В конце XIX–начале XX вв. Боровск, находившийся тогда на дороге Калуга – Москва, был богатым и процветающим городом. Среди жителей в нем преобладали старообрядцы, число которых в конце XIX в. составляло 90 %, а к 1917 г. — 70 %. Это был очень трудолюбивый слой российского общества. Воспитывавшиеся в строгости, старообрядцы отличались высокой ответственностью в труде.
Все наиболее состоятельные люди Боровска были старообрядцами.
Многие из них покоятся на Записном старообрядческом кладбище, известном с XVIII в. До 1905 г. старообрядцы были гонимы ортодоксальной церковью и не вели никакой документации по захоронениям за весь период существования кладбища. Поэтому огромную ценность представляет работа по ревизии кладбища, проведенная в 1991–1997 гг. сотрудниками Боровского краеведческого музея В.И. и АИ. Осиповыми, Н.П. Лошкарёвой и сотрудником Калужского краеведческого музея О.Л. Прошкиным. В 1992 г. была сделана топографическая съёмка территории (22 500 кв. м), нанесено на карту 1514 захоронений, среди которых 394 могилы с гранитными и белокаменными надгробиями XIX–XX вв., а в остальном – могильные холмы с каменными плитами, валунами, крестами и оградами. Расшифрованы надписи на памятниках, включая имена и даты жизни погребённых, фрагменты молитв, эпитафии.
Эти данные явились основой настоящей статьи.
Среди захоронений XIX–начала XX в. преобладали могилы купеческих семей, занимавшие участки от нескольких десятков до нескольких сотен квадратных метров. Это были не только богатые, но и самые уважаемые люди в Боровске.
ЖДАНОВЫ. Сохранилось четыре памятника. Под двумя из них покоятся Пётр Захарович (1802–1835) и его сын – купец I гильдии Николай Петрович (1831–1899). Последний, поначалу разбогател на ростовщичестве. Затем вместе с четырьмя сыновьями занимался перепродажей зерна (пшеница, ячмень) из южных районов России по всей стране и за границу, торговал хмелем. Ждановы имели торговые дома в Одессе и Харькове, крупные вклады в банках Москвы и Петербурга, а также в Германии. Они пожертвовали основную сумму (25 тыс. рублей) на строительство храма Покрова в Боровске, освящение которого в 1912 г. было приурочено к 100-летию победы над Наполеоном. Ждановы постоянно оказывали материальную помощь беднейшему населению Боровска.
Могила Василия Николаевича, умершего в 1928 г., – сына Николая Петровича – пока не найдена. После национализации всего имущества Ждановых в 1917 г. он не смог найти приложения себе как предпринимателю и предался пьянству. В его комнате не нашлось даже простыни, чтобы обернуть при похоронах тело по старообрядческому обычаю. Его укрыли газетами и похоронили.
САНИНЫ. По-видимому, это самый древний боровский род, разделившийся к началу XX в. на несколько больших купеческих семей. Среди нескольких десятков безымянных могил девять захоронений с памятниками. Большинство из них находятся в центральной, наиболее высокой (и, возможно, старой), части кладбища. Проходившая здесь линия окопов в 1941 г. уничтожила часть захоронений. Из числа отмеченных памятниками самой давней следует считать могилу Льва Ефимовича (1795–1855).
Крупным капиталом располагал Иван Иванович Санин (1826–1888). Он владел химическими заводами по производству красок в Леташевке, близ Тарутина. На его саркофаге трогательная эпитафия:
Почто, о милый друг, расстался рано с нами, супругу и детей оставил сиротами?
Услышь наш горький вопль, услышь и пожалей. Проснись и посмотри на плачущих супругу и детей.
Его сыну – Михаилу Ивановичу – принадлежали две лавки скобяных товаров на Торговой площади Боровска, приобретённые у Николая Поликарповича Глухарёва.
ПОЛЕЖАЕВЫ. Родословная их документально прослеживается с середины XVIII в. Значились по переписи населения 1826 г. Сохранилось фамильное захоронение на участке 35 кв. м. Под саркофагом из чёрного гранита покоятся купец II гильдии Пётр Михайлович Полежаев (1836–1901) и его жена Мария Яковлевна (1840–1923; урождённая Голофтеева). Рядом могилы его сына Ивана Петровича (1859– 1924), жён двух других его сыновей – Елены Иосифовны (умерла в 1927 г.; урождённая Балакина) и Марии Михайловны (умерла в 1928 г.; урождённая Капырина), а также его внуков – Якова Ивановича (1892–1915), погибшего на фронте в Первую мировую войну, и Григория (1904–1907).
Пётр Михайлович с четырьмя сыновьями основал в Боровске ткацкую красильно-аппретурную фабрику (1887), которая стала основой благоустройства и процветания города. В 1913 г. основной капитал её оценивался в 400 тыс. рублей, а стоимость недвижимости – в 1 млн. рублей. Фабрика работает до сих пор и известна как АО «Руно».
Иван Петрович избирался городским головой, неоднократно был гласным Уездного земского собрания и городской думы, попечителем четырех сельских школ, активно участвовал в организации Боровской вольно-пожарной дружины.
КАПЫРИНЫ. Представители нескольких именитых семей погребены на трех участках в разных частях кладбища. Всего 16 памятников. Среди Капыриных были огородники, купцы, предприниматели.
В 1991 г. с кладбища был похищен памятник из чёрного мрамора, стоявший на могиле купца Алексея Никитича Капырина, единственного из боровских купцов, награждённых по указу императора Александра I медалью за особые заслуги купечества в Отечественной войне 1812 г.
