Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Музей истории и культуры старообрядчества > Морохин А.В., Бабанина О.В. Старообрядческая часовня Городца екатерининской эпохи отечественной историографии XIX – начала XXIвв.

        Морохин Алексей Владимирович – к.и.н., доцент, зав. кафедрой историографии и источниковедения исторического факультета Нижегородского Государственного Университета имени Н.И. Лобачевского.

Бабанина Оксана Владимировна – ассистент кафедры историографии и источниковедения исторического факультета Нижегородского Государственного Университета имени Н.И. Лобачевского

Морохин А.В., Бабанина О.В.

Старообрядческая часовня Городца екатерининской эпохи отечественной историографии XIX – начала XXIвв.

История часовни Городца – одного из крупнейших центров нижегородского старообрядчества конца XVIII–начала XX вв., уже не одно столетие привлекает внимание исследователей старообрядчества (1). Однако несмотря на наличие ряда работ, следует признать, что начальная история Городецкой часовни исследована явно недостаточно.

Первым историком, занявшимся изучением Городецкой часовни, является известнейший специалист по истории нижегородского старообрядчества П.И. Мельников, прославившийся, помимо своих знаменитых художественных произведений «В лесах» и «На горах» тем, что долгое время являлся чиновником по особым поручениям при Министерстве Внутренних Дел и в силу своих должностных обязанностей активно боролся со старообрядчеством (2). В «Отчете о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии», составленном в 1854 г., П.И. Мельников отметил, что село Городец является «самой значительной по числу раскольников населенной местностью», «главнейшие Нижегородские коноводы раскола находятся в Городце, а самый Городец можно назвать коноводом раскола большей части Нижегородской губернии и отчасти Костромской и Владимирской», а сама часовня к середине XIX столетия насчитывала около 50 тысяч прихожан (3). Сконцентрировав внимание на численности и составе городецких старообрядцев, исследователь во второй части своего «Отчета» коснулся и ряда вопросов, связанных с историей знаменитой часовни. Особое внимание П.И. Мельников акцентировал на том обстоятельстве, что уже в первые годы своего существования часовня «приобрела важное… значение и сделалась пунктом соединения Рогожского кладбища с Керженскими скитами и нижневолжскими раскольниками», а староверы Городца, «чтобы придать более важности своей часовни, чтобы соблазнять простой народ… от самого начала своей часовни стали роспускать нелепые слухи о святости места, на котором она поставлена, и о покровительстве, которое, будто бы, оказывала часовне императрица Екатерина Вторая…» (4). При составлении «Отчета» автор использовал самые разнообразные источники – личные суждения и наблюдения над жизнью и бытом староверов, архивные документы, хранящиеся в архиве Нижегородской Духовной Консистории, сочинения писателей-старообрядцев. «Отчет» П.И. Мельникова, по выражению одного из современных исследователей его творчества, отличался «исключительным богатством фактического материала, отобранного тонким знатоком старообрядчества и важными литературно – художественными достоинствами» (5). Это произведение, являющееся своего рода энциклопедией по истории нижегородского старообрядчества второй половины XVII - первой половины XIX вв., и заложило во многом основы и для дальнейшего изучения городецкой часовни.

В 1899 г. выходит научно-популярная работа С.А. Архангелова «Среди раскольников и сектантов Поволжья», в которой автор также затрагивает историю часовни. Приводя общие и хорошо известные к тому времени сведения о Городецком старообрядчестве, С.А. Архангелов, видимо, вслед за П.И. Мельниковым, утверждал, что часовня была основана в 1771 г. «по случаю моровой язвы, опустошавшей тогда и Нижегородскую губернию» (6). В том же 1899 г. в неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей» были опубликованы две работы неизвестного местного автора, посвященные истории городецкой часовни конца XVIII столетия (7). Обе работы были написаны на основе некоторых архивных материалов, хранящихся в Нижегородской Духовной Консистории. В начале XXI в. появляется несколько работ нижегородских исследователей, которые смогли несколько дополнить имеющиеся сведения по истории старообрядческой часовни. Так, некоторые новые материалы были привлечены в исследованиях Ю.Г. Галая (8), А.В. Седова (9). Серьезный вклад в изучение городецкого старообрядчества внес А.В. Морохин (10), который также ввел в научный оборот целый ряд ранее неизвестных сведений по истории часовни.

Сведения об истории старообрядчества Городца в эпоху, предшествующую возникновению часовни, весьма немногочисленны. Это обстоятельство во многом и определило ряд ошибочных утверждений историков. Так, П.И. Мельников в вышеуказанном «Отчете» утверждал, что «до шестидесятых годов XVIII столетия в Городце не было ни одного раскольника» (11). В противовес этой точки зрения, А.В. Седов отмечал, что «Городецкая округа с XVII в., со времени церковного раскола, стала крупным центром ревнителей «старой веры»…» (12). Обе эти противоположные точки зрения представляются ошибочными. Судя по официальным данным, полученным в результате первой переписи старообрядцев в Нижегородской губернии, предпринятой в 1718-1724 гг., в Городецкой волости проживало 14173 «раскольника» обоего пола, плативших государству двойной оклад, 2267 старообрядцев «в оклад не положенных», 4239 человек, перешедших из «раскола» в официальное православие (13). Большая численность старообрядцев в Городце вынуждала местные власти активизировать борьбу с «расколом». Своего рода центром этой борьбы стал городецкий Федоровский монастырь, в который в 1723 г. было переселено 9 монахов из Покровского монастыря Васильевской слободы по распоряжению Нижегородского епископа Питирима (14).

