Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Памятники истории и культуры. Храмы Боровска. Улицы города > Храмы г.Боровска > Христорождественский храм в Боровске (разрушен)

        

-

Летописи Боровских храмов / Составитель В.И. Осипов. Боровск, 2022. (СМОТРЕТЬ-СКАЧАТЬ)

-Легостаев В.В., Носиков С.П., Шатохин А.В. Храмы Боровского уезда. Брянск, 2015. С.74-79.

§ 2.6. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

1914 г. - Рождественская ул. ,

2014 г. - ул. Ленина, на месте дома 47.

Координаты места храма: 55.200950°N, 36.490546°Е

Христорождественская церковь была первым каменным храмом в Боровске. В 1437 г. на этом месте был основан одноимённый монастырь, а в 1544 г. по велению царя Ивана Грозного его соборная церковь была выстроена в камне. До Смуты монастырь был мужским.

В 1610 г. монастырь был «выжжен Литвою до основания». Не сохранилась и древняя каменная церковь. К 1621 г. храм Рождества Христова был старанием «приходных людей» отстроен заново: на этот раз в дереве. Стал возрождаться и монастырь: в двух его кельях поселились три старицы. За монастырём на принадлежавшей ему земле поселился «рождественский поп Микита Андреев».

В 1626 г. келий было уже 5. В 1659 г. при игуменье Челищевой и священнике Ефиме по указу царя Алексея Михайловича снова был построен каменный храм Рождества Христова. Среди жертвователей был сам царь, священник Ефим - сын Микиты Андреева, боярин князь Борис Александрович Репнин и другие «всякого чина люди».

С 1674 г. к Рождественскому храму были приписаны земли разорённых в Смуту Пятницкой, что в Мякишевской слободе, и Афанасьевской церквей.

В 1678 г. в храме по-прежнему служил священник Ефим. С 1680 г. вторым священником упоминается его сын Евсевий.

Сохранилось подробное описание Рождественской церкви, сделанное в 1685 г.: «...каменная с тёплою трапезою, а перед трапезою притвор на столпех своды каменные, на церкви глава покрыта черепицею муравлёною, крест на главе и яблоко опаяны белым железом и укреплён на чепях железных, шея и закомары расцвечены красками, церковь и трапеза покрыта в два тёса с зубцы, а на переднем притворе покрыто шатром круглым, а в церкви под сводами учинены проводные окна и многие слухи утвержены связъми железными, а в окнах решётки железные и оконницы слюдяные и вставки древяные обиты полтсми, в трапезе и в алтаре печи муравлёные, да у церкви же по левую сторону северных дверей приделана палатка каменная, ...у трапезного угла северной стороны приделана колокольня каменная четвероуголъная с шатрами...». Далее следует перечисление находившихся в храме икон: Рождества Христова, Одигитрии, Михаила Малеина, Алексия митрополита, Алексия, человека Божия, Казанской Богородицы с ликами святых Семи Вселенских Соборов, Николая Чудотворца, архидьякона Стефана. Следом отмечены запрестольный и напрестольные кресты, евангелие и многочисленная церковная утварь, два предмета которой - потир и дискос - сохранились доныне и находятся в экспозиции Калужского краеведческого музея. Указан в описании и размер монастырской территории: «...длиннику от св. ворот до ограды 49 саж., а поперечнику 48 саж.». Отмечено, что в сравнении с концом 1620-х гг. «объявилось влишке длиннику 24 саж, а поперечнику 34 саж.» — иными словами, за полстолетия монастырская территория увеличилась раза в три.

В 1723 г. к монастырю была приписана стоявшая на городской площади богадельня. Она была построена «на подаяния мирских людей». Священником соборного храма в тот год был Емельян Самойлов.

В 1724-1725 гг. Рождественская обитель значилась приписанной к Крестовоздвиженскому монастырю города Белёва (ныне - Тульская область), но вскоре она, видимо, вновь обрела самостоятельность. В то время в ней проживали игуменья и 18 монахинь.

Будучи монастырским собором, Рождественская церковь в то же время имела приход, состоявший из мирян. В 1730-х гг. в Синодальном казённом приказе рассматривалась жалоба игуменьи монастыря Александры, насельниц и церковнослужителей по поводу проживания мирян на принадлежавшей обители земле: «...на усадебной же их дьячковской и пономарской церковной земле живут боровичи посадские люди тяглые Ивашко Куркин с братьями да Фадейко Щукин и владеют дворовыми усадьбами и огородами их церковными напрасно...». Спор о земле был решён в пользу подателей жалобы.

