Навигация

Поиск

 
[ Главная | Музей истории и культуры старообрядчества | Экскурсии | Контакты | Карта сайта ]
Наша библиотека / Видео, аудио > Боровский некрополь (статьи) > Абакулов В.И. Локализация кладбищ Боровского района.

        
Абакулов В.И.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОПОГРАФИЯ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ КЛАДБИЩ

БОРОВСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ.

К СОСТАВЛЕНИЮ СВОДА ПАМЯТНИКОВ

Кладбища на территории Боровского района начали формироваться в древние времена. Первые известные захоронения были славянскими. Это одиночные или групповые курганные захоронения, датируемые с VIII в. В эпоху средневековья курганы сменяются грунтовыми могильниками. Изменяется обряд погребения.

В настоящее время на территории Боровского района находится большое количество кладбищ разного времени и разной сохранности. Некоторые из них практически прекратили своё существование, другие древние кладбища интенсивно поглощаются современными захоронениями, другие исчезают или уже исчезли. Однако старые кладбища представляют собой огромный интерес для изучения как краеведческих, так и исторических вопросов, связанных с историей данного региона. До сих пор было неизвестно точное количество этих кладбищ, ни количество старых захоронений, ни имена людей, которые там погребены.

История многих кладбищ в России насчитывает несколько веков. Русские старинные провинциальные кладбища после прекращения на их территории погребений, как правило, выпадают из сферы интересов коммунальных служб. Они не получают юридического статуса памятников истории и культуры, что приводит к неопределённости их состояния. Вспоминают о них лишь тогда, когда возникают идеи об использовании кладбищенских территорий с прагматической целью (возобновление захоронений, прокладка транспортных магистралей, строительство и т.п.). Между тем старинные кладбища обладают высокой нравственной, исторической, культурной ценностью. Некрополи являются ценнейшим источником историко-культурной информации, которая хранится в них на протяжении нескольких столетий и может послужить хорошей основой для историко-биографических, историко-культурных и искусствоведческих исследований. Сведения о времени жизни и смерти, заслугах, фамильных связях, социальном положении лиц, проживавших в Боровском уезде, а позже и Боровском районе и прославивших регион, – важнейшие сведения для генеалогов, искусствоведов, историков и краеведов.

К сожалению, в советский период в связи с утратой интереса общества к дореволюционному историческому наследию многие захоронения оказались утрачены, древние надгробные сооружения уничтожены, что ещё больше усилило разрыв историко-культурной преемственности поколений.

Применительно к Боровскому району проблема имеет первостепенное значение. В течение XX в. в районе было разрушено и уничтожено большое количество кладбищ. Например, древняя часть кладбища у д. Отяково, на территории которого находились надгробные плиты XVII–XIX вв., частично утрачена. Исчезли многие надгробия и с мест захоронения самоубийц у с. Роща.

Изучение кладбищ боровской земли дает возможность изучить историю этих памятников, проследить историю фамилий живших здесь людей, наиболее интересные с исторической точки зрения некрополи предложить к постановке на охрану. Полученные сведения являются первоисточником для многих дальнейших изысканий, так как основную часть работы мы делали методом полевых исследований.

Интерес к изучению некрополей возник у учёных ещё в начале XIX в. Описания городских и сельских кладбищ в России появились более 200 лет назад в виде собрания надгробных надписей. Это направление развивали в XIX в. И.М. Снегирев и А.А. Мартынов и многие провинциальные историки, а с начала XX в. на провинциальный некрополь обратил внимание великий князь Николай Михайлович. Серьёзный научный подход, выразившийся в систематизации данных о времени и месте смерти и захоронения конкретных людей, сформировался в начале XX в. В начале этого же века исследования приобретают более глобальный характер и охватывают не только столичные центры, но и провинцию.

Изучение некрополей в губерниях было делом учёных архивных комиссий. В калужском регионе вопроса кладбищ и их места в структуре города касался член Калужской ученой архивной комиссии, краевед Ю.А. Вусович (1).

Всплеск интереса учёных к изучению исторического наследия некрополей приходится на конец XX и начало XXI в. В настоящее время эффективная исследовательская и методическая работа по описанию провинциальных некрополей идёт во Владимирской, Воронежской, Ярославской и Тульской областях. В калужском регионе исследовательский интерес в отношении некрополей был направлен в сторону монастырских кладбищ (2).

К великому сожалению, незаслуженно забытыми остались кладбища, располагавшиеся не в губернских городах и при монастырях, а на периферии, в сельской местности, в том числе и в Боровском районе.

До сих пор отсутствуют серьёзные научные исследования, посвящённые истории боровских кладбищ, сохранившихся в них старых надгробий и информация о похороненных здесь личностях в дореволюционный период. Существует лишь ряд работ, посвящённых Боровскому «записному» старообрядческому кладбищу и погребениям в Пафнутьев-Боровском монастыре (3). Отдельные работы издавались в разных сборниках археологами Г.А. Массалитиной, И.В. Болдиным, О.Л. Прошкиным по курганным насыпям, где происходили раскопки (4).

Настоящая работа – это попытка обобщить сведения по боровским кладбищам и захороненным здесь личностям.

В течение весны–осени 2008 г. нами (В.И. Абакуловым и В.В. Бубликовым) выявлялись дореволюционные захоронения Боровского района и фамилии погребённых, изучались надгробные памятники, описывались, обмерялись, фотофиксировались, составлялись схемы старых частей кладбищ. Большую помощь в проведении натурных обследований оказали Анна Жердева, Геннадий Нишанов, Евгений Кавешников, Роман Модин, за что мы выражаем им свою глубокую признательность.

