Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Памятники истории и культуры. Храмы Боровска. Улицы города > Церковь Покрова на Высоком (XVII-XVIII вв.)

        
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком (XVII-XVIII вв.)

§ 2.12. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ в бывшей Высотской слободе

История Покровской церкви, которая стоит на кладбище в бывшей Высотской слободе, неразрывно связана с историей некогда бывшего здесь древнего Высоко-Покровского мужского монастыря. Он был основан в 1410 г. в восточной части города, на высоком правом берегу Протвы, боровским князем Симеоном Владимировичем и учеником Сергия Радонежского Никифором. В 1414 г. здесь принял монашеский постриг преподобный Пафнутий Боровский. В течение двадцати лет Пафнутий был иноком этого монастыря, а после смерти игумена Маркелла братия избрала Пафнутия своим настоятелем. Но в 1444 г. Пафнутий из обители неожиданно удалился и основал монастырь, ныне известный как Пафнутьев-Боровский. В Высоко-Покровском же монастыре, по преданию, были похоронены родители Пафнутия Иван и Фотиния. Над их могилами впоследствии поставили часовню.

В монастыре стояли два храма. Один из них, Покровский, был каменным; другой, Вход Господа в Иерусалим - деревянным, при трапезной. В 1610 г. «...как приходили в Московское государство польские и литовские люди и в те де поры Высотский монастырь разорили до основанья, храм Вход Ерусалим и кельи пожгли, а другой де храм каменный Покров святые Богородицы разрушился...».

Восстанавливала обитель братия Пафнутьев-Боровского монастыря. К 1621 г. построили новую церковь Покрова Пресвятой Богородицы - теперь уже в дереве. На монастырском погосте обновили деревянную Сретенскую церковь. Она стояла вне ограды и не считалась монастырской. Входоиерусалимский храм после 1618 г. не упоминается. Вокруг монастыря образовалась пригородная Высотская слобода, «… в ней двор монастырский да 3 двора монастырских служебников, 3 двора бобыльских, 10 мест дворовых пустых, а крестьяне побиты от литовских людей». В 1630 г. «на погосте во дворе» жительствовал священник Семён Тимофеев. В 1678 г. в Высотской слободе числилось 16 бобыльских дворов, в 1686 г.

Возрождённая обитель не стала многочисленной и была приписана к Пафнутьев-Боровскому монастырю. На протяжении многих лет Покровский храм благоукрашался привозимыми оттуда древними иконами и предметами церковной утвари. Присылали из Пафнутьева монастыря и монахов: в 1701 г. таковыми были иеромонах Пахомий и старец Герасим. Они обитали в двух кельях. Территория монастыря была обнесена деревянной оградой с большими створчатыми воротами и калиткой возле них. На воротах масляными красками были написаны образа деисусного чина.

По описанию 1763 г. деревянные глава и крест Покровской церкви были обиты жестью, а над чешуйчатой главой колокольни стоял железный крест. На колокольне висели три небольших колокола. Келий по-прежнему было две: крытых тёсом, при общих сенях. Остальные постройки также были деревянными: погреб, конюшня, кухня, ограда.

В плане монастырской реформы 1764 г. Высоко-Покровский монастырь, как и другие небольшие обители России, был упразднён. Покровская церковь стала приходской и была приписана к Крестовоздвиженской. Место вокруг храма обратили в приходское кладбище.

В 1812 г. Покровский храм чудом уцелел, в то время как стоявшая неподалёку Сретенская церковь сгорела вместе со всем имуществом. Уцелела и деревянная часовня над могилами родителей Пафнутия. В 1868 г. её перестроили в камне и поместили внутри неё две поновлённые иконы Бориса и Глеба, переданные ещё в XVII веке в Высоко-Покровский монастырь из Пафнутьевой обители. Кубическая одноглавая входная часовня с луковичной главой на пьедестале над четырёхскатной кровлей и сегодня стоит над склоном почти вплотную к восточной грани апсиды Покровской церкви.

В 1900 г. Покровская церковь по-прежнему самостоятельного прихода не имела и была приписана к Крестовоздвиженскому храму.

В 1910 г. страховая комиссия нашла состояние Покровского храма хорошим. Размер страховой суммы 2500 рублей свидетельствует об отсутствии в тот год в храме богатого убранства. Размеры единственного находившегося в храме иконостаса, согласно страховой ведомости, составляли 7 х 5 арш.

Шли века, а построенная ещё в XVII столетии деревянная Покровская церковь продолжала стоять на высоком холме над Протвой. Конечно, в разное время она обновлялась и ремонтировалась, в XIX веке лишилась окружавших здание обходных галерей с крыльцами. Но в основе своей здание сохраняло элементы постройки того послесмутного времени. В 1920-х гг. храм был обследован и поставлен на учёт в отделе по делам музеев Главнауки Наркомпроса в качестве памятника истории и архитектуры первой категории. В начале 1930 г. местные власти возбудили ходатайство о закрытии Покровской церкви. Дело тянулось два года. По законам того времени требовалось представить обоснование закрытия храма непременно под «культурно-просветительское заведение», а клуб или школа посреди кладбища выглядели бы абсурдно. И всё же в 1932 г. Покровская церковь была закрыта официально, но прихожане до поры до времени продолжали оберегать находившееся в храме и часовне имущество.