11 мая 1730 г. по прошению прихожан Рождественского храма был дан указ «в той настоящей церкви для зимнего времени построить вновь тёплый придел во имя Пресвятой Богородицы Казанской». Его соорудили тоже в камне, с левой стороны собора, после чего в летописях монастыря стали упоминать две церкви. Вероятно, так по сути оно и было: по описанию 1763 г. летний и зимний храмы имели отдельные крытые тёсом трапезные, а над каждым престолом возвышалась глава: над главным - обитая жестью, с таким же деревянным крестом, над придельным - покрытая зелёной черепицей, с железным вызолоченным крестом. Рядом с храмами стояла каменная колокольня с шестью колоколами, обитой жестью главой и небольшим позолоченным железным крестом. Келий в тот год было 13. Ограда монастыря также была каменной, длиной 39 саж., со Святыми вратами и двумя калитками. Колокольня и ограда к тому времени обветшали; с трёх сторон монастырь был обнесён ещё и деревянным забором - тоже уже не новым. Обитель была небольшой: в ней жительствовали 17 человек, в том числе игуменья Ираида Бахметьева и 9 монахинь, кормившиеся за счёт своего огорода и сдачи земли в аренду. Приход храмов состоял в тот год из 343 душ мужского и 373 душ женского пола.

В 1764 г. этот небольшой монастырь был упразднён, а его храмы продолжили свою историю - теперь как приходские. Война 1812 г. не нанесла им значительного ущерба. По свидетельству священника Афанасия Лихачёва, неприятель только вынес иконы за город и разбросал их по полю; все они были найдены и возвращены на свои места. Однако были сожжены межевые книги и дома причта.

В 1817 г. вместо обветшавших храмов начали строить новый - уже, по крайней мере, третий каменный, что в истории церковного зодчества встречается крайне редко. Сначала на средства прихожан были построены новые трапезная и колокольня. В трапезной обустроили придельный престол, видимо, перенесённый из Казанского храма. В один из столбов колокольни была вложена храмозданная каменная плита, ранее находившаяся в стене паперти прежней, построенной в 1659 г. церкви. Настоящая же часть нового храма, строившаяся старанием московского купца Харлампия Ивановича Протопопова, была освящена преосвященным Николаем, епископом Калужским и Боровским, только 10 сентября 1838 г.

В новопостроенной церкви находилось три престола. В настоящей «холодной» части престол был освящён во имя (Рождества Христова, с правой стороны «тёплой» трапезной - во имя иконы Божией Матери Казанская», с левой - во имя Сретения Господня. Возможно, один из приделов имел двойное посвящение: в некоторых документах он назван Казанско-Тихвинским.

Церковь была построена в стиле классицизма. Она состояла из четверика настоящей части с боковыми шестиколонными портиками, завершённого световым барабаном под высоким куполом и луковичной главой над «фонариком», протяжённой шестиоконной трапезной и изящной тонкой трёхъярусной колокольни со шпилем высотой 10 саж. Общая протяжённость сооружения составляла 17 саж. 1 арш., ширина - 5 саж. 1 арш., высота до верха карниза - 6 саж. В настоящей части было 9 нижних и 7 верхних окон. Из трёх входных двустворчатых дверей две были железными, что нечасто встречалось в храмах XIX столетия: обычно двери делались из дерева, а железом их только обивали. Внутри храма располагались две двустворчатые и одна одностворчатая двери. Внутренние стены были покрыты масляной краской и расписаны. В трапезной стояла одна печь. Иконостасы имели размеры 11,5 x 11,25 арш. (главный, трёхъярусный) и 5 арш. 12 верш. х 6 арш. (придельные).

Вокруг церкви находилась каменная ограда, западная часть которой, простиравшаяся на 43 саж. вдоль городской улицы, осталась от упразднённого монастыря. Рядом с храмом находился погост.

Рождественской церкви принадлежала земля площадью около 2 дес. Плана и межевой книги на землю в храме не имелось. Землёй, не занятой постройками, владел причт; частично она сдавалась в аренду. После смерти купеческой дочери Анны Ильиничны Елизаровой её наследниками была отказана в пользу церкви усадебная и огородная земля.

