Безгодов Алексей Александрович – заместитель председателя Культурно-Паломнического Центра им. протопопа Аввакума
«Путинская вера».
Староверы часовенного согласия в Верхокамье к началу XXI в.
По свидетельству синодальных миссионеров А. Луканина и Палладия (Пьянкова), старообрядчество в Верхокамье распространялось с конца XVII в. После разорения скитов на р. Керженец, новые группы староверов двинулись на восточные окраины государства. В середине 19 в. об этом писали так: «,,раскол“ принесли в Пермскую землю /.../ беглые стрельцы, основавшие в Верхокамье скиты по рекам Сепыч, Сабанец, Лысьва и Очёр. Среди стрельцов лица родовитые и сановитые» (1).
В то время, как в северных районах Верхокамья, в начале XVIII в. установилось влияние Выговской обители в Поморье, ставшим к тому времени крупнейшим духовным центром для староверов-безпоповцев (поморцев) (2), в южных районах такое влияние стали оказывать беглопоповцы.
Можно предположить, что беглопоповцы-софонтиевцы (3), в Верхокамье появились после разорения Керженских скитов учиненных нижегородским еписокопом Питиримом. Руководителем уральских старообрядцев в эти годы становится священноинок Никифор. В 1720-х гг. многие старообрядцы вслед за своими духовными лидерами переселялись из Керженского Поволжья на Урал (4). В 1723 г. собравшиеся на Урале и в Сибири беглопоповцы провели один из первых своих Соборов (Ирюмский) (5), на котором произошло объединение многих местных обществ в единое согласие. Собором было решено: «принимать никониан через проклятие ереси», то есть не крестить, так же не перекрещивали и представителей других старообрядческих согласий. Подвергали крещению только таких представителей официальной церкви, которые до присоединения к старообрядчеству были крещены обливательно (так называемых «обливанцев»).
Последователей этого согласия часто называли «стариковцы» (6), а так же «кержаки» (7), причём последнее наименование через некоторое время стало общераспространенным среди старообрядцев различных согласий по всему Уралу и Сибири. В Верхокамье часовенные известны под разными именами, такими как Путинская вера (от с. Путино), Стариковцы, Ополóсканцы (8), Кержаки. Но сами себя они называют, как правило, часовенными и даже старообрядцами не называют, к примеру уральские часовенные предпочитают именоваться «православными христианами временно не имеющими священства» (9).
В XIX в. Верхокамские часовенные проживали в южных волостях Оханского уезда Пермской губернии (в пределах Верхокамья это Путинская, Вознесенская, Токаринская, Очерская и др. волости). В 1830-е годы в правление императора Николая I усиливается давление на старообрядцев, принудительно вводится так называемое единоверие (10). Не обошла эта политика и староверов-часовенных, которые так же подверглись записи в единоверие (11). Во второй половине XIX в. среди часовенных Верхокамья началась активная проповедь поморских и белокриницких начётчиков, что привело к значительному сокращению представителей этого согласия. К белокриницкой иерархии, из часовенных Верхокамья особенно активно присоединялись представители купечества и население заводских поселков Очерской волости (12). К началу ХХ в. часовенные поселения в Верхокамье оказались в основном между поморскими деревнями с центром в с. Сепыч и белокриницкими с центром на Очерских заводах. В итоге образовалась некоторая контактная (переходная) зона между белокриницкими поповцами и поморскими безпоповцами, причём не только в географическом плане, но можно сказать и в идеологическом. Возможно именно это положение позволило законсервировать ситуацию и сохранить часовенное общество в Путинской волости почти без изменений вплоть до конца ХХ в.
По воспоминаниям некоторых жителей Путино, в первой трети ХХ в. в окрестностях села находилось несколько часовен, где проходили службы, обучали детей Закону Божию и проживали старцы (возможно иноки), однако все они были закрыты к середине 1930-х гг. (13). В этот период из архивных документов только в Верещагинском районе нам известно более 10 общин и групп часовенного согласия (14).
В 1930 г. в докладе новообрядческого священника из с. Путино – Матфея Казанцева упоминаются следующие общины стариковского (часовенного) согласия находящиеся в Верещагинском районе:
В Томашевском с/с в деревнях: Федяшино, Пригоды, Петрухино, Кошки, Карачата, Томаши.
