Людмила Киселёва. Графика. Художественный альбом / Вступительное слово А. Шубина.— 2-е изд. — Калуга: Ноосфера, 2020. — 200 с.: ил.(Смотреть-Скачать)
Людмила Киселёва. Учебные рисунки, портрет, пейзаж, натюрморт. Художественный альбом / — Калуга, 2019. — 96 с.: Ил. (Смотреть-Скачать)
Жизнь и творчество Людмилы Киселёвой — пример того, как много может совершить человек напряжением даже малых своих сил.
Обречённая болезнью на замкнутое пространство, лишённая самых простых возможностей, доступных всем другим людям, она создала картины и книги, открывающие радости и скорби этого мира.
Одной из первых ещё в советские времена она выступила в защиту разрушаемых храмов. Её попечением восстановлены церковь Бориса и Глеба и храм Крестовоздвижения
в Боровске. Людмила Георгиевна много лет возглавляет благотворительную организацию «Дело Общего Милосердия — дети-сироты и инвалиды», помогая выжить страдающим и обездоленным.
Этот альбом — путешествие в шестидесятые годы XX века, привычно знакомые нам
под названием «оттепель». Пока страна оттаивала, в маленьком городе Боровске студентка Заочного народного университета искусств (ЗНУИ) Люся Киселёва писала акварелью пейзажи, портреты и натюрморты. Художнице, которая не могла самостоятельно перемещаться, оказалось по силам запечатлеть срез канувшей в лету советской эпохи.
Альбом предназначен всем любителям изобразительного искусства
- Киселева Л.Г. С любовью к родному городу / БИ. 2017. №129-130. С.3. (Скачать)
Вера АБАЛАКОВА, (г.Боровск) Созвездие творческих душ (О открытие выставки Л.Г. Киселевой). (БИ. №11-12. 2017. С.4). (Скачать)
Лубинец Е. ИЗЛУЧАЯ ТЕПЛО. (БИ. №15-16. 2017. С.7) и Коллектив Православного Центра милосердия и культуры о Л.Г. Киселевой. (Скачать)
Лубинец К. Девочка с зонтиком стала боровчанкой // БИ. №97-98. С.4. (Скачать)
Притяжение личности
(Киселёва Л.Г. Когда долго живешь. Документальная повесть. Обнинск, 2012. -272 с.: Ил.)
Эта книга, составленная из тринадцати глав, – тдля неспешного чтения, для долгого вдумывания и неоднократного возвращения к её страницам. Она словно создана для того, чтобы всегда стоять на книжной полке библиотеки, то есть быть, что называется, под рукой. Мудрыми мыслями, глубокими наблюдениями она даёт пищу для размышлений людям с самыми разными устремлениями и культурными предпочтениями. В сущности, это – путешествие по жизни уникального человека, известной художницы, боровчанки Людмилы Киселёвой, совершённое и запёчатлённое ею же самой.
А запечатлевать, как вы понимаете, было что. Недаром о сложной судьбе Людмилы много лет подряд наперебой писали газеты и журналы, театры ставили спектакли, выпускало передачи радио и центральное телевидение, по стране проходили выставки её изящной и трогательной графики, выходили книги о её жизни, снимались фильмы... Сколько внушительных наград получила эта хрупкая, не сломленная тяжелой болезнью женщина! Со стороны правительства, церкви, прессы, общественности это было живой душевной и мировоззренческой сопричастностью, а не просто проявлением поддержки и помощи. Поддержку и помощь Людмила сама постоянно оказывает детям-сиротам, обездоленным, инвалидам... Откуда она берёт силы, средства, из какой душевной глубины черпает сострадание? Все ответы находятся в книге. Но мне непременно хочется до того, как вы сами всё прочтёте, подчеркнуть то врожденное нравственное чувство и прозорливость, унаследованные от родителей, которые ведут по жизни автора-героиню. Добавлю также, что квартира Киселёвой на протяжении многих лет была и остаётся одним из важнейших неформальных центров интеллектуальной и творческой жизни Боровска. Никаких сознательных усилий хозяйка вроде бы и не предпринимает, но душевное тепло, хлебосольность, исходящие от неё, живой интерес к любому стоящему делу, готовность посочувствовать человеку притягивает к её дому поэтов, художников, священников, журналистов, краеведов... Это, что называется, притяжение личности и, если хотите, женщины. Вы только посмотрите на её фотографии, которыми так щедро проиллюстрирована книга! Здесь не требуется никаких комментариев.
