Нина МИЗЮЛИНА, старший научный сотрудник музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
120 лет назад, в сентябре 1879 года, К. Э. Циолковский сдал экстерном экзамены на звание учителя математики уездного училища и получил назначение в Боровское уездное училище на должность учителя арифметики и геометрии с 24 января 1880 года. Мы располагаем достаточным количеством источников, чтобы составить довольно полное представление о Циолковском – учителе, его методах работы: сохранился протокол заседания педагогического совета Рязанской гимназии об испытании Константина Эдуардовича на звание учителя и свидетельство на право преподавания, отчеты смотрителей и дирекции народных училищ с характеристикой педагогической деятельности Циолковского, планы преподавания арифметики и геометрии, им составленные, классные журналы. В фондах музея хранятся воспоминания 80 учеников, в основном учениц Калужского женского епархиального училища.
В зале научной биографии Циолковского воспитательной работы в учебных заведениях Калужской губернии характеристики педагогической деятельности Циолковского самые лестные. Так, в отчете штатного смотрителя Калужского уездного училища П. Рождественского за 1898 год читаем: «...Учитель арифметики и геометрии г. Циолковский полный специалист своих предметов и преподает их с особым умением. Ясность, точность, определенность и наглядность – отличительные черты в изложении им уроков математики. Знания учеников по арифметике и геометрии весьма удовлетворительные...»
В то время; когда в обучении чаще всего преобладали формализм, зубрежка, Константин Эдуардович придерживался убеждения, что надо стремиться к тому, чтобы избавить учащихся от механического способа обучения, что ни бить, ни кричать на детей нельзя. Надо «возбуждать внимание в детях, поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творить!» Учитель часто заканчивал уроки словами: «Помните о своем рассудке и моих вопросах: зачем? почему? какая причина?»
Около 20 лет Циолковский работал в Калужском женском епархиальном училище, которое было средним учебным заведением духовного ведомства. В нем преподавали лица, окончившие высшие учебные заведения Константин Эдуардович же имел диплом на звание учителя уездного училища. И только преподаватели, зарекомендовавшие себя способными и опытными педагогами с большим стажем, могли быть допущены в средние школы. «Товарищи были учителями по праву, я же – без прав, – с горечью писал он. – На меня смотрели так, как законные дети смотрят на незаконных: свысока и снисходительно. Только мой успех в школе и на экзаменах удерживал меня на месте».
Циолковский организовал физический кабинет из склада поломанных физических приборов, многие из приборов сделал своими руками. Позднее он вспоминал: «У меня сверкали молнии, гремели громы, …дивились на электрического осьминога, который хватал всякого своими ногами за нос или за пальцы, волосы становились дыбом и выскакивали искры из любой части тела». За усердия, проявленные на педагогическом поприще, Циолковский был отмечен орденами св. Станислава и св. Анны 3-й степени.
В здании бывшего епархиального училища в настоящее время находится школа-гимназия, появились документы, материалы, отражающие его педагогическую деятельность. Константин Эдуардович в биографиях писал о своих исканиях в области педагогики, методических приемах. И хотя в учителя он «попал случайно», учительский труд оплачивался «скудно», «домой приходил утомленный», но он «его все-таки любил».
12 лет Циолковский проработал в Боровске, а затем был переведен в Калугу. О его переводе хлопотал директор народных училищ Калужской губернии Д.С. Унковский как «об одном из способнейших и усерднейших преподавателей». В 1932 году, выступая на торжественном заседании в Калуге, посвященном 75-летию со дня рождения и 50-летию его научной деятельности, Циолковский сказал: «...Мне совестно, что мой юбилей вызвал столько хлопот, ведь, может быть, мои изобретения не осуществятся. Вот то, что я работал 40 лет учителем, я считаю несомненной заслугой». Конечно, педагогическая деятельность отложила отпечаток на стиль научных произведений, которые отличают простота, четкость изложения, эмоциональность, образность и доходчивость языка.
В здании бывшего епархиального училища в настоящее время находится школа-гимназия №9 им. К.Э. Циолковского. К 100-летию со дня рождения Константина Эдуардовича в школе быт открыт музей. В одной из комнат находится экспозиция, посвященная педагогической деятельности ученого.
Циолковский понимал, что дети – будущее страны, им «нужны знания твердые, верные, научно обоснованные», что «основа всех разумных и добрых поступков и нашего благосостояния есть знание». Свои соображения по поводу образования и воспитания молодежи он изложил в статьях: «Знание и его распространение» (1915 г.), «Какой тип школ желателен» (1918 г.), «Мысли о лучшем доступном устройстве человечества» (1918 г.) и других.
Уже будучи на пенсии, Константин Эдуардович не терял связи с молодежью, оставался ее учителем, воспитателем до конца жизни. Сохранилась обширная переписка ученого, в которой письма молодежи к Циолковскому занимают большое место. Он давал советы, посылал книги, принимал участие в судьбе молодых ученых, обращался к молодежи через журналы, газеты. Их смысл можно выразить такими напутственными словами: «Берегите жизнь, дети, и вам останется впереди еще 60-70 лет работы, в течение которых вы можете, если захотите, достигнуть многого. Но всю жизнь надо стремиться к высшему и учиться. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом и вы наверное достигнете успехов в стремлениях быть полезными людьми».