В Путинском с/с в деревнях: Баракина, Кузнецово, Шаврино. А так же большая община действовала в самом с. Путино, в котором моленная была закрыта в 1929 г., а последним наставником служил Кузнецов Лазарь Агапович. Всего в этих общинах упоминается только 2 наставника, в остальных служили женщины (15).
В послевоенный период молитвенные собрания проходили исключительно только по частным адресам, молодёжь выезжала в города, постепенно в общинах из активных прихожан остались только люди преклонного возраста. В эти годы вероятно имели место присоединения к часовенным местных представителей белокриницкого согласия, оставшихся после закрытия церквей без священнического окормления, но на общей ситуации это никак не отразилось.
В последней четверти ХХ в. в верхокамском старообрядчестве стали происходить процессы, которые приводят к изменению не только своеобразного быта и традиционной культуры сложившейся здесь и сохранявшейся в течение последних веков, но существенно стала меняться и конфессиональная ситуация в регионе. Коллективизация, укрупнение населенных пунктов и другие инициативы властей в течении всего ХХ в., привели к большим передвижениям населения, что так же способствовало разрыву связи поколений. Старики, умирая, ничего не передавали внукам, и молодое поколение всё дальше отходило от традиционной жизни своих предков. Численность часовенных в Верхокамье за последние 20 лет сократилась в разы и в настоящее время они находятся на грани полного исчезновения. Общим отрицательным фактором является возрастающая секуляризация общества и, как следствие, сокращение числа активных прихожан. Заметным обстоятельством стало перемещение активности религиозной жизни из сельской местности, где остается все меньше жителей, в большие села и города.
Интересным является ещё и тот факт, что в отличии скажем от начала ХХ в., когда активно шла работа старообрядческих начетчиков, в наше время изменение конфессионального положения в Верхокамье происходит без какой либо активной полемики между старообрядческими согласиями. Это говорит, прежде всего об упадке традиционной культуры и потери исторической памяти у современных представителей старообрядчества. Важным фактором выбора «веры», становится бытовой вопрос, от понятия «здесь проще» до наличия церкви поближе, в тоже время выросли и запросы таких прихожан, в моленный дом, а тем более по частным адресам молодежь ходить уже не желает. Часто смена конфессии обусловлена смешанным браком, которых в настоящее время становится весьма много. Присоединения беспоповцев (в том числе и часовенных) происходят через так называемый «чин довершения» (16), однако на практике он совершается не всегда.
К 1990-м гг. в Верхокамье часовенные проживали в основном в Путинском и Бородулинском сельских советах Верещагинского района, а так же малые группы на западе Очерского района. К этому времени они окончательно утеряли связи со своими единоверцами, как в Пермской области, так и в других регионах. Среди них практически не осталось грамотных знатоков ведения службы.
Начиная с конца 1980-х годов участились переходы часовенных к поповцам, особенно этот процесс усилился в результате активной миссионерской деятельности белокриницкого священника из Верещагино Валерия Шабашова. При его непосредственном участии в с. Путино началось строительство белокриницкой церкви, которое стало решающим для многих местных часовенных (17). Под влияние попала и старшая наставница местных часовенных (Обухова Матрена Федоровна), которая передала во вновь построенную церковь все общинные книги и иконы. Сюда же, в белокриницкую церковь стали ходить на службу и другие часовенные, однако через какое то время некоторые снова стали молиться самостоятельно, мотивируя это тем, что «в церкви молятся немного не так и поклоны не всегда совпадают» (18).
Переход основной части часовенных в поповское согласие, подтолкнул некоторых оставшихся к поискам «своих» и возможности самоопределения, однако сложности возникли ещё и в том, что даже старшее поколение уже не может точно определить свою принадлежность к какому либо согласию, часто называя себя принадлежащими к «путинской вере» (19).
На рубеже 1990-х и начала XXI в. группа часовенных посещала службы проводимые поморцами в деревнях Паклино и Кривчаны, а так же ездили на беседы к поморцам в Сепыч и Верещагино (20). Но, не смотря на большое сходство в богослужебной практике, молиться вместе им не позволяли, причиной тому были некоторые вероучительные расхождения. Так же отмечены случаи, когда часовенные обращались к поморцам для совершения крещения своих детей (21).
