Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Памятники истории и культуры. Храмы Боровска. Улицы города > Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Боровск-Роща)

        1. Священнослужители и монашествующие, похороненные у храма Рождества Пресвятой Богородицы на Роще под Боровском (СМОТРЕТЬ-скачать)

Фото 1999 г.

О. Сергий (Поляков)

Данный материал был подготовлен и иллюстрирован о. Сергием (Поляковым) в 2004 г. для годового отчета в Калужскую Епархию. Мы сочли возможным поместить его на нашем сайте. Надеемся, что материал будет дополнен и углублен историками и краеведами.

Село Роща расположено на Старой дороге из Боровска в Пафнутьев монастырь. В 1701 г. здесь на погосте стояла деревянная церковь. Существующий ныне каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы на старом кладбище, окруженном оградой, высится на левом берегу реки Протвы значительно выше селения, террасами спускающего к реке. Выразительный силуэт одноглавой церкви, построенной в 1708 г., с трехъярусной колокольней, возведенной вместе с трапезной в конце 18 в., господствует над местностью.

Церковь несколько приземистым восьмериком на двухсветном четверике построена в стиле бороко и является интереснейшим образцом его поздней разновидности.

Из церковной ведомости за 1882 г.:

1. Построена в 1708 году тщанием прихожан.

2. 3дание каменное, половина здания называется трапезной теплая с печным отоплением, с такой же колокольнею, крепка. Обнесена церковь каменною оградой; кроме давнего кладбища при храме, есть особо отведенное вне села кладбище; последнее окопано канавою

3. Земли под церковью с находящимся при ней издавна кладбищем 47 сажен в длину и 30 в ширину. Земли принадлежащей церкви на 1882 г. 1 дес. усадебной, 30 дес. полевой и 1 дес. сенокосной. Причт сам землей не пользуется из-за дальнего расстояния (5 верст) от их домов и по не годности оной к произрастанию (гористая местность), а отдает её в аренду за 60 руб. в год.

4. Здания, принадлежащие церкви:

а. Деревянная ветхая богадельня из двух домов, один из них сдается в аренду под училище. Богадельня построена в 1840 г. Московским купцом Иваном Васильевичем Волковым с целью дать убежище бесприютным.

б. Небольшая каменная сторожка около церкви.

5. Причта по Высочайше утвержденному 7 апреля 1873 года расписанию церквей и приходов, при церкви положено быть священнику и псаломщику.

6. Престолов в ней 3; один находится в холодной половине храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Пятиярусный иконостас, по-видимому, может быть датирован концом 18 века.

7. В пределах теплых; по правую сторону во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

По левую во имя св. Василия Великого.

Здесь же находится самый старый антиминс:

«... Повелением Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Александра Павловича всея России, Благословением же Святейшего Правительствующего Синода Cвещеннодействован Преосвященным Евлампием Калужским и Боровским в 1811 году в месяце августе».

Священники Храма Рождества Пресвятой Богородицы:

1) 1708–1836 гг.

1745 г. Священник Максим Леонтьев. Дьякон Косьма Иванов. Прихожане от горения сердца своего начали собирать средства на большой колокол. Колокол был отлит с украшениями и образами (через столетие был сброшен революционными силами).

1779–1798 г. Священник Василий Казмина

1779–1798 г. Дьякон Иван Тимофеев

1798–1836 г. Священник Петр Артемьев

1798–1799 г. Дьякон Иван Казлин

1799–1802 г. Дьякон Иван Тимофеев

1802–1824 г. Дьякон Гавриил Иванов

1827–1834 г. Дьякон Семион Петрович

1834–1835 г. Дьякон Ефим Алешин

1835–1836 г. Дьякон Михаил Федоров

2) 1836–1855 гг.

1836–1839 г. Священник Семион Михайлов

1836–1842 г. Дьякон Михаил Егорович Троицкий

1839–1855 г. Священник Иван Иванович Протасов (по окончанию семинарии был рукоположен в священники в 1832 г.)

1842–1863 г. Дьякон Илья Семенов Обновленский (посвящен в дьякона в 1842 г. из среднего отделения Семинарии).

3) 1855–1874 гг.

1855–1862г. Священник Василий Григорьевич Покровский (по окончанию семинарии был рукоположен в священники в 1855 г.).

