За свою сорокалетнюю педагогическую деятельность великий учёный не раз обращался к мысли о будущем школы. Заглядывая далеко вперёд, он прогнозировал и содержание образования, и методы обучения, и отношения с детьми. Более того, он по возможности старался это будущее вытаскивать в сегодняшний день. Его пример учителя умного, эрудированного, творческого и гуманного может служить образцом и современным учителям, особенно молодым.
К.Э. Циолковский как учитель не ограничивался узкими рамками своей профессии. Он не только изыскивал пути улучшения преподавания математики и физики, но занимался весьма широкими проблемами психологии и педагогики. Он прогнозировал развитие человечества с точки зрения космической науки, разрабатывал глубоко гуманистическую идею о преобразующей роли человеческой воли и разума во Вселенной, об ответственности человека за себя и весь мир; все это ставило ученого-мыслителя перед необходимостью по-новому подойти к вопросам обучения и воспитания.
«Основа всех разумных и добрых поступков и нашего будущего благосостояния есть знание, – писал К.Э. Циолковский в 1925 г. в очерке ,,Знание и его распространение.“ – Надо, чтобы люди жаждали знания, как пищи, чтобы знание было источником возвышенного счастья, а не источником мук и слез».
В 1918 г. он пишет статью «Какой тип школы желателен», в которой даётся эскиз учебного заведения нового типа, школы будущего. Школа должна готовить к жизни, к умению производительно трудиться, к выполнению обязанностей гражданина, считал К.Э. Циолковский. Главная цель школы – научить жить, то есть уметь добывать необходимое для жизни, знать наиболее разумные общественные отношения, понимать лучше социальное устройство, быть гражданином.
Где расположить школу, как организовать занятия без насилия, угроз, наказаний, угрюмого настроения? Настоящая школа должна быть общежитием, окруженным возделанной землей – садами и полями. Школьная жизнь, по мнению К.Э. Циолковского, должна состоять в разумном сочетании теоретических знаний с практикой, самообслуживанием. «Земледелие и ремесла послужили началом наук и искусств, – пишет он. – Пусть же так будет и в школе». Теоретические знания изучаются весь год – летом один час, зимой 2-3 часа. Если вначале знания, например сельскохозяйственные, могут преподноситься без строгой системы, то затем они должны быть систематизированы, так как знание состоит в движении науки от простого к сложному. К.Э. Циолковский считал концентрическое расположение материала лучшим.
В статье «Философия знания» он ставит перед собой цель «выяснить происхождение знания, составить порядок наук, определить взаимную их связь и значение каждой для человека, указать новые приемы для их развития и показать их будущее. Наука укажет путь человеку, цель жизни...». В статье «Какой тип школы желателен» он поставил на первое место понятия философского характера, названные К.Э. Циолковским основами мышления (время, пространство, материя и чувствительность), а также математику, проникающую во все науки от начала до конца. В разделе «Общие науки» он объединяет геометрию, физику, химию, радиологию. Затем ставит биологию, изучение человека и его свойства, наконец, социологию. Следующий раздел – «Описательные науки» – включает в себя описание земного шара, астрономию, прошлое человека и возможное будущее. Наука жизни – искусство, ремесла и технические науки занимают в классификации К.Э. Циолковского последнее место. Такой видел ученый систему наук, подлежащую изучению в школе.
Учёный подробно освещает содержание обучения в школе, но не ограничивается только изучением основ наук, общетехнической подготовки и ремесленно-трудовыми навыками; он высоко ставит принцип гражданственности, понимание личностью своих общественных обязанностей.
К.Э. Циолковский предвосхитил нынешнюю идею развивающего обучения. Обучаясь, ребенок значительно продвигается в своем умственном развитии. Развитие не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. В процессе обучения психические функции перестраиваются, приобретают новый характер. Важно, говорил ученый, развивать детей не только умственно, но и давать им общее развитие, то есть развивать их волю и чувства.
Большую роль отводил К.Э. Циолковский методам и формам работы. Важно выбрать такой метод, чтобы он содействовал развитию наблюдательности и мышления учащихся. Особую роль он отводил методам, вызывающим у детей живую, активную познавательную деятельность.
К.Э. Циолковский по-новому осветил многие дидактические принципы: принцип доступности, наглядности, систематичности и последовательности. Он вёл обучение на высоком уровне трудности с учётом меры трудности применительно к сильным и слабым учащимся. Убедительно говорил о межпланетных связях, заложив, по существу, основы интегративного обучения.
Сохранились составленные им учебные программы по арифметике, геометрии, планы преподавания математики и физики в калужских учебных заведениях. Ещё в 1918 г. в учебный план он включил такие разделы, как «О Космосе», «О радиации».
Педагогическое предвидение К.Э. Циолковского коснулось и отношения к детям. Великий гуманист, он призывал обращаться с детьми бережно и любовно. Ученица К.Э. Циолковского О.Н. Благовещенская вспоминает: «...когда эти, как будто замечательные, далекие от обыденности глаза опускались на нас, девочек, они были полны такой доброты и отцовской ласки и все его лицо освещалось при этом такой добродушной, почти детской улыбкой, что наши маленькие сердца сразу располагались к нему. И на уроках он был далек от всякой казенщины, что мы всегда чувствовали в нём человека, понятного нам даже в его гневе и раздражении, за которыми никогда не исчезала его доброта, благожелательность к нам».
С полным правом мы можем назвать К.Э. Циолковского великим педагогом. Он не просто был учителем, в его трудах – философских, социологических, психологических и специально педагогических – глубоко раскрыты вопросы школоведения, дидактики и теории воспитания. Их надлежит осваивать уже сегодня.
В школах г. Калуги идеи К.Э. Циолковского постепенно воплощаются в жизнь. На уроках и внеклассных занятиях в школах №6, 9, 46, 48, 50 внедряются различные вопросы космического обучения и воспитания. Успешно работает лаборатория содержания космического образования под руководством профессора В.В. Завьялова при НПО им. Лавочкина. В ней созданы учебные курсы для различных классов средней школы. В программу подготовки учителей в КГПУ им. К.Э. Циолковского включены разделы космической педагогики, по этой тематике защищаются кандидатские диссертации.
*Д. ГРИШИН, зав. кафедрой общей педагогики КГПУ им. К. Э. Циолковского, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, заслуженный деятель науки РФ.
(Гришин Д. Нам бы такого учителя!//Знамя. 1997. №167.09.09.).