Боровские корреспонденты В.И. Малышева – хранители народных преданий о протопопе Аввакуме
Владимир Иванович Малышев (1910–1976 гг.) – выдающийся археограф, собиратель древнерусских рукописей и книг, создатель в Пушкинском Доме (ИРЛИ) хранилища древнерусских рукописей. Неоднократно Владимир Иванович ездил с археографическими экспедициями на Печору.
Археографические экспедиции и изучения жизни и творчества протопопа Аввакума – составили жизнь ученого (1).
Непреходящим научным интересом В.И. Малышева было изучение жизни и творчества протопопа Аввакума. Где бы ни находился Владимир Иванович – в экспедиции, в архиве — он везде искал материалы о протопопе Аввакуме («Я собираю об Аввакуме все, все» (2).
Конечно же, В.И. Малышев не мог не посетить Боровск, потому что именно здесь, в Пафнутьев-Боровском монастыре, дважды находился в заточении протопоп Аввакум, а осенью 1675 г. в боровской тюрьме закончили свой жизненный путь пострадавшие за веру Ф.П. Морозова и её сестра Е.П. Урусова (3). К 1917 г. в Боровске из 14 храмов было 3 старообрядческих (Всех Святых, Покровский 1-й общины и Покровский 2-й общины). Старообрядческие храмы были построены после 1905 г. в результате активности старообрядческого населения проживающего в городе и сохранявших веру своих предков. По статистическим данным старообрядцы составляли около 50% от всего населения города (4). После революционных событий и гражданской войны старообрядцы Боровска были ослаблены, а храмы закрыты (5). Подрастает атеистически воспитанная Советским государством молодёжь.
В 1935–1936 гг.
В.И. Малышев приезжает в г. Боровск для сбора устных преданий о протопопе Аввакуме и Ф.П. Морозовой. До него никто из учёных боровскими народными преданиями об Аввакуме и Ф.П. Морозовой не интересовался.
Он познакомился с боровскими старообрядцами-старожилами и краеведами. Это были бывший старообрядческий дьякон Борзов, староверка Глухарева, старожилы Е.В. Милюкина, Яков Павлов (Роща), престарелый житель с. Рощи отец Памва, бывший монах Пафнутьева монастыря и прислуживающий в церкви Иоанна Богослова. Много интересного В.И. Малышев услышал от Григория Николаевича Дёшина.
При сборе устных преданий В.И. Малышев отмечает любопытный факт, что боровские старообрядцы начитаны, и устные предания не представляют для них авторитета. Вот как он пишет об этом: «Большинство из старообрядцев, ныне уже представляющие старшее поколение, хорошо грамотны, а многие даже образованы. Чтение книг, литературы постепенно вытеснило из их памяти предания. Они отдают предпочтение печатной продукции, верят ей одной, а устные народные рассказы ставят ни во что. Даже рукописная книга потеряла для многих из них свой былой авторитет. Приведу два характерных примера. Старообрядческий священник (ошибочно, правильно дькон – В.О.) Борзов скептически встретил мое намерение заняться сбором преданий об Аввакуме и посоветовал мне лучше употребить это время на работу в московских архивах (он был знаком в свое время с археографом, профессором В.Г. Дружининым). А староверка Глухарева, весьма уважаемая в Боровске женщина, когда я расспрашивал ее о преданиях и чтобы навести ее на след, пересказал уже слышанное предание, раздраженно ответила мне, что все это враки, что об этом Аввакум в своих сочинениях не пишет, а мало ли, что там, в народе, про него наговорят. Вот, если бы он сам указал, тогда было бы другое дело. В этих ответах я не усматриваю попытку отвязаться от меня. Оба старовера относились ко мне с полным доверием. Нет, они просто, как и многие их земляки, отрицательно смотрели на устные источники» (6).
В результате осмотра Пафнутьева Боровского монастыря, расспросов местных жителей о протопопе Аввакуме и боярыне Ф.П. Морозовой была через много лет написана статья «Народные предания о протопопе Аввакуме (1. Боровские)» (7), где В.И. Малышев указывает, что народные предания, несмотря «на свою малочисленность, отрывочность… расширяют ранее известные представления о боровской ссылке Аввакума, уточняют места его заключения в Пафнутьевом монастыре. Они также свидетельствуют о большой популярности в прошлом имени Аввакума среди боровчан и о том, что он своей активной деятельностью борца за старую веру оставил глубокий след в памяти местного населения» (8).
И в последующие годы В.И. Малышев не забывал своих боровских корреспондентов. Его связывала многолетняя переписка с краеведами Григорием Николаевичем и Николаем Григорьевичем Дешинами (9).
Я хорошо знал Николая Григорьевича Дешина. Он собрал большую библиотеку. Как реликвию хранил он переписку свою и отца с краеведами и учеными. Николай Григорьевич передал мне письма и статью В.И. Малышева «Народные предания о протопопе Аввакуме» (1966 г.) с автографом автора, которые отложились в его семейном архиве (10). Судьба боровских краеведов интересна, именно благодаря им удалось сохранить многие интересные исторические факты.