1862–1868 г. Священник Михаил Михайлович Колыбелин

1866 г. Дьякон Михаил Егорович Богоявленский

1868–1873 г. Священник Сергей Семенович Лихачев

1868–1873 г. Дьякон Тимофей Савин

4) 1874–1883 гг.

1874–1876 г. Священник Николай Сахаров

1877–1882 г. Священник Александр Иванович Непарамонов

1882–1883 г. Священник Иван Михеевич Жаров (обратился в православие из старообрядческих начетчиков. По обращении к Православию состоял сотрудником миссионеров при собеседованиях со старообрядцами в Калуге при братстве Св. Ап. Иоанна Богослова (1878–1882 гг.) Состоял на должности пономаря при Калужском Троицком Кафедральном соборе. Преосвященным Владимиром Епископом Калужским и Боровским рукоположен в священнический сан в 1882 г. Вел публичные собеседования со старообрядцами в церкви Спаса Преображения, что на площади в г. Боровске)

5) 1883–1907гг.

1883–1885 г. Священник Петр Иванович Преображенский

1891–1907 г. Священник Василий Андреевич Златоустовский (сын псаломщика, родился в с. Златоустове Лихвинского уезда. Окончил курс в Калужской Духовной Семинарии с аттестатом первого разряда в 1862 г. Был учителем в Боровенском сельском училище Мосальского уезда. Рукоположен в Боровской Борисоглебской церкви архиепископом Григорием Калужским и Боровским 19 февраля 1867 г. В 1870 г. был перемещен в с. Федотово Боровского уезда. Согласно прошению Епископу Виталия перемещен 21 января 1891 г. в с. Роща. В 1869–1870 гг. был законоучителем в Боровском женском училище на должности катехизатора. В 1871–1891 гг. был членом Комитета по устройству нового каменного храма в с. Федотово Боровского уезда. В 1875–1881 гг. был депутатом на общеепархиальных съездах по училищным делам. В 1870–1891 гг. состоял депутатом при производстве гражданских ведомостей. В 1887–1891г. заведовал Федотовской церковно-приходской школой. В 1885–1902г. был законоучителем земского Рощинского училища.

Награжден:

1874 г. – Набедренником

1879 г. – Скуфьею

1899 г. – Наперсным крестом

С ним живёт теща Анна Баталина (73 года). Она дочь священника Борисоглебской церкви Василия Баталина. Отец Баталиной в течение 43 лет был священником при 2-х храмах: ц. Покрова с. Василевского Лихвинского уезда и Борисоглебской церкви г. Боровска. Награжден 10 июня 1863 г. орденом Св. Анны.

6) 1908–1918 гг.

1908 г. Священник Федор Сахаров

1908–1918 г. Священник Николай Сергеевич Ватолин. (В 1986 г. он окончил семинарию и из 3 класса выбыл. Состоял учителем в Плохинской двух классной церковной школе по 1901. В 1901 г. был рукоположен в дьякона, а в 1904 г. рукоположен в священники. В 1908 г. переведен в Рощинский храм. Состоял Законно учителем в Красновском земском училище. С 1910 г. состоял законоучителем в монастырской двух классной приходской школе. Был председателем учебно-приходского попечительства в с Роща. С 1916 г. в уездной комиссии по оказанию помощи семьям лиц призванных на войну.

7) 1930–1961 гг.

1930–1937 г. Игумен Викентий.

1942–1953 г. Игумен Памва.

1953–1961 г. Священник иерей Борис Голуб.

8) 1961–1967 гг.

1961–1967г. В это время не было постоянного священника.

9) 1967–2005 гг.

1967–1994 г.Священник протоирей Трофим Орлов.

Трофим Орлов родился в 1939 г. в поселке Беларабка Молдавской республике, в семье железнодорожного рабочего. После школы поступил в Одесскую духовную семинарию, которую закончил в 1961 г. с отличием. Потом Троице-Сергиева Лавра, духовная академия. Закончил обучение в звание кандидата богословия. Здесь же в лавре он был рукоположен в сан диакона митрополитом Пименом, будущим Патриархом Всея Руси. Был направлен служить в Калужскую область. Рукоположен в священники при епископе Ермогене и, послужив некоторое время в г. Сухиничи переведен в 1967 г. настоятелем в храм Рождества Богородицы в с. Роща, в которой и прослужил бессменно почти 27 лет. Отец Трофим очень любил церковную службу, понимая ее глубину и величие, осознавая ту беспредельную мудрость и красоту, которая веками по крупицам собиралась и заключалась в изумительную гармонию славословий песнопений. Отец Трофим любил Пафнутьев-Боровский монастырь и гостей первым делом вел под его древние своды, увлекая беседой, вспоминая все, что знал и собрал о его истории.

