В советское время в Министерстве культуры существовала четко разработанная система учета не только музейного фонда, но и памятников истории и культуры, не включенных в фонды музеев, архивов и библиотек. Система настолько правильная и четкая, что до сих пор поражает своей продуманностью. Однажды, работая в архиве Минкультуры, я наткнулась на паспорт иконы, происходящей из Покровской старообрядческой церкви г. Минусинска Красноярского края. Икона располагалась слева от Царских врат.
Паспорт был составлен в 1988 году художником-реставратором высшей категории Г.С.Клоковой, фотография сделана Н.С.Моисеенко. Галина Сергеевна Клокова окончила Московское художественное училище памяти 1905 года и факультет теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. С 1965 по 1992 г. работала в ВХНРЦ имени И.Э.Грабаря в должности художника-реставратора. С 1978 по 2004 г. заведовала реставрационным отделением в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года. С 1993 г. по настоящее время заведует кафедрой реставрации факультета Церковных художеств ПСТГУ.
Мне посчастливилось сохранить ценные сведения об иконе Богоматери Знамение и донести их до старообрядчества в данном материале. О дальнейшем бытовании иконы мне ничего не известно.
Резная икона «Богоматерь Знамение» имеет не только точную датировку (1898 г.), но известно имя автора – инок Иероним. При описании икона не вынималась реставратором из киота, поэтому ее размеры даны «по стеклу» - 45х41 см, икона ковчежная. Поколенное фронтальное изображение «Богоматери Знамение» выполнено в технике низкого рельефа (резьба по дереву). Икона имеет паволоку. Роспись сделана темперой и твореным золотом по левкасу, света на иконе проработаны твореным золотом.
На лицевой стороне иконы мы видим поколенное изображение Богоматери Знамение, выступающее над фоном. Черты лица Богоматери, складки одежды, изображение Спаса Эммануила в овале в лоне Богоматери выявлено объемом. Руки Богоматери согнуты в локтях и подняты вверх, ладони раскрыты. На мафории на голове Богоматери и на плечах – рельефные многолучевые звезды. Нимб круглый с узкой полоской мелкого геометрического орнамента по контуру выходит на верхнее поле. Слева и справа от нимба, в фигурных, вытянутых по горизонтали картушах, надписи: слева «ЗНАМЕНИЕ», справа «ПРТЫЯБЦЫ». На груди Богоматери круглая сфера с фронтальным поясным изображением Эммануила. Правой рукой Эммануил благословляет, в левой руке, согнутой перед грудью, маленький, свернутый в трубку свиток. От фигуры Эммануила в сфере расходятся широкие лучи. Слева и справа от головы Эммануила в звездчатых картушах монограмма: слева «IC», справа «XC». Слева от головы Богоматери на фоне – серафим и буквы «MP» в фигурном картуше. Справа от головы Богоматери херувим и буквы «ƟƳ» в фигурном картуше. На нижнем поле иконы, в картуше со сложным геометрическим орнаментом вокруг, в две строки надпись: «НАПИСАНА СИЯ ИКОНА В ЛЕТО БЫТИЯ МИРА … ИЗУГРАФОМЪ ИНОКОМЪ ИЕРОНИМОМЪ». На боковых полях иконы расположено по четыре вертикальных клейма, причем верхние клейма имеют фигурное завершение. Слева на клеймах изображены (сверху вниз): Ангел Хранитель, Иоанн Богослов, Пафнутий Боровский (?), Евфимий. Справа (сверху вниз): Иоанн Предтеча, Иоанн Златоуст, святитель Никола, Андрей Юродивый.
Как видно на снимке, сохранность иконы не полная: есть мелкие утраты красочного слоя на изображениях глаз и левой брови Богоматери, утраты на нижнем поле иконы. Однако икона «прожила» без реставрации 90 лет (с 1898 по 1988 г.)! Историко-художественная оценка реставратора Клоковой однозначна: «Произведение является редчайшим образцом датированной и подписной резной иконы. В русском искусстве аналогичных памятников в настоящее время не выявлено».
Старообрядческая икона с конца ХХ века стала активно изучаться исследователями. Это позволило мне найти иконографический прототип резной иконы из церкви г. Минусинска. В каталоге уральской иконы опубликована живописная икона Богоматери Знамение (1801 г.) из частного собрания (1)(Рис.1), иконографию которой инок Иероним повторяет в технике резьбы по дереву. Однако нельзя утверждать, что это было «слепое» повторение. На мой взгляд, инок Иероним творчески подошел к созданию образа, соединив древнерусский образ Богоматери Знамение (до 1169 г.), происходящей из Новгорода (2) (Рис.2), и невьянский образ 1801 года. Мы смело можем повторить оценку Г.С. Клоковой, назвав минусинскую икону «редчайшим образцом датированной и подписной резной иконы», соединившей в себе традиции и новации, присущие старообрядческому искусству.
Примечания
1. Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XX в. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998. — Кат. № 66, стр. 157, цв. илл. на стр. 28.
2. Богоматерь Знамение. Двусторонняя икона. Оборот – апостол Петр и мученица Наталия. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород. Инв. 2175.