Григорий Николаевич Дешин (14.11.1885–03.03.1964) родился в с. Роща Боровского уезда Калужской губернии неподалеку от Пафнутьев-Боровского монастыря, где и прошла его жизнь (11). Сам он был из крестьян, в детстве закончил начальную школу. Работал помощником волостного писаря, затем писарем в д. Назарово. После революции работал в волисполкоме с. Рощинская слобода. Некоторое время учительствовал школе д. Редькино. В 1918 г. участвовал в организации общества «Народный дом» в с. Рощинская слобода. В 1922 г. было создано Рощинское общество изучения, охраны памятников природы, искусства и старины местного края. В 1923 г. он становится его председателем. С мая 1923 г. по сентябрь 1924 г. он работает научным сотрудником, исполняя обязанности заведующего музея, который располагался на территории Пафнутьев-Боровского монастыря. Так же в Боровском УОНО был ответственным секретарем общества «Долой неграмотность». После ликвидации его в 1930-е гг. работал секретарем Московской областной школы тракторных бригадиров и комбайнеров, которая располагалась на территории Пафнутьева монастыря, позднее счетоводом в колхозе д. Николаевка. В годы Великой Отечественной войной 1941–1945 гг. на фронт не призывался из-за плохого зрения. На протяжении всей своей жизни Г.Н. Дешин занимался общественной работой. Умер Григорий Николаевич 3 марта 1964 г. и похоронен на кладбище рощинского храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Сын Григория Николаевича Дешина Николай Григорьевич (01.02.1928–24.04.2002) любознательный и неравнодушный человек, вслед за отцом продолжал изучение родного края. Он родился, с. Роща Боровской вол. Малоярославецкого у. Калужская губ. (12). С начало учился в Рощинской семилетней школе, а потом заканчивал десятилетку в Боровске, по окончанию которой в 1947 г. поступил в Московский областной педагогический институт на физико-математический факультет. В эти годы он преподавал в Боровской, Ермолинской средних школах, в Школе рабочей молодежи (ШРМ). С апреля 1949 г. по декабрь 1952 г. служил в войсках МВД в Пермской области. После армии продолжил работу в школе рабочей молодежи, где преподавал математику, физику и астрономию. С 1963 г. и до пенсии в августе 1985 г. Николай Григорьевич преподавал в Боровском техникуме механизации сельского хозяйства, располагавшийся на территории Пафнутьев-Боровского монастыря. По выходе на пенсию был награждён медалью «Ветеран труда».
Изучение родного края, как и у его отца, было составной частью всей его жизни. Где бы Николай Григорьевич не работал, он продолжал интересоваться историей родного края, собирал местные предания и краеведческую литературу. Многие годы он был председателем первичной организации ВООПИК при Боровском сельхозтехникуме В начале 1960-х гг. он был председателем совета краеведов при Боровском сельхозтехникуме, куда входили краеведы В.В. Благовещенский, М.М. Жилинский, П.А. Подшивалов. Николай Григорьевич публиковал свои краеведческие изыскания на страницах местной газеты за «Коммунизм» и «Боровские известия», занимался историей народного образования Боровского края (13). К сожалению, его работа не была доведена до конца 24 апреля 2002 г. Николай Григорьевич умер и был похоронен рядом с отцом.
Переписка В.И. Малышева с Николаем Григорьевичем и Григорием Николаевичем Дешиными интересна тем, что в ней виден характер работы В.И. Малышева с корреспонтентами, который старался при изучении биографии протопопа Аввакума не пропустить ни одного мелкого факта, не допустить ошибок в названии мест и т.д.
Так, в письме к Николаю Григорьевичу от 12 сентября 1965 г. В.И. Малышев пишет:
«Глубокоуважаемый Николай Григорьевич!
Посылаю Вам три фотографии с темницы протопопа Аввакума. Очень и очень прошу Вас вернуть их мне как можно скорее обратно и ответить мне на такие вопросы:
1) Как называется это здание Пафнутьева монастыря: колокольня или Рождественская церковь.
2) Какого времени (когда построено) это здание.
3) В какой части (название) этого здания находится «камера» протопопа Аввакума.
4) В каком из местных трудов подробно описывается это здание монастыря.
5) Где (которое) окно «камеры» Аввакума. Можно ответить прямо на фотографии. Мне кажется, что эта «камера» Аввакума находится в помещении бывшей пекарни, но я мог уже и все перепутать, ведь прошло ровно 30 лет со времени моего знакомства с монастырем. Буду Вам очень и очень благодарен за ответ. Эти сведения мне нужны для статьи, которую я сейчас готовлю для наших ,,Трудов отдела древнерусской литературы“.
Желаю Вам всего хорошего и, прежде всего, конечно, здоровья» (14). И в следующем письме опять просьба к Николаю Григорьевичу: «Не знаете ли Вы, в каких трудах по Боровску и монастырю есть точные сведения о времени построения башен монастыря, в частности Круглой, Оружейной и Сторожевой? Спросите у реставраторов, они должны знать. Еще раз спасибо за ответ» (15).