«Скажи мне, кто твой друг...». Люсины друзья: Е. Камбурова, В. Прокошин, В. Невинная, В. Черников, А. Бойко, Т. Пыжикова, П. Ошман, А. Осиюк, М. Воскресенская, И. Коптев, О. Цыбенко, В. Рыжов, О. Осиюк, Н. Добрикова – нет, всех просто не перечислить! Им посвящены главы, страницы, абзацы. «Когда долго живёшь», многое успеваешь, оставаясь собой, но в то же время понимая и принимая других и текущую жизнь. Люсе очень помогает привычка к непрестанной душевной работе.
Вся книга пронизана любовью: не только всечеловеческой, но и сугубо женской: страстной, проникновенной. Почему большая любовь никогда не бывает счастливой? Впрочем, классики уже успели ответить на этот вопрос.
Бессмертие любви – это оставленная душе способность чувствовать и помнить. Ну, и делать невидимое видимым посредством искусства. С ним мы как раз и имеем дело в данном случае. Жизнь – это путь. Пусть даже в неизвестное, но путь. И на протяжение книги мы прослеживаем его – через людей, природу, боль, любовь, искусство – к Богу и тайне бытия.
Это не первая автобиографическая проза Л. Киселёвой. В 1989 году вышел альбом «Дай сердца твоего коснуться сердцем ... или Путь за пределы самой себя», снабжённый исповедальным текстом художницы. Она и во множественных интервью распахивала перед нами своё сердце. Но книга «Когда долго живёшь» – более зрелая и мудрая. Возраст акме позволяет автору размышлять о мире и жизни в том ракурсе, который открывается только с определённой высоты. Это тот персоналистский тип мемуарной прозы, которая берёт на себя задачи отсутствующей философии.
Конечно, чтение такой литературы – это присвоение чужого жизненного опыта, помогающего ориентироваться. Художнику дано чувство жизни более, чем естественное, ибо он подчинён высшей цели, которая у других людей обычно размыта, если вообще имеется. Ведь существует лишь то, что мы помним или воображаем. Удивительная способность человека – помнить! – говорит о том, что мы управляем временем, а не оно нами. Время – это мы сами.
Земную жизнь пройдя до некоторой вехи и оценив её, автор этого удивительного труда серьёзно задумался о причинах и следствиях такого положения вещей, о судьбы неписанном законе, работе человеческой духовности и божественном свете над головой. В заключение хочу добавить, что книга очень красивая и умная. Её без натяжки можно назвать произведением искусства. Художник-оформитель Вячеслав Черников тоже постарался сделать её таковой, оставив на полях воздух, органично вписав в текст Люсины рисунки, прочередовав чёрно-белые и цветные изображения, проявив изобретательность и такт. С ней можно познакомиться в библиотеке, ну, а приобрести – в Жуковском Культурном центре или 17 августа на выставке в Художественной галерее, а также у автора (телефон: 6-60-57).
Эльвира ЧАСТИКОВА, член Союза Писателей России, Заслуженный работник культуры
Член Союза художников России, журналист, общественный деятель Людмила Киселева живет и работает в Боровске. Прикованная от рождения к постели тяжелым недугом, она обладает способностью адаптировать свое положение в этой жизни. Почетный гражданин Боровска, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, лауреат международной премии «Профессия – жизнь», член Союза журналистов России, а совсем недавно она стала членом Союза Российских писателей. Она обрела себя не только в творчестве, но в дальнейшем и в общественной деятельности, став директором благотворительной организации Дело Общего Милосердия - дети-сироты и инвалиды. За полвека своей журналисткой деятельностью ею написано множество статей на темы морали, нравственности, эссе о художниках, что недавно собрано ею в книгу «Если сердце причастно». Ею созданы десятки картин, которые побывали передвижной выставкой во многих городах бывшего Советского Союза: в Санкт-Петербурге, в Москве, в Запорожье, в Киеве, в Миассе, в Калуге и городах Калужской области и, конечно, в Боровске. Ограниченность ее физических возможностей обусловила размер ее работ небольшим форматом. Картины ее поэтичны, склоняющие зрителя к философским раздумьям, на которых пейзажи и сюжеты с участием людей настраивают на размышления о жизни и о себе, всегда в лирическом звучании. Художница работает тушью, акварелью, темперой, фломастером. 19 декабря в городе Калуге в Музее изобразительных искусств состоялось открытие выставки работ Людмилы Киселевой и Николая Милова – художника, поэта, музыканта, ставшего ее союзником много лет назад не только в творчестве, но и в ее судьбе. На выставке можно увидеть более 50 графических листов разных лет Людми
лы Киселовой, и каждый – откровение. И более 30 принтов с пастельных работ Николая Милова, посвященных Боровску, его улочкам, его дворикам, создающим интимное настроение уюта и тепла. Все они выполнены с ностальгической ноткой уходящего города. В мероприятии принял участие губернатор области Анатолий Артамонов. «С глубоким уважением я отношусь к творчеству Людмилы Георгиевны. Я думаю, что не только творчество Людмилы
