Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Музей истории и культуры старообрядчества > Библиотека > Лиепайская старообрядческая община (Латвия)

        
Из истории создания храма и Лиепайской старообрядческой общины

Во всем мире старообрядцев всех согласий осталось не более миллиона, как утверждает латвийский историк старообрядчества В.Никонов. Тем большую ценность имеют для сохранения истории и духовности русского народа, действующие старообрядческие общины. В Латвии традиционно староверческие поселения сконцентрированы в Латгалии. Но и в Курземе, западной части Латвии, уже более ста лет действует Лиепайская Поморского согласия старообрядческая община.

Старообрядческая община существует в Лиепае с 1906 года, когда в России был принят Высочайший указ о свободе вероисповедания.

17 октября 1906 года Либавская старообрядческая община обратилась в Курляндское губернское правление с заявлением:

«На основании Высочайшего указа ... честь имеем просить Губернское Управление зачислить в реестр надлежащим порядком нашу общину, именующуюся: Либавскою старообрядческою поморского согласия. Община признает духовных наставников. Деятельность община предполагает распространить на г. Либаву, порт Императора Александра III и крепость при г. Либаве на старообрядческом кладбище угол Лазаревской и Сеточной улицы на отведенном городской управой участке под постройку означенного храма, (который) построен на средства, пожертвованные общиною в 1906 г. Богослужения совершаются в означенном храме с 25 февраля 1907 года».

В прилагаемом списке значатся 68 членов общины. Нужно отметить, что все имена и фамилии - мужские, следовательно, в списке назван только глава семьи «с чадами и домочадцами», что увеличивает количество прихожан храма в несколько раз.

Создателем и первым председателем Либавской общины, возглавившим строительство Свято-Троицкого храма, был Антип Иванович Михайлов (1866-1956). Это был замечательный человек, крупный предприниматель, подрядчик строительства Либавского военно-морского порта. Благодаря ему, Либавские староверы сплотились, обрели молитвенный дом, духовного наставника, земельный участок для постройки старообрядческой церкви.

Антип родился семье Ивана Михайловича и Матрены Федоровны Михайловых -потомков первых переселенцев в Зарасайском районе Литвы - в 1866 году. Супруги владели в уездном городе Ковенской губернии Новоалександровске (тогдашнее название Зарасая) обширным земельным участком, который отец Ивана Михайловича купил у католического монастыря. На участке, ныне застроенном десятком домов, был разбит большой сад, спускавшийся к озеру, стоял просторный дом. Антип рано избрал самостоятельный путь. В молодые годы, освоив профессию строителя, он начал брать подряды, обзавелся в г. Гриве собственным домом. Прочно став на ноги, вступил в брачный союз с Ефросинией Васильевной Столяровой - дочерью зажиточного землевладельца из Лауцесской волости Илукстского уезда Курляндской губернии.

В первом десятилетии XX века Антип Иванович - подрядчик на строительстве Либавского (Лиепайского) военно-морского порта. Он застал в этом приморском городе порядочное число староверов, нуждавшихся в объединении, духовном окормлении, обретении молитвенного прибежища, поскольку для богослужений имелось всего лишь помещение в частном доме. Стараниями Антипа Ивановича была создана община, которая насчитывала почти 80 членов. Председателем общины, естественно, избрали А. Михайлова.

Внучатая племянница А. Михайлова Наталия Борисовна Ларикова сохранила ряд документов, относящихся к периоду становления Либавской общины. Среди них -следующее уведомление: «От Курляндского губернского правления объявляется председателю совета Либавской старообрядческой общины поморского согласия Антипу Михайлову, что губернатор, руководствуясь ст. ст. 29 и 33 отд. Именного Высочайшего Указа 17 октября 1906 г. изъявил согласие (1) на избрание Савелия Дмитриевича Зуева наставником Либавской старообрядческой общины поморского согласия и распорядился о внесении его в установленный реестр старообрядческих духовных лиц, настоятелей и наставников по Курляндской губернии. Гор. Митава, 22 августа 1907 г.».

Необходимо добавить, что Савелий Зуев в качестве наставника представлял Либавскую общину на съезде старообрядцев Северо-Западного края России, прошедшем в г. Вильне (Вильнюсе) 25-27 января 1906 г. Стало быть, он служил в общине, по меньшей мере, с конца 1905 г. и председателю общины, видимо, пришлось долго добиваться правового признания наставника.

