Тарасов Борис Юрьевич – к.и.н., публицист, член Международного Художественного Фонда.
Взаимные отношения староверов и системы государственной власти в России всегда привлекали к себе внимание исследователей. Признавая в целом противопоставленность древлеправославной среды правительству, указывали разные причины такого положения дел. Чаще всего истоки конфликта искали в социальной или религиозной областях, причем низводя последнюю почти исключительно к вопросу обряда.
Время с середины XVII в. и до середины ХХ в. действительно отмечено очевидным и неуклонным наступлением на традиционный уклад жизни, быт народа, духовную жизнь. При господстве крепостного права, сравнимого с рабством, грубо попираются социальные права коренного русского населения. Все это не могло не вызывать и вызывало протесты – восстания против угнетения, против духовного насилия. Наиболее ярко принципы и цели борьбы проявились в крестьянской войне под руководством Е. Пугачева, жаловавшего крестьян не только свободой и землей, но и «древним крестом и бородою». При этом следует признать, что, как ни тяжело приходилось под гнетом императорского режима, но насилие над гражданскими правами, свободой личности и православной культурой в советскую эпоху имело и вовсе необратимые катастрофические последствия для развития русского народа.
На этом фоне старообрядческая оппозиция заслуживает особого внимания. Именно последователи древлеправославия в отличие от казацких и крестьянских бунтарей, в отличие от участников антибольшевистской борьбы выступали не против конкретного правительства или проводимой им политики, но последовательно, на протяжении без малого трёх столетий отказывали в признании самой сути новой государственности, сформировавшейся в России на месте разрушенного реформами первых Романовых Московского царства.
Подтверждением отрицательного отношения старообрядчества именно к системе новой государственности, ее духу, может служить то обстоятельство, что ни введение единоверия, ни отмена крепостного права, формально снимавшие вопросы обряда и социального насилия, не привели к исчезновению староверия. Наоборот, древлеправославие расширяет в это время свое влияние и ряды последователей. Правда, тогда же происходит и раскол внутри одного из самых многочисленных старообрядческих согласий – поповства. «Окружное послание», вышедшее в 1862 году и подписанное московским архиепископом Антонием (Шутовым), выявило в древлеправославной среде группу лиц, склонных к явному сближению с официальной греко-российской церковью, готовых к декларации своей лояльности по отношению к правительству.
Это был не первый и не последний, но весьма характерный случай раскола внутри староверия по вопросам отношения к «внешнему» миру – господствующей церкви, государственной власти и российскому обществу в целом. Эти разногласия возникли с самого начала староверия и продолжаются всю историю его существования, причем как в «поповской» так и в «беспоповской» среде.
Со стороны государства – в лице церковных миссионеров, ученых, чиновников и общественных деятелей так же предпринимались попытки дать определенную характеристику староверию, как важному явлению российской действительности. И здесь закрепился противоречивый взгляд на проблему: от однозначного осуждения «раскольников» как антицерковного и еще шире – противугосударственного движения, до попыток использовать традиционализм староверов а также их влияние в народной среде для укрепления авторитета государственности.
Так или иначе, но разрешение проблемы часто принимало весьма драматичный характер, непременно сводилось в область политических оценок. Без всякого сомнения вина за это лежит, в первую очередь, на стороне государственной власти в России, которая была обременена явными признаками тоталитаризма как в дореволюционный период, так и в последующие времена, неизменно приравнивая проявления свободы совести в своих гражданах к антиправительственному мятежу с соответствующими репрессиями против «мятежников».
Вместе с тем очевидно, что политическое преследование староверия усложнило для изучения проблему взаимоотношений древлеправославных христиан и российского государства. Политические репрессии заслонили собой духовные истоки конфликта. Это приводит к тому, что ослабление карательных мер со стороны правительства заставляет некоторых исследователей, в том числе из древлеправославной среды, делать выводы об устранении вообще любых противоречий между староверием и «внешним миром».
Современный взгляд на взаимоотношения русского старообрядчества и российского государства представляет собой попытку рассмотреть проблему с учетом того опыта и знаний, которые накоплены за последние более чем три века существования русского церковного раскола. Конечно, заявленная проблема чрезвычайно обширна и не может быть исчерпана в рамках одного доклада. Цель данной работы – обобщить основные точки зрения и наметить возможные направления для дальнейших исследований по данной теме.