Киселевой может восхищать, но и огромная благотворительная деятельность, которую она ведет, оказывая помощь и поддержку детям-сиротам и детям, находящимся в непростой жизненной ситуации. Очень много полезного можно вынести из общения с таким замечательным человеком как Людмила Георгиевна», - отметил глава региона. В рамках открытия выставки состоялся концерт. Зрители очень тепло приняли выступления поэтов Юрия Холопова и Александра Трунина, актрисы московского театра драматического искусства Марии Чирковой, которая исполнила несколько популярных песен и романсов. Калужский литературно-поэтический театр представил спектакль-монолог по книге Людмилы Киселевой «Живите в радости». Закончился вечер выступлением директора боровского Музейно-выставочного центра Ольги Коваль, которая свое выступление сопровождала и показом слайдов, и рассказом о картинах, о деятельности Православного Центра милосердия и культуры. Присущая художникам глубина чувств создала особую атмосферу духовного присутствия, и это объединило всех зрителей. Выставка надолго останется в памяти и сердце всех, кто посетит ее. Выставка «И ты увидишь, мир прекрасен…» продлится до 24 января.
Киселева Л.Г. Испытаниями растем. Книга писем. Калуга. 2016. 376 с.: Ил.
Л.Г. Киселёва, текст, иллюстрации, 2016 г.
В.А. Черников, дизайн, вёрстка, 2016 г.
Новая книга удивительного человека, известной художницы, журналиста, писателя из подмосковного города Боровска Людмилы Георгиевны Киселёвой посвящена «вечным» вопросам, которые встают на жизненном пути каждого человека: добро и зло, терпение и смирение, вопросы истинной веры и любви, сострадание ближнему и помощь людям с ограниченными возможностями. И шире: что есть человек; каковы его возможности, если тело немощно, а мысль бодра и деятельна? Как стать человеком и как оставаться им? Как восстановить разрушенный храм на земле и в своей душе? Как сохранить в этом мире свет душевный и чуткость к скорбям людским? Как организовать постоянную и действенную помощь обездоленным детям?
Книга «Испытаниями растём» названа так не случайно. Автор твёрдо убеждён, что, только преодолев испытания, человек обретает истинную духовность и становится вселенски значим и велик, обретает способность к трудам праведным.
Новая книга — продолжение книги писем «Живите в радости» (Калуга, 2014) — дополнена статьями автора, его единомышленников и друзей, публиковавшимися в различных периодических изданиях.
ПУСТЬ СВЕТИТ!
Скульптура в Боровске «Пусть светит!», была установлена на пересечении улиц Мира и Ленина 19 августа 2017 г. Одновременно здесь появился сквер, у которого пока ещё нет имени. Между собой боровчане стали его называть «у люсиного фонтана».
Скульптура была создана по рисунку боровской художницы Л.Г. Киселевой. Автором памятника стал ленинградский скульптор И. Коптев. Вес конструкции около 140 кг. Система фонтана выполнена как флагшток на корабельном судне. Благодаря такой системе фигура держится довольно прочно.
Первоначально скульптура была изготовлена в Санкт Петербурге для Музея воды (2007), где она занимает достойное место. Музей воды в Санкт-Петербурге был основан в 2003 г. Он расположен на Шпалерной улице, в доме 56. Основная экспозиция музея находится в водонапорной башне, построенной в 1859-1863 годах архитектором И.А. Мерцем.
Водонапорная башня, наряду с другими постройками на окружающей её территории, входит в комплекс бывшей главной станции Санкт-Петербургских городских водопроводов и является памятником архитектуры регионального значения.
Приведем выдержки из материалов, опубликованных в газете «Боровские известия» Людмилой Георгиевной Киселевой и Екатериной Лубинец.
Л.Г. Киселева: «…А началось все 30 лет назад, когда ленинградский курсант Игорь Коптев появился у меня в доме, чтобы увидеть мои рисунки, один из которых он встретил в газете «Комсомольская правда». Игорь Коптев удивительно глубоко проникся содержанием рисунка ,,Пусть светит!“ и понял всю его внутреннюю философию: в каждом человеке живет сила, о которой сам человек часто и не подозревает. Через 30 лет он пришел ко мне с просьбой разрешить ему сделать скульптуру по моему рисунку, и не просто скульптуру, а фонтан. На фонтан, к сожалению, не хватило денег, но скульптура его усилиями стоит в Ленинграде, нынешнем Петербурге, в Музее воды. Игоря не оставляло желание все-таки воплотить рисунок в виде фонтана. Он прислал мне все чертежи и расчеты, с которыми я и обратилась к главе городской администрации Михаилу Павловичу Климову, предложив установить такой фонтан в родном городе Боровске, на что он откликнулся положительно, честь ему и хвала.
