Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Музей истории и культуры старообрядчества > Материалы Х Международной конференции 2011 г. > Хирьянова Л.В. Основные этические категории старообрядческого мировозрения

        Хирьянова Людмила Васильевна - К.ф.н., ст. преподаватель кафедры социальной работы и психологии Белгородского университета кооперации, экономики и права.

Аннотация. В статье анализируется этико-аксиологический комплекс старообрядчества. Исследованию подвергаются этно-локальные группы староверов, дислоцирующиеся на территории Белгородского региона (старообрадцы-беспоповцы Поморского согласия, старообрядцы-поповцы Белокрицкой иерархии, старообрадцы-часовенного согласия, вернувшиеся в Россию из Латинской Америки). Для решения задач исследования используется такой метод как интервью. В качестве информаторов привлекаются люди пожилого возраста как активные носители доктринально-ценностных норм и традиций.

Формирование этнического самосознания и национального чувства российского общества, без которых невозможен выход из современного духовного и социокультурного кризисного состояния, требует целостного осмысления проблем христианской этики. Старообрядчество, являясь «носителем христианских идей» (1), основательно зафиксировало кодекс нравственных критериев и этики русского народа: нравственные нормы, принципы, ценности, моральные добродетели, нравственный идеал.

Этические проблемы в старообрядчестве (о происхождении и сущности нравственности, о нравственных качествах человека, о добре и зле, о долге, чести, совести) анализируются через призму и содержание христианско-православного учения.

Методология исследования старообрядческой этики, включает:

– анализ основных категорий этики как философской науки (понятие о смысле жизни, месте человека в мире и т.д.);

– осмысление положений христианской этики: о греховной природе человека, необходимости спасения через веру в Бога и т.д.;

– рассмотрение моральных ценностей семьи;

– изучение трудовой этики.

Отправной точкой старообрядческой этики является представление об испорченности и падшести человеческого естества в результате первородного греха. Обратимся к воззрениям представителей старообрядческих общин: «Грех с давних времен пошёл» (Прасковья Григорьевна, г. Белгород, 2009 г., поморское согласие). «Первородный грех считается, когда Господь сказал, от этого дерева, чтобы не ели - это считается, как пост. Адам и Ева не выдержали этот пост» (Тарасова Е.Т., 1940 г.р. с Кошлаково Шебекинского района Белгородской обл., 2010 г., поморское согласие).

Сущность греха содержится в непослушании воле Божией, в нарушении заповедей: «Грех, когда мы не выполняем Божии законы. Ну, например, слушать бесовскую музыку, ходить в театр, слушать нецерковные песни – грех» (Кизилова Т.Ф., 1926 г.р. г. Шебекино Белгородской обл., 2008 г., поморское согласие). «Нарушаешь заповеди – вот и грех» (Прасковья Григорьевна). «Грех для всех единый. От греха – вот и грех. Самый опасный грех: не убий, не осуди, детей нельзя на исповедь не спрося вести: не убила ли, не подожгла ли кого, не желала ли смерти, аборты не делала? Это очень большие грехи. Исповедаться надо, отбывать надо - накладывают за грехи». «Если примерно, женщина делает аборты, пьёт, курит, волос подстрыгает, и много, много больших грехов, и вот она грешница получается и незаконно живёт, надо, если замуж выходят, венчаться обязательно, надо все заветы выполнять Божьи, людей обижать нельзя, постничать надо» (Долгополова З.А., г. Белгород, 2009г., поморское согласие). «На каждом шагу грех. В уме, помышлении и то грех. Ты плохо сделал - грех. Душе своей плохо сделал» (Тарасова З. М., 1941 г.р. с. Кошлаково Шебекинского района Белгородской обл., 2008 г., поморское согласие).