Уцелела церковь и в годы Великой Отечественной войны. В 1950 г. в ней всё же устроили зернохранилище, а имущество сложили и заперли в алтаре, назначив ответственного за его сохранность. В 1960 г. храм поставили на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения. В 1961 г. в соответствии с распоряжением областного управления культуры древние иконы Покровской церкви были переданы в музеи Калуги и Москвы. После этого храм полностью опустел, его, несмотря на «государственную охрану» стали понемногу разбирать на хозяйственные нужды, но, к счастью, церковь устояла и её можно было возобновить и реставрировать.

В конце 1980-х гг. на народные средства и пожертвования благотворителей восстановили ограду кладбища. Затем трудами московского реставратора Владимира Георгиевича Дёмина и боровских мастеров Александра Лаврова и Анатолия Брицына церковь законсервировали, что предотвратило её дальнейшее разрушение. После этого Александром Лавровым была реставрирована часовня, затем пришёл черёд возобновления храма. Покровская церковь возвращена Калужской епархии 24 ноября 1994 г. В 2000 г. она вновь, как и в древности, стала подворьем Пафнутьев-Боровского монастыря. В 2002 г. был разработан проект реставрации храма. В 2008 г. началось его воссоздание методом раскатки старого сруба и последующей сборки брёвен на новом фундаменте с заменой сгнивших деревянных конструкций на новые. Брёвна были пропитаны специальным раствором, главки отремонтированы, воздвигнуты кресты, в окна вставлены новые стёкла и рамы, восстановлены западная лестница и галереи-гульбища, снят вековой «культурный слой» земли вокруг храма, что позволило открыть и восстановить его подклет. Работы выполнялись мастерами Поморской плотницкой школы Архангельска.

Покровская церковь - самый древний памятник деревянного зодчества Калужской области, возведённый мастерами из сосновых брёвен без единого гвоздя. Искусствоведы не решаются датировать здание 1621 годом и обычно расплывчато указывают, что храм воз-водился в течение ХУП-ХУШ веков. В сохранившихся метриках и ведомостях отсутствует дата постройки этого храма, равно как в летописях отсутствуют сведения о полной перестройке здания после его возведения к 1621 г.

17 октября 2010 г. храм был освящён митрополитом Калужским и Боровским Климентом. Внешне церкви уже придан первоначальный облик. Высокий подклет «приподнимает» храм над местностью и делает его хорошо обозреваемым с подножия холма. К рубленному «в обло» четверику примыкают рубленные «в лапу» пятигранная апсида и трапезная с притвором, над которым вознеслись два шестигранных яруса колокольни. Настоящая часть церкви подведена под четырёхскатную крышу и увенчана чешуйчатой луковичной главой на тонкой «шейке». Рельеф местности и высокий подклет потребовали устроить с западной стороны довольно крутой крытый лестничный всход на притвор. Завершается и восстановление интерьера Покровского храма.

Вокруг Покровского храма по-прежнему расположено кладбище. На нём сохранились старые надгробия. Справа от часовни, что над прахом родителей Пафнутия, лежит надгробный камень 1866 г. с текстом: «Здесь погребено тело жены протоиерея Боровского собора Любови Михайловны Чертковой, урождённой Золотовой, с пятью своими малолетками. Жития ей Кыло 33 хода».

В 2014 г. на кладбище, вблизи юго-восточного угла Покровского храма, соорудили часовню-костницу для упокоения останков, находимых вокруг церкви при её реконструкции. Кирпичная прямоугольная входная часовня в простых формах под четырёхскатной крышей увенчана крестом.

У подножия возвышенности, на которой стоит Покровская церковь, ныне обустраивается источник. На нём соорудили большую деревянную купальню с галереей, мезонином, восьмериком, шатром и чешуйчатой главкой. Рядом - колодец с деревянной сенью. От источника открывается замечательный вид на Протву.

Настоятелем Покровского храма - подворья Пафнутьев-Боровского монастыря является иеромонах Иосиф (Королёв).

Источники и литература

• РГИА, ф. 799, оп. 33, д. 543, лл. 50-51.

• ЦГА Москвы, ф. Р-1215, оп. 1, д. 367, лл. 15, 21а.

• ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 1345, л. 14.

• ГАКО, ф. Р-3501, оп. 1, д. 63.

• Боровск. Путеводитель. - Триада-Х, 2004. - Стр. 29.

• Боровская десятина, стр. 174,176, 197-200.

• Земля Калужская, стр. 172-173.

• Комаров С. 400 лет со дня героической обороны Боровского Свято-Пафнутьева монастыря. // Православный христианин, 2010, №7, стр. 3.

• Крестников, стр. 74-75.

• Леонид, стр. 44-45.

• Николаев, стр. 30-31.

• Преображенский, стр. 77, вкладка XIII.

• Синодик, стр. 280-281.

• Тагиева А. Не рвётся связь времен. // Боровские известия, 2003, №177/178, стр. 6.

• Фехнер, стр. 222.

• Натурное обследование. 26 день августа 2013 г., 14 день июня 2014 г., 5 день сентября 2014 г.

(Легостаев В. В., Носиков С. П., Шатохин А. В. Храмы Боровского уезда. Брянск, 2015. С.99-106).


1970-е годы. Фото А.С. Полякова

1999 г. Фото В.И. Осипова

2011 г. Фото В.С. Ситало


 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014