Протокол общего собрания членов общины, состоявшегося 9 декабря 1907 года, дает представление о времени строительства храма, указывает на привлечение для оплаты строительно-отделочных работ личных средств общинников. Собрание рассмотрело, гласит документ, «приход и расход: по сооружению Св. Троицкого старообрядческого молитвенного храма, по содержанию молитвенного дома, бывшегов доме Ивана Клубникова и содержанию настоящего храма в течение 1906 и 1907 гг.» Собрание также приняло постановление о погашении долга поставщикам лесоматериалов, мастерам и возврате наличных ссуд, предоставленных членами общины Марком Колосовым, Петром Евсеевым, Кириллом Лисицыным, Савелием Абрамовым, Василием Волковым, Онисифором Колосовым, Антоном Забурдаевым, Никитой Фоминым, Иваном Ветловым. Наряду со строительством храма в бытность А.Михайлова председателем общины было по существу заведено и узаконено староверческое кладбище.

В начале 1908 г. в связи с отъездом из Либавы Антип Иванович сдал дела общины, о чем свидетельствует соответствующая «Опись». К Пасхе в общину пришло от А.Михайлова послание. Ответ был составлен в самых теплых выражениях. После троекратного « Воистину воскресе!» говорилось:

«Многоуважаемый Антип Иванович! В настоящий высокоторжественный праздник Светлого Христова Воскресения мы имели счастие получить от Вас письмо с поздравлением, которое было прочитано в молитвенном храме в первый день праздника после вечерни всему обществу, собравшемуся на вечерню. По прочтении письма все члены общины единогласно просили передать Вам сердечную благодарность и душевное пожелание о получении Вами от Господа Бога всего хорошего за Ваше усердие и попечение о молитвенном храме, который Вы не забываете. Кроме того, все общество единогласно просит написать и передать Вам благодарность за Ваши труды по постройке молитвенного храма, устройству и организации общины, которая благодаря Бога существует по настоящее время и заведенный Вами порядок во всем останется навсегда памятным и дорогим руководством в будущем как для нас, так и для потомков наших, у которых, как и у нас останется вечное воспоминание и признательность Вам как первому председателю общины, неутомимому деятелю и устроителю молитвенного храма и общины на окраине нашего обширного Отечества. Благодарные Вам - наставник С. Зуев и члены общины... Следует 14 подписей»

Дочь Антипа Ивановича - Феоктиста Антиповна - окончила в Даугавпилсе русскую женскую гимназию, затем богословский и философский факультеты Пражского университета. Защитив диссертацию на тему староверчества, получила степень доктора философии. Снискала известность неутомимого проводника ценностей древлеправославия, друга и воспитателя молодежи. Событием стал ее доклад на староверческом съезде в Даугавпилсе в декабре 1935 года. В связи с ее безвременной кончиной газеты писали, что ушла "редкая работница на духовно-просветительской ниве".

Новый храм Либавской общины получился на редкость красивым, был освящен во имя Святой Троицы и до сего дня он сохраняет свою уникальность, оставаясь единственным староверческим поморским храмом в Латвии, имеющим семь куполов.

Вот еще одно свидетельство об истории храма: «Часть моей жизни и жизнь моих предков была тесно связана с Либавским приходом, и я хочу поделиться как своими личными воспоминаниями о некоторых моментах истории общины, так и сохраненными в памяти рассказами моей матери о времени строительства храма и последующих годах.

Семья моего дедушки Елиазара Карповича Петрова была большой и в то время, примерно в 1909 -10 годы, жила рядом со строящимся Либавским храмом, куда дети бегали играть.

Мой дедушка был грамотным, глубоко верующим, религиозным человеком, всех своих детей воспитал в духе преданности Древлеправославию. У него было шесть дочерей, и всех он обучил церковно-славянской грамоте и богослужебному песнопению.

Дедушку Елиазара народ и прихожане общины звали Назаром Карповичем, какое-то время он служил наставником в Либавском храме и вместе со своими дочерьми, обученными премудростям церковной грамоты, совершал богослужения.

В1913 году дедушка купил небольшой домик и в одной из комнат обустроил домашнюю моленную для ежедневной молитвы, а в самом храме соборные службы проходили по воскресным и праздничным дням.

Нелегкие годы Второй Мировой войны вместе с жителями города испытали и староверы, почувствовав на себе все тяготы военного времени. Храм был закрыт, службы в нем не совершались, но душа верующего человека звала к Богу и требовала молитвы, ибо в молитве люди находили успокоение измученных душ и обретали надежду на скорейшее окончание войны.

С верой на восстановление мирной жизни в суровые военные годы желающие помолиться староверы нашли приют в нашем доме, куда собирались на молитву. Особенно много прихожан было на большие праздники. Дедушка служил не только соборные службы, но и исполнял требы прихожан: совершал бракосочетания, крестил, хоронил.