На церковной земле были построены здание, которое заняло площадь 17,5 х 6 саж., и каменный двухэтажный дом под железной крышей с амбаром и навесом для богадельни. Богадельня стояла в 15 арш. от церкви. Организованная с разрешения Святейшего Синода на средства московского купца Петра Ивановича Протопопова богадельня была открыта в 1863 г. В ней могло призреваться не более 10 лиц женского пола, имевших духовное звание и достигших 45 лет. В 1864 г. в ней находились три женщины, в 1900 г. - 10. В 1866 г. братья Протопоповы, происходившие из семьи боровского священника, учредили общественный банк и вложили в него сумму 8000 рублей. Ежегодно банк должен был выдавать на содержание богадельни 400 рублей.

Кроме того, близ церкви были две караульные постройки: каменная - 6 х 6 х 3 арш., в 6 саж. от храма - и деревянная на дубовых стульях под деревянной крышей, построенная в 1876 г. Священник жительствовал в деревянном на каменном фундаменте доме, построенном в 1879 г. и капитально отремонтированном в 1903 г. Среди надворных построек священнической усадьбы была прачечная. В 1905 г. в собственность храма по духовному завещанию вдовы отставного рядового Пелагеи Петровны Басовой (Балабасовой?) был передан дом. Один из принадлежавших церкви домов сдавался в аренду.

Большую помощь церкви в течение длительного времени оказывал другой московский купец - Конон Никонович Головтеев, происходивший из семьи прихожан этого храма.

Приход Рождественской церкви в 1900 г. состоял преимущественно из купцов, мещан, цеховых и прочих обывателей - (27-91-89) дворов и душ, а также дворовых крестьян - (3-5-5). Итого в 30 дворах проживало 96 лиц мужского и 94 - женского пола. Старообрядцев на территории прихода было (21-16-48). Всего: (51-142-142). В 1916 г. было (41-81-100) дворов и душ прихожан и, помимо них, (50-83-93) старообрядцев.

В 1910 и 1916 гг. состояние Рождественской церкви оценивалось как хорошее. В 1910 г. ей была дана страховая оценка 18000 рублей.

После октябрьских событий 1917 г. один из самых богатых боровских храмов лишился почти своей собственности, но до начала 1930-х гг. он ещё действовал. Сохранилось описание и опись имущества церкви, составленные, видимо, комиссией, обследовавшей на рубеже 1910-1920-х гг. состояние памятников архитектуры Калужской губернии: «Христорождественский храм, каменный, с двумя приделами и колокольней; во всём храме 28 окон с железными решётками и 4 без решёток. Пол в настоящем храме плитняковый, а в тёплом - деревянный. Крыт весь храм железом и окрашен медянкой на масле...». В описи были отмечены 5 колоколов общим весом 104 пуда.

26 декабря 1931 г. на заседании Президиума Мособлисполкома слушался вопрос о закрытии «Христорождественской церкви по ул. Ленина в Боровске». Постановление Президиума Мособлисполкома поставило последнюю точку в истории Рождественского храма:

«Принимая во внимание необходимость использования этой церкви под столовую, наличие соответствующих средств на переоборудование согласно прилагаемого проекта и сметы, наличие других функционирующих церквей на расстоянии менее 0,5 км, куда могут быть переведены верующие, - Христорождественскую церковь закрыть и здание её передать для просимых целей».

19 февраля 1932 г. постановление было утверждено Постоянной комиссией по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР. А уже в составленном верующими города в мае 1934 г. списке недействующих боровских храмов против церкви Рождества Христова было отмечено: «взорвана».

После Великой Отечественной войны на территории, где стоял Рождественский храм, был построен учебный корпус, в котором сегодня находится средняя школа №2. Остаётся надеяться, что наступит день, когда в четвёртый раз на этом веками намоленном месте будет снова воздвигнута каменная церковь Рождества Христова.

Источники и литература

ГАРФ, ф. Р-5263, оп. 1, д. 15, л. 8.

ГАРФ, ф. Р-5263, оп. 1, д. 1213, л. 23.

РГИА, ф. 799, оп. 33, д. 543, лл. 34-38.

РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 337, л. 18.

ЦГАМО, ф.2157, оп. 1, д. 790, л. 1.

ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 1345, лл. 43-48 об.

ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 2199, л. 78.

Боровская десятина, стр. 9-14, 75-76,174,176, 186-188, 204-205.

Земля Калужская, стр. 175.

КГБ, 1911, №15.

КЕВ, 1864, №6, ч. оф., стр. 39.

КЕВ, 1866, №8, приб., стр. 247.

КЕВ, 1890, №18, стр. 480.

КЕВ, 1890, №22.

Лошкарёва, стр. 40-42.

Малинин, стр. 170.

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014