Были обследованы кладбища в г. Боровске (Текиженское и на ул. Берникова) и в Боровском районе. В Боровске были выявлены надгробия, принадлежавшие коллежскому асессору Николаю Абрамовичу Соколову (1840–1902), Александре Алексеевне Соколовой (1845–1906), боровской купчихе Екатерине Родионовне Коротковой (1850–1914), боровскому купцу Якову Ивановичу Короткову (1847–1895), боровскому мещанину Петру Семёновичу Чижикову (он же Семёнов) (1851–1908), боровскому купцу Александру Ивановичу Молчанову (1777–1813). Известно, что боровский купец Пётр Яковлевич Коротков в 1914–1915 гг. был церковным старостой Спасо-Преображенской на Взгорье церкви г. Боровска (5).

Кладбище в с. Аграфенине располагалось возле Успенской церкви 1760 г. (6), которая ныне полностью разрушена. От неё осталась лишь груда кирпича. На месте утраченного храма сооружена современная деревянная часовня. На погосте нами было выявлено всего лишь 3 сохранившихся сильно побитых известняковых надгробия без надписей.

В с. Федотове нами было обнаружено и описано 6 дореволюционных известняковых надгробий, выполненных в форме гроба, на некоторых из них на верхней плоской поверхности вытесаны кресты. К сожалению, надписей на памятниках нет.

Всего 3 небольших известняковых надгробия с высеченными на них крестами было обнаружено на кладбище, расположенном к югу от с. Уваровское. С южной и западной сторон кладбище окопано рвом и обсажено берёзами. С восточной его стороны в овраге протекает ручей.

Кладбище с. Комлево расположено на горочке, в лесу, вокруг него поля. Всего на этом погосте было обнаружено 3 небольших известняковых надгробия. Одно из них в форме куба с высеченным крестом. На памятнике имеется надпись, которая сообщает, что под ним в начале XX в. был похоронен отрок Прокопий Лимин.

Наша рабочая группа обследовала и кладбище в с. Совьяки, расположенное возле церкви великомученицы Варвары, которая сейчас восстанавливается. Здесь сохранилось 2 старых известняковых надгробия. Одно из них принадлежало Ивану Ивановичу Фёдорову. На боку этого надгробия сохранилась часть эпитафии: «Покойся в тишине любезный супругъ, // Ты былъ мне другъ была спокойна я! // Но, вдруг, увы, смерть всего съ // тобой лишить меня детей и внучатъ // … навеки разлучница».

На площадке кладбища есть ещё валуны. Здесь же нами были обнаружены ещё 6 известняковых маленьких надгробий в форме гробиков, без крестов и надписей. Отдельно на кладбище стоит крест с надписью, что здесь должен был быть упокоен иеромонах Иосаф, бывший последний священник, который был расстрелян и похоронен в братской могиле в Бутово. По рассказам местного священника, несколько надгробий из Совьяков лежит на берегу р. Протвы недалеко от села, у брода. Нам их обнаружить не удалось.

На восток от села расположено второе кладбище, где когда-то погребались самоубийцы и утопленники. Ныне это кладбище используется под современные захоронения. Старая часть кладбища занимает северо-восточный угол современного кладбища. От современного кладбища она отделена рвом и окопана. Здесь у дерева сохранился фрагмент старой кованой решётки. Здесь мы нашли 5 известняковых надгробий, сильно вросших в землю, с надписями, которые уже не читаются.

Возле церкви Михаила Архангела в с. Красное стоит надгробие из чёрного мрамора, принадлежавшее Петру Дмитриевичу (ум. 1908) и Анне Алексеевне (ум. 1909) Челищевым. К северу от церкви на кладбище расположено ещё несколько надгробий, принадлежавших тому же роду Челищевых, которые были владельцами с. Красное. Среди них надгробие из серого мрамора, под которым покоятся коллежский асессор Владимир Дмитриевич Челищев (1824–1863) и его дети: Дмитрий, Ипполит, Пётр и Екатерина.

Привлёк наше внимание поваленный на бок известняковый надгробный памятник в форме гроба, на верхней поверхности которого вытесан крест на Голгофе. Он принадлежал верейскому мещанину Василию Михайловичу Жукову. На этом же кладбище мы выявили еще 4 известняковых надгробия без надписей. Когда-то кладбище в с. Красное было обнесено, по-видимому, деревянной оградой, от которой остался кирпичный угловой столб.

Кладбище в бывшем с. Марьино состоит из 2 частей: так называемое местными жителями «старое» кладбище и «новое» кладбище. Возле «старого» кладбища была Успенская церковь, от которой ныне ничего не осталось. Местная власть пыталась поставить здесь деревянную часовню, но её постройка не была закончена. Ныне она разрушается. Здесь обнаружено 6 дореволюционных надгробий. Два из них принадлежат жене священника Пелагее Харитоновне Сахаровой (1856–1909) и Елизавете Николаевне Сахаровой (1877–1911). Сам священник Фёдор Иванович Сахаров в 1915 г. продолжал служить при деревянной Успенской церкви в с. Марьине (7).

На «новом» кладбище в Марьине мы выявили 5 известняковых дореволюционных надгробий. Надпись на одном из них нам удалось прочитать. Оно принадлежало крестьянину д. Старой Алексею Никитину, который скончался 4 января 1904 г. 62 лет от роду.

Неподалёку от д. Рыжково возле курганного могильника расположено современное кладбище, на котором нами было обнаружено, описано и обмерено 3 известняковых дореволюционных надгробия в форме гроба (с крышкой и без неё). На 2 на верхней плоской поверхности вытесаны кресты. Надписей памятники не имеют.