Он молился и хлопотал о его открытии. И Господь даровал ему радость, когда в древней монастырской церкви митрофорный протоирей Трофим Орлов сослужил Патриарху Всея Руси Алексию II, будучи уже тяжело больным. И выполняя послушание ездил в Калужскую семинарию проводить занятия с учащимися. Делясь духовным опытом еще на месте, где служил, он подготовил несколько священно-служителей, последний из которых стал настоятелем на его месте. 21 июля 1994 г. в день иконы Казанской Богоматери отошел ко Господу протоирей Трофим Орлов.

1994 г. и по сегодняшний день – Священник иерей Сергий Поляков.

© О. Сергий (Поляков)

Материал из книги: Легостаев В. В., Носиков С. П., Шатохин А. В. Храмы Боровского уезда. Брянск, 2015. С107-113.

§ 2.13. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ в бывшей Рощинской слободе

1914 г. - село Рощинская Слобода, центр Рощинской волости 2014 г. - г. Боровск, ул. Шмидта, 35

Координаты храма: 55.214431 °N, 36.525233°Е

В 1654 г. в Боровской десятине упоминается «новоприбылая» церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом святого апостола Андрея Первозванного «под Пафнутьевым монастырём в Рощинской слободе». Ещё одно упоминание Успенского храма встречается в 1746 г. Сегодня мы не знаем, существовала ли такая церковь или летописец допустил какую-то ошибку, но с 1678 по 1705 гг. в Рощинской слободе упоминается однопрестольный деревянный храм Рождества Богородицы и никаких сведений о существовании второй церкви в летописи нет.

В 1678 г. Рождественский храм стоял «без пения», но дьякон, дьячок и просвирня при церкви были. Слобода по тем временам была многонаселённой: (22-98) дворов и душ крестьян, (60-178) «беспашенных бобылей», (10-26) «служебников» и один двор вотчинника - Пафнутьева монастыря.

В состав Боровска слобода в то время не входила, а числилась в Окологородном стане и располагалась на старой дороге из города в Пафнутьев-Боровский монастырь. В описи владений монастыря 1701 г. значится «в Городском стану церковь Рождества Пресвятой Богородицы древяна с трапезою, покрыта тёсом, ветха». Через четыре года писалось, что «у церкви во дворе поп Корнилий Лазарев, во дворе дьячок Фёдор Лазарев да 115 дворов бобыльских и кузнецких, а в них 338 человек».

Каменное здание церкви (Рождества Пресвятой Богородицы) было построено в 1708 г. тщанием прихожан. На рубеже ХVIII-ХIX веков к ней пристроили каменные колокольню и трапезную с «тёплыми» приделами Иоанна Богослова (южный) и (Василия (Великого).

Живописно расположенный над спускающимся террасами к Протве селением Рождественский храм занимает доминирующее положение среди окружающей застройки. Настоящая его часть представляет собой поздний провинциальный образец «нарышкинского» барокко. Двусветный четверик, обрамлённый по углам пучками колонок, а вдоль карниза - трёхрядным поребриком, несколько приземистый световой восьмерик под низким куполом и двухступенчатая пирамида «глухих» восьмигранников, несущих луковицу главы, в совокупности восходят к барочным храмам ярусного типа. Однако узкие верхние барабаны играют лишь декоративную роль, упрощая сооружение почти до обычного для тех лет «восьмерика на четверике». Перекрытая конхой полукруглая апсида не уступает по ширине четверику. Оконные проёмы обрамляют искусно выполненные из кирпича наличники с узорчатыми фронтонами: в нижней части - пышными, на восьмерике — более скупыми.

