Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Памятники истории и культуры. Храмы Боровска. Улицы города > Церковь Крестовоздвижения (1814 г.)

        

Матерал о храме взят из книги: Легостаев В. В., Носиков С. П., Шатохин А. В. Храмы Боровского уезда. Брянск, 2015. С.69-73.

§ 2.5. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

1914 г. - Воздвиженская ул.

2014 г. - угол ул. Мира и ул. Володарского

Координаты:

Крестовоздвиженская церковь -55.201622°N, 36.485459°Е

место часовни Пафнутия Боровского -55.181330°М, 36.460820°Е

Предшественницей храма Воздвижения Честного Креста Господня в Семёновской слободе Боровска была стоявшая на этой земле до Смуты церковь Симеона Столпника. Именно на её земле в 1647 г. в писцовых книгах упомянута новопостроенная Крестовоздвиженская церковь. Через три года упоминаются два её придела: один был освящён в память древнего Симеоновского храма, другой - во имя Иоанна Предтечи.

Спустя некоторое время в связи со смертью священника службы в Воздвиженской церкви надолго прекратились. В 1678 г. она была «пуста, попа нет». В 1685 г. писалось, что церковь «древянная клетчатая ветха», «стоит пуста без пения в давних летах и в церкви никакой церковной утвари нет». Через два года Воздвиженский храм указывался запустевшим «от морового поветрия», а его земля была снова переведена в оброчную книгу.

23 апреля 1700 г. указом патриарха было велено строить Воздвиженскую церковь вновь. В неё, ещё не возведённую, был назначен священник по имени Алексей. Храм построили с одним приделом. Он был «холодным», и потому в марте 1720 г. по прошению священника Ивана Алексеева было благословлено строительство на прицерковном кладбище «тёплого» храма во имя Иоанна Воина. О том, была ли построена эта церковь, летопись умалчивает, но, вероятно, её возвели, ибо спустя несколько десятилетий так будет освящён один из приделов кирпичной церкви.

В 1764 г. к Воздвиженскому храму были приписаны Покровская церковь упразднённого Высоко-Покровского монастыря и стоявшая на бывшем монастырском кладбище Сретенская церковь Высотской слободы.

В 1800 г. рядом с деревянным Воздвиженским храмом строился кирпичный. Строительство было прервано нашествием армии Наполеона. Воздвиженская церковь была разграблена, дома причта и приписная Сретенская церковь - сожжены. Вместо прежних 79 приходских дворов осталось лишь 10.

К 1814 г. «старанием прихожан и доброхотных жертвователей» кирпичную церковь достроили и посвятили победе над французским войском. Вокруг храма была устроена деревянная ограда, за которой простирался погост. Под колокольней располагались сторожка и кладовая.

В церкви устроили три престола. В настоящей «холодной» части храма, как и прежде, находился Крестовоздвиженский престол, а «тёплые» приделы освятили иначе: справа - во имя святого великомученика Иоанна Воина, слева - во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Церковь была построена в стиле классицизма. Её настоящая часть состоит из высокого одноглавого двусветного четверика с перекрытой конхой апсидой со скруглёнными рёбрами. Фасады четверика украшают пилястры. Воссозданное в 2008 г. завершение храма в виде четырёхскатной выпуклой крыши с «фонариком» и миниатюрной луковичной главкой не повторяет строго первоначальные формы: перечисленные в страховой ведомости 1910 г. окна настоящей части (8 нижних и 6 верхних) и сегодня наличествуют в четверике и апсиде - стало быть, завершение церкви тогда было бессветным. К основному объёму примыкает широкая, прежде пятиоконная трапезная (теперь в ней 6 окон) с воссозданной в 2010 г. трёхъярусной квадратной в плане колокольней.

Общий приход Воздвиженской церкви в 1863 г. насчитывал (170-562-608) дворов и душ.

В 1892 г. был построен одноэтажный деревянный на каменном фундаменте дом для священника. Он имел железную крышу и тесовые сени. Двумя годами ранее возвели такой же дом для псаломщика, но поставлен он был на дубовые столбы, что, вероятно, привело к его быстрому разрушению. В начале 1910-х гг. псаломщик поселился в новом доме размером 15х 8 х 4 арш. Этот дом имел каменный фундамент, 8 окон и 2 печи.

В 1900 г. за церковью числилось около 2 дес. земли вместе с огородами и, кроме этого, 35 дес. 1370 кв. саж. от приписного Покровского храма. Церковь получала доход от кружечного сбора, процентов с положенных в кредитные учреждения средств и арендной платы за пахотную и сенокосную землю.