Летом 2008 г. наша группа посетила с. Отяково (до революции имело второе название Сушево). Здесь, возле Благовещенской церкви, в 6 метрах от алтаря положены в один ряд надгробные памятники. Они перенесены сюда в процессе реставрации церкви. Всего их 11 штук (включая и фрагменты).

По рассказам местных жителей, кладбище в с. Отяково располагалось к северу и востоку от храма Георгия Победоносца (так его именует местное население, хотя до революции в этом храме лишь правый придел был во имя Георгия Победоносца, главный же престол в настоящей был в честь Благовещения Пресвятой Богородицы). Погост был уничтожен при строительстве дороги. Надгробия были передвинуты бульдозером в овраг, расположенный к востоку от храма. Надгробия №1, 2, 3 привезены с кладбища, расположенного рядом с с. Отяковым. Надгробия №4, 5 были вынуты с лестницы западного входа в храм. Надгробия №6, 7, предположительно, находятся на своих местах. Надгробия №8, 9, 10, 11 были вынуты из оврага. Эти сведения сообщил Виктор Кондратьевич Старожук, за что мы выражаем ему свою благодарность.

Надписей, сообщающих о фамилиях погребённых, к сожалению, не сохранилось. Большую часть надгробий можно отнести к концу XVIII–XIX вв. При этом здесь лежат 2 целых известняковые плиты, ориентировочно относящиеся к XVII столетию, и 2 фрагмента таких же плит, имеющих орнаментацию.

Наша группа в те же дни июня, обследовала и кладбище в бывшем с. Никололужецком. Кладбище обнесено современной железной решёткой. По рассказам местных жителей, старые надгробия и могилы расчищали трактором под новые захоронения. Посреди кладбища якобы был подземный ход с выложенным кирпичным сводом, который вёл в сторону церкви. Ныне он засыпан. Скорее всего, это был склеп. Успенская церковь также не сохранилась, от неё осталась лишь груда кирпича, поросшая деревьями. Недалеко от того места, где стоял храм, выстроена современная деревянная часовня.

На этом погосте было выявлено 10 старых надгробных памятников, разбросанных между современными могилами. Нами было обнаружено 3 известняковые плиты, относящиеся к XVII в. Одна из них хорошо сохранилась и имеет надписи: «Лета // ЗРНЗГ (7157 – 1648) ноя//бря въ Л (30) ден // престави//ся рабжий // Самсон// Викулин сы//н Бату//рин».

Надписи на 3 памятниках бывшего с. Никололужецкого удалось прочитать. Первый принадлежал Алексею Андреевичу Вульфу, скончавшемуся 13 июля 1889 г. (расколот надвое). Второй – Владимиру Яковлевичу Зябкину (1846–1903). Третий – Алексею Ивановичу Баранову (1831–1887).

Нам удалось установить, что вдове полковника Екатерине Петровне Вульф в 1897 г. было преподано благословение епархиального начальства за пожертвование в церковь с. Никололужецкого вещей на сумму 1325 руб. (8) По архивным документам, ей в 1870 г. принадлежали сельцо Висящево и д. Жилетова Боровского уезда (9). Церковным старостой Успенской церкви с. Никололужецкого в 1908–1915 гг. был дворянин Алексей Алексеевич Баранов (10).

Первое кладбище в с. Рябушки расположено вокруг церкви Димитрия Солунского. Весь погост обнесён кирпичной оградой с башенками. Он имеет 3 входа: 2 калитки (с западной и северной стороны) и одни ворота (с восточной стороны). С юга кладбище ограничено не только оградой, но и крутым спуском к р. Протве. Всего нами на этом погосте было выявлено 18 дореволюционных надгробий.

Надписи на многих из них нам удалось прочесть. Среди похороненных здесь мы встречаем: крестьянина Рябушинской слободы Ивана Дмитриевича (ум. 4 февраля 1867 г. на 52 году жизни), Семёна Ивановича Медынцова (ум. в 1788 г., 52 года) и его супругу N. Ефимовну (ум. 6 мая 1813 г., 97 лет). Два известняковых надгробия принадлежат крестьянской фамилии Дёшиных, проживавших здесь же в Рябушинской слободе (Евдокия Прокопьевна (1849–1908) и Пётр Иванович (ум. 1880)).

Другие 2 надгробия, сделанные из серо-розового гранита, принадлежат также крестьянской семье из этого села – Долговым (Никита Фёдорович (ум. 1848 г., 29 лет) и его супруга Анна Алексеевна (ум. 1880 г., 60 лет)).

Обнаружили мы в Рябушках и плохо сохранившееся известняковое надгробие, принадлежащее Семёну Васильевичу Жукову, бывшему служителю Пафнутьев-Боровского монастыря, скончавшемуся в XIX в., и, скорее всего, его супруге, Наталье (надпись частично сбита).

Среди других надгробных известняковых памятников можно выделить, также с читаемыми надписями на них, принадлежащее дочери московского купца Гавриила Алексеевича Кожина Фёкле Гавриловне Нецветаевой (дата смерти в надписи не обозначена). При этом это надгробие очень интересное, на восточной его стороне изображён ангел с распростёртыми руками, которые держат занавесь с надписью: «Господи, Прiими духъ Ея съ миромъ».

На известняковой подставке к северу от Димитриевского храма стоит надгробие из розового гранита. Оно принадлежит священнику этой церкви. Надпись, сделанная на одном боку памятника, гласит: «Подъ симъ камнемъ погребено тело// Рябушенскаго протоiерея // Харитона Никитича // Павловскаго». На другом боку написано: «Родился въ сентябре 1816 г. // скончался 13 октября 1890 г. // священствовал при сей церкви 47 летъ». Об этом священнике упоминает в своей картотеке исследователь Н.П. Чулков (11). 15 апреля 1872 г. Х.Н. Павловский по удостоению Святейшего Синода был пожалован наперсным крестом (12).