Грех, или моральное зло имеет обнаружение в неправильных поступках, в недолжном поведении по отношению к людям. «Грех это то, что делаешь во вред человеку. Поступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Даже сам Господь смотрит на наши грехи. Помните, как строился Вавилон. Мы не видим Господа Бога на земле, а Он нас видит. Един Бог без греха (Долгополова З.А.). Морально-этический императив старообрядчества: относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

Полевые материалы дают возможность увидеть, что староверы делают акцент на необходимости безропотного перенесения страданий, посланных Богом для испытания прочности веры и очищения от греха: «Обычно надо чтоб за грехи свои человек поболел, пострадал». «За грех наказывает Господь. Дети грешниками не считаются. Например, если родился ребенок слепым, это не наказание за грехи родителей, а это на уверенье, что Господь его воскресит» (Рябцева О.М. 1928 г.р. с. Кошлаково Шебекинского района Белгородской обл., 2008 г., поморское согласие). Как писал французский историк Леруа-Болье, «Русский народ – один из тех немногих народов, которые любят сущность христианства, крест, он не разучился ценить страдание; он воспринимает его положительную силу, чувствует действенность искупления и умеет вкушать его терпкую сладость» (2)

Источником нравственности является – Богочеловек, совершивший подвиг самопожертвования, доказав тем самым свою величайшую любовь к людям. Исус Христос сошёл с небес на землю, родившись как человек, чтобы научить людей праведной жизни, принять на себя их грехи и умереть мученической смертью на кресте. «Исус Христос пришёл на землю для спасения мира. Он пошёл на муку. На муку пошёл ни за что, чтобы мир спасся. Сколько Его мучили» (Екатерина Алексеевна 1938 г.р., с. Кошлаково Шебекинского района Белгородской обл., 2008 г., поморское согласие).

Старообрядцы говорят о соблюдении нравственных заповедей, данных человеку Богом, главным содержанием которых является любовь к ближнему, проявление милосердия и сострадания. Они культивируют такие этико-аксиологические детерминанты как смирение, послушание, покаяние, прямо ведущие к спасению в Боге. «Самый короткий путь к Богу – это уважать всех людей, всех любить, независимо какой веры, какого положения, тогда спасемся. Любовь – есть Бог. Главное не обижать никого, не унижать никого и всегда думать, что я самый грешный на земле и больше всех у меня грехов. И ни когда не перед кем не возноситься, а всегда перед самыми слабыми, перед самыми бедными, перед самыми униженными, унижать себя, одним словом, быть смиренным. Смирение – есть больше всех добродетелей. Когда человек смиряется, то с ним Бог» (Тарасова Е.Г., 1930 г.р., г. Белгород, 2008 г., поморское согласие). Смирение выступает здесь как важнейшая этическая категория: «Смирение первым делом, не болтать что попало, не сердиться ни на кого, терпеть, Бога славить – спасение будет» (Килин Ф.С., 1941 г.р., с. Кошлаково Шебекинского района Белгородской обл., 2009 г., часовенное согласие). «Наша религия призывает нас к порядочности, любви друг к другу, к уважению, не оскорблять друг друга. И самый большой грех осуждение. Вот нам сейчас наставник рассказывал, что если человек согрешил, ну мало ли что случается с нами. И вот мы его осуждаем и тем самым оскорбляем его и себя. А ему надо посочувствовать» (Долгополова З.А.). «В нашей вере нельзя подраться, оскорбить друг друга, посплетничать. Выполняйте заповеди и будете спасены. Не осуждайте, не прелюбодействуйте» (Прасковья Григорьевна, г. Белгород, 2008г., поморское согласие).

Старообрядчество учит о необходимости участия в богослужебно-обрядовой практике для будущего спасения. «Седьмой день – воскресенье – отдайте Богу. Придите на службу, постойте, отдайте эти 2 часа Богу» (Прасковья Григорьевна).

Этика староверов, существующая в контексте традиционных форм жизни, пронизана обращениями к совершению добрых дел – милостыни, пожертвований, благотворительности, активного участия в жизни церковной общины. «Первая церковь, которая в Киеве была построена, называлась Десятинной, т.е., все, что мы зарабатываем, десятую долю, мы должны отдавать на храм» (Долгополова З.А.). «Обязательно надо милостыню подавать, на храм подавать. Добрые дела спасают человека. Молитва и милостыня – это два крыла, которые до Бога долетают» (Тарасова Е.Г.).

