До XVI в. русские люди носили личные I имена и отчества, а часто ещё и прозвища. Наряду с личным именем, полученным при крещении, человек нередко носил не церковное, а бытовое имя. В XVI в. в привилегированных сословиях стали возникать родовые имена (фамилии). В других слоях общества процесс образования фамилий, хотя и начался в принципе тоже в XVI в., приходится в основном на более позднее время, особенно в крестьянстве. Например, в Боровском уездном земском собрании состава 1871–1873 гг. из 8 депутатов от крестьян фамилию имел один, состава 1874–1876 гг. – четверо.
Из-за отсутствия источников неизвестно, начали ли появляться фамилии у боровских посадских людей в XVI в. Самые ранние сведения о посадских относятся к первым двум десятилетиям XVII в. В частности, документы 1612–1613 гг. называют Степана Долгова, Алексея Киркина, Афанасия Мартьяхина и Ивана Щукина. Возможно, Долгов, Киркин, Mapтьяхин и Щукин были не фамилиями, а унаследованными от отцов прозвищами. Такое прозвище уточняло известие об отце, передававшееся отчеством, и имело ту же форму, что и собственно отчество. В 1625 г. Степан Долгов был записан не только по имени, но и с отчеством Софонов. Если известного только из отчества Софона называли Долгим, то Долгов его сына было унаследованным прозвищем, а если уже Софон именовался Долговым то у его сына скорее всего была фамилия. Потомки упомянутых четырёх человек совершенно определённо носили фамилии Долговых, Киркиных, Мартьяхиных (Мортяхиных) и Щукиных.
Ход образования фамилии поясню по данным о Ширяевых. В Боровске жил Ширяй Шепелев, то есть сын человека с бытовым именем Шепеляй. Крестильное имя Ширяя было Прокофий. Сын Ширяя Фёдор, погибший при захвате Пафнутьева монастыря Лжедмитрием II в 1610 г, имел отчество Ширяев. Другого сына, Бориса, в 1621 г. записали Ширяевым, в 1625 г. – Прокофьевым Ширяевым, а в 1646 и 1678 гг. – с отчеством Прокофьев и дедичеством Шепелев. Осипа Борисова с 1680 г., когда он уже был самостоятельным хозяином, постоянно писали Ширяевым, то есть фамилия образовалась из имени деда при внуке. Превращение дедичества в фамилию прослеживается и во многих других случаях. К старейшим посадским относится и Савелий Савельев Санин, упомянутый в одном документе 1620 г. В 1625 г. его записали, видимо, по имени деда, С.С. Наумовым, но в 1646 г. — снова Саниным. Далее члены рода назывались только Саниными.
Старейшими документами, учитывающими основную массу посадского населения Боровска, являются дозорная книга 1621 г. и писцовая книга 1625 г. В 1621 г. из 95 учтенных дворовладельцев примерно половина носила унаследованные прозвища. Вероятно, по крайней мере, часть именований в действительности была фамилиями, но установить это точно невозможно. Не считая названных выше, документы 1621 и 1625 гг. сообщают следующие не индивидуальные имена, позднее употреблявшиеся, несомненно, как фамилии: Алешин (Олешин), Беляев, Волокитин, Гуляев, Дехтерев, Дешин, Копырин (не путать с мякишевским тезкой), Корякин, Кутавин, Морозов, Мякотин, Овчинников, Пашутин (Пошутин), Питухин, Плешкин (Плишкин, Плюшкин), Постухов, Рожнов, Слемзин, Стрельцов и Усачёв. К ним следует прибавить площадного дьячка Ивана Скрыпова, предка известных с 1678 г. посадских людей с той же фамилией. В Мякишевской и Высоцкой слободах, принадлежавших Пафнутьеву монастырю, жили носители унаследованных прозвищ или фамилий, в 1649 г. зачисленных на посад: Болдырев, Воробьев, Дрыкин, Ирошников, Копырин, Мешков и Помухин. Некоторые записи 1620-х годов неясны. Написано: «вдова Любавица Офонасьевская жена Куркина». Слово «Куркина» может означать «Курка» (личное прозвище мужа Афанасия) или «Куркин» (унаследованное прозвище). Подобное – с записью о вдове Пешковой, мужа которой Ивана могли называть и Пешкой, и Пешковым. Сын его в 1646 г. был, естественно, Пешковым.
Закрепившимся фамилиям могли предшествовать как бы промежуточные именования. Так, в 1646 г. посадский человек, священника Воскресенской церкви Гаврилы Иванова, был записан Иваном Гавриловым-Поповым, то есть с прозвищем, указывающим профессию отца. В 1678 г. тот же человек назван Муромцевым, а позднее и он, и его сыновья числились то Поповыми, то Муромцевыми. После 1695 г. встречаются только Муромцевы.
Фамилии образовывались от разных именований людей. К крестильным именам восходят фамилии Автомоновы (от Автомон), Провоторовы (от Провотарх, то есть Пров и Тарх) и Фроловы (от Фрол).
Таких фамилий немного. От уменьшительной формы имени Кир - Кирка образовалась фамилия Киркин. Источниками для фамилий были и нецерковные имена, часто встречающиеся в документах первой половины XVII в., и прозвища. Если в семье было несколько сыновей, то их нередко называли по очередности рождения Первым, Вторым и т.п. От бытового имени Второй происходит фамилия Второвы. Подобным образом образовались фамилии Девятовы и Третьяковы (от Третьяк - третий).
От не церковных имен и прозвищ, характеризовавших внешность, нрав, жизненные обстоятельства, образовались фамилии Беляевы (от Беляй - светловолосый), Молчановы (от Молчан), Усачевы, Ждановы (Ждан - жданный сын) и другие. Фамилии Муромцевы и Аржевитины показывают, что родоначальники были иногороднего происхождения (поп Гаврила - из Мурома, Фома Ржевитин - из Ржева).
Разнообразны по смыслу исходных значений фамилии, произошедшие от названий профессий и специальностей: Бочаровы, которые «делали бочарное» ещё в конце XVII в., Иконниковы, Ирошниковы (от ирошник - изготовитель ирхи, то есть кожи под замшу), Колачниковы (колачник – пекарь белого хлеба) и др. Фамилия Чистяковы, которые первоначально назывались Почечуевыми, указывает на умение лечить травами (почечуйная трава, чистяк). Потомки неизвестного стрельца или охотника звались Стрельцовыми. Единственная фамилия, образованная от женского имени, – Матренины. Источник этой фамилии – прозвище человека, воспитывавшегося матерью, рано овдовевшей Матреной, по источникам, однако, неустановленной.
В конце XVII–начале XVII вв. большинство посадских родов имело фамилии. За некоторыми родами, известными даже с 1620-х годов, фамилии закрепились в первой четверти XVIII в. И позже. В 1760-е годы было несколько старых родов всё ещё бесфамильных. Надо сказать, что сами посадские не всегда называли себя по фамилии. Это видно по подписям под документами о выборах городских чинов в середине XVIII в.
Фамилии и сам процесс их возникновения являются свидетельствами об обычаях, происхождении, занятиях и социальном положении предков. Фонд фамилий составляет часть достояния русской культуры.
(Королев Г.И. Образование фамилий у боровских посадских людей в XVII в. // «Боровские известия». 2005. №85–86).