Трапезная и трёхъярусная колокольня относятся уже к эпохе классицизма. Трапезная гораздо шире настоящей части и даже ребро её крыши направлено по оси север-юг. Фасады трапезной и колокольни имеют портики, карнизы с сухариками и треугольные фронтоны. На трапезной портики полуколонные, на колокольне -с колоннами тосканского ордера на нижнем ярусе и ионического - на верхних. Ярусы колокольни в плане квадратные, но на верхнем ярусе рёбра скошены, что приближает его форму к восьмигранной. Интересна композиция пучков колонн на рёбрах ярусов колокольни: на нижнем - по четыре, на среднем - по три и на верхнем — по две. Такое разнообразие как бы возвращает классицистическую в целом колокольню в эпоху барокко, что позволило достичь гармонии её облика с настоящей частью храма. Завершает колокольню купол с люкарнами и изящная луковичная главка.

В 1812 г. имущество Рождественской церкви не пострадало от наполеоновского войска, однако дома причта сгорели.

При церкви находилось деревянное здание, построенное в 1840 г. на средства московского купца Ивана Васильевича Волкова. Оно состояло из двух десятиаршинных срубов, соединённых между собой сенями. Здание стояло на каменном фундаменте, было подведено под железную крышу и имело 13 окон. В одной половине располагалась женская богадельня, в которой в 1900 г. призревались четыре, а в 1916 - три бездетные крестьянки. В другой половине помещалось мужское приходское училище. Это здание было разобрано за ветхостью в 1930-х гг.

В 1863 г. приход Рождественской церкви состоял из 115 дворов, в которых проживало 398 душ мужского пола и 454 - женского. В 1868 г. было (117-422-448). В 1900 г. приход состоял только из жителей Рощинской слободы: военных (1-7-2) и крестьян (109-297-295); итого: (110-304-297). Также на территории прихода жили старообрядцы, приемлющие священство: (26-56-91). Всего в 1900 г. в 136 дворах проживало 360 душ мужского и 388 - женского пола. В 1916 г. в числе прихожан, коих было (116-302-313), указывались и жители прилегающих деревень, а старообрядцев стало меньше: (22-32-37). В тот год дети прихожан обучались в монастырской церковно-приходской школе для мальчиков и в рябушенской одноклассной школе для девочек.

В 1879 г. церковная территория и расположенный с северной стороны храма погост были обнесены каменной оградой длиной 38 саж. с воротами и тремя входами. За её устройство прихожане получили благодарность епархиального начальства. И ограда, и погост сохранились до сего дня. В ограде находилась построенная в 1907 г. деревянная сторожка. Она стояла на каменном фундаменте, имела железную крышу и сени.

Священник и псаломщик проживали в построенных в 1880 (по другим данным - в 1873) г. деревянных домах, принадлежавших церкви.

20 августа 1880 г. в Рождественской церкви венчались К.Э. Циолковский и В.Е. Соколова. Метрическая книга с записью об этом событии сохранилась доныне.

В 1884 г. при храме были открыты богослужебные собеседования с прихожанами о предметах веры и благочестия.

В 1900 г. Рождественская церковь владела землёй: под храмом с находившемся при нём древнем кладбищем - около 135 кв. саж., усадебной - 1 дес., сенокосной - 1 дес., пахотной с кустарником - 34 дес. План на землю, кроме усадебной, хранился в церковной ризнице. По причине большой удалённости от домов священнослужителей земля сдавалась внаём за низкую цену.

В 1900 г. расстояние от Рощинской слободы до консистории составляло 85 вёрст, до местного благочинного — 15 вёрст. Ближайшие к Рождественской церкви указывались следующие: на северо-востоке - храмы Пафнутьев-Боровского монастыря - в полуверсте и Димитриевская в Рябушенской слободе - в 1 версте, на западе - Борисоглебская в Боровске - в 1 версте, на северо-западе - Троицкая в Федотове - в 5 верстах.

В 1910-х гг. Рождественский храм выглядел добротно. Его интерьеры украшали настенные росписи и многочисленные предметы церковной утвари. Уже в то время две входные двери были железными. Трапезная отапливалась печью системы «контрамарка». В XIX веке при главном престоле храма был устроен многоярусный деревянный резной иконостас с позолотой размером 3 х 8 саж. В него были поставлены иконы более раннего письма. Придельные иконостасы размером 3 саж. 2 арш. х 2 саж. имели боковые стороны. В 1910 г. Рождественская церковь получила страховую оценку 10000 рублей.