Особая роль в старообрядчестве отводится деонтической или «законической» этике. Если мужчина бреет бороду, курит табак, женщина ходит без платка, пользуется косметикой, значит, происходит сопричастность греху. «Мужчина обязательно с бородой, так положено. У нас без бороды не отпевают даже» (Екатерина Алексеевна). «Надо девушкам с волосами ходить, волосы не стричь, не красить» (Прасковья Григорьевна) «Грех большой краситься, волос подрезать. Рукав длинный, с крестиком обязательно. Нужно покрываться платком. В храм придёшь, надо - юбка длинная» (Крюкова М.Т.,1929 г.р. г. Белгород, 2007г., поморское согласие). Кроме того, греховным считаются: троеперстие, совершение богослужений по «новообрядческим» книгам, пропуск в восьмом члене Символа веры слова «истинный», пение трегубой «аллилуйи», новая интерпретация имени Христа – Иисус (вместо старой – Исус) и т. д. Староверы свидетельствуют: «Троеперстие это грех» (Лукьянчиков А.В., 1982 г.р., г. Белгород, 2007 г.).

Семья в старообрядчестве является организующим началом, носителем глубоких традиций, хранительницей духовного опыта предшествующих поколений, самым эффективным механизмом трансляции конфессиональной культуры. «Через обычай человек идентифицирует себя со своим народом, вводится в свой род, ибо обычай - дух народа, его дела... Свою духовность мы получаем от предков. Она заключена в обычаях и преданиях» (3). Методы и средства воспитания в старообрядческой семье определяются требованиями, основанными на канонах религиозной этики. Цель воспитания – формирование духовно-нравственных качеств, ценностных норм, установок, стереотипов поведения. «Дети в послушании должны жить. Молятся с 2 лет» (Килин Ф.С.). «В семье было по пятнадцать-семнадцать человек. Когда дети только начинают говорить их учат молиться, креститься с самого рождения - мать рукой младенца крестит» (Бебешко М. И., 1924 г.р., с. Ровны Вейделевского района Белгородской обл., 2010 г., белокриницкая иерархия). Ядром идеала воспитания является отношение к труду. «У нас с 10 лет дети работают, с 15 уже хорошо помогают» (Килин Ф.С.).

Нравственная ориентация занимает первостепенное место в трудовой деятельности старообрядцев, которые выработали свой идеал экономической этики, воплощенный в понятиях: долг, честь, жертвенность. Этико-трудовой кодекс старообрядчества предпринимательства можно объяснить стремлением к сохранению органической духовной связи поколений в сотериологическом контексте. «В сохранении традиции предприниматели-старообрядцы осознавали свое предназначение, в бережном отношении к заветам предков видели путь к спасению» (4). Ярким примером этико-деловой активности является деятельность белгородских предпринимателей – членов старообрядческих общин. Благотворителями Поморской общины, непосредственно участвующими в строительстве храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Белгорода выступили предприниматели-старообрядцы, внуки репрессированного в 1937 г. Афанасия Михайловича Тарасова, наставника старообрядческой общины села Кошлаково. Табличка на храмовых воротах свидетельствует: «В память раба Божьего Афанасия Михайловича Тарасова и всех пострадавших за православную веру Христову, с Божьей помощью и попечительством внуков Александра, Анатолия и всех благодарных потомков построен сей Храм в лето 2006 декабря месяца от Рождества Христова». За счёт пожертвований предпринимателя-старообрядца из поповской общины Белокриницкого согласия был отреставрирован Покровский храм села Ровны.

Итак, в системе моральных представлений староверов христианские идеалы, принципы и оценки занимают доминирующее положение и напрямую коррелируют с ортодоксальной формой этики. Старообрядчество в поразительной чистоте сохраняет основополагающие ценности и традиции русской культуры.

Примечания

1. Бернштам Т.А. Христианизация в этнокультурных процессах финно-угорских народов Европейского Севера и Поволжья (сравнительное обобщение) // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы. / Отв. ред. О.М. Фишман. Л., 1990. С.137.

2. Кологривов, И. Очерки по истории русской святости. – Siracusa, 1991. С.11.

3. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: 1999. С.44–45.

4. Расков Д.Е. Хозяйственная жизнь русского старообрядчества: Новаторство в рамках традиций // Вестник СПбГУ. Сер.5. 1999. Вып.3 (№ 19). С.69.

© Хирьянова Л.В.

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014