По окончании Великой Отечественной войны в храме возобновилось проведение соборных богослужений. Головщицей в обители служила моя мама, Александра Елиазаровна (Назаровна), обладавшая красивым и сильным голосом, а так же всеми необходимыми знаниями для проведения богослужений.

Мой дедушка, Назар Карпович умер в 1955 году. Чин погребения по рабу Божьему Елиазару в Лиепайском старообрядческом храме совершил наставник Рижской Гребенщиковской общины отец Трофим Каштальянов.

Со смертью дедушки храм остался без наставника, и место уставщицы, совершающей богослужения, заняла дочь покойного Елиазара Карповича, моя мама. Она до последних своих дней была предана родной обители, вознося в ней молитвы Всевышнему, беззаветно служила Лиепайскому храму.

Свою последнюю службу мама провела на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1984 году и через четыре дня мирно завершила свой земной путь, передала душу в руки Богу и отошла в Вечность. Все наши предки и усопшие члены нашей семьи покоятся на Северном кладбище города Лиепаи недалеко от входа в родной храм.

Таковы краткие моменты столетней истории Лиепайской старообрядческой общины и нашей семьи, жизнь которой неразрывно была связана с родной обителью с самого начала создания Лиепайского прихода Древлеправо славной Поморской Церкви»

«Вот что пишет старообрядческий календарь на 1939 год о Либавской общине:

Поставление в наставники П.М.Егорова

16 октября 1938 года в Либавской старообрядческой общине состоялось поставление Петра Михайловича Егорова в наставники упомянутой общины. Для совершения чина поставления в Либаву накануне прибыли Рижский наставник о. Лев Мурников, Прейльский наставник о. Михаил Власов, староста Рижской общины Д.Д. Михайлов с группой певцов-любителей. Встреченные на вокзале советом общины во главе с председателем Г.С. Птичкиным, гости провели вечер в беседе о подготовке к предстоящему торжеству.

В воскресенье рано утром началось служение о. Михаила Власова в сослужении с Львом Мурниковым и вновь поставленным Петром. За часами следовал чин поставления, который совершил о. Лев, как духовный отец поставляемого. С трудом сдерживая слезы, Петр читал полагающиеся по уставу молитвы. Строго звучали слова поучений, обращенные к новому наставнику его старшими руководителями...

Господь да поможет новому и молодому труженику на тяжелом пастырском пути. От души пожелаем общине, чтобы в ней всегда пребывал мир и любовь, чтобы храм божий стал тихим пристанищем, чтобы всегда возносилась в нем молитва верующих». В 1939 году Либавская община насчитывала 180 членов. Это была одна из самых малочисленных общин Латвии, особенно в сравнении с многочисленнными общинами Латгалии, где количество членов некоторых общин превышало две и даже три тысячи человек. Тем не менее, все годы, прошедшие с тех пор, даже во время Второй мировой войны, община продолжала существовать.

Так выглядела Либавская община в конце 30-х годов XX века. Снимок из личных архивов сделан на крыльце Лиепайского Свято-Троицкого храма старообрядческой общины 17 октября 1939 года.

В настоящее время Лиепайская староверческая община также немногочисленна, как говорит ее председатель Харитина Меркурьевна Красильникова, активными членами ее являются чуть более трех десятков человек.

В начале нового XXI века Лиепайская община отметила свое столетие.

«11 июня 2006 года в День Святой Троицы в Лиепайском храме состоялась соборная служба, посвященная 100-летию общины. Из Рижской Гребенщиковской общины в Лиепаю для совершения богослужения прибыл о. Михаил Александров в сопровождении молодых причетников Виктора Иванова и Елены Юпатовой. Служба прошла торжественно и слаженно, к сожалению, силами лишь двух рижских причетников. В храме ощущалась праздничная торжественная атмосфера. В заключение состоялся крестный ход вокруг храма, старожилы говорили, что крестного хода не было с 30-х годов XX века». Было много поздравлений и подарков. «После этого состоялась братская праздничная трапеза... Было много воспоминаний о прошлом общины, о людях, которые строили храм и людях, сохранивших храм в годы лихолетья...»

«И сейчас Лиепайские старообрядцы не забывают тех, кто воздвигал и содержал этот храм во славу Божию. На каждой родительской панихиде поминают имена тех, кто был неравнодушен к судьбе храма. И это необходимо для осмысления прожитого, как напоминание о пути к истине, как память о выборе религиозно-нравственного закона нашими отцами, дедами и прадедами, как постоянная забота о главной цели христианина спасении человеческой души. Лиепайские староверы сумели сохранить свою веру, русский язык и традиции, невзирая ни на какие политические режимы», пишет Харитина Меркурьевна Красильникова нынешний Председатель Лиепайской старообрядческой общины.

