В 1920-х годах советская власть стремилась оторвать, часто небезуспешно, от старообрядческой общности в первую очередь молодёжь и беднейшие слои, привлечь их к советскому строительству (1). При сельсоветах создавались группы бедноты, к их работе привлекались комсомольцы и актив молодёжи. Особое внимание уделялось вовлечению в общественные работы девушек (2). В сельских клубах проводились «конференции молодых крестьянок». Для отрыва от влияния верующих родителей комсомол и женотдел проводил соответствующую религиозную пропаганду, «разъясняя сущность и вред» религиозного воспитания (3). Также проводилась антирелигиозная агитация и работа среди женщин среднего возраста: создание делегатских институтов, различных кружков, вовлечение в органы власти (4).
В 1923 г. уком (уездный комитет) РКП Гомельского уезда издал циркуляр, согласно которому в Гомельском уезде была развёрнута массовая антирелигиозная компания. В Гомеле был проведён вечер вопросов и ответов антирелигиозного характера, 3 специальных и общих собрания по антирелигиозным вопросам. В Гомеле и в уезде среди комсомольцев были созданы краткосрочные кружки, где были прочитаны ряд лекций антирелигиозного характера (5).
Антирелигиозная пропаганда была включена в программу всех партшкол и курсов высших учебных заведений, педтехникумов, школ, учительских курсов (6).
Были проведены антирелигиозные митинги на фабриках и заводах, а также массовые собрания среди крестьян в избах-читальнях (7).
Избы-читальни являлись центрами антирелигиозной пропаганды в деревне. В городе центрами были клубы и библиотеки (8).
В апреле 1925 г. для более эффективных методов борьбы с «религиозными пережитками» был создан Союз безбожников (с 1929 г. переименован в Союз воинствующих безбожников). Союз безбожников действовал среди населения как городов, так и сельской местности. Особый уклон делался на комсомольские и пионерские организации (9).
Комсомольские ячейки совместно с Райполитпросветкомом, Райкомом обществ Союза безбожников, ОСОАВИАХИМом (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), МОПРом (Международная организация помощи борцам революции) открывали в сельской местности различного рода кружки с целью оторвать старообрядческую молодёжь от своих религиозных традиций. Антирелигиозную пропаганду при кружках выполняли местные учителя. Так, например, в д. Марьино (Ветковский р-н Гомельской обл.) по данным на 1928 г. имелось 3 кружка – кружок рукоделия, драмкружок и политкружок. При этом, работа политкружка, как сообщает источник, была поставлена плохо. Кружок рукоделия из 20 записавшихся посещало лишь 8 человек. Антирелигиозную пропаганду в кружках выполняли 3 местные учительницы, но работу эту они проводили без особого энтузиазма. В деревне имелась также изба-читальня, руководитель (избач) которой был наделён функциями атеистического агитатора-пропагандиста, однако свою антирелигиозную работу, равно как и свои прямые обязанности, он выполнял весьма халатно (10).
В числе культурно-массовых мероприятий в деревнях в канун Пасхи, в Страстную субботу, проводился день Крестьянской молодёжи с антирелигиозной пропагандой по заранее разработанному плану. Так, в 1927 г. День крестьянской молодёжи был проведён в д. Новый Крупец (Добрушский р-н Гомельской обл.) (11).
Составной частью антирелигиозной пропаганды являлась работа по укоренению новых советских обрядов, праздников. Она направлялась на то, чтоб отлучить население от Церкви, религиозно-национальных традиций, которые складывались столетиями. Местные власти начали с главного: вместо крещений и венчаний укореняли октябрины, красные свадьбы, которые, по сути, являлись очередным политическим мероприятием с присутствием местных партийных и советских руководителей, пением «Интернационала» (12).
