Данное издание подготовлено и осуществлено Миасской общиной Русской Православной Старообрядческой Церкви. Книга состоит из двух разделов, первый из которых – «История старообрядческой церкви» – представляет собой расширенный вариант-редакцию «Краткого очерка истории Русской Православной церкви», издававшегося ранее в Москве (в частности, в 1998 г.), и дополненного решениями Св. Синода 1929 г. и Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. о «клятвах на старые обряды и на придерживающихся их». Второй раздел – «Старообрядчество в Миассе» – посвящён этому крупнейшему центру Белокриницкого староверия в Приуралье. Краткие, но очень ёмкие очерки (авторы-составители В.Г. Ерёмин, А.С. Зенцов, Г.М. Наумова, В.В. Словцов; консультант – настоятель Покровского миасского храма о. Вячеслав Зобнин, он же автор предисловия), безусловно, заинтересуют читателя.
Севастьян Феноген. Сарикей. Бухарест, 1998
.
Сарикей – старообрядческое село в Румынии. Его истории и посвящена книга. Автор пытается проследить события с самых отдалённых времён, о которых дошли только легенды да редкие упоминания в записках путешественников. Поскольку предки жителей Сарикея (в переводе с турецкого это название означает «Жёлтое село») были старообрядцами, бежавшими из России в ХУП—ХУШ вв., С. Феноген коротко анализирует причины раскола в русской церкви. Но самое интересное в книге то, что относится непосредственно к селу, те исторические вехи, что оно прошло. Книга повествует о заселении Сарикея казаками-некрасовцами, об их взаимоотношениях с турками, а затем с румынскими властями.
В книге намечены актуальные вопросы, стоящие сегодня перед старообрядцами-липованами Сарикея, да и, пожалуй, Румынии в целом. Падение режима Чаушеску и перемены в Восточной Европе не могли не коснуться старообрядческих общин. «Полвека Светлого коммунистического общества или, вернее, коммунистической утопии не остались без следа на моральном облике целых поколений старообрядцев. Возможно, и были хорошие стороны в утопии, но моральный упадок в наших сёлах, как и во всех сёлах Румынии, нельзя объяснить иначе как подрывом традиций, а произошло это в период коммунизма». Последовавший затем рост националистических настроений не обошёл стороной старообрядческие сёла, где говорят по-русски. В современных условиях, считает С. Феноген, старообрядцам необходимо возродить традиционное производство в селе, чтобы уменьшить миграции за рубеж в поисках заработка, теснее сплотиться, сохранить русский язык.
Книга написана по-русски с параллельным переводом на румынский, включает фотографии, копии документов, библиографию.
Мельников Ф.Е. Современные запросы старообрядчеству. М., 1999.
Старообрядчество русского Севера. Москва; Каргополь, 1998.
Демкова Н.С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества: Материалы и исследования. СПб.,1998.
Исследования по истории книжной и традиционной культуры Севера. Сыктывкар, 1997.
Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996
.
В словарь «Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы» входят материалы по истории всех ветвей русского старообрядчества с 17 по 20 век. Словарь содержит сведения о вероучении различных согласий и биографические данные виднейших деятелей.
Рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся вопросами религии и истории.
Вознесенский А.В., Мангилев П.И., Починская И.В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701—1918). Материалы к словарю. Екатеринбург, 1996.
Преображенское. Буклет. М., 1995
Данный буклет подготовлен «Центром традиционной русской культуры «Преображенское», где работают историки, архитекторы, искусствоведы, артисты, писатели, художники, мастера прикладных искусств, философы и экономисты, — объединенные одним желанием: вернуть Отечеству древнейшие традиции национальной культуры,
возродить ее дух. Деятельность этой организации разворачивается на территории исторического места — села Преображенского. Здесь — обитель вековых традиций собранных и продолженных старообрядцами. Здесь — колыбель новой петровской России. Сейчас о прошлом Преображенского напоминают лишь названия улиц и два полуразрушенных монастыря. В буклете рассказывается о истории и реставрации старообрядческих монастырей, о восстановлении былой славы Преображенского.
Филатов Н. Ф. На родине огнепального Аввакума. Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. -63 с.
В книге изложены и обобщены извлеченные из памятников письменности сведения о нижегородских селениях Поповское, Григорово, Лопатищи и о Макарьев-Желтоводском монастыре XVII века, связанных с жизнью и деятельностью известного русского литератора и публициста протопопа Аввакума Петрова.
Крайне скудны наши знания о нижегородском периоде жизни писателя-публициста, признанного вождя старообрядчества в бунташный XVII век Аввакума Петрова, хотя именно «в Нижегороцких пределех» прошли детство и юность Вакушки, как звали его родные и близкие. Именно здесь трудно постигался смысл бытия, в первых столкновениях с людской душевной глухотой и неприятием его чистых помыслов креп дух Аввакума, формировался мир морально-нравственных ценностей. На Нижегородской земле Аввакум Петров стал тем, кем знает его русская история и культура — неистовым проповедником идей нравственного самоочищения от житейской «скверны», бескомпромиссным публицистом, объектом острой критики которого становились и миряне и, казалось, недосягаемые в своем величии царь-государь и патриарх.
Для Аввакума не существовало ни недоступных для критики тем, ни огражденных высшими социальными рангами власть имущих, которым бы он не дал при случае уничтожающих характеристик.
Но как вырос этот богатырь духа в сельской провинциальной глуши? Кто составлял окружение Аввакума сначала в Григорове, а затем и в Лопатищах? Кто был сотоварищем игр-забав подрастающего Вакушки? соседом-односельчанином по родительскому дому? Каково полное имя-прозвание родителей его и Анастасии Марковны, верной спутницы жизни Аввакума? Кто из мирских мудрецов-«филозофов», которыми так богата русская земля, наставлял его на путь дерзаний и поиска истины? Кто слушал первые проповеди молодого иерея? Какова роль Макарьев-Желтоводского монастыря в судьбе Аввакума? Какими, наконец, были села Григорово и Лопатищи на период жизни в них Аввакума?
Вопросы... вопросы... вопросы, без ответа на которые трудно представить в исторической достоверности жизнь огнепального Аввакума на земле его предков.
Прояснению их и посвящается настоящий рассказ, основой для написания которого послужили вновь выявленные в архивах страны документы.
Содержание
«Рождение же мое в Нижегороцких пределех…»
Григорово в конце XVI–первой половине XVII века
Лопатищи в конце XVI–первой половине XVII века
Под сенью Макарьев-Желтоводской обители
Нижегородские «боголюбцы»
Эпилог
Приложение: Новые документы XVII века, связанные с местами жизни Аввакума Петрова
История старообрядческой церкви. Краткий очерк. Москва, 1991.
Краткий очерк истории Русской Православной старообрядческой Церкви, составленный на основе сочинений Ф.Е.Мельникова. Издан Старообрядческой митрополией Московской и всея Руси.