Морохин Алексей Владимирович – к.и.н., доцент, зав. кафедрой историографии и источниковедения исторического факультета Нижегородского госуниверситета имени Н.И. Лобачевского.
Морохин А.В.
Ещё раз о самосожжениях нижегородских старообрядцев в 1670 – х гг.
Историкам известны сведения о самосожжениях нижегородских старообрядцев из ряда источников. Первую группу этих материалов составляют свидетельства современников. Среди них следует назвать протопопа Аввакума Петрова, отметившего в одном из своих сочинений: «А по Волге той живущих во градех и в селех и в деревенках тысяща тысящами положено под меч нехотящих принять печати антихристовы» (1). Представитель официальной «никонианской» церкви сибирский митрополит Игнатий в одном из своих посланий 1696 г. также отметил самосожжения нижегородских староверов в районе сел Княгинино и Мурашкино «в веси некоей… на гумне некоем, во храмине хлебнаго просушительства, сиречь в овине» (2).
Вторую группу источников о самосожжениях нижегородских старообрядцев составляют данные, содержащиеся в писцовом делопроизводстве. Впервые эти материалы ввела в научный оборот В.С. Румянцева. Исследователь опубликовала сведения о самосожжении в январе 1672 г. крестьян деревни Вармалей Терюшевской волости, в ходе которого погибло 67 человек. Как сообщал в Москву нижегородский воевода В.Ф. Постриков, крестьяне этой деревни «к церкви божии не приходят и пения церковнаго не слушают, и у домы свои священников ни с какою потребою не пущают, и иным многим крестьяном младенцов и к причастию их приносить возбраняют. И во всем на божественное писание и на церковь божию хулу возлагают». Неоднократные посылки для уговоров священников оказались безрезультатными – крестьяне не только не подпускали их к избам, но и не давали говорить. Когда же в деревню прибыли нижегородские стрельцы, крестьяне, не желая отказываться от своих убеждений, собрались и заперлись в избе, при этом «соломы и пороху и лну у них было принесено, и как у той ызбы учали дверь возсекать, и они сами себя в ызбе зажгли» (3). Позднее сведения о самосожжениях были расширены С.В. Сироткиным, выявившем данные о том, что ареал «гарей» охватывал не только Нижегородский, но и Арзамасский и Алатырский уезды. В мае 1675 г. массовая «гарь» произошла в д. Коваксе Тешского стана Арзамасского уезда, в ходе которой погибло 73 человека. Через месяц произошло самосожжение крестьян д. Пасьяновы. «Гари» в Арзамасском уезде продолжались и позднее, в 1676 и 1678 гг. По наблюдениям историка, одним из зачинщиков самосожжений был суздалец Иван Фёдоров, связанный с Керженцем. Он учил крестьян, что «кто де в нынешнее время на огни сожжетца, тот де примет венец и от той де…прелести и учения, в Арзамаском уезде многия крестьяня послушав на огни сожглись» (4).
Наконец, третью группу материалов составляют данные, содержащиеся в разных редакциях «Нижегородского летописца», который под 1672 г. зафиксировал: «в Нижегородском Закудемском стану во многих селех и деревнях крестьяня к церкви Божией не приходили, и пения церковнаго и таинств не принимали, и во всем от раскольников развратилися, и многия по прелести их с женами и с детьми на овинах пожигалися» (5).
Ряд сведений позволяет уточнить данные о самосожжениях, зафиксированные в «Нижегородском летописце». В хронографическом сборнике середины XVIII в., хранящемся в Архиве Санкт–Петербургского Института Истории РАН, сведения о самосожжениях нижегородских староверов даны более полно: «Во 180-м и 181-м году за умножение грех наших пред Господом Богом простые люди невежи, хуляще Божественное Писание и новоисправные з греческих переводов книги и сложение триех перстов крестного знамения и не слушая отцов своих духовных наказания, многие на покаяние не приходили и святых божественных тайн не причащались и к церквам Божиим не ходили и святым иконам не покланялись, прелстясь в богоотступников от многих врагов невеж от пустынников, собирались вместо в домех и в овины, многие и с малыми младенцы, в Нижегородском уезде и в ыных местех» (6).
Таким образом, в этом источнике прямо связываются факты самосожжений с пропагандой «от пустынников»-жителей старообрядческих скитов на Керженце. Эти сведения подтверждаются и показаниями известного «расколоучителя» Фёдора Токмачева, данными им в 1697 г. в Разрядном приказе. Ф. Токмачев свидетельствовал, что заволжские староверы внесли в свои молитвенные книги имя Степана Разина «целым имянем и с «вичом» и по тем де книгам прелщают многих людей гореть, и многие люди от прелести их горят, и от церкви божии и многих прелестию своею отвращают» (7). Одним из сторонников самосожжений на Керженце был и весьма почитаемый среди староверов старец Софонтий – один из лидеров нижегородских старообрядцев-поповцев, который «людей сжигал» (8).
Примечания
1. РИБ. Л., 1927. Т.39. Стб.249, 250.
2. Три послания блаженного Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского // Православный собеседник, 1855. Кн.1. С.241–242.
3. Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. С.186–187.
4. Сироткин С.В. «Раскольничья прелесть» в Арзамасском уезде в 70-е гг. XVII в. // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.): Сборник научных трудов. М., 1999. С.261–268.
5. Нижегородский летописец. Нижний Новгород, 1886. С.75–76. См. также: Шайдакова М.Я. Нижегородские летописные памятники XVII в. Нижний Новгород, 2006. С.164– 165, 179–180, 193–194, 266.
6. Архив Санкт-Петербургского Института Истории РАН. Ф.11 (Собрание Археографической комиссии) Оп.1. Д.141. Л.119. Благодарю за указание на этот источник А.В. Сиренова.
7. Шашков А.Т. Пошехонский дворянин-старовер Ф.Я. Токмачев и споры конца XVII в. вокруг еретических писем протопопа Аввакума // Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосибирск, 1991. С.111. См. также: Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. Т.3. М.,1962. С.392.
8. Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии. // Действия НГУАК. Т.IX. Нижний Новгород, 1911. С.109.