За оврагом от Димитриевской церкви на высокой террасе р. Протвы (левый берег) расположено второе кладбище с. Рябушек. Здесь мы обнаружили 2 дореволюционных известняковых надгробия: одно в форме гроба, другое выполнено в виде часовни. Первое принадлежит Евдокии Спиридоновне (ум. 1901 г., 35 лет), а второе, сильно побитое, лежит вверх ногами и сильно вросло в землю, частично заросло кустом сирени и надписи на нём не читаются.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и кладбище при ней, расположенные в с. Роще, обнесены кирпичной оградой. Имеется 2 входа с восточной и западной сторон. Погост расположен на господствующей высоте, на горке над поймой р. Протвы (на левом берегу). Церковь действующая. Кладбище имеет значительное количество сохранившихся старых надгробий. Нами было выявлено, обмерено и описано 56 старинных памятников.

При входе на рощинское кладбище с восточной стороны за оградой лежит надгробие из чёрного гранита. Оно принадлежало Марфе Яковлевне Киселевой, скончавшейся 24 марта 1913 г. на 60-м году от роду. Как сообщает надпись на памятнике, Киселёва была родом из с. Озер Московской губернии.

Расскажем о тех надгробиях, надписи на которых нам удалось прочесть. Среди похороненных на этом кладбище были: крестьянка Екатерина Иванова (ум. 69 лет от роду), Марья Александровна Иванова (ум. в 1880-х годах), крестьянин Рощинской слободы Василий Фёдоров (ум. в 1837 г., 75 лет), крестьянская чета той же слободы Иконниковых – Мельян Тихонович (ум. в 1827) и Федосья Семеновна (ум. в 1866 г., 78 лет), Евдокия Кондратьевна Петрова (1816–1882), Прасковья Бухарова, церковный староста рощинского храма Пётр Савельевич (ум. в 1897 г., 82 года, был старостой при указанном храме 16 лет), священник Перемышльского собора Фёдор Андреевич Соколов (ум. в 1887 г., 76 лет), Максим Гаврилович (ум. в 1860 г., 63 года) и Анисья Михайловна (ум. 1860-е годы) Пронины, N. Тимофеевна Соколова (ум. в 91 год), Константин Андреевич Рязанцев (ум. в 1904 г., 73 года), верейские мещане Иван Алексеевич (1834–1904) и Прасковья Егоровна Береновы, рощинские крестьяне Василий Артемьевич (1813–1881), Елена Афанасьевна (ум. в 1850 г., 68 лет), Марфа Гавриловна (ум. в 1863, 45 лет) и Тимофей Куприянович (1822–1873) Гальцовы.

Надгробие Е.К. Петровой имеет сохранившуюся эпитафию: «Господи, Боже отецъ // милосердный // внемли сердецъ наших къ Тебе // моленье // душу оставившей миръ, рабы Твоея // упокой въ Твое небесное селенье». Другая эпитафия вырезана на надгробии церковного старосты Петра Савельевича: «Сыпайте моими цветами // Его прахъ не тревожте // слезой // Въ этомъ склепе с серыми // стенами // Обрелъ онъ себе мир и покой». Ещё одна эпитафия на надгробном памятнике N.Т. Соколовой: «… мои сродники // придите на сей //камень воззрите любовь // мою къ вамъ помените ду // шу мою кто ближнимъ // помогалъ тот всехъ лю // бил душою того моги // ла не зарастет травою». Известняковый надгробный памятник, принадлежащий верейскому мещанину И.А. Беренову, тоже имеет эпитафию, которая, к сожалению, сохранилась не полностью: «Друзiя и братiя прошу я вас всехъ мимо // ходом здесь помолитеся … номъ».

Кладбище в бывшем с. Высоком (ныне один из районов г. Боровска) расположено на крутом правом берегу р. Протвы вокруг Покровской деревянной церкви XVII в. Оно не окопано и оградой не обнесено. Здесь нашей рабочей группой было выявлено и описано 46 дореволюционных надгробных памятников.

Нам удалось прочесть часть надписей на надгробиях и таким образом поднять из небытия забытые имена людей, похороненных на боровской земле. Среди купеческого сословия, кто нашёл своё упокоение на данном кладбище, были: бровский купец Поликарп Ефимович и его супруга Елена Ивановна Санины, жена боровского купеческого брата Наталья Назарьевна Карнеева (ум. в 1868), боровская купчиха Большакова. Известно, что боровское городское общество на 1838 г. избрало в городовые старосты купеческого брата Андрея Афанасьевича Большакова (13). Надписи на некоторых памятниках рассказывают не только о годах жизни, сословной принадлежности, но и о причинах смерти. Например, Домника Игнатьевна Васильева «скончалась мученически отъ рукъ разбойниковъ // подень ея Ангела 1865 года 8 января».

Возле колокольни Покровского храма находится известняковое надгробие титулярного советника Павла Михайловича Попова, скончавшегося в 1854 г. Нам удалось установить, что П.М. Попов в 1838 г. был определён становым приставом 1 стана Боровского уезда (14). В 1841 г. он был пожалован знаком отличия беспорочной службы за 20 лет (15).