Обладая большим опытом сопротивления власти, староверы не шли на контакт с её представителями, игнорировали политические и культурные мероприятия (13). Так, в протоколе №5 заседания АПО комиссии ячейки КП(б)Б фабрики «Герой Труда» от 10 февраля 1928 г. сообщалось, что культмассовая работа среди старообрядцев д. Марьино Ветковского (теперь Добрушского) р-на практически невозможна, так как «…они ещё крепки в своих обычаях» (14).
С начала 1930-х годов началось «развёрнутое наступление социализма» на все конфессии. Если в 1920-х годах методы государства носили лишь ограничительный характер, то в 1930-е годы, не достигнув поставленных целей, власть перешла к репрессивным действиям. Сталинская номенклатура погнала старообрядцев в ГУЛАГ. Правда, если для обычных зеков лагерь оказывался небывалым испытанием, то для староверов – лишь очередной страницей гонений (15).
8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК принял сначала постановление «О религиозных объединениях» (действовало с небольшими изменениями до 1990 г.), потом ряд специальных инструкций, направленных против верующих. Началось интенсивное вытеснение религиозных организаций из всех сфер общественной жизни, всякая деятельность церковных общин, кроме богослужебных, запрещалась. Религия была объявлена «опиумом для народа» и уничтожалась жестокими мерами, как опасная и вредная для советско-коммунистической государственной системы. Вместо веры в Бога усиленно пропагандировался и официально поддерживался властями атеизм. Священнослужителей обязывали платить такие же налоговые сборы, как и владельцев «частных доходных предприятий» (16).
В 1929 г. созданный в Гомеле горсовет Союза воинствующих безбожников открыл в городе антирелигиозный университет. Благодаря активной деятельности этого университета уже в 1931 г. он пополнился 3 новыми группами: белорусской, еврейской и красноармейской (17).
С 1929 г. Союз воинствующих безбожников активизировал антирелигиозную работу и начал сбор информации о верующих (18). На церкви и религиозные общества всех вероисповеданий были заведены регистрационные дела, хранившиеся в райисполкомах. Так, в 1929 г. в Ветковском райисполкоме Гомельского округа (БССР) были заведены регистрационные дела на старообрядческие общины слобод Косицкой и Попсуевской Сивенского сельсовета и Успенской, находившейся в с. Леонтьево Калининского (Климовичского) сельсовета. В каждом деле соответствующего молитвенного дома содержались – опись его имущества, Устав общины, декларация об отношении к советской власти и общественным повинностям, подписанная гражданами общины. В некоторых делах сохранились списки верующих. Так, на 1929 г. в Косицкой старообрядческой общине было 434 верующих, в Попсуевской – 342 чел., в приходе Леонтьевского молитвенного дома – 521 чел. (19).
С 1929 г. началось преследование верующих родителей за воспитание детей в религиозном духе (20). Религиозное воспитание детей в СССР согласно Уголовному Кодексу стало квалифицироваться как контрреволюционная агитация (статья 58–10) (21). Аналогичная статья в БССР – 72а (22). В результате родители должны были скрывать свою религиозность от собственных детей. Правда, на суде ещё давали возможность отречься от религии. Нечасто, но бывало так, что отец отрекался и оставался растить детей, а мать семейства шла на Соловки (женщины проявляли в вере особую стойкость). Всем религиозным давали 10 лет, высший тогда срок (23).
Постановление «О религиозных объединениях» содействовало массовому закрытию храмов. Местные советские и партийные активисты старались осуществить это как можно быстрее, чтобы не быть обвинёнными в лояльности к религии, не быть причисленными к непоследовательным борцам с «внутренним врагом» (24).
В августе 1934 г. СНК БССР принял постановление об использовании церковных зданий в качестве зернохранилищ, амбаров и складских помещений (25).
Согласно этому постановлению в течение 1934 г. были закрыты молитвенные дома беспоповцев поморского толка в Ветке и в деревнях Ветковского р-на: Дубовый Лог (теперь Добрушский р-н), Косицкая, Попсуевка, Тарасовка, Леонтьево, Борьба, а также Паричского (теперь Светлогорского) р-на: Заречье и Ново-Александровке. Здания затем были переданы под школы и колхозные зернохранилища (26), а также белокриницкий храм в д. Новая Мильча, основанный ещё в 1840 г. После закрытия он был переоборудован под клуб (клуб разрушен в 1997 г.) (27).
