «Летописи Дома литераторов», 1921 г., №4). Большое место отведено в романе жизни старообрядцев в предреволюц. годы. Кстати: читали ли Вы роман Чернева «Семейщина», вышедший в прошлом году в изд-ве «Сов. писатель»? Он посвящен жизни Забайкальских, т.н. «семейских», старообрядцев и охватывает предреволюционные годы и революцию. Я читал, но он мне не понравился.

5) Книгу Василенко (или Васильченко) я не видел. Если встретится – приобрету себе и Вам.

6) Письмо Тихомирова в «Вопросах истории» читал в свое время и очень им заинтересовался. Вы предлагаете написать отклик на него, но что я могу в нем сообщить особенного, кроме сочувствия делу организации экспедиции по розыску рукописей? Если бы у меня имелись более или менее достоверные сведения о местах нахождения рукописей, тогда, конечно, стоило бы об этом сообщить в письме в редакцию. Но сейчас я могу только напомнить, что в свое время рукописи были в таких-то местах (старообрядческих центрах и монастырях), кроме Севера, Прибалтики и Алтая, но есть ли они там теперь и могут ли быть, я сказать ничего не могу. Стоит ли писать подобный отклик? Какую ценность он может иметь? Сообщите Ваше мнение; если Вы считаете, что указания на некоторые другие места возможного нахождения рукописей будут интересны, я напишу. – Недавно мне сообщили, что в одном месте имеется рукопись (кажется «Минея праздничная»), писанная рукой преп. Андроника. Просил я ее достать, но не знаю, удастся или нет. О дальнейшем Вам сообщу.

Намерение Ваше написать заметку «Горький об Аввакуме» меня очень заинтересовало (тем более с большими приложениями), очень интересно также узнать высказывания Вольтера, Нестерова и Милорадовича.

Ваш (подпись)

P.S. Было бы хорошо, если бы Вы мне сообщили список лиц, высказывания которых об Аввакуме у Вас имеются. Я проверил бы его со своим.

13.

Москва, 24/VIII-1951 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Ваше письмо от 21/VIII с приложение оттиска Вашей статьи о 3-х неизвестных сочинениях Аввакума, получил. Статья очень интересна. Перечитываю ее неоднократно.

Отвечаю на Ваши вопросы:

1) О том, что картина неизвестного художника «Боярыня Морозова посещает в заключении Аввакума» была написана на стене, слышу (к моему стыду!) первый раз. Откуда идет это известие? Во всяком случае, картина эта писана во 2-й пол. XIX стол. Кстати, сейчас у нас в поселке, продается 1 экз. этой картины (олеография); впервые типографским способом она воспроизведена в ж. «Изборник народной газеты», 1906 г., кн. 2-я, март, стр. 16.

2) На стр. 9-й брошюры «Каталог художественной выставки «Русский Север», открытой Архангельским обществом изучения русского севера и Архангельским фотографическим обществом с 16 июля по 16 августа 1917 г. в г. Архангельске» напечатано: «Рисунки. Б.В. Шергин. Уголь, сангина, гуашь:

1) Собор. Староверческие епископы (белокриницкой иерархии); 2) Певцы, моленная беспоповская; 3) Сожжение протоп. Аввакума; 4) Хотят гореть» и т.д. всего 16 N-ов (рисунков).

3) Работы (рисунка) Б.В. Шергина «Аввакум на костре» не помню и не знаю, в каком календаре она помещена. Календарей у меня не сохранилось. Кстати, «Сожжение Аввакума» имеется еще на футляре однотомного издания его сочинений, под редакцией Гудзия (изд. «Academia»)…

Жду ответа. Уваж. Вас (подпись)

14.

Москва, 30/VIII-1951 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Осмелюсь побеседовать с Вами по следующему вопросу, вызвавшему у меня некоторое недоразумение.

В присланной любезно Вами брошюре Вашей я нашел следующее место:

передавая содержание вновь открытой Вами челобитной Аввакума царю из Мезени, Вы, между прочим, пишите: «Он сам [Аввакум] теперь сообщает о задержке в пути и почти готов признать себя виновным в распространении раскола, с целью облегчить сколько-нибудь участь своей семьи («послан я грехов ради своих»)». Мне кажется, что Вы неправильно толкуете указанное Вами в скобках место из челобитной. Выражение «грехов ради своих» вовсе не говорит о каком-то раскаянии Аввакума. В челобитной Аввакума, напечатанной Барсковым в его книге «Памятники первых лет русского старообрядчества» на стр. 32-33, в конце (стр. 33) имеется подобное выражение «достоин я окаянный, грехов ради своих, темнице Пустозерской». Я считаю, что подобное выражение вовсе не означает «признания (им) себя виновным», как полагаете Вы, а является выражением чисто религиозного характера (своего рода «формулой» христианского уничижения). Да и странно было бы искать где-то у Аввакума следов какого-либо раскаяния в своем деле или признания себя виновным. Как Вы хорошо знаете, это был человек иного закала!