Другими похороненными в с. Высоком лицами были: Александр Афанасьевич Аносов (1816–1879) и его дети-младенцы Николай, Александр, Анна, Акулина Смирнова (ум. в 1813), жена протоиерея боровского Благовещенского собора Любовь Михайловна Черткова, урожденная Золотова, с пятью своими малолетними детьми (ей было 33 года). Протоиерей боровского собора Евгений Чертков 3 апреля 1876 г. за заслуги по духовному ведомству был награждён орденом Св. Анны 2 степени (16). В 1915 г. священником в том же Благовещенском соборе был Николай Чертков (род. в 1861) (17).

На высоковском кладбище находится родовая усыпальница боровских предпринимателей Ёжиковых. Три сохранившихся надгробия, выполненные из известняка и чёрного мрамора как в форме гроба, так и часовни, рассказывают о том, что здесь нашли свой последний приют Пётр Фёдорович (ум. в 1889), N. Гавриловна (ум. в 1887), Андрей Пафнутьевич (ум. 1901 г., 33 года) и Прасковья Елисеевна (ум. 1907 г., 77 лет) Ёжиковы.

Два гранитных надгробия принадлежат нескольким поколениям семьи боровских священнослужителей Протопоповых. Нам удалось практически полностью прочесть все надписи, которые находятся на этих памятниках. Одно из них принадлежит жене священника Успенской церкви Харлампия Гавриловича Анне Емельяновне, скончавшейся 12 ноября 1817 г. (ей было 40 лет) и супругам – протоиерею боровского Благовещенского собора Гавриилу Петровичу (ум. 1807 г., 71 год) и Дарье Семёновне (ум. 1809 г., 72 года).

Надпись на втором надгробии гласит: «Подъ симъ камнемъ положено тело города Боровска // Церкви Рождества Христова Пресвитера // Иоанна Гавриловича Протопопова // скончавшагося Апреля 7 дня 1834-го года житiя его было 77 летъ. // Подле сего памятника положено тело сына его Пресвитера // Порфирiя Ивановича, служившаго при Церкви Крестовоздвиже // нской скончавшагося мая 27-го числа 1813-го году на 30-м году отъ // Рожденiя по другую сторону положено тело перваго сына его // студента Богословия Ефима Ивановича Протопопова скончав // шагося Августа 28-го числа 1798-го года, на 24 году от Рожденiя».

Надпись на другом боку того же надгробия рассказывает о некоторых подробностях жизни этих похороненных людей: «Пресвитер Иоанн священнодействовалъ при сей Церкви // … 9 лет и имея попечение о благолепии св. храма выстроилъ тра // пезу и колокольню каменныя, а по ветхости настоящей Церкви // испросилъ у своего начальства благословенi яна постройку оной // но начав разборку стенъ заболелъ и приложился ко отцемъ своимъ // въ высшiя селенiя Блажени умирающии о Господь согласно благо // честивому желанiю сему, и Въ память его души по кончине // его Въ сороковой день съ благословения Архипастырскаго // гощая церковь во имя Рождества Христова заложена ижди // вением сына его Московскаго 2-й гильдии купца Харлампия // Протопопова и въ тоже лето постройка закончена».

Документы калужского архива рассказывают о том, что в период с 1817 по 1837 гг. тщанием прихожан были построены трапезная и колокольня Христорождественской церкви, а главная её часть была построена на средства московского купца Харлампия Ивановича Протопопова (18).

Шесть дореволюционных известняковых надгробий выявлено нами на кладбище возле с. Русиново. К сожалению, надписей эти памятники не имеют. Возле деревни Шилово кладбище расположено на пологом мысу протекающего возле погоста ручья. С западной и северной сторон кладбище окопано рвом, обсажено берёзами и елями. Оно практически всё занято современными могилами, за исключением северо-западного угла, где и сохранились 2 старых известняковых надгробия, выявленные нами при осмотре и описании этого сельского погоста. Надписей, к сожалению, памятники не имеют.

Село Иклинское ныне застраивается коттеджами. Кладбище этого населённого пункта расположено вне селения в берёзовом лесу. Оно окопано рвом и обсажено берёзами. Здесь имеется много современных могил. Похоже, что сельский погост специально очищали от старых надгробий. Нами обнаружено всего три сохранившихся, да и то лишь частично (расколоты надвое). Одно из них принадлежало крестьянину упоминаемого села Василию Дмитриеву.

За апсидой церкви Бориса и Глеба в с. Белкине стоит надгробие из чёрного мрамора в форме часовни, принадлежащее священнику Фёдору Никифоровичу Тихомирову (1835–1901) и его супруге Анне Михайловне (1841–1882). Батюшка прослужил при храме, возле которого обрёл свой вечный покой, 24 года. Других дореволюционных надгробий здесь не сохранилось.

От старой части кладбища возле с. Кривское практически ничего не сохранилось. Оно окопано, обсажено берёзами и елями, обнесено железной оградой. Недалеко от современного входа на кладбище нами была обнаружена лишь белокаменная плита, которую можно отнести к XVII столетию. Она имеет жгутовой орнамент и солярный знак. Плита частично находится под железной оградой, окружающей современную могилу. Надписи памятник не имеет.

При осмотре сёл Ворсино и Ивановское выявлено, что старых частей кладбищ до настоящего времени здесь не сохранилось.

