В собрании Государственного музея истории космонавтики хранится около 40 уникальных фотоснимков, автором которых является К.Э. Циолковский.
Заняться фотографией, ученого побудило желание сопровождать свои отчеты, доклады и лекции о работах в области воздухоплавания фотоснимками и диапозитивами. Поэтому большая часть сделанных им фотографий представляет собой изображения моделей дирижаблей и их частей. Видимо, таких снимков было сделано немало, но, так как негативы до нас не дошли (они входят в число утрат, понесенных Домом-музеем К. Э. Циолковского в годы Великой Отечественной войны), то сегодня трудно с достаточной степенью достоверности определить их изначальное количество, а следовательно, установить со всех ли негативов были сделаны хранящиеся в музее позитивные отпечатки.
Время активного занятия Циолковского фотографией приходится на 1908–1916 гг. Именно в этот период ученый строит большую часть моделей дирижабля и усиленно пропагандирует свое изобретение. Снимки, сохранившиеся в ГМИК, зафиксировали внешний вид моделей двух разных типов: гладких металлических с промежуточными мягкими лентами, над которыми ученый работал с 1908 г. по 1911 г., и гофрированных, способных менять объемы во время полета. Фотографии показывают, как он шел к осуществлению идеи дирижабля с гофрированной оболочкой.
В течение 1912–1913 гг. ученый исследует одну за другой пять оболочек из гофрированного металла, намереваясь наиболее удачные представить на выставке в Москве. Но желаемого результата ему удается добиться не сразу. Поэтому, чтобы отчитаться о проделанной работе перед Леденцовским обществом, финансировавшим его труды, учёный отправляет туда фотографии уже готовых моделей. Причем три первые модели и модель среднего сечения ученый снимает сам, но качество снимков, вероятно, его не удовлетворило, так как в апреле и в июле 1913 г. Константин Эдуардович обращается к услугам своего молодого друга А.В. Ассонова, умелого фотографа-любителя, который выполняет снимки новых моделей образца 1912 г. Фотографии А.В. Ассонова, превосходящие по качеству его собственные, Константин Эдуардович чаще использует для публикаций, рассылает во всевозможные научные общества и организации для пропаганды своего изобретения.
Очевидно, в 1914 г. ученый изготавливает и партию диапозитивов с изображением моделей оболочки и отдельных ее частей. Сохранились свидетельства нескольких выступлений ученого, сопровождавшихся показом диапозитивов. Первое было организовано Калужским обществом изучения природы местного края и проходило 27 марта 1914 г. в Калуге в помещении частного реального училища Ф.М. Шахмагонова. Это была, видимо, своего рода репетиция перед выступлением на 3-м Всероссийском съезде воздухоплавателей, который должен был проходить в С.Петербурге с 8-го по 12 апреля. Учёный получил официальное приглашение от оргкомитета съезда выступить там с докладом о своём дирижабле. Младшая дочь Циолковского Анна писала в эти дни сестре Марии, работавшей в деревне: «Дело в том, что папа едет в Петербург. Его просят сделать там доклад. Так вот, папа сначала хочет прочесть лекцию в Шахмагоновском училище». В отчете о лекции, помещенном в газете «Калужский курьер», упоминалось о том, что «на экране были показаны многочисленные снимки с моделей разных их частей и приспособлений...» О втором выступлении вспоминает сам учёный: «В 14 году, весной, до войны, меня пригласили в Петроград на воздухоплавательный съезд. Взял с собой ящик моделей в 2 м длины и делал доклад с помощью этих моделей и диапозитивов».
Хотя модели оболочки дирижабля и были главным объектом фотосъемки для Циолковского, тем не менее среди его снимков есть несколько семейных и видовых фотографий. В собрании музея их сохранилось 12, и если судить по датам (а они охватывают период с 1908 г. по 1916 г.), то, скорее всего, делались они одновременно с фотографиями моделей.
Очевидно, сделав намеченные снимки моделей, учёный использовал одну-две фотопластины для того, чтобы заснять жену, детей, а иногда сфотографировать окрестности своего дома. Изредка на этих снимках можно видеть кого-то из знакомых детей или соседей.
Так, на одном из них присутствует подруга Любови Циолковской Евдокия Езупова, на другом вместе с детьми ученого изображена женщина средних лет (возможно, соседка), личность которой установить, пока не удалось. А на третьем вместе с женой и детьми запечатлен сам Константин Эдуардович. Сделан этот снимок с использованием автоспуска. Известно два таких снимка. Первый датирован весной 1908 г., второй – летом 1914 г. На последнем Константин Эдуардович запечатлен с 5-ю моделями дирижабля из гофрированного металла в своем саду.
Видовые фотографии, сделанные ученым, представляют собой интерес. Художественные ценности они не имеют, но в плане историческом просто бесценны, так как почти на всех сохранились ныне уже не существующие реалии. Например, на одном из снимков запечатлены два дома в нижней части ул. Коровинской, которые были уничтожены наводнениями 1908 г. и 1931 г. На другом (фото 1908 г.) можно видеть целый ряд домов на четной стороне ул. Коровинской, которые были снесены в 1970-е годы во время строительства многоэтажного жилого комплекса и магазина «Электрон», а также самую первую, не дошедшую до нас модель оболочки дирижабля образца 1908 г. На снимке, сделанном К.Э. Циолковским с крыши сарая, видна территория усадьбы у дома №61 по ул. Коровинской (ныне ул. Циолковского, 79) и сруб колодца, расположение которого несколько отличается от нынешнего.
Помимо перечисленных фотографий К.Э. Циолковскому принадлежит авторство еще одного любопытного снимка, запечатлевшего членов калужского и тульского отделений общества «Вестник Знания», посетивших Константина Эдуардовича 29 июня 1914 г. Известно несколько снимков, на которых вместе с группой вестникознанцев заснят Циолковский. Автором их является член общества «Вестник знания» калужанин В.И. Булдыгин. По воспоминаниям Булдыгина, Константин Эдуардович также снимал гостей своим фотоаппаратом. Сам проявил полученный негатив, а напечатать фотографии по количеству изображенных лиц попросил В.И. Булдыгина.
Время не пощадило снимки ученого. Физическое состояние большей их части оставляет желать лучшего. В какой-то степени виноват в этом и сам Константин Эдуардович, не слишком строго соблюдавший правила их обработки. Пятна и угасающее изображение – это результат обработки больших партий отпечатков в уже истощенных растворах и, очевидно, не слишком тщательная их промывка. Со временем эти дефекты будут усиливаться, что в конечном итоге может привести к почти полной потере изображения. Чтобы этого избежать и предотвратить утрату ценнейших исторических документов, сохранивших внешний вид многих не дошедших до нас моделей оболочки дирижабля конструкции учёного, все снимки прошли специальную обработку, кроме того, со всех фотографий сделаны копии, которые наряду с оригиналами бережно хранятся в фондах музея.
*Г. БОЛЬШАКОВА, старший научный сотрудник Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Опубликовано: Большакова Г. Бесценные свидетельства истории // «Знамя». 1997. 17.09. С.5.