За 1916 г. храм получил доход 150 рублей с кружечного сбора и 65 рублей 20 копеек процентов с вкладов, положенных на поминовение умерших. В кредитных учреждениях лежала недвижимая сумма в виде билетов.

В 1-й половине 1920-х гг. храм был поставлен на учёт в отделе по делам музеев Главнауки Наркомпроса как памятник архитектуры второй категории. При этом церковь продолжала действовать. В 1924 г. при ней упоминалась часовня. В неё заглянули искусствоведы, которые «согласно удостоверения от 8 октября 1924 г.» обследовали имущество закрытого Пафнутьев-Боровского монастыря. В часовне были найдены пять резных деревянных фигур XVIII века. Приходский совет Рождественской церкви согласился передать их в боровский музей, если ему оттуда будут выданы Голгофа и Распятие на ней с предстоящими XX столетия. До наших дней часовня не сохранилась.

Разорению храм подвергся только в годы оккупации. Церкви был нанесён ущерб на 33900 рублей. Тогда же на некоторое время прервались службы. В 1945 г. здание Рождественской церкви было внесено в список пострадавших в годы войны памятников архитектуры,

22 января 1946 г. церковное здание было передано прихожанам в бессрочное пользование. Договор о передаче со стороны прихожан подписал настоятель игумен Памва (Прокопий Фомич Чернышёв), с 1912 г. состоявший в братии Пафнутьев-Боровского монастыря.

С 3 декабря 1954 г. Рождественская церковь вновь недолгое время стояла «без пения». В 1960 г. храм получил статус памятника архитектуры федерального значения.

Ныне Рождественский храм по-прежнему действует. Усердием и заботой протоиерея Сергея Полякова и прихожан поддерживается благолепие церкви. О. Сергий является настоятелем храма с 23 июня 1995 г. В притворе поставлен старый иконостас с иконами. К особо почитаемым святыням, находящимся в храме, относятся доставленная со Святой горы Афон Иверская икона Божией Матери и икона Божией Матери «Утоли моя печали», по преданию, обретённая в Протве. Основным благотворителем Рождественской церкви является московский фонд «Лепта» (генеральный директор — Александр Николаевич Кораблин).

Церковный погост находится в хорошем состоянии. Все могилы ухожены. На погосте есть дореволюционные надгробия с выбитыми на них надписями: «Под сим камнем погребено тело раба Божьего священника перемышльского собора отца Феодора Андреевича Соколова» и «Пётр Савелъевич сконч. 16 ноября 1897 г. в 12 час. дня. Жития его Выло 82 г. При сём храме состоял церковным старостою 16 лет.» и захоронения недавнего времени: иеромонаха Нила (Мишарина) (07.02.1934- 06.04.2000), игуменов Памвы и Викентия, монахинь Серафимы (1896-1981) и Амвросии (Илюшиной) (1894-24.05.1988), протоиерея Вадима Красноцветова (24.04.1924- 14.09.1997).

Источники и литература

• ГАРФ, ф. Р-7021, оп. 1, д. 138, л. 9.

• РГИА, ф. 799, оп. 33, д. 542, лл. 57-59.

• ЦГА Москвы, ф. Р-1, оп. 1, д. 67.

• ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 1345, лл. 170-175 об.

• ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 623.

• ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 862, л. 49.

• ГАКО, ф. 55, оп. 9, д. 327.

• ГАКО, ф. Р-883, оп. 19, д. 29.

• Архив ИИМК, ф. Р-Щ, д. 1735.

• Архив В. Легостаева, кн. 6, стр. 60.

• Боровская десятина, стр. 40,152, 202.

• Земля Калужская, стр. 174.

• КЕВ, 1874, №16, ч. оф., стр. 140.

• КЕВ, 1884, №6, ч. оф., стр. 83.

• КЦОВ, 1908, №9, стр. 11.

• КЦОВ, 1910, №5.

• Лошкарёва, стр. 75-78.

• Николаев, стр. 24-25.

• Синодик, стр. 280.

• Фехнер, стр. 245-247.

• Натурное обследование. 4 день ноября 2005 г., 28 день августа 2013 г., 16 день июня 2014 г.

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014