На основании всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Нашей рабочей группой за весенне-осенний сезон 2008 г. было обследовано 22 кладбища Боровского района, располагающих в г. Боровске (Текиженское и на ул. Берникова), сёлах Высокое, Рябушки, Роща (все ныне в черте г. Боровска), Аграфенино, Ворсино, Ивановское, Комлево, Красное, Марьино, Никололужецкое, Отяково, Русиново, Совьяки, Уваровское, Федотово, Кривское, Иклинское, Белкино, д. Рыжково и Шилово. В процессе работы нами обнаружено, описано, обмерено и зафотофиксировано 219 дореволюционных надгробий (из них 9 – это белокаменные плиты XVI–XVII вв., остальные памятники относятся к XVIII–началу XX вв.), выявлены имена и фамилии 90 человек (из них крестьян 15, священнослужителей и членов их семей 14, дворян 14, мещан 4, купцов, предпринимателей и членов их семей 11, сословную принадлежность остальных определить по надгробным эпитафиям не удалось), о некоторых из обнаруженных лиц на основании архивных документов и литературы выявлены значимые для истории факты их биографии.

Приходится констатировать, что старые части кладбищ уничтожаются при проведении современных захоронений, многие памятники побиты, расколоты или вывозятся. Таким образом, мы лишаемся весьма значимой исторической информации о боровском крае, живших и погребённых на этой земле людях, что прославили калужскую землю.

Примечания

1. Вусович Ю.А. Медико-топографическое описание г. Калуги. Калуга, 1929.

2. Чулкова Н. Оптинский некрополь. «Поименованных – 485 могил…». (По материалам ЦГАЛИ) // Оптина пустынь. СПб., 1996. Вып. 1; Массалитина Г.А., Болдин И.В., Бессонова Т.Ф. Комплекс белокаменных надгробий XVI–XVII вв. Воротынского Спасо-Преображенского монастыря: Материалы к своду надгробных памятников средневековой Руси // Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Калуга, 2003. Вып.4; они же. Белокаменные надгробия XV–начала XVIII в. Пафнутьев-Боровского монастыря: Материалы к своду надгробных памятников Средневековой Руси // Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Калуга, 2007. Вып.8.

3. Осипов В.И. Боровское «записное» старообрядческое кладбище XVIII–XX вв. // Старообрядчество: история, культура, современность: Тезисы. М., 1997. С.143–144; он же. Сохранение старообрядческого наследия в г. Боровске: «записное» кладбище // Липоване: история и культура русских старообрядцев. Вып.1. Одесспа, 2004. С.83–86; он же. История Боровского записного старообрядческого кладбища // Калужский некрополь. Калуга, 2009. С.213–229; Осипов В.И., Осипова А.И. Захоронения князей Волконских на территории Пафнутьев-Боровского монастыря // Боровский краевед. Боровск, 1993. Вып.5; Машков И. Доклад о изысканиях погребений кн. Репниных в Боровском Пафнутьевском монастыре // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества. М., 1912. Т.4; Компанец С.Е. Архитектура малых форм в Пафнутьев-Боровском монастыре (о надгробиях) // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья: Тезисы докладов. Боровск, 1988; Зайцев А.А. Археологические исследования Свято-Пафнутьев-Боровского монастыря: предварительные итоги (1961–1991 гг.) // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья: Тезисы докладов 5-й историко-археологической конференции. Калуга, 1993; Болдин И.В. Археологические раскопки в Пафнутьев-Боровском монастыре (1993–1994 гг.) // Боровский краевед. Вып.7. Музееведение, археология, история, культура. Боровск, 1997; Никулина С.А. Некрополь Пафнутьев-Боровского монастыря XVI–XVIII вв. Исследования последних лет // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Тезисы докладов VII конференции 17–18 апреля 1997 года. Калуга, 1998; Забелин И. Е. Духовная дочь Аввакума // Памятники Отечества. 1992. №28; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц. М., 1869.

4. Прошкин О.Л. Калужские курганы в раскопках И.Д. Четыркина // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья: Тезисы докладов. Боровск, 1988.

5. Государственный архив Калужской области (ГАКО). Ф.33. Оп.2. Д.2199. Л.43.

6. Там же. Л.90.

7. Там же. Л.250–252.

8. Калужские епархиальные ведомости (КЕВ). 1897. №5. С.70.

9. ГАКО. Ф.62. Оп.3. Д.1670. Л.133.

10. Там же. Ф.33. Оп.2. Д.2199. Л.262.

11. Река времён. Книга. 4. Русский Провинциальный некрополь. Картотека Н.П. Чулкова из собрания Государственного литературного музея. М., 1996. С.311.

12. КЕВ. 1872. № 11. Часть официальная. С.77.

13. Калужские Губернские Ведомости (КГВ). 1838. №14. Часть официальная. С.80.

14. Там же. 1838. №13. Часть официальная. С.68.

15. Там же. 1841. №1. Часть официальная. С.3–4.

16. КЕВ. 1976. №10. Часть официальная. С.95.

17. ГАКО. Ф.33. Оп.2. Д.2199. Л.3.

18. Там же. Л.78.

Приложение 1

Синодик погребённых, составленный

по итогам изучения сохранившихся дореволюционных надгробий,

выявленных на кладбищах бывшего Боровского уезда

1. Алексей Никитич, крестьянин деревни Старой (ум. 4 января1904 г. в 6 ч., 62 года), с. Марьино

2. Анна Емельяновна, супруга священника Успенской церкви г. Боровска Харлампия Гавриловича (ум. 12 ноября 1817 г., 40 лет), село Высокое

3. Аносова Анна Александровна, дочь А.А. Аносова, младенец, с. Высокое

4. Аносов Александр Афанасьевич (род. 26 августа 1816 г., ум. 20 марта 1879 г.), с. Высокое

5. Аносов Николай Александрович, сын А.А. Аносова, младенец, с. Высокое

6. Аносов Александр Александрович, сын А.А. Аносова, младенец, с. Высокое

7. Баранов Алексей Иванович (род. 15 июня 1831 г., ум. 21 февраля 1887 г.), с. Никололужецкое