В середине 1930-х годов на фоне антирелигиозной кампании по закрытию старообрядческих храмов в Гомеле произошло злостное преступление неизвестными был убит (застрелен) настоятель гомельской Ильинской церкви о. Иван (Мамонтов). Вот что сообщает об этом убийстве прихожанка гомельской древлеправославной Преображенской церкви Е.И. Маслова: «Ночью в дом священника кто-то постучал. Калитку отворила матушка. Неизвестные попросили срочно поговорить с настоятелем. Священник к ним вышел. Матушка осталась дожидаться его в доме. Священник долго не возвращался, и матушка, заподозрив неладное, вышла во двор, где, в саду, и обнаружила уже убитого мужа. Рана оказалась огнестрельной, хотя жена настоятеля выстрелов не слышала. Хоронить своего священника пришли почти все прихожане Ильинской церкви. Похоронная процессия прошла по улицам: Комисарова, Пролетарской, Гагарина. Городские власти процессии не препятствовали. Отче был погребен на гомельском кладбище по ул. Ильича (р-н Жирокомбината)» (28).
В этот же период в Гомеле была разрушена белокриницкая молельня по ул. Фрунзе, 9 (бывшая Свечная), а на её месте построена теплоэлектростанция. Настоятель этой молельни о. Авдей (изначально служивший в храме в Новой Мильче, а после его закрытия в гомельской молельне по ул. Фрунзе, 9), перешёл служить в Ильинскую церковь, так как после убийства о. Ивана в ней не было настоятеля (29). В 1937 г. Ильинская церковь была закрыта, а затем переоборудована под трикотажную фабрику (30).
В этом же году, в Гомеле была закрыта и переоборудована под мастерскую Лесотехнического института Преображенская древлеправославная церковь по ул. Пролетарской, 18 (31).
В 1939 г. была закрыта, а затем переделана под клуб старообрядческая церковь белокриницкого согласия в д. Огородня-Гомельская Добрушского р-на (32).
С начала 1930-х годов вместе с закрытием храмов и молитвенных домов развернулась целенаправленная кампания репрессий против служителей культа и верующих (33). Так, в 1937 г. был арестован настоятель гомельской Ильинской церкви о. Авдей. Вот, что сообщает о его аресте прихожанка Ильинской церкви Е.Т. Матвеева: «Воронок за ним приехал прямо к церкви в тот момент, когда в храме шло богослужение. Отче упросил работников НКВД закончить молебен. Ему позволили. Сразу же после окончания богослужения о. Авдея увезли. Дальнейшая его судьба не известна. Другого настоятеля в храме больше не было, так как церковь сразу же после ареста священника закрыли» (34).
В результате этой активной антирелигиозной кампании, проведённой местными органами советской власти, уже к 1940 г. на территории Гомельщины (Гомельская и Мозырская обл.) были закрыты все старообрядческие храмы и молельни. Религиозная жизнь местных старообрядцев была практически парализована. Староверы Гомельщины были вынуждены приспосабливаться к новым реалиям: вступать в колхозы, проникать в органы власти и партийные организации, сохраняя при этом религиозное сознание и скрытое враждебное отношение к советской власти.
Примечания
1. Посталовский С.А. Старообрядцы как этноконфессиональная группа на Гомельщине в 20-30 годы 20 века // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы Международной научно-практической конференции. Гомель, 2003. С.234.
2. Государственный архив общественных объединений Гомельской области (ГАООГО). Ф.1. Оп.1. Д.250. Л.1.
3. Там же.
4. Посталовский С.А. Указ. соч. С.234.
5. ГАООГО. Ф.1. Оп.1. Д.250. Л.1.
