ЧУГРОВА, научный сотрудник Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского
Интерес к творческому наследию К. Э. Циолковского не только не иссякает в наше время, но и растет. И это закономерно, так как современные исследователи используют богатейший опыт своих предшественников, которые разработали основные направления в области изучения жизни и творчества ученого и пути претворения его научных идей. В ряду этих предшественников целая плеяда талантливейших исследователей (Я.И. Перельман, И.А. Рынин, Б.И. Воробьев, М.К. Тихонравов, С.И. Самойлович, В.А. Семёнов, А.С. Федоров, Е.Т. Фаддеев, И.М. Хазен, А.А. Черемных). И, конечно, один из организаторов научных Чтений К.Э. Циолковского профессор А.А. Космодемьянский – автор одной из лучших научных биографий К. Э. Циолковского.
Как преподаватель высшей школы, он очень интересовался творческим стилем учёного. Уже на III Чтениях Циолковского в 1968 г. на пленарном заседании Космодемьянский зачитал доклад, который так и назывался «О стиле творческой работы К.Э. Циолковского». По целому ряду причин этот доклад в трудах Чтений опубликован не был, но в фондах нашего музея истории космонавтики сохранилась его фонограмма. Изучая её, понимаешь, что к тому времени уже сложились или, как любил говорить Космодемьянский, «выкристаллизовались», основные моменты исследования автора по этой теме. Взгляды Циолковского на творческий метод исследований были очень созвучны мыслям Космодемьянского.
В начале Космодемьянский рассматривал проблему выбора Циолковским тематики исследования. Подчеркивал, им всегда бралась крупная проблема, часто спорная, а главное, опережающая развитие науки на много лет вперед. В докладе содержался подробный анализ дальнейшей работы Циолковского. Отмечались также ее особенности – умение учёного сосредоточиться только на данной проблеме, дать её четкую формулировку, но преподнести так, чтобы она затронула не только избранных читателей. Отсюда масса приводимых примеров, эмоции. Рассматривая далее методы исследования Циолковского, Космодемьянский выделяет «крайнюю самостоятельность» его мышления и объясняет это особыми условиями жизни учёного (глухота, недостаток информационных источников) и тем, что «такой метод не подходит для старых наук (физика, астрономия, математика), но Циолковский создавал новую науку – космонавтику».
Выделял Космодемьянский и ещё одну особенность исследований Циолковского – простоту математического аппарата. «С современных позиций, – отмечает Космодемьянский, – это называется – гений первого приближения». То есть ученый обладал умением «схватить самое существенное в явлении простыми средствами». Космодемьянский подчёркивает и удивительную способность Циолковского выделить и связать, казалось бы, явления совсем друг с другом не связанные, а затем установить их закономерность. Космодемьянский особо отмечал, что Циолковский в исследованиях ценил экспериментальный результат выше теоретического и приводил в пример уникальные работы учёного по аэродинамике, огорчаясь, что им не дана ещё достойная оценка.
В заключение доклада Космодемьянский, взяв за основу творческий стиль учёного, наметил главные задачи, решение которых может сформировать творческую личность. Глубокое же исследование этих главных задач, пути их решения дали возможность Космодемьянскому спустя два года выступить на пленарном заседании V Чтений Циолковского с докладом «Образ идеального ученого-мыслителя по взглядам К.Э. Циолковского». В настоящее время в фондах нашего музея хранится машинописная копия этого доклада, переданная вдовой ученого. В трудах Чтений он опубликован тоже не был. Взгляды Космодемьянского на роль ученого-мыслителя в развитии общества, мягко говоря, не совпали с идеологией партийных руководителей того времени. И автора доклада подвергли жёсткой критике. И один из выдающихся исследователей научного творчества Циолковского, учёный, причастный к претворению его идей, талантливейший педагог, чей курс «Динамика космического полета» прослушали первые космонавты, был оскорблен недоверием.
Главная причина крылась в том, что в заключительной части доклада, опираясь на высказывания Циолковского и крупнейших западных учёных, его современников, Космодемьянский, сформулировав восемь основных черт, присущих личности идеального ученого, под пунктом «4» обозначил: «Интеллектуальная независимость», то есть самостоятельность научного размышления без оглядки на авторитеты, без боязни: а «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна». И даже заявил: «Страх перед менеджером или даже самим Господом Богом – плохой спутник творческой личности».
Для запрещения публикации этого было более чем достаточно. Но Космодемьянский не смирился с решением, которое закрывало его многолетнему труду дорогу к широкому читателю. Благодаря тем качествам, которые он так ценил в Циолковском и воспитывал в себе, а именно: научной отваге, уважению к своему труду, настойчивости в доведении задуманного до логического завершения – он добился того, что изложение доклада появилось сначала в сборнике «История и методология естественных наук» №14 (издательство МГУ, 1974 г.), а в 1976 г. в виде приложения к книге Космодемьянского «Константин Эдуардович Циолковский». Благодаря этому мы можем обратиться к этой работе А.А. Космодемьянского, внимательно изучить, поразмышлять над ней, обязательно выделив, осмыслив последний абзац: «Константин Эдуардович – великий нравственный идеал подлинного учёного для нашей молодежи. Циолковский – гениальная личность. Этот человек дал русской и мировой науке столько ,,царственных“ (в публикации ,,оригинальных“) мыслей и открытий, что имя его долговечно в истории цивилизации».
(Чугрова Т. Страх – плохой спутник творчества // «Знамя». 1997. 13.09).