8. Батурин Самсон Викулич (ум. 30 ноября 1649 г.), с. Никололужецкое

9. Беренова Прасковья Егоровна, верейская мещанка, с. Роща

10. Беренов Иван Алексеевич, верейский мещанин (род. 27 марта 1834 г., ум. 10 августа 1904 г., 70 лет 3 месяца), с. Роща

11. Большакова, боровская купчиха, с. Высокое

12. Бухарова Параскева, с. Роща

13. Василий Дмитриев, крестьянин с. Иклинского (ум. 27 января N. года), с. Иклинское

14. Василий Фёдоров, крестьянин прихода церкви Рождества Богородицы с. Рощинской слободы (ум. 1837 г., 75 лет), с. Роща

15. Васильева Домника Игнатьевна (погибла от рук разбойников 8 января 1865 г.), с. Высокое

16. Вульф Алексей Андреевич (ум. 13 июля 1889 г.), с. Никололужецкое

17. Гавриил Петрович (Протопопов), протоиерей боровского Благовещенского собора (ум. 1807 г., 71 год), с. Высокое

18. Гальцова Елена Афанасьевна (ум. 8 ноября (?) 1850 (?) г., 68 (?) лет), с. Роща

19. Гальцова Марфа Гавриловна, государственная крестьянка (ум. 3 мая 1863 г., 45(6) лет 8 месяцев), с. Роща

20. Гальцов Василий Артемьевич, крестьянин Рощинской слободы (род. 10 марта 1813 г., ум. 4 марта 1881 г., 68 лет), с. Роща

21. Гальцов Тимофей Куприянович, крестьянин Рощинской слободы (род. 1822 (?) г., 51 год), с. Роща

22. Дарья Семёновна (Протопопова), супруга протоиерея боровского Благовещенского собора Гавриила Петровича (ум. 1809 г., 72 года), с. Высокое

23. Дёшина Евдокия Прокопиевна (род. 20 февраля 1849 г., ум. 15 июня 1908 г. в 5 ч. вечера, 59 лет), с. Рябушки

24. Дёшин Пётр Иванович, крестьянин Рябушинской слободы (ум. 1880 г.), с. Рябушки

25. Долгова Анна Алексеевна, супруга Н.Ф. Долгова (ум. 3 июля 1880 г., 60 лет), с. Рябушки

26. Долгов Никита Фёдорович, крестьянин Рябушинской слободы (ум. 3 августа 1848 г., 29 лет), с. Рябушки

27. Евдокия Спиридоновна (ум. 1901 г., 35 лет), с. Рябушки

28. Ёжикова N. Гавриловна (ум. 23 августа 1887 г.), с. Высокое

29. Ёжикова Прасковья Елисеевна (ум. 22 января 1907 г., 77 лет), с. Высокое

30. Ёжиков Андрей Пафнутьевич (ум. 17 апреля 1901 г., 33 года), с. Высокое

31. Ёжиков Пётр Фёдорович (ум. 17 марта 1889 г.), с. Высокое

32. Екатерина Ивановна, крестьянка, 69 лет, с. Роща

33. Жукова Наталья, возможно, супруга С.В. Жукова, с. Рябушки

34. Жуков Василий Михайлович, верейский мещанин, с. Красное

35. Жуков Семён Васильевич, штатный Пафнутьев-Боровского монастыря (ум. 18… г.), с. Рябушки

36. Зябкин Владимир Яковлевич (род. 8 июля 1846 г., ум. 11 января 1903 г.), с. Никололужецкое

37. Иван Дмитриевич, крестьянин с. Рябушинской слободы (ум. 4 февраля 1867 г. на 52 году от рождения), село Рябушки

38. Иванова Марья Александровна (ум. 188… г.), с. Роща

39. Иконникова Федосья Семёновна, супруга М.Т. Иконникова (ум. 30 января 1866 г., 78 лет), с. Роща

40. Иконников Мельян Тихонович, крестьянин Рощинской слободы (ум. 6 (10) ноября 1827 г.), с. Роща

41. Карнеева Наталья Назарьевна, жена боровского купеческого брата (ум. 17 мая 1868 г. в 13 часов), с. Высокое

42. Киселева Марфа Яковлевна, из с. Озер Московской губернии (ум. 24 марта 1913 г., 59 лет), с. Роща

43. Ковалева Мария Михайловна (1860–1916), Боровск, Текиженское кладбище

44. Короткова Екатерина Родионовна, боровская купчиха (род. 23 ноября 1850 г., ум. 25 июня 1914 г.), Боровск, Текиженское кладбище

45. Коротков Яков Иванович, боровский купец (ум. 14 декабря 1895 г., 48 лет), Боровск, Текиженское кладбище

46. Куртеева N. Григорьевна, с. Высокое

47. Куртеева Елена Антоновна, с. Высокое

48. Лимин Пётр, отрок, с. Комлево

49. Мареивъщева Евдокия Егоровна (ум. 15 февраля 1850 г.), с. Марьино

50. Медынцова N. Ефимовна, супруга С.И. Медынцова (ум. 6 мая 1813 г., 97 лет), с. Рябушки

51. Медынцов Семён Иванович (ум. 1788 г., 52 года), с. Рябушки

52. Михайлова (ум. в мае 1894 г.), с. Марьино

53. Молчанов Александр Иванович, боровский купец (род. 22 августа 1777 г., ум. 7 февраля 1813 г.), Боровск, ул. Берникова

54. Нецветаева Фёкла Гавриловна, дочь московского купца Гавриила Алексеевича Кожина (65 лет и 6 месяцев), с. Рябушки