***
Боровск - мой родной город. Вместе с моим отцом Георгием Константиновичем Киселевым, объезжая его улицы и окраины, я узнавала этот город с детства, находясь в отцовской машине, а чуть позже - сидя в инвалидной коляске, я увидела все задворки, закоулки, поляны, овраги, благодаря уже Николаю Милову, моему мужу. Все это создавало в моем сердце прекрасный образ Боровска, и мне хотелось и самой что-то сделать для него.
…***
Много лет по стране передвигались мои рисунки, и эти выставки устраивали энтузиасты на свои средства и своими организационными хлопотами. Теперь энтузиазм поугас и картины мои осели в шкафу. А моя мечта – подарить городу свои картины, вот только помещение для галереи пока не нашлось, а мне хотелось развернуть культурную работу в выставочном зале с моими рисунками».
(Киселева Л.Г. С любовью к родному городу / БИ. 2017. №129-130. С.3).
Е. Лубинец: «Этот проект является поистине всенародным, в сборе средств приняли участие жители Боровского района и других городов.
Вес конструкции составляет около 140 кг. Система фонтана выполнена как флагшток на корабельном судне. Благодаря такой системе девочка должна держаться довольно прочно.
А привёз гостью с зонтиком в Боровск из Санкт-Петербурга автор и исполнитель идеи инженер-строитель Игорь Коптев. Он познакомился с Людмилой Георгиевной 32 года назад. В то время юноша служил курсантом в одном из питерских училищ. Стоя в наряде, он увидел в газете ,,Комсомольская правда“ перепечатанную картину боровской художницы «Девочка-весна». Коптева поразила эта работа, впечатлила строгость прямых линий. И в свой отпуск он отправился в Боровск познакомиться с Киселёвой. Художница приняла его радушно, а на прощанье подарила альбом со своими работами. И именно в тот момент мужчина понял: ,,Простому человеку тем более нечего грустить и пенять на жизнь. Нужно выбрать дело по душе, и всё получится. Руки-ноги есть – пора идти искать своё счастье, а не натягивать на себя колючее одеяло, думая, потом, откуда валятся шишки“.
Через некоторое время возникла идея: слепить по рисунку боровской художницы скульптуру. Коптев купил пластилин и глину и вместе со скульптором слепил фигуру девочки: сначала маленького размера, а потом и близкую к размеру той, что привезли в Боровск. Но для реализации проекта из стойких материалов нужны были средства. Мужчина писал президенту, питерскому губернатору, идея всем нравилась, но денег собрать не удавалось. И тут произошла встреча с директором городского водоканала, который согласился помочь с финансированием. Через полтора года нашли подходящее место для скульптуры – всё там же, в городе на Неве, в Музее воды. И закипела работа. Сроки поставили жёсткие: три месяца. Нашли питерскую школьницу, которая стала прототипом будущей девочки с зонтиком, сделали множество фотографий, иначе бы скульптура не вышла такой реалистичной. Вообще в проекте было задействовано много людей: скульпторы, формовщики, литейщики, сварщики. Более того, по словам Коптева, в процессе работы всё негативное, что было в исполнителях, вдруг стало выходить наружу: многие заболевали, всплыли на поверхность проблемы в семье. Коптев считает, что таким образом люди очищались, болезни вскрывались, как нарывы.
,,Сама идея рисунка очень глубока, сильна: слабая девочка может защитить звезду в небе от ветра и дождя, - рассказывает Коптев. - А аллегория такова: в каждом человеке скрыта сила, которую он даже не может оценить. Яркий пример тому – создательница девочки, она всю жизнь прикована к постели, но при этом помогает детям, занимается творчеством, восстанавливает церкви“.
А через десять лет после появления скульптуры в Музее воды по тем же формам девочку с зонтиком отлили для боровчан. И такая скульптура, безусловно, станет самым лучшим памятным объектом, напоминающим жителям и гостям города, что именно здесь живёт и трудится Людмила Киселёва».
(Лубинец Е. Девочка с зонтиком стала боровчанкой / БИ. №97-98. С.4).
Более подробно узнать о творчестве Л.Г. Киселевой можно из ее книг – См. – сайт «Старый Боровск» - http://www.borovskold.ru/content.php