6. Навiцкi У. Барацьба з рэлiгiяй // Гiсторыя Беларусi: У 6 т. Т.5: Беларусь у 1917–1945 гг. Мн., 2007.
7. О усилении научно-атеистической пропаганды среди населения г. Гомеля // ГАООГО. Ф.144. Оп.99. Д.101. Л.1.
8. Навiцкi. Op. сit.
9. Отчёт Союза воинствующих безбожников о проведении работы среди молодёжи // ГАООГО. Ф.265. Оп.1. Д.101. Л.25.
10. Протокол № 5 заседания АПО комиссии ячейки КП(б)Б фабрики «Герой Труда» от 10 февраля 1928 г. // ГАООГО. Ф.3. Оп.1. Д.364. Л.29.
11. О проведении Дня крестьянской молодёжи в деревне Новый Крупец // ГАООГО. Ф.282. Оп.1а. Д.6. Л.40.
12. Навiцкi. Op. сit.
13. Посталовский С.А. Указ. соч. С.234.
14. ГАООГО. Ф.3. Оп.1. Д.364. Л.29.
15. Посталовский. Указ. соч. С.235.
16. Навiцкi. Op. сit. .258
17. ГАООГО. Ф.265. Оп.1. Д.101. Л.25.
18. Старовойтов М.И. Изучение старообрядчества Новозыбковского уезда Гомельской губернии партийно-советским активом середина 20 годов 20 века // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы Международной научно-практической конференции. Гомель, 2003. С.260.
19. Савинская М.П., Алейникова М.А. Отношения органов власти к старообрядческим общинам на Гомельщине в 20 годы 20 века // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы Международной научно-практической конференции. Гомель, 2003. С.253.
20. Навiцкi. Op. сit. С.258
21. Солженицын А.И. История нашей канализации // Собрание сочинений: В 9 т. Т. 4: Архипелаг ГУЛаг. 1918–1956. Ч. 1. –Часть 1 Тюремная промышленность. М., 1999.
22. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти… Статья 72 а Уголовного кодекса БССР (1928) [Электронный ресурс] // Лившиц А. Развитие белорусского законодательства против антисемитизма, расовой и национальной вражды или дискриминации // Сборник «Репрессивная политика советской власти в Беларуси». Вып.№1 Хомолибер Режим доступа: http://www.homoliber.org/ru/rp/rp010109.html - Дата доступа : 08.11.2009 - Время доступа : 0:05.
23. Солженицын А.И. Указ. соч.
24. Навiцкi У. Разгром рэлiгiйных арганiзацый // Гiсторыя Беларусi: У 6 т. Т.5. Беларусь у 1917–1945 гг. Мн., 2007.
25. Там же.
26. Протокол внеочередного заседания бюро Ветковского райисполкома КП(б)Б от 17 октября 1928 г. // ГАООГО. Ф.144. Оп.60. Д.119. Л.74, 148; О религиозной деятельности старообрядческих общин и групп. Отчёт за первое полугодие 1954 г. // Там же. Оп.61. Д.73. Л.69, 73, 140.
27. Матвеева Евдокия Тимофеевна 1930 г., уроженка д. Новая Мильча Гомельского р-на, старообрядка белокриницкого толка (РПСЦ).
28. Маслова Елена Ивановна 1927 г., уроженка г. Гомеля, старообрядка беглопоповского (новозыбковского) согласия (РДЦ)
29. Она же.
30. О антисоветской деятельности старообрядцев Ильинской церкви. Докладная записка уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Гомельской обл. В. Лобаноа на имя председателя Гомельского облисполкома КПБ З.М. Голушко // ГАООГО. Ф.144. Оп.50. Д.96. Л.36–40.
31. Маслова Елена Ивановна..
32. О религиозной деятельности старообрядческих общин и групп. Отчет за первое полугодие 1959 г. // ГАООГО. Ф.144. Оп.60. Д.306. Л.68–70, 144.