Таким образом, по нашим данным на территории Верхокамья небольшая часовенная группа осталась только в с. Путино, кроме этого ещё в некоторых деревнях продолжают молиться по домам последние представители старшего поколения.
В настоящее время наиболее крупная община часовенного согласия имеется в Перми (в Балатово). Община владеет молитвенным домом, служба и требы регулярно совершаются двумя наставниками.
Луканин А. Беспоповцы поморского толка в Оханском уезде Пермской губернии // Пермские епархиальные ведомости. 1868. №14, 15, 16.
2. Староверы-безпоповцы (поморцы) – старообрядцы которые после смерти последних дораскольных священников стали безпоповцами. В сложившейся ситуации руководить службами и всей духовной жизнью общины стали выборные старцы – наставники. В Верхокамье представители поморского согласия именовались «даниловцами», а позже «деминцами» и «максимовцами». В настоящее время в качестве самоназвания употребляется термин «кержаки». Центром поморцев в Верхокамье было с. Сепыч.
3. «Беглопоповцы-софонтиевцы» – сторонники инока Софонтия (Софония), который возглавлял старообрядческие скиты и поселения в Керженских лесах. В 1710–1720-х гг. во время репрессий нижегородского архиепископа Питирима софонтиевцы стали переселяться на Урал и далее в Сибирь.
4. Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на Востоке России в XVIII–XX вв.: проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002.
6. «Стариковцы» – такое самоназвание (или наименование) произошло по причине того, что за редкостью беглых священников службы у них проводили выборные старцы. В настоящее время такой вариант самоназвания сохраняется у некоторых часовенных Урала и Сибири.
7. «Кержаки» – этим термином называли старообрядцев переселявшихся с р. Керженец, что в Нижегородских пределах.
8. «Ополосканцы» – так со слов поморцев в Верхакамье называют тех, кто не сохраняет свою посуду от замирщения, а только лишь ополаскивает чашку после того, как из нее пил мирской.
9. Со слов Василия Васильевича Зайцева (г. Ревда, Свердловская обл.), старшего уральского наставника (часовенных). Записано в 2005 г.
10. Единоверие – объединение старообрядцев, которые по правилам митрополита Платона при сохранении старообрядческой обрядности присоединялись к господствующей Греко-российской церкви. Как правило, такие присоединения имели принудительный и даже насильственный характер, а само единоверие рассматривалось как переходный этап в деле полного присоединения к новообрядчеству. Единоверческие приходы пользовались некоторой автономией и подчинялись напрямую епархиальному архиерею.
11. Чагин Г.Н. Заселение и хозяйственное освоение Верхокамья в конце XVIII–первой трети XX века // Мир старообрядчества: Живые традиции. М., 1998.
12. Безгодов А.А. Староверы Верхокамья: исторический обзор и современное положение старообрядческих согласий. // Пережитое и настоящее староверов-беспоповцев Верхокамья. (под ред Н.В. Литвиной). В печати (название книги условное).
13. Со слов Носковой Марьи Яковлевны (с. Путино), записано в 1998 г. и Петровых Нины Еремеевны (с. Путино), старшей путинских часовенных, записано в 2000 г.
14. Государственный архив Пермской области (ГАПО). Ф. р-1. Оп.1. Д.119. (Доклады и рапорты благочинных в Пермское епархиальное управление о наличии сектантов и старообрядцев в их округах).
15. Там же. Д.119. Л.16, 18.
16. Чин довершения – особый чин, при котором переходящий в белокриницкое согласие и имеющий трехпогружательное крещение ставится в некоторую емкость (тазик) с водой и над которым вычитываются некоторые молитвы и совершается миропомазание.
17. Кроме белокриницкой церкви в Путино, в Пермской области были построены ещё церкви в районах проживания часовенных старообрядцев. В итоге можно предположить, что в скором времени на западе Пермской области часовенное согласие прекратит свое существование.
18. Со слов Петровых Нины Еремеевны (с. Путино), старшей путинских часовенных. Записано в 2000 г.
19. Собственные полевые записи 1999–2006 гг.
20. Со слов Чехланцевой Анастасии Тихоновны, (д. Паклино, г.р. 1930 - ум. 2007 г.), духовницы кривчанского дёминского собора. Записано в 2006 г.