Превращению Городца в активный центр староверия во многом способствовало и посещение села в мае 1767 г. императрицей Екатериной II, совершавшей путешествие по Волге. На данный факт впервые обратил внимание все тот же П.И.Мельников. Он утверждал, что среди местных староверов было широко распространено предание, будто бы Екатерина II посетила храм и «дала раскольникам какую-то небывалую грамоту, по силе которой никто из преемников ее не может уничтожить часовни» (15).

Исследователи называли разные даты возникновения старообрядческой часовни в Городце. П.И. Мельников считал, что «начало ея (часовни – А.М., О.Б.) относится к 70-м годам XVII столетия» и одновременно с этим указывал, что постройка часовни началась в 1785 г. (16). Другой неизвестный историк конца XIX столетия, обнаруживший в одном из нижегородских архивов «современное основанию ее (часовни - А.М., О.Б.) дело, содержащее в себе любопытные и характерные для той эпохи сведения о начале и первом времени существования этой часовни», считал, что храм был впервые построен в 1786 г. (17). Современный исследователь Ю.Г. Галай, отмечая существование противоречивых сведений о точном времени постройки храма, считает, что возникновению часовни в 1786 г. предшествовало появление в Городце в начале XVIII столетия старообрядческого кладбища, около которого староверы и решили возвести часовню (18).

Таким образом, проанализированные исследования историков, занимавшихся изучением часовни Городца второй половины XVIII столетия, показывают, история часовни, деятельность местных староверов, их контакты с представителями других крупнейших центров старообрядчества России второй половины XVIII в. не уделено должного внимания, а сведения по старообрядчества Городца, имеющиеся в настоящее время распоряжении исследователей, во многом носят фрагментарный характер. Вне поля зрения авторов, занимавшихся сюжетами, связанными с Городецкой часовней, оказался значительный пласт материалов, сосредоточенных в Центральном Архиве Нижегородской области, который и позволяет более подробно и детально осветить все вышеуказанные вопросы на современном этапе развития исторической науки.

Примечания

1. См.: Корегин К. О Городецких беглых попах. М., 1893; Рудаков С.В. Общества и согласия Городецких старообрядцев начало XX и XXI вв. // Городецкие чтения: По материалам научно – практической конференции «Городец на карте России: история, культура, язык» (апрель 2002 года). Городец, 2003. С. 68–71; Он же. Городецкие беглые попы во второй половине XIX – начала ХХ вв. // V Городецкие чтения. Материалы научной конференции, Городец, 23–24 апреля 2004 г. Городец, 2004. С. 149–153.

2. В память П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Нижний Новгород, 1910. С. 22-23.

3. Там же. С. 167.

4. Соколова В.Ф. П.И. Мельников (Андрей Печерский). Очерк жизни и творчества. Горький, 1981. С. 19.

5. В память П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Нижний Новгород, 1910. С. 110.

6. Архангелов С.А. Среди раскольников и сектантов Поволжья. Историко–бытовые очерки раскола и сектантства в Нижегородском крае. СПб., 1899. С. 72–73.

7. Д – ский С. Раскольничьи тайники // Нижегородские губернские ведомости. Нижний Новгород, 1899. Часть неофициальная. №4. С. 2-3; №5. С. 2-3; Он же. К истории городецкой раскольнической часовни // Нижегородские губернские ведомости. Нижний Новгород, 1899. Часть неофициальная. № 42. С.2-3.

8. Галай Ю.Г. К истории Городецкой старообрядческой часовни // V Городецкие чтения. Материалы научной конференции, Городец, 23–24 апреля 2004 г. Городец, 2004. С. 136 – 148.

9. Седов А.В. Гонимый храм // «Рождение мое за Кудьмою рекою…». Материалы Первых Аввакумовских чтений. Нижний Новгород, 2003. С. 52 – 57.

10. Морохин А.В., Кочетова С.В. Старообрядческая община Городца в XVIII веке // Старообрядчество. История, культура, современность. Материалы международной конференции. М., 2007. Т.1. С. 217-221.

11. В память П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Нижний Новгород, 1910. С. 24.

12. Седов А.В. Гонимый храм. // «Рождение мое за Кудьмою рекою…». Материалы Первых Аввакумовских чтений. Нижний Новгород, 2003. С. 52.

13. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Священного Синода. СПб., 1883. Т. 6. Приложение 3. С. 490.

14. Галай Ю.Г. Федоровский монастырь // Городецкая старина. Городец, 1994. Вып. 2. С. 13.

15. В память П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Нижний Новгород, 1910. С. 23.

16. Там же. С. 167.

17. Д – ский С. К истории городецкой раскольнической часовни // Нижегородские губернские ведомости. Нижний Новгород, 1899. Часть неофициальная. № 42. С. 2.

18. Галай Ю.Г. К истории Городецкой старообрядческой часовни // V Городецкие чтения. Материалы научной конференции. Городец, 23 – 24 апреля 2004 г. Городец, 2004. С. 136.

© Морохин А.В., Бабанина О.В.

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014