55. Нуждин N. Яковлевич (ум. 18 июня 1909 г., 75 лет), с. Отяково

56. Павловский Харитон Никитич, протоиерей церкви Димитрия Солунского с. Рябушинской слободы, был священником при этой церкви 47 лет (род. сентябрь 1816 г., ум. 13 октября 1890 г.), с. Рябушки

57. Пётр Савельевич, церковный староста церкви Рождества Богородицы с. Рощинской слободы (был им 16 лет) (ум. 16 ноября 1897 г., 82 года), с. Роща

58. Петрова Евдокия Кондратьевна (род. 29 июля 1816 г., ум. 22 декабря 1882 г., в супружестве жила 43 года, всего прожила 66 лет и 5 месяцев), с. Роща

59. Попов Павел Михайлович, титулярный советник (ум. 1854 г.), с. Высокое

60. Пронина Анисья Михайловна, супруга М.Г. Пронина, (ум. 20 июля 186(?) г., 67 лет 6 месяцев), с. Роща

61. Пронин Максим Гаврилович (ум. 17 ноября 1860 г., 63 года), с. Роща

62. Протопопов Ефим Иванович, старший сын священника И.Г. Протопопова, студент богословия (ум. 28 августа 1798 г. на 24 году), с. Высокое

63. Протопопов Иоанн Гаврилович, священник церкви Рождества Христова г. Боровска (ум. 7 апреля 1834 г., 77 лет), с. Высокое

64. Протопопов Порфирий Иванович, сын священника И.Г. Протопопова, священник Крестовоздвиженской церкви г. Боровска (ум. 27 мая 1813 г., на 30 году), с. Высокое

65. Радзиминская Ванда, Боровск, Текиженское кладбище

66. Радзиминская Женя, Боровск, Текиженское кладбище

67. Рязанцев Константин Андреевич (?) (ум. 28 августа 1904 г., 73 года), с. Роща

68. Санина Елена Ивановна, село Высокое

69. Санин Поликарп Ефимович, боровский купец, село Высокое

70. Сахарова Елизавета Николаевна (род. 22 августа 1877 г., ум. 3 июля 1911 г.), с. Марьино

71. Сахарова Пелагея Харитоновна, жена священника (род. 4 октября 1856 г., ум. 24 июля 1909 г.), с. Марьино

72. Смирнова Акилина (ум. 1813 г.), с. Высокое

73. Соколова Александра Алексеевна (род. 12 июня 1845 г., ум. 22 марта 1906 г.), Боровск, Текиженское кладбище

74. Соколов Николай Абрамович, коллежский асессор (род. 14 июля 1840 г., ум. 14 февраля 1902 г.), Боровск, Текиженское кладбище

75. Соколов Фёдор Андреевич, священник перемышльского собора (ум. 13 апреля 1887 г., 76 лет), с. Роща

76. Соколов N. Тимофеевич, 91 год (?), с. Роща

77. Тихомирова Анна Михайловна, жена священника Ф.Н. Тихомирова (ум. 15 мая 1882 г., 42 года), с. Белкино

78. Тихомиров Фёдор Никифорович, священник Борисоглебской церкви в с. Белкине, был священником при этой церкви 24 года (ум. 22 июня 1901 г., 66 лет), с. Белкино

79. Фёдоров Иван (?) Иванович, с. Совьяки

80. Челищева Анна Алексеевна (ум. 8 марта 1909 г., 72 года), с. Красное

81. Челищева Екатерина Владимировна, с. Красное

82. Челищев Владимир Дмитриевич (род. 30 января 1824 г., ум. 29 июля 1863 г.), с. Красное

83. Челищев Дмитрий Владимирович, с. Красное

84. Челищев Ипполит Владимирович, с. Красное

85. Челищев Пётр Владимирович, с. Красное

86. Челищев Пётр Дмитриевич (ум. 11 апреля 1908 г., 82 года), с. Красное

87. Челищев, секунд-майор (?) (ум. 9 октября N г., 31 год), с. Красное

88. Черткова Любовь Михайловна (урождённая Золотова), жена протоиерея боровского собора, 33 года, с пятью детьми, с. Высокое

89. Чижиков (он же Семёнов) Пётр Семёнович, боровский мещанин (ум. 17 марта 1908 г., 57 лет), Боровск, Текиженское кладбище

90. Щукин Василий Ионович (ум. 17 февраля 1906 г., 60 лет), Боровск, Текиженское кладбище.

© Абакулов В.И. 2011 г.

 
Новости
Обновления на сайте в 2023 году

Конференция «Страна городов». 9 декабря 2015 г.

Первые чтения памяти Д.И. Малинина. Калуга. 20 ноября 2015.

Девятые Всероссийские краеведческие чтения

ПРОЕКТ. Школа патриотизма – проект «Оружие Победы»

IX конференция «Липоване: история и культура русских старообрядцев»

Обновления сайта на 16 октября 2012 года

6-7 сентября 2012 года в Торуни проходила конференция «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»

Начало создания сайта

[ Все новости ]

Объявления
ХХ Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова

Круглый стол "Старообрядчество Новгородской области. Итоги полевого сезона 2022"

НОВОЕ НА САЙТЕ 2022 г.

Фалеев О.М. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!!

НОВОЕ НА САЙТЕ 2020-2021 гг.

21 марта 2020 г. Боченков. По Голгофским местам

Гарбузова С.И. 85 лет. ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность»

НОВОЕ НА САЙТЕ 2019 г.

ЮНЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРИННЫЙ ГОРОД

[ Все объявления ]


Designed by sLicht Copyright © 2014