Не понравилось мне также в приведенной мною Вашей фразе слово «в распространении раскола». Я думаю, что после трудов Каптерева и Голубинского, вряд ли мы можем считать первых вождей старообрядчества и в том числе Аввакума, какими то «раскольниками». Они стояли за древнерусское предание и ничего нового («раскалывающего русскую церковь) своим учением не вносили. Пора принять историческую правоту старообрядчества и отказаться от односторонне-миссионерской точки зрения.

Извините меня, дорогой Владимир Иванович, за мою откровенность. Но я говорю это искренно, так, как я понимаю.

Еще одно мелкое замечание чисто внешнего порядка. Вы указываете (стр. 257 брошюры), что письма Аввакума к семье и к иноку Авраамию «найдены Вами в сборнике к. XVIII в., собрания Н.П. Вострякова». Мне кажется инициалы собирателя поставлены неправильно: были в Москве два собирателя Востряков Николай Матвеевич (сын) и Матвей П. (отец); вероятно речь идет о ком-либо из них?!

Еще раз прошу извинения за беспокойство,

искренно уважающий Вас (подпись)

P.S. Получение Вашей брошюры я подтвердил своевременно письмом.

Жду ответа (подпись)

(приписка рукой В.И.Малышева: «Замечания справедливы. 3/IX 51 г.»).

15.

Москва 16/XI-1951 г.

Многоуважаемый Владимир Иванович!

Ваши два письма и бандероль с Вашей статьей «Заметки о рукописных списках Жития прот. Аввакума» (21), получил своевременно, за что благодарю от всего сердца.

Открытые Вами новые (неизвестные доселе) страницы Аввакума производят сильное впечатление. Да и самые исторические факты, сообщаемые в этих текстах (особенно о С. Полоцком и Никоне), заслуживают, мне кажется, большого внимания. В литературном отношении особенно интересен, конечно, отрывок, содержащий описание жизни Аввакума в Сибири. Хотелось бы видеть в печати и те сочинения А. (неизвестные до сих пор), о которых Вы говорите в примечании (на стр. 385).

Вообще, я считаю, что Ваше последнее сообщение представляет выдающийся интерес (исторический и историко-литературный). По-видимому, найденный Вами Прянишниковский сборник есть нечто оригинальное…

Повторяю еще раз: я все еще нахожусь под обаятельным впечатлением опубликованных Вами текстов.

Искренно благодарю за Ваш труд.

Уваж. Вас (подпись)

16.

Москва, 26 марта 1952 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Прежде всего прошу извинить, что ничего не ответил на Ваше письмо от 22/II с.г. … Был несколько болен. Да по правду сказать, ждал Вас (я) лично, согласно Вашего письма…

По Аввакуму новостей пока никаких нет. Что нового у Вас?

К Вам есть небольшая просьба – не можете ли Вы узнать следующее:

есть ли в каком-либо издании полного собрания сочинений (Академическом или каком другом) комментарий к запискам А.С. Пушкина «Разговоры Н.К.Загряжской». Если есть, сообщите, пожалуйста, в каком томе и какого издания. Я разыщу эти тома в Москве. Мне это необходимо для одной статьи. Если Вас это не затруднит, прошу не отказать выполнить это поручение, за что заранее приношу Вам глубокую благодарность.

Удалось ли Вам встретиться с И.Г. Лакомкиным? (22)

Уважающий Вас (подпись)

17.

Москва, 29/IV-1952 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Письмо Ваше от 25 с.м. получил и спешу ответить.

Библиографию при сем возвращаю. У Вас нет одной (известной мне) рецензии, а именно С. Шамбинаго на «Житие» изд. Гаврилова М.1911 – напечатана в газете «Утро России» (М) 1912 №70 (24/III 1912 г.). Рецензия краткая, 15 строк.

Кроме того: рецензия Н. Аристова на издание «Жития» под ред. Тихонравова у Вас значится, как помещенная в ж. «Время» в №1 за 1862 г., между тем в книге А. Пругавина Раскол-старообрядчество (23). Вып.I, Библиография старообрядчества. М., 1887, на стр. 13 указано, что 2 рецензии на «Житие» были напечатаны в ж. «Время»: в №12 за 1862 г. и в №1 за 1863 г. Мне кажется, что следует проверить это расхождение (24). Никаких более пропусков мною в библиографии Вашей не обнаружено. Да, кроме того, что я очень спешил (согласно Вашего письма) с возвратом рукописи. Мне очень хотелось бы раскрыть псевдоним: М.Р.д.ч. (на рецензию во «Времени»). Нужно для этого иметь список сотрудников ж. «Время», а его, кажется, пока нет.