Когда, сто лет назад, община получила в свое распоряжение территорию для застройки, то это был голый участок скудной приморской песчаной земли. По периметру участка после постройки храма были посажены деревья, многие из них сохранились до настоящего времени. Храм окружают отеческие могилы, много родных для прихожан людей покоится тут: семьи Волковых, Назаровых, Федичевых, Коноплевых, Птичкиных, Ершовых. Вся южная часть Лиепайского Северного кладбища представляет собой мемориальный комплекс, по которому можно изучать историю Древлеправославной общины нашего города.

В настоящее время председателем Совета Лиепайской старообрядческой общины избрана Харитина Меркурьева Красильникова, которая происходит из потомственной староверческой семьи. Ее дед и отец верно служили Лиепайскому Свято-Троицкому Храму.

«Мы не должны забывать нашу культуру, корней наших предков. Наши предки оставили нам ценное богатство - Свято-Троицкий Храм. Самое главное, нужно было привести фасад и крышу церкви в достойный вид. Делая все это, с гордостью осознаешь, что наследие наших предков сохранено и преумножено на процветание древлеправославия. Нам же нужно быть благодарными и с Божьей помощью сохранить все для потомков. Уповаем на Божью помощь в будущем», - пишет Х.М. Красильникова. И под ее руководством храм постепенно возрождается. В 2007-2009 годах восстановлены снесенные ранее печи, установлена сигнализация, обновлен фасад здания, отремонтирована крыша, реставрированы купола и установлены новые дубовые кресты. После долгих лет, во время которых Лиепайский Свято-Троицкий храм не ремонтировался, отрадно видеть его обновление.

Богослужения в храме проводит о. Михаил Константинович Александров, представляющий Рижскую Гребенщиковскую общину.

Родился о. Михаил в Даугавпилсе в семье верующих христиан, крещен в Фордштадской моленной г. Даугавпилса. С 1976 года жил в городе Ливаны, работал на стекольном заводе. С1987 года стал посещать Гайковский молитвенный храм, наставник которого, о. Климент Феофилактович Тришкин и обучил Михаила церковнославянской грамоте.

В 1990 году Михаил Александров поступил в Рижское духовное училище, окончив его, остался в Риге. С1994 по 1996 год исполнял обязанности наставника Краславской общины по просьбе ее прихожан.

19 мая 1996 года после соборной службы в Лиепайском храме состоялось благословение Михаила Константиновича Александрова в духовные наставники. При благо-славении присутствовали наставник Даугав-пилсской Нидеркунской общины о. Леонтий Андреевич Болдавешко, наставник Елгавской общины о. Трифон Васильевич Кустиков и наставник Данишевской общины о. Сергий Артемьевич Андреев.

При благославлении было оговорено, что Михаил Константинович сможет вести богослужения и в Рижском Гребенщиковском храме. Несколько позже о. Михаил был также избран наставником Гребенщиковского храма.'

Отца Михаила очень любят и глубоко уважают прихожане Лиепайской общины. Он скромен, добросердечен, внимателен к нуждам верующих христиан. Но храм должен быть открыт постоянно. Только это по-настоящему оживит жизнь общины. К сожалению, Лиепайский Свято-Троицкий храм не имеет постоянного наставника. Богослужения проводятся только в те дни, когда о. Михаил Александров приезжает из Риги.

Поэтому в Центральный Совет Древле-православной церкви было направлено соответствующее обращение с просьбой помочь Лиепайской общине в обретении постоянного наставника.

Харитина Меркурьевна Красильникова надеется, что возобновит свои занятия Воскресная школа, в которую приглашаются все желающие без возрастного ограничения. Занятия в воскресной школе будут вести профессиональные педагоги. «Задача школы -не только научить читать и писать на церковнославянском языке, разъяснять правила нашей веры, но и научить отличать добро от зла, понимать и противостоять дурному влиянию современной жизни. Учащиеся смогут не только посещать занятия, которые планируется проводить по воскресениям, но и принимать активное участие в духовных мероприятиях. В конце учебы воспитанники Воскресной школы будут награждены дипломами и возможно станут причетниками нашего храма или певчими молодежного хора «Воскресение», дает информацию Совет Лиепайской старообрядческой общины.

Решением Министерства Финансов ЛР за №36 от 30.01 2008 года Лиепайской старообрядческой общине присвоен статус благотворительной организации. А Указом Министерства культуры ЛР №8672 от 12 мая 2008 года храму присвоен статус архитектурно -исторического памятника.

К столетию Лиепайской старообрядческой общины ей была вручена Почетная грамота ДПЦС (Древлепавославного Церковного Собора).

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014