В.И. Малышев был благодарен Григорию Николаевичу за беседы и рассказы об протопопе Аввакуме: «… я много говорю о Вашем отце, с которым я был хорошо знаком по Боровску в 1935–1936 гг., записал от него самые развернутые предания об Аввакуме, переписывался с ним до 1959 года. Отчего он умер, куда поступила его хорошая краеведческая библиотека?» (16).
Малышев был знаком и с библиотекой Григория Николаевича. Это он отметил в письме к Николаю Григорьевичу: «Меня очень интересует маленькая книжонка еп. Михаила «Горящий огнем». Она была у Вашего отца. Очень хотелось бы мне достать статью Маркова «Протопоп Аввакум в Боровском Пафнутьевом монастыре» (Калужские епархиальные ведомости за 1882 г.) (17). Напишите, что у Вас есть по Аввакуму» (18).
Пребывания В.И. Малышева в Боровске всегда вызывало у него тёплые воспоминания. К Г.Н. Дешину он напишет 21 февраля 1971 г.: «… очень хотел бы повидать Боровск, который я люблю. В. Малышев» , но сожалению, ему этого сделать не пришлось.
Примечания
1. Список работ В.И. Малышева о протопопе Аввакум см.: Древнерусская книжность. М.,1985. С.282.
2. Боровский краевед. Вып.3. Боровск, 1991. С.48.
3. Осипов В.И. «…В Боровеск на мое отечество, на место мученое…»: Боровский период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. Калуга, 2007; . Осипов В.И., Осипова А.И. Боровские мученики // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.5. М.,1996. С.61–66.
4. Численность старообрядческого населения Боровска и уезда в XIX–начале ХХ в. // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Материалы VIII региональной научной конференции 17–19 марта 1999 г. Калуга,2001. С.110–116.
5. Осипов В.И., Осипова А.И. Из истории боровских старообрядческих общин ХХ в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.6. М.,1998. С.41-50.
9. Переписка была опубликована: Осипов В.И.. Письма В. И. Малышева к боровским краеведам Г.Н. и Н.Г. Дешиным // Боровский краевед. Вып.3. Боровск, 1991. С.44–49.
10. Боровский историко-краеведческий музей. Письма: КП №№ 1156–1163; статья КП № 1164.
11. Лошкарёва Н.П. Из истории Боровского музея. 1919-1954 гг.// Боровский краевед. Вып.7. Боровск, 1997. С.8, 13; Осипов В.И. Письма В.И.Малышева к боровским краеведам Г.Н. и Н.Г.Дёшиным // Боровский краевед. Вып.3. Боровск, 1991. С.43–48: Боровский историко-краеведческий музей. Архив. Ф.3 (Дёшины). Д.1–4, 7, 8, 9, 11–13, 20, 22; Фото Г.Н. Дёшина. БМНВ1991.
12. Боровский историко-краеведческий музей. Архив. Ф.3 (Дёшины). Д.11-13, 22; Ольгина О. Дёшины. Семейный портрет // История одной любви. Сборник сценариев документальных фильмов. М., 1988; Навсегда останется в наших сердцах // Боровские известия. 2002. №57–58 (22 мая).
13. Дёшин Н.Г. Первый краевед Боровского края // Боровский краевед. Вып. 2. Боровск, 1990. С.81–85; он же. Адмирал Д.Н.Сенявин // За коммунизм. 1968. 25 мая; он же. Пожарский в Боровске // Там же. 1972. 26 окт.; он же. Тяжелые упорные бои // Там же. 1975. 8 апр.; он же. Первый боровский краевед // Там же. 1990. №6.; он же. Патриот родного города // Там же. 1990. №87; он же. Монастырский сад // Боровские известия. 1992. №5; он же. У купцов появился конкурент // Там же. 1993. №78 и др.
14. Осипов В.И.. Письма В. И. Малышева к боровским краеведам Г.Н. и Н.Г. Дешиным // Боровский краевед. Вып.3. Боровск, 1991. С. 45–46.
15. Осипов В.И.. Письма В. И. Малышева к боровским краеведам Г.Н. и Н.Г. Дешиным. С.46.
16. Там же. С.46.
17. Имеется ввиду статья: Марков С. Протопоп Аввакум в Боровском Пафнутьевском монастыре // Калужские епархиальные ведомости. 1882. №23. Прибавления. С.675–684; №24. С.701–709.
18. Осипов В.И. Письма В. И. Малышева к боровским краеведам Г.Н. и Н.Г. Дешиным. С.47.
19. Там же. С.48.
(Опубликовано: Осипов В.И. Боровские корреспонденты В.И. Малышева – хранители народных преданий о протопопе Аввакуме // Вторые Мяндинские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 11–12 июля 2010 г., с. Усть-Цильма. Сыктывкар, 2011. Т.1. С.65–70).