Приход Воздвиженской церкви в 1900 г. состоял из: лиц духовного звания (3-3-10), статских (4-9-6), военных (1-6-0), купцов и мещан (14-21-40), крестьян Высотской слободы (38-106-122). Итого в 60 дворах проживало 145 душ мужского и 178 - женского пола. Кроме того, на территории прихода было (85-198-229) старообрядцев.

Находившиеся в церкви в 1910 г. иконостасы имели размеры: 11 арш. х 5 саж. у главного престола и 5 х 6 арш. - у придельных. Страховая оценка храма, состояние которого было признано хорошим, выразилась суммой 12000 рублей.

В 1916 г. к Воздвиженскому храму, помимо Покровской церкви, значилась приписанной часовня во имя преподобного Пафнутия Боровского. Она находилась на месте запустевшего в Смуту сельца Кудиново, в котором родился преподобный Пафнутий. Эта часовня была разрушена во время боёв 1941-1942 гг. Следы её фундамента и сегодня можно увидеть на краю лесной поляны близ юго-западной границы города.

Приход Воздвиженской церкви в 1916 г. состоял из жителей Боровска (26-50-54) и Высотской слободы (52-131-138). По сравнению с 1900 г. прихожан стало заметно больше, а проживавших в приходе старообрядцев - меньше: (65-158-154). В Высотской слободе действовала одноклассная земская школа.

В 1925 г. Воздвиженский храм был закрыт и приспособлен под машинно-тракторную станцию. В 1934 г. указывалось, что в церкви «был склад зерна, теперь пустует». Некоторое время в четверике находился винный магазин. Прицерковное кладбище было ликвидировано, на нём построили здание для хозяйственных нужд. Во время боевых действий 1941-1942 гг. снарядом был повреждён юго-западный угол четверика, кровля трапезной была в нескольких местах пробита пулями. После войны церковь приспособили под водонапорную башню, разобрав при этом свод и надстроив четверик деревянным помещением для бака. Ещё раньше были разобраны верхние ярусы колокольни.

В начале 1990-х гг. храм начали ремонтировать силами Боровского реставрационного участка. Вначале дело ограничилось восстановлением внешнего облика алтарной части. Здание церкви продолжало находиться на балансе города и было сдано в аренду филиалу одного из московских вузов и филиалу «Дома адаптации детей-сирот и инвалидов» под склад. Директор филиала (ныне — Православный центр милосердия и культуры Калужской региональной общественной организации «Дело Общего Милосердия - дети-сироты и инвалиды») Людмила Георгиевна Киселёва выступила с инициативой восстановления и возобновления храма. Главным благотворителем этого богоугодного дела стал руководитель московского строительного предприятия «Комфорт плюс» Александр Романович Меламуд. В 2007 г. с храма сняли деревянную надстройку. К 2010 г. построили новую колокольню; крест над ней был освящён 12 декабря. В 2012 г. храм освободили от склада и обустроили помещение для молебнов, которые стали проводиться по праздникам. Восстановление церкви продолжается. Внешне она уже выглядит вполне благолепно, внутри отремонтирована трапезная, побелена колокольня, но работ по благоустройству интерьера предстоит ещё немало. Процедура передачи храма Калужской епархии затянулась, из за чего он долго не имел постоянного священника. В апреле 2013 г. о проведении ежемесячных служб договаривались даже с настоятелем московской церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине иереем Владимиром Герасимовым. Ныне прихожан окормляет штатный клирик Благовещенского собора Боровска иерей Евгений Руссу.

Источники и литература

• ГАРФ, ф. Р-5263, оп. 1, д. 1213, л. 23.

• РГИА, ф. 799, оп. 33, д. 543, лл. 22-25.

• ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 1345, лл. 13-16 об.

• ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 623, л. 7 об.

• Боровск. Путеводитель.-Триада-Х, 2004.-Стр. 31.

• Боровские известия, 2005, №1/2, стр. 3.

• Боровская десятина, стр. 27-28,115,141-142,176, 202-203.

• Земля Калужская, стр. 175.

• Киселёва Л. Г. Живите в радости. - Калуга: Ноосфера, 2013. - Стр. 192, 273,293,322,385.

• Киселёва Л. Г. Ищем снимок церкви Крестовоздвижения. // Калужский благовест, 2008, №2, стр. 7.

• Малинин, стр. 171.

• Натурное обследование. 20 день октября 2013 г.

В настоящее время храм отреставрирован, восстановлена колокольня, утраченная в советское время. В 2011г. над куполом колокольни был установлен крест.

Поднятие главы и креста на храм Воздвижения Креста Господня

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014