Предприимчивым и состоятельным купцом I гильдии был Павел Захарович Капырин (1833–1897). Он продавал ячмень и хмель владельцам крупных пивоваренных заводов в Германии, занимался лесопромышленным делом. На постройку храма Покрова 2-й старообрядческой общины Капырины поставили лес бесплатно и внесли крупную денежную сумму. После князя Волконского Павел Захарович был вторым землевладельцем Боровского уезда. Постоянно избирался гласным Боровской городской думы.
На Боровском старообрядческом кладбище покоятся также купцы II гильдии Захар Алексеевич (1798–1857) и Максим Алексеевич (1815–1876), боровский купец Алексей Фёдорович (1840–1897), его брат Михаил Фёдорович (1850–1903) и их отец Фёдор Алексеевич (1807–1873).
ВАСИЛЬЕВЫ. Семья служащих. До октября 1917 г. Григорий Григорьевич Васильев (1872–1934) состоял на службе в Боровском казначействе, имел звание почётного дворянина, а позже был заведующим сметно-кассовым отделом Боровского уфинотдела.
Его сын Павел Григорьевич (1914–1995) окончил Московский кредитно-экономический институт. Вернувшись с Великой Отечественной войны, он большую часть жизни заведовал кафедрой в Московском университете народного хозяйства им. Плеханова. Проявил себя как талантливый педагог и исследователь-экономист, наделённый незаурядным литературным дарованием. Его перу принадлежит автобиографическая книга «Не сломлены крылья мои», значительная часть которой посвящена жизни боровчан до октября 1917 г.
Рядом с Григорием Григорьевичем покоится его жена Мария Павловна (умерла в 1934 г.) – дочь Павла Захаровича Капырина.
ГЛУХАРЁВЫ. В Боровске существовало несколько семей с этой фамилией. На кладбище есть пять захоронений: четыре женских и одно мужское (Карпа Кононовича) с гранитным надгробием. К сожалению, все они без указания дат жизни. Вполне вероятно, что захороненные здесь Глухарёвы были родственниками замечательного боровского краеведа Николая Поликарповича (умер в 1920 г.). Известно, что его похоронили на этом кладбище, но попытки найти его могилу пока безуспешны.
Николаю Поликарповичу принадлежал краско-химический завод в д. Балабаново. Но в историю Боровска он вошёл, прежде всего как общественный деятель, благотворитель. На свои средства он собрал и издал 2 тома трудов по истории Боровска, открыл бесплатные библиотеки в Тарутине и Балабанове, помогал К.Э. Циолковскому в публикации его трудов, был создателем и редактором газеты «Боровская жизнь» (закрыта в октябре 1917 г.), а также гласным Уездного земского собрания. Николай Поликарпович Глухарёв основал Боровский краеведческий музей, располагавшийся у него на квартире (ул. Калужская, д.120). Музей получил признание Наркомпроса. Судьба экспонатов музея после кончины Николая Поликарповича неизвестна.
МЕРЕНКОВЫ. Найдены два гранитных саркофага, в одном из которых погребены дети Меренковы, другой – опрокинут. Меренковы были зажиточными горожанами и занимались в основном торговлей древесиной. Владели лесными массивами в окрестностях деревень Горбово и Сатино. Предположительно захороненный здесь Василий Петрович Меренков (умер в 1905 г.) имел гастрономическую лавку в Боровске.
КАЛАШНИКОВЫ. Вели торговлю ювелирными изделиями. Под двумя гранитными памятниками погребены Мария Львовна (1830–1903) и Мария Филипповна.
ШУТОВЫ. Под четырьмя саркофагами покоятся 11 человек из этого рода. Среди них купцы Ермолай Евгеньевич (1802–1874) и его сыновья Ефим (умер в 1869 г.) и Василий (1834–1880), боровский купец брат Леонтий Васильевич (1867–1892) и др. Шутовы торговали мехами.
Следует сказать также о Голофтеевых и Провоторовых, занимавшихся кожевенным производством, купцах Тамилиных, Беляевых, Ирошниковых, Щукиных, Рудаковых, Шокиных, Помухиных и др.
На могиле старообрядческого священника о. Иоиля стоит крест без надписи.
Боровские купцы были щедрыми благотворителями: строили общественные учреждения, мосты, больницы, школы, храмы, мостили дороги в городе, строили дорогу в Балабаново, содержали вольно-пожарную дружину и бор на Петровской горе, создали городской сад на городище. Они помогали бедному населению города и финансировали праздничные мероприятия.
Взаимовыручка была неотъемлемой чертой отношений между боровскими купцами, нормой их жизни на рубеже XIX–XX вв.
В 20-е гг. XX в., когда начались репрессии против имущего населения и аресты, семьи прежде именитых людей покинули город. С тех пор кладбище осталось без присмотра, а могилы без ухода. В настоящее время оно представляет собой печальное зрелище: заросло высокими деревьями, а местами – сплошным кустарником и бурьяном, памятники повалились, а многие были использованы для фундаментов близлежащих домов и хозяйственных построек на ул. М. Горького. Расхищение надгробий продолжается и сегодня.
С 1970-х гг. кладбище закрыто, но производятся подзахоронения в родственные могилы. Немногочисленные потомки прежде именитых боровчан, как правило, мало что помнят о своих предках и не осознают той важной роли, которую они сыграли в истории города.
Записное старообрядческое кладбище в г. Боровске уникально и заключает в себе огромную информацию о прошлом. Однако для того, чтобы не прервалась связь времён, необходимо сохранять и изучать кладбище, расчистить его от деревьев, поднять и отреставрировать памятники.
Опубликовано: Полежаева Е.А. О захороненях на записном старообрядческом кладбище города Боровска // Калужский некрополь. Калуга, 2009. С.207–212.