Уваж. Вас (подпись)

P.S. Посмотрели ли Вы ж-л. «Церковь» и «Старообр. мысль»: не было ли там других рецензий на «Житие», а также ж. «Голос минувшего»?

18.

Москва, 15/IV-1953 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Письмо Ваше с приложением «верстки» ст. об Аввакуме получил вчера, просмотрел и спешу ответить.

Моих замечаний очень немного: они отмечены красным карандашом, а именно:

1) стр. 387 – корректурная поправка в заглавии …

2) на стр. 387 – 5-я строка снизу: «Марковна» пережила «Петровича» не на 18 л. (как у Вас сказано), а на 28 (1710 минус 1682)

3) стр. 387, подстрочное примечание 3:

нужно указать - т. I, т.к. эта книга Есипова состоит из 2х томов (I и II); год издания правильный

4) стр. 388, примеч. 1: а фраза «челобитниц даурских казаков» не была напечатана Паскалем?

(Я не видал книгу Паскаля); рукописная копия «челобитной» у меня есть.

5) стр. 391: в подстрочной ссылке 1 нужно исправить вместо «Аввакумова» «Аввакума», и кроме того указать: т. I (как и на стр. 387)

6) к стр. 394: к главе 7: нужно бы в предисловии или в примечании оговорить, что дата сожжения не сходится с принятой (14/IV 1682).

А м.б. указанная дата (1/ IV 1681) и есть настоящая и тогда неправ покойный П.С. Смирнов!?

В общем публикуемые Вами материалы очень интересны. Кстати, не помню где, но в одной из предыдущих Ваших публикаций, Вы указали, что у Аввакума есть упоминание о разинском восстании. Почему Вы его не публикуете?

Относительно сведений о пунктах, населенных белокр. старообрядцами в СССР постараюсь узнать и сообщу Вам немедленно. (Один раз я уже ходил, но не застал отв. секретаря).

Очень жаль, что, будучи в Москве, Вы не зашли ко мне. Здоровье мое ухудшается.

На днях скончался А.С. Яковлев.

Желаю Вам всего лучшего Ваш (подпись)

P.S. «Верстку» при сем возвращаю. Хорошо бы, по выходе в свет, 1 оттиск этой Вашей статьи передать тем, кто сообщит Вам сведения о населенных старообрядческих пунктах.

19.

Москва, 30/IX 1953.

Уважаемый Владимир Иванович!

Ваше письмо и рукопись «Библиографии» получил своевременно.

Извините, что задержал ответом, т.к. хотелось просмотреть (или проработать) рукопись как следует.

При этом вместе с рукописью прилагаю 1 листок моих замечаний и дополнений. М.б. Вы со всеми с ними согласитесь (в особенности с «дополнениями»), но во всяком случае «дополнения» прошу Вас проверить (просмотреть), т.к. многие из них можно будет перенести из 5 раздела в другие разделы.

Ваше сообщение о выходе в Польше книги об Аввакуме очень меня заинтересовало. Когда ознакомитесь с ней – прошу сообщить Ваше мнение.

Посланные Вами (в мае) 2 экз. оттисков «передал» по назначению.

Состоялось ли Ваше путешествие в Пустозерск?

Пишите. Ваш (подпись)

P.S. Еще одно замечание.

На стр. 5, строка 7-я сверху «перепечатка» но лучше сказать:

«перепечатки отдельных мест» или «перепечатки отрывков», а то получается впечатление, что перепечатаны все сочинения, целиком (25).

20.

Москва, 13/X-1952 г.

Уважаемый Владимир Иванович!

Прошу извинить меня за промедление с ответом (был болен). Книгу и открытку получил своевременно, за что благодарю от души.

«Отклик» написал и отправил в «Лит. Газету». В начале октября получил ответ, что он (отклик) направлен редакцией к Вам (в Институт).

Уваж. Вас (подпись)

Письмо В.И. Малышева

Дорогой Петр Иванович!

Пользуясь тем, что X т. немного задержался с отправкой в издательство, я вставил в него посылаемый Вам кусок. Думаю, что если он пройдет, то будет небесполезен для науки. Прошу Вас просмотреть его внимательно и скорее вернуть мне обратно. Воспроизведения я давал лишь самые хорошие. Я знаю статью Ф.Е. Мельникова о картине Вещилова («Церковь» 1912 г.), но не указал ее по понятным причинам.

За все добавления к снимку буду Вам очень признателен…

26 /X (1953) Пишите (подпись)

На обороте письма:

Уважаемый Владимир Иванович

Возвращаю материал 16-го октября Петр Иванович скончался

31/X-1953 г.

А. Власова (26)

Примечания

1. Российская государственная библиотека. Отдел рукописей (РГБ ОР). Ф.246. К.123. Д.2.

2. Государственный архив Российской федерации (ГАРФ). Ф.601. Оп.1. Д.916. Л.314.

3. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой церкви. Барнаул, 1999. С.497; Трудно предположить, что Ф.Е. Мельников не знал, что П.И. Власов – сын священника о. Иоанна (Власова). Назовём некоторые ценные публикации в ж. «Церковь» (1913 и 1912 гг.), написанные на основе подлинных архивных документов и таким образом сохранившие потомкам материалы для истории старообрядчества: «Иерархи старообрядческой Церкви (от митрополита Амвросия до наших дней). Ч.1–3; статьи об истории Рогожского Богаделенного Дома (в том числе, касающиеся собственно Рогожского некрополя), «Рогожское кладбище в 1812 году», «О пребывании войск Наполеона на Рогожском кладбище» и «О старообрядцах-современниках 1812 года». Последними по времени были публикации в журнале «Голос Церкви» (1918 г.), «Памяти старообрядческого логофета», «Из первоначальной истории старообрядчества. Новооткрытые памятники».

4. Весенние 1918 г. курсы Старообрядческой Народной Академии по истории и культуре старообрядчества (Доклад, прочитанный на торжественном заседании учредителей академии 1 июля ст.ст. 1918 г. // Голос Церкви. М.,1919. №7–8. С.329.

5. Из письма П.И. Власова от 30.11.1940.

6. Власов П.И. 225-ти летняя годовщина протопопа Аввакума // Старообрядец. Н.Новгород, 1907. №4. С.448.

7. Малышева В.И. Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём 1917–1953 годов // ТОДРЛ. М.Л., 1954. Т.10. С.435.

8. ИРЛИ (СПб.). Рукописный Отдел. Ф.494. Оп.2. №306.

9. Там же. №5.

10. Бобков Е.А. О некоторых московских корреспондентах В.И. Малышева // Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования. ИРЛИ. Л., 1990. С.278.

11. Архив Федерального Агентства Морского и Речного транспорта (ФАМиРТ) г. Москва.

12. В сентябре 1918 г. Московский старообрядческий учительский институт был преобразован в 1-ю Московскую учительскую семинарию, на базе которой 30 сентября 1919 г. был открыт Московский центральный опытный педагогический техникум (МЦОПТ) им. Н.К. Крупской под наименованием 1-й Московский институт народного образования. Размещался в здании бывшего старообрядческого учительского института (Рогожский поселок). В начале июля 1928 г. МЦОПТ был переведен в г. Ростов Ярославской обл.

13. Видимо, имя сестры, проживавшей в Городце, Мария. О ней и её потомках ничего неизвестно.

14. Панченко А.М. Памяти Владимира Ивановича Малышева // ТОДРЛ. Л., 1976. Т.31. С.397.

15. Текст обведен простым карандашом и рукой В.И.Малышева сделана запись: «было составл.».

16. «Старообрядец» – старообрядческий церковно-общественный листок, издавался под редакцией И.И. Захарова в Петрограде с 28 мая 1917 г. В Государственной публичной исторической библиотеке есть только №5 от 24 июля 1917 г. (в РГБ нет вообще ни одного номера).

17. Кириллов И.А. Правда старой веры. Барнаул, 2008. С.238–242.

На с.242 (сноска 329): «Текст настоящего послания доставлен нам П.И. Власовым и с его любезного разрешения публикуется в полном виде впервые».

18. Слово пропущено в данном письме, но в следующем письме читаем: «Что слышно о статье о русских выдающихся женщинах прошлого». Установить название статьи не удалось.

19. Белая Криница.

20. Иоффе И.И. Русский ренессанс // Ученые записки Ленинградского Государственного университета им. А.А. Жданова. Серия филологических наук. 1945. Вып.9. С.250.

21. Малышев В.И. Заметка о рукописных списках жития протопопа Аввакума: (Материалы для библиографии) // ТОДРЛ. М.-Л., 1951. Т.8. С.379; В этой статье на с.398 В.И. Малышев пишет: «При подборе отзывов большую помощь оказали П.И. Власов, К.Д. Муратова и А.И. Груздев».

22. Иван Георгиевич Лакомкин – сын Георгия Ивановича Лакомкина (епископа Геннадия) и племянник епископа Геронтия. Преподавал в Ленинградском технологическом институте.

23. Речь о книге А. Пругавина «Раскол-сектантство».

24. Рецензия на «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. Издано под редакцией г. Тихомирова» есть только в ж. «Время», 1862, №12.

25. Далее на четырех страницах написаны Дополнения к статье В.И. Малышева «Библиография сочинений прот. Аввакума и л-ры о нем. 1917–1953» (рукопись). То есть это дополнения к рукописи статьи.

26. Александра Георгиевна Власова (1897–1975), жена Петра Ивановича Власова. Текст письма написан без знаков препинания.

© Анисимова В.Н.

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014